Шпаргалка по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 22:41, шпаргалка

Описание работы

работа содержит ответы на вопросы по "Политологии"

Работа содержит 1 файл

politologia_otvety.docx

— 400.46 Кб (Скачать)

1.  Понятие термина  политика

 Политика — общее  руководство для действий и  принятия решений, которое облегчает  достижение целей. Политика направляет  действие на достижение цели  или выполнение задачи. Путем  установления направлений, которым  нужно следовать, она объясняет,  каким образом должны быть  достигнуты цели. Политика оставляет  свободу действий.

Политика определяет отношения  с другими субъектами политических интересов (государств, корпораций, во всех сферах взаимоотношений). Основу политики отражает конституция или  генеральное планирование крупных  организаций со сложной иерархией  и многопрофильной разветвлённой  структурой. Политика внешних и внутренних отношений взаимосвязаны и отражают основы самоорганизации и управления.

Политоло́гия (греч. πολιτικός  — от греч. πολίτης — гражданин, далее от греч. πόλις — город; др.-греч. λόγος — учение, слово)

2.  Роль политики в современной жизни

Политика - неотъемлемая часть  человеческой культуры. Она проявляется  во всех взаимоотношениях и структурах общества, пронизывает общественную и частную жизнь человека. •

Роль политики в общественной жизни определяется ее функциями. К  ним относятся:

1) обеспечение целостности  и стабильности общества;

2) мобилизация социальных  ресурсов для удовлетворения  общественных потребностей;

3) предотвращение и цивилизованное  разрешение социальных конфликтов;

4) использование принуждения  и насилия для реализации общей  воли и др.

Функции политики - ее назначение и ее роль:

Организационная. Создает для общества организационные основания

Коммуникативная. Обеспечивает общение людей, обмен информацией, связь между ними

Воспитательная. Влияет на внутренний мир человека, приобщает личность к общественным делам

Контролирующая. Воздействует на людей, используя власть

Интегративная. Сплачивает, консолидирует различные группы и слои общества

3.  Предмет политологии, методы, функции.

1   Объект политологии –  политика, политическая сфера жизни  общества.Уровни объекта:

•     общие закономерности становления, развития и смены политических систем, понятия и категории;

•     реальные политические процессы (разработка теорий и методов  политической деятельности);

•     конкретные исследования политических институтов, анализ ситуаций, субъектов, объектов политики.

2   Предмет политологии –  закономерности становления и  функционирования политической  вла сти.

Основные методы политологии:

-     диалектический;

-     системный;

-     структурно-функциональный;

-     поведенческий;

-     сравнительный  (компаративный);

-     конкретно-исторический;

-     социологический;

-     нормативный;

-     институциональный;

-     синергетический;

-     антропологический;

-     психологический;

-     бихевиористский;

-     экспертных  оценок;

-     политического  моделирования.

3  Функции политологии:

•     теоретико-познавательная – формирует знания о политике и ее роли в обществе;

•     мировоззренческая, которая способствует выработке  определенного видения политической действительности;

•     методологическая, сводящаяся к тому, что выводы политической науки могут служить основой  для более частных политических теорий;

•     регулятивная, предполагающая усвоение политических знаний посредством прямого влияния  на политические действия;

•     прогностическая, раскрывающая тенденции развития политических явлений через прогноз;

•     оценочная (аксиологическая) – дает точную оценку событиям.

4 . Власть как социальное явление

 

 

Власть - способность, право  и возможность распоряжаться  кем-либо и чем-либо, оказывать решающее воздействие на поведение и деятельность людей.

Виды власти:

По источникам власти: политическая, экономическая, духовно-информационная и др.

По субъектам власти: государственная, партийная, семейная и др.

По функциям органов власти: законодательная, исполнительная, судебная

Одной из важнейших в жизнедеятельности  человеческого общества является власть политическая.

 

Политическая власть - это  право, способность и возможность  отстаивать и претворять в жизнь  определенную политику, используя политические партии, организации и государство.

Ядром и орудием этой власти является государственная власть. Она  должна быть выше всех других властей  и обладать независимостью как внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими государствами. Однако, это не означает ее бесконтрольности. Общество различными способами (с помощью  свободных СМИ) контролирует государственную  власть, соотнося ее действия с законами.

Понятие "политическая власть" шире понятия "государственная власть". Практическая власть осуществляется не только в рамках государства, но и  в рамках партий, профсоюзов, международных  организаций. Однако государственная  власть является стержнем политической власти.

5.  Особенности политической  власти.

К особенностям политической власти относятся следующие:

1) верховенство, т.е. обязательность  ее решений для всякой иной  власти. Политическая власть может  ограничить влияние мощных корпораций, СМИ и других учреждений или  же вовсе ликвидировать их;

2) публичность, т.е. всеобщность  и безличность. Это означает, что  политическая власть обращается  от имени всего общества ко  всем гражданам с помощью права; 

3) моноцентричность, т.е. наличие  единого центра принятия решений.  В отличие от политической  власти, экономическая, социальная, духовно-информационная власти полицентричны,  так как в рыночном демократическом  обществе существует много независимых  собственников, СМИ, социальных  фондов и т.п.;

4) многообразие ресурсов. Политическая власть, и особенно  государство, использует не только  принуждение, но и экономические,  социальные и культурно-информационные  ресурсы; 

5) легальность в использовании  силы, принуждения в отношении  граждан.

6.  Структура власти.

Из определения  сущности власти становится очевидным, что она имеет свою структуру, состоящую из ряда компонентов:

1) субъекта и объекта,  т.е. двух сторон властных отношений.  Этот компонент власти будет  подробно рассмотрен в следующем  вопросе лекции.

2) ресурса. Таким термином  объединяются все необходимые  свойства, прежде всего, субъекта  власти – способность его к  волевому воздействию на объект, а также возможность совершить  это воздействие. Такая возможность  предопределяется наличием у  субъекта средств, инструментария  для навязывания своей воли.

 

7.  Понятие демократии

-Демократия является формой правления, при которой все граждане участвуют в управлении государством и принимают на себя ответственность перед обществом либо непосредственно, либо через своих свободно избираемых представителей.

-Демократия представляет собой совокупность принципов и практических мер, защищающих свободу человека. Демократия - это институционализация (введение в законные рамки) свободы.

-Демократия основана на принципах волеизъявления большинства в сочетании с правами личности и меньшинств. Все государства с демократической формой правления, уважая волю большинства, ревностно защищают основные права отдельных людей и групп, составляющих меньшинство.

-Демократические государства оберегают членов общества от всевластия центральных правительств и осуществляют процесс децентрализации государственной власти, делегируя часть полномочий на региональный и местный уровень. При этом государства с демократической формой правления отдают себе отчет в том, что местные органы власти должны в максимально возможной степени быть доступными народу и откликаться на его нужды и чаяния.

-Демократические государства понимают, что одной из их основных функций является защита таких основных прав человека, как свобода слова и вероисповедания; право на равную защиту со стороны закона и право на создание организаций и полномасштабного участия в политической, экономической и культурной жизни общества.

 

-Государства с демократической формой правления регулярно проводят свободные и справедливые выборы, право участия в которых предоставляется всем гражданам. Выборы в демократическом обществе не могут быть лишь ширмой, за которой скрываются диктаторы или одна единственная партия, а представляют собой подлинные соперничества за завоевание поддержки народа.

-Демократия требует от государственных органов выполнения законов и обеспечивает такое положение, при котором все граждане получают одинаковую защиту в рамках закона и все их права защищаются правовой системой.

-Демократические государства отличаются разнообразием, отражая уникальную политическую, общественную и культурную жизнь каждой страны.

-Государства с демократической формой правления основываются на основополагающих принципах, а не на единообразной практике. В условиях демократии граждане не только имеют права, но и берут на себя обязательство участия в политической системе, которая в свою очередь защищает права и свободы этих граждан.

-Демократические общества привержены таким принципам как проявление терпимости, налаживание сотрудничества и достижение компромисса. Демократические государства признают, что достижение консенсуса требует компромисса, а также что он не всегда может быть достигнут. Говоря словами Махатмы Ганди, "нетерпимость сама по себе является одной из форм насилия и препятствием на пути роста истинного демократического духа".

8.  Развитие политической мысли  в Древней Греции и Риме.

Политическая мысль в  Древней Греции и Древнем мире развивалась как форма теоретического обобщения интенсивной политической жизни, характерной для этих обществ. Функционирование институтов полисной демократии невозможно без активного  участия граждан в политике, что  предполагает выбор оптимальных  для этого форм государственного устройства, существования механизма  разрешения политических конфликтов, возникающих между гражданами, наличие  представлений о путях обеспечения  единства общества.

В античном мире возникает  понимание Закона, претворяющего  Хаос в Космос. Закон космической  гармонии, о котором говорил Пифагор, есть нечто внутренне присущее вещам, а не навязанное извне. В законе космической  гармонии, определяющем порядок для  всего сущего, совпадают моральный  и природный порядок. Анаксимандр  учит об "апейроне" - первоначале  всех вещей, Едином Законе, который  все объемлет, всем управляет, обеспечивает порядок, строй и структуру мира. Полис в представлении античных мыслителей есть отражение космического миропорядка.

Великий греческий философ  Платон (427-347 гг. до н.э.) учил, что есть два мира: мир идей - высших, неуничтожимых, вечных сущностей, и мир вещей, который  строится по образцу идей. В мире идей высшей является идея Блага. В  области же человеческих отношений  наивысшим осуществлением идеи Блага  является государство. В своих произведениях "Государство" и "Законы" Платон создал оригинальную версию происхождения  государства: оно возникает потому, что каждый из людей не в силах  удовлетворить свои потребности  в одиночку и нуждается в помощи.

 

Предшественники Платона - софисты (Протогор, Продик и др.) утверждали, что политика - это чисто человеческое дело. "Человек есть мера всех вещей", а потому справедливость не является каким-то природным или божественным установлением. Любой закон, по их мнению, есть изменчивое творение человеческого  разума. Подобные учения Платон считал вредными, поскольку они призывают  людей к неповиновению законам.

Наилучшими формами правления  по Платону являются монархия и аристократия (власть лучших) - в зависимости от того принадлежит ли сознание высших идей одному человеку или же группе людей. Однако, действительность чаще всего демонстрирует неправильные формы правления, которыми являются:

- тимократия (власть честолюбия), когда в обществе нарушается  гармония, происходит вражда между  сословиями, а сильнейшие берут  власть. Рождается и растет стремление  к богатству и тимократия превращается  в олигархию;

- олигархия, под которой  Платон понимал власть богатых.  В таком обществе идет вражда  между богатыми и бедными, бедные  побеждают просто потому, что  их больше, и устанавливают демократию;

- демократия (власть большинства)  несет беспорядок, анархию, распутство  и бесстыдство толпы; в условиях  беспорядка власть захватывает  ловкий и коварный тиран;

- тирания - худший образ  правления. Но и тирания не  вечна, она разлагается и все  повторяется заново. Таким образом,  неправильные формы правления  сменяют друг друга в строгой  последовательности. Современники  Платона (в частности Аристотель) критиковали его за эту идею, указывая, что переход от одной  формы к другой может быть  совершенно иным. Однако, Платон  весьма прозорливо подметил тенденцию  рождения тирании из необузданной  демократии, что весьма часто  наблюдалось на протяжении всей  истории человечества.

Несовершенным формам государства  Платон противопоставляет идеальное  государство. Об этом он пишет в своей  работе "Государство", которая  явилась, по сути дела, первой утопией. Основным условием и принципом совершенного государства Платон считает справедливость, состоящую в том, что каждому  гражданину отводится особое место  и особое занятие в рамках государства. Он вводит строгую иерархию сословий: философы-правители, стражи-воины, а  ремесленники и крестьяне - низшее сословие, обеспечивающее материальную сторону  жизни. У стражей нет ничего своего: ни собственности, ни жен, ни детей - все  общее.

Другой великий греческий  философ Аристотель (384-322 гг.до н.э.), полемизируя с Платоном, указывает, что для государства важно  не только единство, но также различие и многообразие. У человека, говорит  Аристотель, есть два побуждения к  заботе и любви: собственность и  привязанности. Но именно они уничтожаются Платоном: если жены и дети принадлежат  всем, значит их нет ни у кого.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"