Шпаргалки по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 23:06, шпаргалка

Описание работы

1 Политология – интегрированная наука о политике.
Политология – это наука и учебная дисциплина, отрасль социально-гуманитарного знания о политике, политических отношениях, политических системах, взаимодействии личности, общества, государства.
Политология как учение о политике возникает в IV в. до н.э. в работах Платона («Государство», «Законы»), Аристотеля («Политика»), где теоретически исследуется понятие «политика». Н.Макиавелли в работе «Государь» XVI в. разделил политику, мораль и употребил термин государство. Значительный вклад в развитие политической науки внесли Дж. Локк, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо.

Работа содержит 1 файл

gjkbnjkjubz.docx

— 56.26 Кб (Скачать)

Признаки правового государства:

1. Приоритет прав личности, равная ответственность и обязанность  государства перед гражданами  и граждан перед государством.

2. Действует принцип «разрешено  все, что не запрещено законом»  Верховенство гуманных законов.

3. Разделение властей,  общественный контроль за их  функционированием.

4. Социальная основа государства  – зрелое гражданское общество.

Гражданское общество (Ж.Ж. Руссо  и Г. Гегеля) – система самостоятельных  и независимых от государства  общественных институтов и отношений, которые призваны обеспечивать условия  для самореализации индивидов и  коллективов, реализации частных интересов  и потребностей.

Характерные признаки гражданского общества:

• Гуманизм и стабильность социальных отношений.

• Правовая защищенность каждого  гражданина.

• Высокий уровень политической культуры и гражданской ответственности  личности.

• Полит плюрализм, развитая система самоуправления, свободная  инициатива граждан.

• Эффективный социальный контроль над деятельностью институтов власти.

• Равная ответственность  государства, общества, личности.

• Гражданское общество неразрывно связано с правовым государством, что обеспечивает верховенство права  и свободы граждан

 

24. Понятие Конституции,  её юридические и политические  свойства.

Конституция Республики Беларусь является ценностной, гуманистической  парадигмой построения социального, правового, демократического государства. Идеологический компонент Конституции закреплен  в разделении властей, обеспечении  прав личности, формировании аксиологического подхода к правам человека, построения социально ориентированного правового  государства.

Конституция – основной закон  государства, который определяет основы конституционного строя, права и  свободы граждан, административно-территориального устройства, права центральных и  местных органов власти, обладает высшей юридической силой.

Гарантом Конституции  РБ является Президент РБ А.Г. Лукашенко, который обеспечивает конституционные  права граждан, стабильность развития белорусского общества.

Функции Конституции:

• Юридическая - конституция  – это главный источник права, является базой для развития текущего законодательства и закрепляет основы конституционного строя, определяет основы правового положения личности

• Политическая – определяет политическую систему общества, устанавливает  основы организации власти, статус государства и общественных объединений, принципы участия граждан в управлении делами общества и государства.

• Идеологическая - конституция  наиболее авторитетный закон, обращается к признанным в обществе ценностям, убеждает человека следовать тому, что записано в Основном Законе. Все функции находятся в единстве, сочетаются и дополняют друг друга.

 

25 Структура Конституции  РБ и основные принципы Конституционного  строя. 

Конституция– Основной Закон  РБ, имеющий высшую юридическую силу и закрепляющий основополагающие принципы и нормы правового регулирования  важнейших общественных отношений. Конституция РБ 1994 г. (с изменениями  и дополнениями), принятыми на республиканском  референдуме 24 ноября 1994 г., основывается на ряде принципов: демократизме и равноправии  граждан, гуманизме, преемственности  и стабильности, легитимности, реальности и гарантированности, законности и  верховенстве права.

По своей структуре  и содержанию – это кодификационный  документ, единый закон, структура которого изложена в научно-обоснованной последовательности. С изменениями и дополнениями, принятыми в 1996 г., состоит из преамбулы, девяти разделов, восьми глав, объединяющих 146 статей.

Констит строй – это  определённый порядок, при котором  соблюдаются права и свободы  человека и гражданина, а гос-во действует  в соответствии с Конституцией и  законодательством.

Основные принципы конституционного строя РБ:

- Суверенитет государства и народа (проявляется в том, что РБ самостоятельно осуществляет внешнюю и внутреннюю политику (ст. 1); единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ

- Приоритет прав и свобод человека, их защита – главная обязанность Народовластие. Единственным источником власти является народ(ст. 3).

- Разделение властей на законодательную (Национальное собрание) – парламент, исполнительную (Совет Министров) – правительство, судебную, где ветви власти взаимодействуют между собой, уравновешивают друг друга.

- Верховенство права. Означает, что гос-во, должностные лица, органы власти, граждане должны знать нормы права и законод, цель общественного развития, формирования правового государства, основными признаками которого является верховенство права.

- Приоритет общепринятых принципов международного права и обеспечение соответствия им законодательства с целью интегрироваться в мировое содружество.

- Единство и неотчуждаемость территории РБ, который позволяет обеспечить безопасность и неприкосновенность государства, защищать его целостность и суверенитет.

- Равенство государственной и частной форм собственности , что способствует равенству хозяйственной и иной деятельности и развитию предпринимательства.

- Равенство перед законом социальных, национальных и других отношений

26 Контроль Конституционного  суда за соблюдением Конституции.

Прочность и стабильность государства в решающей степени  зависят от соблюдения Конституции, где главную роль играет конституционный  суд, который состоит из 12 судей (6 назначается президентом, 6- советом  республики). Основными принципами деятельности Конституционного Суда являются законность, независимость, коллегиальность, гласность, равноправие, состязательность сторон.

Конституционный Суд рассматривает  дела и даёт заключения:

• О соответствии законов, декретов и указов Президента РБ, международных  договорных, международно-правовым актам, ратифицированным РБ.

• О соответствии постановлений  Совета министров, актов Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда, Генерального прокурора Конституции, международно-правовым актам, законам, декретам и указам.

Решения Конституционного Суда, принятые в пределах его компетенции, обязательны для исполнения на территории РБ всеми государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.

Конституционный суд является важным государственным органом, обеспечивающим соблюдением законности, правопорядка в стране и вносит значительный вклад  в формирование идеологии правового  государства.

28 Принципы организации  и деятельности институтов гос  власти.

Государство располагает  системой специальных органов, которые  наделены широкими государственно-властными  полномочиями и управляют обществом. Эти органы образуются в установленном  государством порядке. Они уполномочены выполнять конкретные задачи и функции. Каждый орган является неотъемлемой частью «механизма» государственной  власти.

Основные принципы организации  и деятельности государственных  органов:

• разделение властей;

• демократический централизм;

• законность;

• принятие управленческих решений и обеспечение их исполнения;

• отчетность перед гражданами, гласность управленческой деятельности;

• невмешательство государственных  органов в деятельность общественных организаций.

Статья 6 Конституции Республики Беларусь: «Государственная власть в  Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Государственные  органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют  между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга».

В систему органов государственной  власти нашей страны входят:

• Президент РБ – глава  государства (президентская власть);

• Парламент – Национальное Собрание РБ (законодательная (представительная) власть);

• Правительство – Совет  Министров РБ (исполнительная власть);

• Конституционный суд  РБ, общие и хозяйственные суды (судебная власть);

• Органы прокуратуры, Комитет  гос контроля (контрольно-надзорные  органы);

• Органы местного управления и самоуправления.

Эти институты олицетворяют единую государственную власть РБ. В законах страны закреплен их статус, определены функции и полномочия в управлении обществом.

 

29. Президент РБ. Его конституционные  права и полномочия.

Статья 79 Конституции Республики Беларусь: «Президент Республики Беларусь является Главой государства, гарантом Конституции РБ, прав и свобод человека и гражданина.

Президент олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешний  полит, представляет РБ в отношениях с другими гос-вами и террит целостности, обеспечивает политическую и экономическую  стабильность, преемственность и  взаимодействие органов гос власти, осуществляет посредничество между  органами гос власти.

Президент обладает неприкосновенностью, его честь и достоинство охраняются законом».

Полномочия Президента:

• Назначает республиканский  референдум, выборы в палату Представителей, Совет Республики и местные представительные органы;

• С согласия Палаты Представителей назначает на должность премьер-министра;

• Назначает 6 судий Конституционного суда и с согласия Совета Республики председателя конституционного суда;

• Ежегодно обращается с  посланиями к Парламенту и белорусскому народу по положению в государстве, основных направлениях внутренней и  внешней политики;

• Возглавляет Совет безопасности Республики;

• Является главнокомандующим  военных сил Республики Беларусь;

• В случае стихийного бедствия или военной угрозы вводит чрезвычайное положение и объявляет мобилизацию  с внесением в трехдневный  срок принятого решения Совета Республики.

 

30 Законодательная власть. Структура и функции.

Законодательная власть –  это система полномочий и представительных органов государственной власти, которые разрабатывают и принимают  законы, имеющие прямое действие на территории государства.

Статья 90 Конституции РБ «Парламент - Национальное собрание РБ является представительным и законодательным органом РБ.

Парламент состоит из двух палат – Палаты представителей и  Совета Республики, которые избираются на 4 года. Состав Палаты представителей – 110 депутатов. Избрание депутатов  Палаты представителей по одномандатным  округам осуществляется на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании.

Совет Республики является палатой  территориального представительства. От каждой области и города Минска избираются выборщиками (Советами депутатов) по 8 членов Совета Республики. 8 членов Совета Республики назначаются Президентом  РБ.

Основные полномочия Палаты представителей:

• Рассмотрение по предложению  Президента или по инициативе 150000 граждан  изменения и дополнения в Конституцию  Республики Беларусь;

• Рассмотрение проектов законов  об основных направлениях внутренней и внешней политики, военной доктрины, об утверждении республиканского бюджета, установлении республиканских налогов  и сборов;

• Назначение выборов Президента РБ;

• Дает согласие Президенту на назначение премьер-министра.

Любой законопроект, если иное не предусматривается Конституцией, в начале рассматривается в Палате представителей, затем в Совете Республики и в пятидневный срок подписывается  Президентом.

Решения Палаты представителей принимаются в форме законов  и постановлений. Законы подлежат немедленному опубликованию после их подписания и вступают в силу через 10т дней после опубликования, если в самом  законе не установлен срок. Закон не имеет обратной силы, за исключением  случаев, когда он смягчает или отменяет ответственность граждан.

Парламент выполняет следующие  функции:

- Законодательная означает, что основная задача Парламента – принятие законов;

- Представительная означает, что в Парламенте работаю депутаты, избираемые народом, которые получили право от имени народа принимать законы и представлять интересы граждан;

- Контроль Парламента за деятельностью исполнительной власти, что служит интересам государства и общества, содействует эффективности исполнения законов.

 

 

31 Понятие и сущность  исполнительной власти.

Исполнительная власть –  это система полномочий и органов  государственной власти, реализующих  законы и иные нормативные правовые акты, обеспечивающих разработку и  осуществление внутренней и внешней  политики государства.

Исполнительную власть в  государстве осуществляет Правительство  – Совет министров РБ. Это центральный  орган гос управления. Правительство  в своей деятельности подотчетно Президенту и ответственно перед  Парламентом. Оно слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом. Правительство – коллегиальный  орган, который осуществляет исполнительную и распорядительную власть.

Премьер-министр назначается  Президентом с согласия Палаты представителей.

Основные функции Правительства:

• руководить системой подотчетных  ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти;

Информация о работе Шпаргалки по "Политологии"