Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 23:06, шпаргалка
1 Политология – интегрированная наука о политике.
Политология – это наука и учебная дисциплина, отрасль социально-гуманитарного знания о политике, политических отношениях, политических системах, взаимодействии личности, общества, государства.
Политология как учение о политике возникает в IV в. до н.э. в работах Платона («Государство», «Законы»), Аристотеля («Политика»), где теоретически исследуется понятие «политика». Н.Макиавелли в работе «Государь» XVI в. разделил политику, мораль и употребил термин государство. Значительный вклад в развитие политической науки внесли Дж. Локк, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо.
• Идеи гуманизма и патриотизма, справедливости и равенства людей в творчестве Ф. Скорины, Н. Гусовского, С. Будного, А. Волана, В. Тяпинского.
3. Период Речи Поспалитой.
• Формирование идеи государственно-политического объединения белорусского, украинского и русского народов;
• Обоснование путей утверждения свободы, главным образом свободы вероисповедания, жизнедеятельности людей;
• Развитие демократических идей борьбы с польскими феодалами, католической церковью, за национальную независимость Беларуси и ее единение с Россией.
Представители: С. Полоцкий, А. Филиппович, Л. Смотрицкий, С. Зизаний, Г. Конисский.
4. Период Российской Империи:
• Формирование идей национального самоопределения белорусов. Представители: Ф. Богушевич, М. Богданович, Я. Купала, Я. Колас.
• Революционно-демократические взгляды К. Калиновского, направленные против крепостничества и царского самодержавия.
5. Советский и постсоветский периоды:
• Поиск путей государственного устройства Беларуси и приоритетов ее внутренней и внешней политики: А. и И. Луцкевичи, В. Ластовский, Д. Жилунович, А. Чарвяков, Г. Машеров, А. Лукашенко.
11 Основные направления современной политологии.
1. Социологическое направление.
М. Вебер, Э. Дюркгейм,, М. Дюверже работа «Социология политики» изучает явление политики через призму общества и его развития.
Итальянцы В. Парето и П. Моска разработали основы современной концепции элит, манипулирование массами с помощью понятия «львы и лисы».
М. Вебер изучает политику на основе ценностей, идеалов, веры, которая оказывает влияние на развитие общества.
2. Институционализм. - С. Липсет,
Ч. Миллс, рассматривает
3. Концепция политического плюрализма.
Представители концепции: Э. Дюркгейм, М. Дюверже, Р. Даль, Р. Дарендорфф, П. Сорокин.
Для данной концепции характерна социальная солидарность, теория стратификации, т.е. исчезновение классов, функций государства как арбитра между конкурирующими политическими силами и присутствуют демократические свободы и плюрализм мнений.
4. Теория демократии.
А. де Токвиль, Й. Шумпетер разработали современное учение о правовом обществе, гражданском обществе, свободе и правах человека с позиции демократического построения общества, где главным источником власти является народ.
5. Теория бюрократии.
М. Вебер, Р. Мертон, С. Липсет исследуют функции и структуру бюрократической власти, вопросы соотношения бюрократии и демократии, принцип рационализма.
6. Концепция тоталитаризма.
Х. Арендт, Ф. Хайек, И. Бердяев. – рассматривает развитие тоталитаризма, связанное с антилибиральной идеей, где личность выступает как винтик политической системы.
7. Теория международных отношений.
Р. Арон, Р. Моргентау, С. Ханктингтон («Становление цивилизаций» 1993г.) и Ф.Фукуяма(«Конец истории»)показал победу демократических идей в мире после распада СССР и других авторитарных политических режимов.
С середины 70-ых гг. XX в. начинается поиск новых парадигм развития политической науки.
12 Происхождение политики,
ее специфика, функции,
Основные причины
Аристотель назвал политику высшей формой человеческого общения, понимая политику как деятельность по управлению государственными делами «полиса».
Демокрит и Платон назвали политику высшим из всех искусств, а политическую деятельность – занятием для одаренных, мудрых, справедливых и честных людей.
Н. Макиавелли характеризовал
политику как совокупность средств,
необходимых для того, чтобы овладевать
государственной властью и
В политологии существует многообразие трактовок политики как общественного явления:
Экономическая: полит рассматривается с позиции эконом детерминизма как надстройка над эконом базисом.
Стратификационная: политика
– соперничество социальных групп,
стремящихся к реализации своих
интересов с помощью
Правовая: политика – производное
от права и ее задача:формирование
концепции правового
Институциональная: полит определяется как деятельность гос и общ институтов.
Конфликтно-консенсуальная:
объясняет полит как совокупн
соц противодействий и
Виды политики:
• Внутренняя – основные направления деятельности государства по регулированию отношений людей внутри данного сообщества.
• Внешняя – вопросы, связанные
с регулированием отношений данного
государства с другими
• Международная – деятельность мирового сообщества в 1-ю очередь ООН по разрешению стоящих перед ним проблем.
Функции политики:
• Интеграция общества, сплочение граждан для достижения общих целей, предупреждения и разрешения социально-политических конфликтов.
• Управление общественными процессами, использования ресурсов государственной власти, создание и применение механизмов политических действий, государственного контроля, убеждения, принуждения.
• Политическая социализация.
• Выражение и реализация социальных интересов.
• Проектирование социально-политического развития.
Структура политики:
Субъекты политики – государство, инстит гос власти, граждане.
Объекты политики – общество, гос-во и их институты, соц группы, проблемы и процессы.
Полит организации общества выполняют различные роли и функции, обладают властными полномочиями, закрепленными законом государства.
Политические интересы.
Полит отношения, регулирующиеся правовыми, политическими и нравственными нормами.
Политическое сознание, ценностные установки, убеждения, психология.
13. Взаимопонимание политики с экономикой, моралью, правом.
Политика и экономика:
Влияние политики демократического государства на экономическую жизнь общества проявляется:
В разработке и реализации эконом стратегий, отвечающих потребностям общества.
В принятии законов и политических
решений, эффективно регулирующих и
стимулирующих экономические
В создании благоприятных
условий для научно-
В постепенном сужении сферы государственного администрирования в экономике и расширении свободы действий субъектов хозяйствования.
Политика и право.
Политическое управление
обществом невозможно без регулирования
его нормами права. Политика и
право – явления
Политика и мораль.
. В истории политической
мысли прослеживается
Морализаторские – нравственные принципы имеют приоритетное значение по сравнению с политическими целями
Ценностно-негативные – допускается,
оправдывается нарушение
Компромиссный – признается необходимость соблюдения нравственных норм в политике, учета специфики морали и политики. Без союза с моралью политика лишается гуманных ценностей, превращается в инструмент власти с целью достижения определенного результат.
14. Политическая власть. Характеристика власти, структура, функции, формы.
Политическая власть – реальная способность и возможность определенной социальной группы, организации, индивида проводить в жизнь свою волю, выраженную в политике, политических и правовых нормах.
Власть – система социальных
отношений «господства –
Структура власти:
субъекты власти. Гос-во, межд ассоциации, полит лидеры;
объекты власти: инстит гос власти, полит партии и общ организации;
источники власти: законность, авторитет, желание и умение властвовать, материальные возможности, престиж, интерес, традиции, убеждения;
ресурсы власти, экономич, норм-правовые, админ-принудительные, демографич.
Функции власти:
• управление делами государства и общества;
• поддержание гражданского мира и общественного порядка;
• выявление локализации и разрешение конфликтов в обществе;
• принуждение во имя соц-значимых целей и сохр стабильн в общ-ве;
Признаки власти:
• власть – особый вид отношений между субъектами и объектами с целью достижения определенных ресурсов. Субъект – носитель власти, он господствует, принимает решения, обеспечивает их выполнение.
• власть – влияние, право
и возможность управлять
• власть выражается в нормах, правилах, стимулах, санкциях, психологическом воздействии.
• власть – главная привилегия в обществе. Чем больше её имеют, тем больше её хотят.
• высшая форма политической власти в обществе – государственная власть, решения которой обязательны для исполнения всеми субъектами политики.
Верховенство государственной власти проявляется в следующем:
а) единственный источник власти – народ;
б) действует единая система
органов государственной
в) государственная власть
суверенна в отношении с
г) только государственная власть в праве обеспечить конституционный правопорядок, используя насильственные средства и методы.
Органы государственной власти РБ в соответствии с Конституцией:
• Президент – Глава гос-ва, гарант конституционных прав граждан;
• Парламент – Нац Собр РБ, законодат, представительный орган власти;
• Правительство – Совет министров РБ, исполнительная власть;
• Конституционный Суд, общие и хозяйственные суды, судебная власть;
• Прокуратура, Комитет гос контроля, контрольно-надзорные органы власти.
15. Легитимность политической власти.
Легитимность – признание народом и политическими силами правомерности, целесообразности власти, ее права управлять и добровольно подчиненятся предписанным данной властью правилам и нормам.
Легитимная власть – власть, признаваемая народом, которая базируется на его доверии.
Легальность – юридически законная власть, сформированная и функционирующая в соответствии с Конституцией и законами страны.
Референдум 17 октября 2004г. об изменении Статьи 81 Конституции РБ – снятии сроков ограничений полномочий Президента РБ, тем самым обеспечил легитимность и легальность политической власти.
Немецкий социолог М. Вебер различал 3 типа легитимности власти:
Традиционная. Основана на авторитете традиций и обычаев. Характерна для стран Востока: Египет, Индия, Персия, Китай, средневековая Европа.
Харизматическая. Основана на
вере исключительно личного качества
лидеров обладающих особым божественным
даром – харизмой. Харизматический
способ легитимности власти характерен
для переходных обществ, где недостаточно
развиты демократические
Рационально-правовая. Характерно
для демократических
16. Понятие политической
системы, ее структура и
Политическая система – совокупность институтов государственной власти и общественных объединений, политических отношений и действий, ценностей, функций, полномочий и ресурсов, обеспечивающих управление обществом.
Подходы к изучению политических систем:
1.Институциональный –
рассматривает политическую
2.Системный – исследует
социальную систему, ее
Структура политической системы общества включает в себя подсистемы:
• Институциональная – государство, политические партии, общественные организации, группы давления, церковь.
• Нормативно-регулятивная - развивает политико-правовые и нравственные нормы, где особую роль играют конституция и законы.
• Коммуникативная - обеспечивает
обмен информацией между
• Культурно-идеологическая
-включает политическую идеологию и
культуру, служит ценностной основой
развития и совершенствования