18.Правовое государство
Правовое государство - это
государство, в котором организация
и деятельность государственной
власти в ее взаимоотношениях с индивидами
и их объединениями основана на праве
и ему соответствует.
Идея правового государства
направлена на ограничение власти (силы)
государства правом; на установление
правления законов, а не людей; на
обеспечение безопасности человека
в его взаимодействиях с государством
Основные признаки правового
государства:
1. Осуществление государственной
власти в соответствии с принципом
ее разделения на законодательную,
исполнительную, судебную с целью
не допустить сосредоточения
всей полноты государственной
власти в чьих-либо одних руках,
исключить ее монополизацию, узурпацию
одном лицом, органом, социальным
слоем, что закономерно ведет
к "ужасающему деспотизму" (Ш.
Монтескье).
2. Наличие Конституционного
Суда - гаранта стабильности конституционного
строя - органа, обеспечивающего
конституционную законность и
верховенство Конституции, соответствие
ей законов и иных актов
законодательной и исполнительной
власти.
3. Верховенство закона
и права, что означает: ни один
орган, кроме высшего представительного
(законодательного), не вправе отменять
или изменять принятый закон.Все
иные нормативно-правовые акты (подзаконные)
не должны противоречить закону.
В случае же противоречия приоритет
принадлежит закону.Сами законы,
которые могут быть использованы
в качестве формы легализации
произвола (прямой противоположности
права), должны соответствовать праву,
принципам конституционного строя.
Юрисдикцией Конституционного Суда
действие неправового закона
подлежит приостановлению, и он
направляется в Парламент для
пересмотра.
4. Связанность законом
в равной мере как государства
в лице его органов, должностных
лиц, так и граждан, их объединений.
Государство, издавшее закон,
не может само его и нарушить,
что противостоит возможным проявлениям
произвола, своеволия, вседозволенности
со стороны бюрократии всех
уровней.
5. Взаимная ответственность
государства и личности:
личность ответственна перед
государством, но и государство не
свободно от ответственности перед
личностью за неисполнение взятых на
себя обязательств, за нарушение норм,
предоставляющих личности права.
6. Реальность закрепленных
в законодательстве основных
прав человека, прав и свобод
личности, что обеспечивается наличием
соответствующего правового механизма
их реализации, возможностью их
защиты наиболее эффективным
способом - в судебном порядке.
7. Реальность, действенность
контроля и надзора за осуществлением
законов, иных нормативно-правовых
актов, следствием чего является
доверие людей государственным
структурам, обращение для разрешения
сугубо юридических споров к
ним, а не, например, в газеты, на
радио и телевидение.
8. Правовая культура граждан
- знание ими своих обязанностей
и прав, умение ими пользоваться;
уважительное отношение к праву,
противостоящее "правовому нигилизму"
(вера в право силы и неверие
в силу права).
19.Политическая партия.
термин «партия» в переводе
с латинского означает «доля, часть».
Т.е. в буквальном смысле слова партия
– это часть населения.
Партии являются весьма своеобразным
участником общественной жизни. Это
своеобразие заключается в двойственной
природе партий, а именно – социальной
и институциональной одновременно.
Когда говорят о социальной
природе партий, имеют в виду,
что партии объединяют наиболее
активных представителей тех или
иных социальных групп, т.е. партии берут
свое начало в обществе.
Когда говорят об институциональной
природе партий, имеют в виду,
что партии являются важнейшим
элементом в механизме государственной
власти.
В силу своей двойственной
природы партии выступают в качестве
посредника между гражданским обществом
и государством, трансформируя интересы
гражданского общества в реальную политику
государства. В этом состоит уникальное
значение партий как общественного института.
В современной политологии
существует более 200 определений политической
партии. В качестве рабочего примем
следующее:
Политическая партия есть
организованная сила, объединяющая граждан
одного политического направления
для мобилизации общественного
мнения по определенным целям, для участия
в органах власти либо для ориентации
властей на достижение своих требований
(автор – американский политолог
Льюис Кермонн).
Признаки политической партии:
1. Любая партия является
носителем идеологии. Речь идет
о том, что партия стремится
выразить наиболее существенные,
коренные, долговременные интересы
той или иной социальной группы,
обосновать ее претензии на
власть. Для этого партия должна
осознать место данной социальной
группы в контексте общественного
развития. Для этого, в свою
очередь, партия должна сформировать
свое видение закономерностей
и тенденций общественного развития.
Идеология и есть система взглядов
на мир, на закономерности и
тенденции его развития с позиции
определенного класса.
2. Любая партия представляет
собой организацию. Это означает:
наличие у партии программы
и устава;
наличие определенной структуры
и иерархии;
наличие определенной партийной
дисциплины.
3. Цель любой партии
– захват и удержание государственной
власти. Это важнейшее отличие
политической партии от общественного
движения.
4. Любая партия стремится
обеспечить себе поддержку населения
вплоть до активного членства
в ней.
Место партии в общественной
жизни раскрывается через ее функции.
К важнейшим функциям политических
партий относят следующие:
1. Сплочение масс на
основе общности их коренных
интересов, отражение этих интересов
в идеологии и программе развития
общества.
2. Социально-политическое
просвещение масс. Оно заключается
в разъяснении массам проводимой
правительством политики, анализе
ее недостатков и пропаганде
собственной платформы действий.
3. Организация и проведение
избирательных кампаний по формированию
центральных и местных органов
власти.
4. Формирование в парламенте
партийной фракции. Именно через
нее партия получает возможность
влиять на формирование государственной
политики.
5. Разработка принципов
отношений с другими политическими
партиями. Это может быть сотрудничество,
партнерство, создание избирательного
блока или блока фракций в
парламенте или, напротив, соперничество,
борьба вплоть до антагонизма.
20.Теории происхождения государства
К. наиболее известным теориям
относятся следующие.
1. Теологическая теория
является одной из самых ранних.
Еще в Древнем Египте, Вавилоне
и Иудее выдвигались идеи божественного
происхождения государства. Так,
в законах царя Хаммурапи (Древний
Вавилон) говорилось о божественном
происхождении власти царя: «Боги
поставили Хаммурапи править
черноголовыми. Но особенно широкое
распростронение данные идеи
получили в средневековой Европе
VI-ХIII вв. Авторами теологический
теории явились средневековые
богословы Тертуллиан, Аврелий Августин,
Фома Аквинский. Согласнотеологической
теории, процесс возникновения государства
аналогичен процессу сотворения
Богом мира. Божественный разум
управляет всем миром, устанавливает
на земле порядок и гармонию,
следовательно, и государство
— это результат «божественного
промысла». Проникнуть в тайну
божественного замысла, а значит,
постичь природу государства,
невозможно, поэтому народ должен
верить и беспрекословно повиноваться
всем велениям государственной
воли как продолжению воли
божественной.
2. Патриархальная теория
рассматривает возникновение государства
из разросшейся семьи, в которой
власть монарха представляет
собой продолжение власти отца
над членами его семьи. Монарх
должен заботиться о своих
подданных, а те обязаны повиноваться
правителю. Эта теория получила
свое обоснование в трудах
древнегреческого философа Аристотеля
(IV в. до н. э.) и была развита
английским мыслителем XVIII в. Р.
Фильмером, русским социологом
Н. К. Михайловским и др. Представители
патриархальной теории считали,
что государство возникает в
результате соединения родов
в племена, затем союзы племен
и, наконец, в государство. Власть
отцовская в результате объединения
семьи в государство становится
государственной.
Патриархальная концепция
в определенной степени отражала
важнейшие моменты перехода человечества
от социально-организованной жизни
в первобытном обществе к государственным
формам в раннеклассовом обществе.
В частности, в городах-полисах
объединение семей было определяющим
в возникновении государства. Однако
эта теория преувеличивала их роль,
что было неверным в историческом
и теоретическом плане.
Идеалистически трактовала
отношения правящих и подданных,
отрицала качественное отличие государства
и государственной власти от семьи
и отцовской власти. К недостаткам
патриархальной теории относят также
архаический характер представлений
о государственной власти, которые
могут использоваться для оправдания
различных форм деспотической и тиранической
власти.
3. Договорная теория происхождения
государства появилась в XVII—XVIII
вв., хотя отдельные ее аспекты
разрабатывались мыслителями Древней
Греции и Древнего Рима. Авторами
теории договорного происхождения
государства были Г. Гроций, Т.
Гоббс, Дж. Локк, Д. Дидро, Ж.-Ж.Руссо,
А. Радищев и др. Согласно этой
теории государство возникает
в результате договора, в который
вступают люди, находящиеся до
этого в естественном состоянии.
Т. Гоббс изображал также естественное
состояние как «состояние войны
всех против всех», где нет
общей власти, закона и справедливости.
Ж.-Ж. Руссо, наоборот, называл
его «золотым веком», утверждая,
что в естественном состоянии
люди обладают прирожденными
правами и свободами. Общественный
договор, создающий государство,
понимался как согласие между
изолированными до этого индивидами
на объединение, образования государства
в целях надежного обеспечения
своих естественных прав и
свобод, мира и благополучия. В
соответствии с договором люди
передают часть своих прав, присущих
им от рождения, государству, которое,
в свою очередь, представляет
общие интересы и обязуется
обеспечить права и свободы
человека. В случае нарушения
условий общественного договора
народ имел право свергнуть
власть, совершив революцию.
21.Политический лидер
1 Политический лидер
– это человек, который руководит
не только политическими процессами,
но и осуществляет функции
по управлению обществом, политической
организацией или движением, способен
изменять ход событий и направленность
политических процессов. Политические
лидеры ак тивизируют политические
процессы в обществе, выдвигают
программы, определяющие ход историче
ского развития общества.
Природные качества политического
лидера: сила характера, воля, обаяние
(магнетизм) личности, решительность, гипнотические
способности, тонкая интуиция.
2 Четыре примера
политических лидеров-современников,
оставивших заметный след в
истории и не похожих друг
на друга по своим личностным
качествам.
Рональд Рейган. Будучи президентом
США, работал всего по 2– 3 часа в
сутки. Суеверен, увлекался астрологией.
Не обладал аналитическим складом
ума. Не был хорошо информирован и
не стремился вникать в детали.
Часто путал реальность и вымысел.
Истины, которые он изрекал, просты
и общеизвестны. В значительной мере
сила этого американского президента
заключалась в его политическом
чутье, интуиции и компетентности помощников.
Пробыл два срока президентом
США. Поднял мощь страны.
Маргарет Тэтчер, премьер-министр
Великобритании. Рано увлеклась и
пристрастилась к политике. В Оксфордском
университете была председателем местной
студенческой организации консервативной
партии. В 25 лет баллотировалась
в парламент. "Жедезная леди" обладает
твердым, решительным, волевым характером,
умением убеждать и простым языком
излагать свои цели. Работоспособна.
Гельмут Коль, канцлер ФРГ.
Умел налаживать хороший контакт
с "молчаливым большинством" в
стране. Шел на компромиссы, маневрировал.
В 16 лет вступил в ХДС. В 29 стал
самым молодым депутатом. Делал
ставку на укрепление частного предпринимательства.
Не владеет ни одним иностранным
языком. Вошел в историю как
объединитель Германии.
Горбачев Михаил Сергеевич,
бывший Генеральный секретарь ЦК
КПСС, бывший Президент СССР. Психологию
и геополитические убеждения
Горбачева характеризуют личные,
наивные для высшего руководителя,
убеждения в необходимости следовать
западным образцам. Был он, попросту
говоря, западником. Сейчас, уже на значительном
временном расстоянии наивность, слабоволие,
тщедушность, маломасштабность личности
и обычная человеческая трусость
– отчетливо проступают в образе
Горбачева. С этим деятелем связываются
развал социалистического лагеря, Варшавского
Договора и СССР. Верховная власть
не облагородила этого человека, да
и не могла этого сделать, а
на выборах рейтинг этого политического
деятеля не поднимался выше 1 %, что
и послужило причиной ухода из
большой политики. Объективную оценку
ему даст время.