Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 22:41, шпаргалка
работа содержит ответы на вопросы по "Политологии"
Аристотель обращается к
исследованию проблем политической
жизни в таких трудах, как "Политика",
"Афинская полития" и "Этика".
Он разделяет формы
Столь же актуальные для современности идеи высказал римский оратор, мыслитель и политический деятель Марк Туллий Цицерон (106-43 гг.до н.э.). Согласно Цицерону, государство и право возникают в соответствии со всеобщим требованием природы. Государство основано на всеобщем разуме и справедливости, оно возникает в результате согласия в вопросах права и общности интересов. В основе права лежит справедливость, первым требованием которой является призыв не вредить другим и не покушаться на чужую собственность. Цицерон впервые говорит о "праве народов", существенным принципом которого является необходимость соблюдения обязательств, налагаемых международными договорами. Цицерон выделяет три формы государственного правления: царская власть, власть оптимистов (аристократии), народная власть (демократия). Лучшей формой государства Цицерон считает смешанную форму, сочетающую в себе черты демократии и аристократии.
9. Развитие политической мысли Древнего Востока.
Самый ранний тип общества,
пришедший на смену первобытному,
сложился в цивилизациях Древнего Востока
- Египте, Индии, Палестине, Китае. Государственные
образования возникли здесь в
конце IV- начале III тыс. до н.э. Политическая
мысль зародилась в русле религиозно-
-основные сюжеты политико-правовой мысли в эпоху зарождения государственно-правовых систем
Божественное
происхождение
и божественная
легитимация
В мифах говорится о первоначальном непосредственном правлении богов, которые затем научили людей искусству управления и передали власть земным правителям. Так, Геродот сообщает, что согласно источникам со времени первого египетского царя по V в. до н.э. (посещение Геродотом Египта), прошло 341 поколение.
(11 340 лет) и в течение
этого времени правили люди, а
до этого - боги. Сходные представления
о богах как устроителях
Хотя политико-правовые институты - дело рук человеческих, результат их деятельности, люди все же объясняли власть божественным происхождением, порождением сверхъестественной силы. И оправдание - божественной силой. А следовательно, и тип отношений особый. По древнекитайскому мифу о божественном происхождении и характере земной власти, именно персона верховного правителя Поднебесной является единственной точкой связи с высшими небесными силами. Вся власть сконцентрирована, по этим воззрениям в особе верховного правителя в качестве его личной потенции и внутренней силы, а все остальные должностные лица - лишь помощники личностной власти императора.
-Земные порядки -
часть общего,
космического порядка
-Люди не отличают сеоя от природы, они часть природы, их социум от нее не отделим. Космос в отличие от хаоса упорядочен, согласно мифам, усилиями богов. Земные же порядки - часть общемирового, космического порядка. В русле такого понимания и освещается в мифе земная жизнь людей, их общественное и государственное устройство, взаимоотношения, права и обязанности. Так, согласно зороастризму, государство должно быть земным воплощением небесного царства Ормузда. Монарх - служитель Ормузда, он должен защищать подданных. А всех служителей Ормузда должны объединять взаимная любовь, прощение и мир.
-У всех народов среди богов существует иерархия: деление на старших и младших и земная иерархия отражает небесную. Появляются фараоны, верховные жрецы, монархи, чиновники, вооруженные дружинники, профессиональные судьи, крестьяне и ремесленники.
-Земные законы -
воплощение вечных
божественных законов
Человек представление о справедливости и правде всегда связывал с именем Бога. Бог - гарант справедливых законов.
10. Политические идеи
Ведущие мыслители этого периода: Марк Аврелий Августин (Августин Блаженный), Фома Аквинский.
Особенности и характерные черты этого периода:
-развитие социально-политической мысли в основном усилиями религиозных деятелей;
- обоснование теологической теории политической власти;
-доминирующая роль религии (и зависимого от неё государства) в политической сфере.
В средние века в общественно-политической
мысли господствовали учения о власти
и государстве, центральным звеном
которых был теократизм; согласно
его положениям церковь выступала
в качестве божьего представителя
на Земле. Церкви и её главе - Папе Римскому
- принадлежала вся полнота власти,
а светскому государству
В основе воззрений Марка Аврелия Августина (Августина Блаженного) (354-430 гг.) было следующее:
- обоснование и оправдание неравенства в обществе (его он объяснял испорченностью природы человека в результате грехопадения первых людей);
- тезис о том, что положение человека в обществе предопределено миром небесным;
- понимание истории человечества как борьбы ”двух градов“, двух государств: ”града божьего“, ” состоящего из праведников, божьих избранников и светского государства, ”великой разбойничьей организации“, в которой борются лишь за материальные блага и притесняют праведников. В конечном итоге ”град божий“ победит (т.е. неявно высказывается идея о необходимости подчинения светских институтов государства церковной власти).
Видным представителем этого периода был и Фома Аквинский (Фома Аквинат) (1225-1274 гг.), основатель томизма (причисленный в 1323 г. к лику святых римско-католической церкви и в 1567 г. признанный пятым ”учителем церкви“).
Его воззрения базировались на следующих посылках:
-сущность власти
- государство также является божественным установлением;
- несмотря на то, что
власть имеет божественное происхождение,
Фома Аквинский допускал, что
могут быть злоупотребления
властью, и это даёт народу
право на сопротивление
- в то же время и государство может наказывать еретиков, если церковь не справится с ними духовными средствами.
11.Политические теории Нового времени.
Ведущие мыслители этого периода: Ш. Монтескье, Ж. Руссо, И. Кант,Г. Гегель.
Особенности и характерные черты этого периода:
- формирование либеральной политической идеологии;
- обоснованные необходимости разделения властей;
- характеристика правового государства;
- анализ ценностей
и механизма
- формирование концепции прав человека и гражданина.
Значительное внимание мыслители
этого периода уделяли
Другим представителем французского
Просвещения XVIII века является французский
мыслитель и писатель, идеолог
дореволюционной мелкой буржуазии
Жан Жак Руссо (1712-1778 гг.). Руссо
принимал участие в создании знаменитой
Энциклопедии. В 50-х - начале 60-х гг. Руссо
опубликовал произведения, направленные
против социально-политического
Руссо критиковал современное ему общество, используя в качестве эталона для сравнения, во-первых, ”естественное состояние“ догосударственного человечества, во-вторых, идеальную модель возможного общественного устройства.
Идеал Руссо - небольшие государства,
жители которых могут непосредственно
осуществлять волеизъявление и контроль
уполномоченных правителей. Чтобы предотвратить
неравенство в правах, требуется
обеспечить имущественное равенство
и запретить роскошь. Но так как
столь демократический строй
невозможен среди нравственно
При изучении этого периода нельзя обойти вниманием политические взгляды великого немецкого мыслителя, философа и учёного, родоначальника немецкой классической философии Иммануила Канта (1724-1804 гг.).
Кант обосновывал, что
государство - это объединение множества
людей, подчинённых правовым законам.
Гражданин в этом государстве
должен обладать той же возможностью
принуждения властвующих к
Прогрессивным было учение Канта о роли антагонизмов в историческом процессе жизни общества. Только через действие лиц, которые кажутся источником одной лишь борьбы и вражды, возможно, по Канту, достижение величайшей задачи человеческого рода - всеобщего правового гражданского состояния. Параллельно с этим должно быть установлено состояние вечного мира между всеми государствами. Средством к установлению и сохранению мира Кант считал развитие международной торговли и общения с их взаимными выгодами для различных государств.
12.Либерализм как
Либерализм (лат. "libartas", "свобода") - экономико-политическая философия, считающая, что главным социальным субъектом является хозяйствующий индивидуум, способный максимально реализовать свои возможности в условиях свободного рынка. Либерализм настаивает на минимализации участия государства в хозяйственной жизни граждан, считает, что Политическое, основанное на непрерывных традициях - в том числе традиционные институты управления, власти и т.д. - лишь ограничивает свободу человека. Либерализм противостоит социализму, полагая, что любое вмешательство в экономическую деятельность индивидуума противоположно принципу свободной конкуренции. По мнению либерального философа Филиппа Немо, "социальная справедливость глубоко аморальна".
13.Консерватизм как
«Консервативное» всегда включает в себя утвердившийся и общепринятый в государстве набор ценностей, детерминирующих поведение и образ мыслей тех или иных категорий населения, а также формы приспособления к традиционным социальным нормам и институтам.
Не стоит забывать, что консерватизм развивался на религиозной базе;
- основные положения
Идеальное государство у
консерваторов — это организм,
в котором ни один член не существует
сам для себя, но каждый живет
для всех других и служит не себе,
а всем остальным, благодаря чему
сохраняется здоровье и крепость
как всего тела, так и отдельных
его членов. В свою очередь, нездоровье
какого-то одного элемента опасно для
политического организма в
- консерваторы не проводят
грань между государством и
обществом, в противном случае
им пришлось бы признать
Консерватизм (от лат. «conserver» - охранять, сохранять) идейно-политическое течение, выдвигающее в качестве основных требований сохранение и поддержание исторически сформировавшихся форм политической и общественной жизни, в первую очередь, ее правовых и нравственных устоев, лежащих в основе семьи, религии, собственности. Само возникновение консерватизма как идеологии, явилось реакцией на результаты Великой Французской революции, провозгласившей идеи свободы, равенства, братства и радикального переустройства жизни обществ по рациональному, научному плану. Первыми идеологами консерватизма как направления выступили видные французские и английские политические мыслители – критики Великой Французской революции – Ж. де Местр, Л. де Бональд, Э. Бёрк.
Наиболее содержательные
определения консерватизма
Так, Д. Аллен определяет консерватизм
как определенную систему идей и
ценностей, которые те или иные слои
общества стремятся сохранить в
противовес нововведениям. С. Хантингтон
предложил понимать консерватизм более
широко - не как набор идей, а как,
возникающее каждый раз в ситуации
перемен стремление сохранить и
укрепить некоторые важнейшие институты
и принципы общественной жизни (в
разные эпохи они могут быть различными).
При этом Манхейм предупреждает,
что консерватизм следует отличать
от традиционализма (который часто
служит его истоком): консерватизм -
это теоретически оформленное учение,
традиционализм - подсознательное