Шпаргалка по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 22:41, шпаргалка

Описание работы

работа содержит ответы на вопросы по "Политологии"

Работа содержит 1 файл

politologia_otvety.docx

— 400.46 Кб (Скачать)

22.Политическая элита

Для современной политической науки характерно признание элитарности  существующего общества. Реальная политическая власть сосредоточена в руках  меньшинства – элиты, формирующей  цели развития общества и принимающей  важные политические важные политические решения. В настоящее время существует большое количество различных концепций, обосновывающих правомерность деления  общества на управляющее меньшинство  и управляемое большинство.

Идеи о неизбежности деления  общества на управляющих и управляемых  высказывались ещё в глубокой древности. Достаточно в этой связи  назвать имена Конфуция, Платона, Макиавелли, хотя в то время они  не получили серьезного социологического обоснования. Первые научно разработанные  концепции элит были предложены в  конце Х1Х – начале ХХ века Г.Моска, В.Парето, Р.Михельсом. В их произведениях  были охарактеризованы основные качества элиты, критерии и формы отбора, взаимоотношения  внутри элиты и отношения элиты  с массами, роль элиты в обществе. Они подчеркивали элитарность любого общества, его неизбежное деление  на управляющее меньшинство и  управляемое большинство. Власть принадлежит  элите потому, она отличается особыми  качествами

В настоящее время существуют различные направления элитарных  теорий: ценностные теории элиты, теории демократического элитизма, концепции  плюрализма элит, леволиберальные теории. Они отражают те или иные аспекты  реальной действительности.

В обобщенном виде политическая элита - это привилегированная группа, которая занимает руководящие позиции  во властных структурах и непосредственно  участвует в принятии важнейших  для общества решений. Для современного общества характерна разносторонняя, внутренне дифференцированная, но интегрированная  политическая элита.

Существование политической элиты объясняется целым рядом  факторов: психологическим и социальным неравенством людей, законом разделения труда, политической пассивностью значительной части населения.

Типы элиты.

Современные политические элиты, как правило, имеют сложную структуру  и заметно различаются в разных странах. По этой причине существуют разнообразные классификации политической элиты.

Элита, непосредственно обладающая государственной властью, называется правящей. Ей противостоит оппозиционная  или контрэлита. В зависимости  от характера рекрутирования элиту  подразделяют на открытую и закрытую. Открытая элита может пополняться  представителями разных слоев населения. В закрытую элиту доступ не возможен для представителей других социальных групп.

П. Шаран выделил традиционную и современную элиту. В традиционную элиту входят религиозные элиты, аристократия, военное руководство  развивающихся стран. Современную  элиту он характеризует как рациональную. Она состоит из четырех групп.

Высшая элита принимает  все важнейшие в обществе решения. В её состав ходит высшее руководство  страны и их ближайшее окружение. Принято считать, что в западных странах на каждый миллион жителей  приходится примерно 50 представителей высшей элиты.

В среднюю элиту включают лиц, характеризующихся тремя признаками – уровнем дохода, профессиональным статусом, образованием. Эта часть  элиты составляет примерно 5% взрослого  населения. Группы, у которых отсутствует  один из трех показателей, образуют маргинальную элиту.

Высший слой государственных  служащих составляет административную элиту. Административная элита осуществляет исполнительные функции.

Системы отбора в элиту.

Социальная результативность политической элиты в значительной степени зависит от её качественного  состава, профессиональной компетентности. Профессионализм элиты во многом определяется системой отбора. Этому  процессу в большинстве стран  уделяется особое внимание. Обычно выделяют две основные системы рекрутирования элит: гильдий и антрепренерскую.

Система гильдий отличается, прежде всего, закрытостью. Отбор кандидатов на более высокие посты осуществляется из низших слоев самой элиты очень  узким кругом руководящих работников. Характерно для этой системы медленное  продвижение кандидата на высшие должности, что обусловлено наличием множества формальных требований к  претенденту. Это приводит к воспроизводству  существующего типа элиты. Без дополнения конкурентными механизмами система  гильдий может привести к постепенной  дегенерации элиты.

Одним из вариантов системы  гильдий является номенклатурная система  рекрутирования. Первоначально она  сложилась в СССР, а затем получила распространение в других социалистических странах. Её главная особенность  заключается в том, что назначение руководителей практически любого уровня осуществлялось только с согласия соответствующих партийных органов. В СССР номенклатура представляла относительно замкнутую группу, сосредоточившую  в своих руках политическую власть. Закрытый характер номенклатурной системы  обусловил во многом деградацию советской  политической элиты.

Антрепренерская система  отличается, прежде всего, открытостью. Теоретически она дает возможность  представителям любых общественных групп претендовать на места в  политических структурах, так как  ориентирована на личностные качества кандидата. В этом отношении антрепренерская  система предоставляет широкие  возможности молодым лидерам  и нововведениям. Ограниченное число  формальных требований к претендентам, широкий круг электората обеспечивают высокую степень конкурентности отбора в элиту. Антрепренерская  система лучше приспособлена  к современным реалиям.

23.Международная политика и международные  отношения

Международные отношения - совокупность политических, экономических, дипломатических, военных, культурных, научно-технических и других связей и взаимоотношений между народами, между государствами и объединениями государств.

 На развитие международных  отношений влияет такой важный  фактор, как мировая политика.

Международная политика -это деятельность государств на международной арене и политические отношения между ними на надгосударственном и наднациональном уровне (пр. - в рамках ООН). Данный термин в политологии не разработан, но, видимо, под международной политикой можно понимать сферу деятельности субъектов международных отношений, а также приемы и средства международных отношений и внешней политики.

24.Глобальные проблемы современности

Глобальные проблемы современности  — это совокупность социоприродных проблем, от решения которых зависит  социальный прогресс человечества и  сохранение цивилизации. Эти проблемы характеризуются динамизмом, возникают  как объективный фактор развития общества и для своего решения  требуют объединённых усилий всего  человечества. Глобальные проблемы взаимосвязаны, охватывают все стороны жизни  людей и касаются всех стран мира.

Глобальные проблемы современности - это совокупность наиболее острых, жизненно важных общепланетарных проблем, решение которых требует совместных усилий стран мирового сообщества. Отличительной особенностью этих проблем  явля-ется их комплексность, системность  и всеобщность, что обус-ловлено  растущим единством современного мира, усилением взаимосвязи и взаимозависимости  составляющих его частей.

Все глобальные проблемы условно  можно разделить на че-тыре группы: социально-политические, социально-экономичес-кие, социально-экологические и социально-гуманитарные.

25.Государственный суверенітет

Государственный суверенитет — это неотчуждаемое юридическое качество независимого государства, символизирующее его политико-правовую самостоятельность, высшую ответственность и ценность как первичного субъекта международного права; необходимое для исключительного верховенства государственной власти и предполагающее неподчинение власти другого государства; возникающее или исчезающее в силу добровольного изменения статуса независимого государства как цельного социального организма; обусловленное правовым равенством независимых государств и лежащее в основе современного международного права.[1]

Государственный суверенитет  включает такие основополагающие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных  границ и невмешательство во внутренние дела. Если какое бы то ни было иностранное  государство или внешняя сила нарушает границы данного государства  или заставляет его принять то или иное решение, не отвечающее национальным интересам его народа, то говорят  о нарушении его суверенитета. А это явный признак слабости данного государства и его  неспособности защищать собственный  суверенитет и национально-государственные  интересы.

Понятие "суверенитет" имеет для государства такой  же смысл, что и понятие "права  и свободы" для человека. Суверенитет  государства включает экономические, политические и правовые аспекты.

Экономической основой государственного суверенитета  слу-жит владение территорией, определенной собственностью, культурным достоянием и т.п.

Политическая основа суверенитета заключается в существовании  стабильного, сложившегося государства, наличии достаточно развитой политической организации власти.

Правовой основой суверенитета являются конституции, законодательство, декларации, общепризнанные принципы международного права, фиксирующие  равенство государств, их территориальные  права и территориальную целостность, невмешательство во внутренние в  внешние дела, право наций на самоопределение.

Выступая признаком государства, суверенитет характеризует его  как особый субъект политических отношений, как главный компонент  системы общества.

26.Политические конфликты

Политический конфликт —  столкновение субъектов политик  в их взаимном стремлении реализовать  свои интересы и цели. Последние  связанны с достижением власти или  ее пере­распределением, влекущим за собой  изменение политического ста­туса индивидов в обществе.

27.Формы государственного устройства

Форма государственного устройства – это соотношение частей и  целого в государ­стве, или соотношение  полномочий центральных и региональных органов власти.

Выделяют три основных формы государственного устройства:

    федерация;

    унитарное государство;

    конфедерация.

Федерация – это союз относительно самостоятельных государственных  образова­ний, имеющих общие центральные  органы.

Унитарное государство –  это единое политически однородное образование, состоящее из административно-территориальных  единиц, не обладающих собственной  государственностью.

Конфедерация – это  союз самостоятельных независимых  государств для осуществления совместных конкретных целей.

28.Социализм как политическое  учение.

Социализм– учение о преобразовании общества, базирующегося на частной  собственности и эксплуатации, в  общество в котором царит социальное равенство и справедливость, путем  ликвидации частной собственности (как основы эксплуатации и социального  неравенства) и установления коллективной (общественной) – социалистической собственности.

Первые попытки идеологически  обосновать преобразование общества на началах коллективизма относятся  к эпохе Возрождения и связаны  с именами великих гуманистов XVІ в. – английского государственного деятеля и мыслителя Т. Мора (работа "Утопия") и итальянского поэта, философа и политического деятеля

29.Выборы и избирательные системы

 

Выборы отбирают и формируют  политическую элиту. Систематическое  проведение выборов повышает политическую и правовую культуру населения. Участие  избирателей в выборах учит их правильно оценивать лозунги  и практическую деятельность партий и избранных должностных лиц, сопоставлять обещания и реалии. Институт всеобщих выборов является одним  из важных элементов демократической  политической системы.

Выборы – это процедура  формирования государственного органа или наделения полномочиями должностного лица, осуществляемая посредством голосования  при условии, что на каждый мандат могут претендовать два или более  кандидатов.

Типология выборов:

1.      Прямые  – характеризуются тем, что  вопрос об избрании решают  граждане.

Косвенные – вопрос об избрании решают избранные гражданами депутаты.

Т.е., прямыми выборами избираются нижние или единственные палаты парламентов, президенты в президентских и  смешанных республиках и другие должностные лица.

Косвенными выборами часто  избираются верхние палаты парламентов, иногда президенты (например, в США), правительства, судьи. Косвенные выборы могут иметь несколько стадий.

2.      Всеобщие  – когда в них участвуют  все избиратели страны.

Частичные – проводятся, когда необходимо пополнить состав палаты парламента из-за досрочного выбытия  отдельных депутатов.

3.      Очередные  – проводятся в сроки, указанные в конституции или законе.

Внеочередные – назначаются  в случае досрочного роспуска парламента или палаты.

Выборы имеют определённую периодичность, которая определяется сроком полномочий выборных органов. Она  позволяет избирателям регулярно  обновлять состав выборных органов, подтверждая доверие выборным лицам  или отказывая в нём. Продолжительность  срока полномочий выборного органа имеет важное значение. Мировая практика показывает, что срок полномочий парламентов  обычно составляет 4-5 лет, президентов – 4-7 лет..

Избирательная система –  это совокупность общественных отношений, посредством которых формируются  выборные органы государства.

Виды избирательных систем:

1.      Мажоритарная  - в основе лежит принцип большинства. 

а) мажоритарная система относительного большинства – избранным считается  тот кандидат, который получил  наибольшее количество голосов.

б) абсолютного большинства  – для избрания необходимо более  половины голосов (50% + 1 голос).

3.Смешанного характера  – с элементами мажоритарной  и пропорциональной систем.

Основные принципы избирательного процесса:

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"