Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 22:41, шпаргалка
работа содержит ответы на вопросы по "Политологии"
1. Понятие термина политика
Политика — общее
руководство для действий и
принятия решений, которое
Политика определяет отношения
с другими субъектами политических
интересов (государств, корпораций, во
всех сферах взаимоотношений). Основу
политики отражает конституция или
генеральное планирование крупных
организаций со сложной иерархией
и многопрофильной
Политоло́гия (греч. πολιτικός — от греч. πολίτης — гражданин, далее от греч. πόλις — город; др.-греч. λόγος — учение, слово)
2. Роль политики в современной жизни
Политика - неотъемлемая часть человеческой культуры. Она проявляется во всех взаимоотношениях и структурах общества, пронизывает общественную и частную жизнь человека. •
Роль политики в общественной жизни определяется ее функциями. К ним относятся:
1) обеспечение целостности и стабильности общества;
2) мобилизация социальных ресурсов для удовлетворения общественных потребностей;
3) предотвращение и
4) использование принуждения
и насилия для реализации
Функции политики - ее назначение и ее роль:
Организационная. Создает для общества организационные основания
Коммуникативная. Обеспечивает общение людей, обмен информацией, связь между ними
Воспитательная. Влияет на внутренний мир человека, приобщает личность к общественным делам
Контролирующая. Воздействует на людей, используя власть
Интегративная. Сплачивает, консолидирует различные группы и слои общества
3. Предмет политологии, методы, функции.
1 Объект политологии – политика, политическая сфера жизни общества.Уровни объекта:
• общие закономерности становления, развития и смены политических систем, понятия и категории;
• реальные политические процессы (разработка теорий и методов политической деятельности);
• конкретные исследования политических институтов, анализ ситуаций, субъектов, объектов политики.
2 Предмет политологии – закономерности становления и функционирования политической вла сти.
Основные методы политологии:
- диалектический;
- системный;
- структурно-функциональный;
- поведенческий;
- сравнительный (компаративный);
- конкретно-исторический;
- социологический;
- нормативный;
- институциональный;
- синергетический;
- антропологический;
- психологический;
- бихевиористский;
- экспертных оценок;
- политического моделирования.
3 Функции политологии:
• теоретико-познавательная – формирует знания о политике и ее роли в обществе;
• мировоззренческая,
которая способствует выработке
определенного видения
• методологическая, сводящаяся к тому, что выводы политической науки могут служить основой для более частных политических теорий;
• регулятивная, предполагающая усвоение политических знаний посредством прямого влияния на политические действия;
• прогностическая, раскрывающая тенденции развития политических явлений через прогноз;
• оценочная (аксиологическая) – дает точную оценку событиям.
4 . Власть как социальное явление
Власть - способность, право и возможность распоряжаться кем-либо и чем-либо, оказывать решающее воздействие на поведение и деятельность людей.
Виды власти:
По источникам власти: политическая, экономическая, духовно-информационная и др.
По субъектам власти: государственная, партийная, семейная и др.
По функциям органов власти: законодательная, исполнительная, судебная
Одной из важнейших в жизнедеятельности человеческого общества является власть политическая.
Политическая власть - это право, способность и возможность отстаивать и претворять в жизнь определенную политику, используя политические партии, организации и государство.
Ядром и орудием этой власти является государственная власть. Она должна быть выше всех других властей и обладать независимостью как внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими государствами. Однако, это не означает ее бесконтрольности. Общество различными способами (с помощью свободных СМИ) контролирует государственную власть, соотнося ее действия с законами.
Понятие "политическая власть" шире понятия "государственная власть". Практическая власть осуществляется не только в рамках государства, но и в рамках партий, профсоюзов, международных организаций. Однако государственная власть является стержнем политической власти.
5. Особенности политической власти.
К особенностям политической власти относятся следующие:
1) верховенство, т.е. обязательность
ее решений для всякой иной
власти. Политическая власть может
ограничить влияние мощных
2) публичность, т.е. всеобщность
и безличность. Это означает, что
политическая власть
3) моноцентричность, т.е. наличие
единого центра принятия
4) многообразие ресурсов.
Политическая власть, и особенно
государство, использует не
5) легальность в использовании силы, принуждения в отношении граждан.
6. Структура власти.
Из определения сущности власти становится очевидным, что она имеет свою структуру, состоящую из ряда компонентов:
1) субъекта и объекта,
т.е. двух сторон властных
2) ресурса. Таким термином
объединяются все необходимые
свойства, прежде всего, субъекта
власти – способность его к
волевому воздействию на
7. Понятие демократии
-Демократия является формой правления, при которой все граждане участвуют в управлении государством и принимают на себя ответственность перед обществом либо непосредственно, либо через своих свободно избираемых представителей.
-Демократия представляет собой совокупность принципов и практических мер, защищающих свободу человека. Демократия - это институционализация (введение в законные рамки) свободы.
-Демократия основана на принципах волеизъявления большинства в сочетании с правами личности и меньшинств. Все государства с демократической формой правления, уважая волю большинства, ревностно защищают основные права отдельных людей и групп, составляющих меньшинство.
-Демократические государства оберегают членов общества от всевластия центральных правительств и осуществляют процесс децентрализации государственной власти, делегируя часть полномочий на региональный и местный уровень. При этом государства с демократической формой правления отдают себе отчет в том, что местные органы власти должны в максимально возможной степени быть доступными народу и откликаться на его нужды и чаяния.
-Демократические государства понимают, что одной из их основных функций является защита таких основных прав человека, как свобода слова и вероисповедания; право на равную защиту со стороны закона и право на создание организаций и полномасштабного участия в политической, экономической и культурной жизни общества.
-Государства с демократической формой правления регулярно проводят свободные и справедливые выборы, право участия в которых предоставляется всем гражданам. Выборы в демократическом обществе не могут быть лишь ширмой, за которой скрываются диктаторы или одна единственная партия, а представляют собой подлинные соперничества за завоевание поддержки народа.
-Демократия требует от государственных органов выполнения законов и обеспечивает такое положение, при котором все граждане получают одинаковую защиту в рамках закона и все их права защищаются правовой системой.
-Демократические государства отличаются разнообразием, отражая уникальную политическую, общественную и культурную жизнь каждой страны.
-Государства с демократической формой правления основываются на основополагающих принципах, а не на единообразной практике. В условиях демократии граждане не только имеют права, но и берут на себя обязательство участия в политической системе, которая в свою очередь защищает права и свободы этих граждан.
-Демократические общества привержены таким принципам как проявление терпимости, налаживание сотрудничества и достижение компромисса. Демократические государства признают, что достижение консенсуса требует компромисса, а также что он не всегда может быть достигнут. Говоря словами Махатмы Ганди, "нетерпимость сама по себе является одной из форм насилия и препятствием на пути роста истинного демократического духа".
8. Развитие политической мысли в Древней Греции и Риме.
Политическая мысль в
Древней Греции и Древнем мире
развивалась как форма
В античном мире возникает понимание Закона, претворяющего Хаос в Космос. Закон космической гармонии, о котором говорил Пифагор, есть нечто внутренне присущее вещам, а не навязанное извне. В законе космической гармонии, определяющем порядок для всего сущего, совпадают моральный и природный порядок. Анаксимандр учит об "апейроне" - первоначале всех вещей, Едином Законе, который все объемлет, всем управляет, обеспечивает порядок, строй и структуру мира. Полис в представлении античных мыслителей есть отражение космического миропорядка.
Великий греческий философ Платон (427-347 гг. до н.э.) учил, что есть два мира: мир идей - высших, неуничтожимых, вечных сущностей, и мир вещей, который строится по образцу идей. В мире идей высшей является идея Блага. В области же человеческих отношений наивысшим осуществлением идеи Блага является государство. В своих произведениях "Государство" и "Законы" Платон создал оригинальную версию происхождения государства: оно возникает потому, что каждый из людей не в силах удовлетворить свои потребности в одиночку и нуждается в помощи.
Предшественники Платона - софисты (Протогор, Продик и др.) утверждали, что политика - это чисто человеческое дело. "Человек есть мера всех вещей", а потому справедливость не является каким-то природным или божественным установлением. Любой закон, по их мнению, есть изменчивое творение человеческого разума. Подобные учения Платон считал вредными, поскольку они призывают людей к неповиновению законам.
Наилучшими формами правления
по Платону являются монархия и аристократия
(власть лучших) - в зависимости от
того принадлежит ли сознание высших
идей одному человеку или же группе
людей. Однако, действительность чаще
всего демонстрирует
- тимократия (власть честолюбия),
когда в обществе нарушается
гармония, происходит вражда между
сословиями, а сильнейшие берут
власть. Рождается и растет стремление
к богатству и тимократия
- олигархия, под которой
Платон понимал власть богатых.
- демократия (власть большинства)
несет беспорядок, анархию, распутство
и бесстыдство толпы; в
- тирания - худший образ
правления. Но и тирания не
вечна, она разлагается и все
повторяется заново. Таким образом,
неправильные формы правления
сменяют друг друга в строгой
последовательности. Современники
Платона (в частности
Несовершенным формам государства Платон противопоставляет идеальное государство. Об этом он пишет в своей работе "Государство", которая явилась, по сути дела, первой утопией. Основным условием и принципом совершенного государства Платон считает справедливость, состоящую в том, что каждому гражданину отводится особое место и особое занятие в рамках государства. Он вводит строгую иерархию сословий: философы-правители, стражи-воины, а ремесленники и крестьяне - низшее сословие, обеспечивающее материальную сторону жизни. У стражей нет ничего своего: ни собственности, ни жен, ни детей - все общее.
Другой великий греческий философ Аристотель (384-322 гг.до н.э.), полемизируя с Платоном, указывает, что для государства важно не только единство, но также различие и многообразие. У человека, говорит Аристотель, есть два побуждения к заботе и любви: собственность и привязанности. Но именно они уничтожаются Платоном: если жены и дети принадлежат всем, значит их нет ни у кого.