Шпаргалка по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 22:41, шпаргалка

Описание работы

работа содержит ответы на вопросы по "Политологии"

Работа содержит 1 файл

politologia_otvety.docx

— 400.46 Кб (Скачать)

Аристотель обращается к  исследованию проблем политической жизни в таких трудах, как "Политика", "Афинская полития" и "Этика". Он разделяет формы государственного устройства на правильные (монархию, аристократию, политию), где власть осуществляется во имя общего блага, и неправильные (тиранию, олигархию, демократию), где  механизм власти подчинен лишь интересам  тех, кто правит. В созданной им теории "среднего элемента", под  которым понимается слой не бедных и не богатых людей, дорожащих  своим положением и независимостью и удерживающих общество от социальных потрясений, явно прослеживается идея, положенная в основу широко распространенной в современной науке теории "среднего класса".

Столь же актуальные для современности  идеи высказал римский оратор, мыслитель  и политический деятель Марк Туллий Цицерон (106-43 гг.до н.э.). Согласно Цицерону, государство и право возникают  в соответствии со всеобщим требованием  природы. Государство основано на всеобщем разуме и справедливости, оно возникает  в результате согласия в вопросах права и общности интересов. В  основе права лежит справедливость, первым требованием которой является призыв не вредить другим и не покушаться на чужую собственность. Цицерон  впервые говорит о "праве народов", существенным принципом которого является необходимость соблюдения обязательств, налагаемых международными договорами. Цицерон выделяет три формы государственного правления: царская власть, власть оптимистов (аристократии), народная власть (демократия). Лучшей формой государства Цицерон  считает смешанную форму, сочетающую в себе черты демократии и аристократии.

9.  Развитие политической мысли   Древнего Востока.

Самый ранний тип общества, пришедший на смену первобытному, сложился в цивилизациях Древнего Востока - Египте, Индии, Палестине, Китае. Государственные  образования возникли здесь в  конце IV- начале III тыс. до н.э. Политическая мысль зародилась в русле религиозно-мифологического  мировоззрения, унаследованного от родового строя.

-основные сюжеты политико-правовой мысли в эпоху зарождения государственно-правовых систем

Божественное

происхождение

и божественная

легитимация

В мифах говорится о  первоначальном непосредственном правлении  богов, которые затем научили  людей искусству управления и  передали власть земным правителям. Так, Геродот сообщает, что согласно источникам со времени первого египетского  царя по V в. до н.э. (посещение Геродотом  Египта), прошло 341 поколение.

(11 340 лет) и в течение  этого времени правили люди, а  до этого - боги. Сходные представления  о богах как устроителях общества, первых правителях и законодателях  и в древнегреческой мифологии  (правление Урана, Крона, Зевса).

Хотя политико-правовые институты - дело рук человеческих, результат  их деятельности, люди все же объясняли  власть божественным происхождением, порождением сверхъестественной силы. И оправдание - божественной силой. А следовательно, и тип отношений  особый. По древнекитайскому мифу о  божественном происхождении и характере  земной власти, именно персона верховного правителя Поднебесной является единственной точкой связи с высшими  небесными силами. Вся власть сконцентрирована, по этим воззрениям в особе верховного правителя в качестве его личной потенции и внутренней силы, а все  остальные должностные лица - лишь помощники личностной власти императора.

-Земные порядки -

часть общего,

космического порядка

-Люди не отличают сеоя от природы, они часть природы, их социум от нее не отделим. Космос в отличие от хаоса упорядочен, согласно мифам, усилиями богов. Земные же порядки - часть общемирового, космического порядка. В русле такого понимания и освещается в мифе земная жизнь людей, их общественное и государственное устройство, взаимоотношения, права и обязанности. Так, согласно зороастризму, государство должно быть земным воплощением небесного царства Ормузда. Монарх - служитель Ормузда, он должен защищать подданных. А всех служителей Ормузда должны объединять взаимная любовь, прощение и мир.

-У всех народов среди богов существует иерархия: деление на старших и младших и земная иерархия отражает небесную. Появляются фараоны, верховные жрецы, монархи, чиновники, вооруженные дружинники, профессиональные судьи, крестьяне и ремесленники.

-Земные законы -

воплощение вечных

божественных законов

Человек представление о  справедливости и правде всегда связывал с именем Бога. Бог - гарант справедливых законов.

10. Политические идеи Средневековья.

Ведущие мыслители этого  периода: Марк Аврелий Августин (Августин Блаженный),  Фома Аквинский.

Особенности и характерные  черты этого периода:

-развитие социально-политической мысли в основном усилиями религиозных деятелей;

- обоснование теологической теории политической власти;

-доминирующая роль религии  (и зависимого от неё государства) в политической сфере.

В средние века в общественно-политической мысли господствовали учения о власти и государстве, центральным звеном которых был теократизм; согласно его положениям церковь выступала  в качестве божьего представителя  на Земле. Церкви и её главе - Папе Римскому - принадлежала вся полнота власти, а светскому государству отводилась второстепенная роль, оно получало власть из рук церкви и служило  её интересам.

В основе воззрений Марка  Аврелия Августина (Августина Блаженного) (354-430 гг.) было следующее:

- обоснование и оправдание неравенства в обществе   (его он объяснял испорченностью  природы человека  в результате  грехопадения  первых  людей);

- тезис о том, что положение человека в обществе предопределено миром небесным;

- понимание истории человечества как борьбы ”двух градов“, двух государств: ”града божьего“, ” состоящего из праведников, божьих избранников и светского государства, ”великой разбойничьей организации“, в которой борются лишь за материальные блага и притесняют праведников. В конечном итоге ”град божий“ победит (т.е. неявно высказывается идея о необходимости подчинения  светских  институтов  государства церковной власти).

Видным  представителем этого  периода был и Фома Аквинский (Фома Аквинат) (1225-1274 гг.), основатель томизма  (причисленный в 1323 г. к лику святых римско-католической церкви и в 1567 г. признанный пятым ”учителем церкви“).

Его воззрения базировались на следующих посылках:

-сущность власти устанавливается  богом, поэтому в интересах  общественного целого необходимо  беспрекословное выполнение каждым  человеком своих обязанностей;

- государство также является  божественным установлением;

- несмотря на то,  что  власть  имеет божественное  происхождение,  Фома Аквинский допускал,  что  могут  быть  злоупотребления   властью,  и это  даёт  народу  право  на сопротивление тирану  и даже  его насильственное  свержение;

- в то же время и  государство может наказывать  еретиков, если церковь не справится  с ними духовными средствами.

11.Политические теории Нового  времени.

Ведущие   мыслители   этого   периода:    Ш. Монтескье,    Ж. Руссо, И. Кант,Г. Гегель.

Особенности и характерные  черты этого периода:

- формирование либеральной  политической идеологии;

- обоснованные необходимости  разделения властей;

- характеристика правового  государства;

- анализ  ценностей   и  механизма  функционирования  буржуазной демократии;

- формирование концепции  прав человека и гражданина.

Значительное внимание мыслители  этого периода уделяли проблемам  свободы и прав человека, гарантиям  безопасности личности, механизмам, обеспечивающим эту безопасность. Огромную работу в этом направлении проделал французский  философ, писатель и историк Шарль  Луи де Монтескьё (1689-1755 гг.). Он занимал  наследственный пост президента парламента в Бордо, являлся членом Бордосской  академии. В своих основных сочинениях (”Персидские письма“, ”Рассуждения о причинах величия и падения  римлян“, ”О духе законов“), анализируя функционирование различных государственных  устройств,  Ш. Монтескьё  делает вывод о том, что для преодоления  возможности злоупотребления властью  необходим такой порядок вещей, при котором различные власти (законодательная, исполнительная, судебная) могли бы взаимно сдерживать друг друга.

Другим представителем французского Просвещения XVIII века является французский  мыслитель и писатель, идеолог  дореволюционной мелкой буржуазии  Жан Жак Руссо (1712-1778 гг.). Руссо  принимал участие в создании знаменитой Энциклопедии. В 50-х - начале 60-х гг. Руссо  опубликовал произведения, направленные против социально-политического имущественного неравенства.

Руссо критиковал современное  ему общество, используя в качестве эталона для сравнения, во-первых, ”естественное состояние“ догосударственного человечества, во-вторых, идеальную  модель возможного общественного устройства.

Идеал Руссо - небольшие государства, жители которых могут непосредственно  осуществлять волеизъявление и контроль уполномоченных правителей. Чтобы предотвратить  неравенство в правах, требуется  обеспечить имущественное равенство  и запретить роскошь. Но так как  столь демократический строй  невозможен среди нравственно несовершенных  людей, Руссо склоняется к аристократии: ”именно тот строй будет наилучшим  и наиболее естественным, когда мудрейшие  правят большинством, когда достоверно, что они правят им к его выгоде, а не к собственной“.

При изучении этого периода  нельзя обойти вниманием политические взгляды великого немецкого мыслителя, философа и учёного, родоначальника немецкой классической философии Иммануила  Канта (1724-1804 гг.).

Кант обосновывал, что  государство - это объединение множества  людей, подчинённых правовым законам. Гражданин в этом государстве  должен обладать той же возможностью принуждения властвующих к точному  и безусловному исполнению закона, которой обладает властвующий в  отношении к гражданину.

Прогрессивным было учение Канта  о роли антагонизмов в историческом процессе жизни общества. Только через  действие лиц, которые кажутся источником одной лишь борьбы и вражды, возможно, по Канту, достижение величайшей задачи человеческого рода - всеобщего правового  гражданского состояния. Параллельно  с этим должно быть установлено состояние  вечного мира между всеми государствами. Средством к установлению и сохранению мира Кант считал развитие международной  торговли и общения с их взаимными  выгодами для различных государств.

12.Либерализм как политическое  учение.

Либерализм (лат. "libartas", "свобода") - экономико-политическая философия,  считающая, что главным  социальным субъектом является хозяйствующий  индивидуум, способный максимально  реализовать свои возможности в  условиях свободного рынка. Либерализм настаивает на минимализации участия  государства в хозяйственной  жизни граждан, считает, что Политическое, основанное на непрерывных традициях - в том числе традиционные институты  управления, власти и т.д. - лишь ограничивает свободу человека. Либерализм противостоит социализму, полагая, что любое вмешательство  в экономическую деятельность индивидуума  противоположно принципу свободной  конкуренции. По мнению либерального философа Филиппа Немо, "социальная справедливость глубоко аморальна".

 

13.Консерватизм как политическое  учение

«Консервативное» всегда включает в себя утвердившийся и  общепринятый в государстве набор  ценностей, детерминирующих поведение  и образ мыслей тех или иных категорий населения, а также  формы приспособления к традиционным социальным нормам и институтам.

 

Не стоит забывать, что  консерватизм развивался на религиозной  базе;

- основные положения консервативной  идеологии возникли в качестве  антитезы взглядам просветителей. 

 

Идеальное государство у  консерваторов — это организм, в котором ни один член не существует сам для себя, но каждый живет  для всех других и служит не себе, а всем остальным, благодаря чему сохраняется здоровье и крепость как всего тела, так и отдельных  его членов. В свою очередь, нездоровье какого-то одного элемента опасно для  политического организма в целом;

- консерваторы не проводят  грань между государством и  обществом, в противном случае  им пришлось бы признать необходимость  целого комплекса буржуазно-демократических  свобод, которые обеспечивают права  личности по отношению к государству;

Консерватизм (от лат. «conserver» - охранять, сохранять) идейно-политическое течение, выдвигающее в качестве основных требований сохранение и поддержание  исторически сформировавшихся форм политической и общественной жизни, в первую очередь, ее правовых и нравственных устоев, лежащих в основе семьи, религии, собственности. Само возникновение  консерватизма как идеологии, явилось  реакцией на результаты Великой Французской  революции, провозгласившей идеи свободы, равенства, братства и радикального переустройства жизни обществ по рациональному, научному плану. Первыми  идеологами консерватизма как направления  выступили видные французские и  английские политические мыслители  – критики Великой Французской  революции – Ж. де Местр, Л. де Бональд, Э. Бёрк.

Наиболее содержательные определения консерватизма предложены американскими политологами Д. Алленом  и С. Хантингтоном, а также английским социологом германо-венгерского происхождения  К. Манхеймом.

Так, Д. Аллен определяет консерватизм как определенную систему идей и  ценностей, которые те или иные слои общества стремятся сохранить в  противовес нововведениям. С. Хантингтон предложил понимать консерватизм более  широко - не как набор идей, а как, возникающее каждый раз в ситуации перемен стремление сохранить и  укрепить некоторые важнейшие институты  и принципы общественной жизни (в  разные эпохи они могут быть различными). При этом Манхейм предупреждает, что консерватизм следует отличать от традиционализма (который часто  служит его истоком): консерватизм - это теоретически оформленное учение, традиционализм - подсознательное психологическое  отрицание всяких нововведений и  изменений (т. е. особое настроение). Если традиционализм стремится вернуться  к идеальному первоначальному состоянию («золотой век» и т. п.), то консерватизм стремится сохранить от разрушения, существующие общественные институты  и ценности [99].

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"