Шпаргалка по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 19:38, шпаргалка

Описание работы

ПРЕДМЕТ ПОЛИТОЛОГИИ.
Термин "п." образован на основе двух греческих слов: politike – общественные, гос дела и logos – учение, слово. Автором первого понятия считают Аристотеля, второго – Гераклита. Из данного словосочетания следует, что политология – это учение, наука о политике.
Объектом П. является полит. действительность, или полит. сфера жизни общества

Работа содержит 1 файл

полит. шпоры.docx

— 199.76 Кб (Скачать)

3) овладение массовым  сознанием граждан;

4) определение критериев  ориентации в политической жизни;

5) формирование позитивного  образа предлагаемой идеологии,  политической линии;

6) мотивация политического  поведения людей. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

43. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДОКТРИНА ЛИБЕРАЛИЗМА.  ЛИБЕРАЛЬНЫЙ РЕФОРМИЗМ.

Либерализм. В политической истории Запада возникновение либерализма связано с развитием капиталистического общества и совпадает по времени с периодом буржуазных революций XVIII-XIX вв. Теоретики классического либерализма Дж. Локк (1632-1704 гг.), Адам Смит (1723-1790 гг.), Ш.-Л. Монтескье (1689-1755 гг.) выражали интересы третьего сословия, ведущего борьбу с феодальной реакцией. Их идеи легли в основу концепции либеральной демократии.

Центральное место среди  идей либерализма занимает идея индивидуальной свободы. Либерализм отстаивал самоценность человеческой личности и ее право  на самостоятельное преследование  личного интереса.

Либеральная доктрина естественных прав человека на жизнь, свободу, собственность  требовала от общества предоставления личности максимальной свободы для  самореализации. Естественным и единственным ограничением такой свободы являлась свобода другого индивида.

Либеральная теория "общественного  договора" обосновывала суверенность народа как источника власти и  формирование государства как договора между народом и правительством. Охрана личной безопасности и прав собственности была первопричиной  для социального договора, согласно которому объединение людей в  содружество и подчинение правительству  и есть защита их безопасности и  собственности.

Кроме принципа управления с согласия граждан, либерализм обосновывал  и принцип управления на основе закона. Целью государства является обеспечение  торжества права, требованиям которого оно само должно подчиняться. Классический либерализм решительно выступал за равенство  граждан перед законом, защищал  правовые основы демократии и парламентаризма.

В экономической области  либералы защищали принцип свободного рыночного обмена, личной предпринимательской  инициативы, конкуренции, осуждали протекционизм, политическое вмешательство в экономику. Основную функцию государства либералы того времени видели в охране частной  собственности, установлении общих  рамок свободной конкуренции, охране порядка и контроле за законопослушанием  граждан, а также в защите внешнеполитического  суверенитета страны. Государство – это всего лишь "ночной сторож". Лозунг "Анархия плюс констебль" хорошо отражал суть этой точки зрения.

В демократическом представительном правлении либералы видели достаточно эффективный механизм защиты интересов  личности и общества. Теоретики либерализма, в частности, Дж. Локк и особенно последователи Ш.-Л. Монтескье, обосновали принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, которые должны сдерживать и уравновешивать друг друга. В духовной сфере либерализм склонялся к терпимости и компромиссу. Свобода мнения и слова для либерала важнейший принцип жизнедеятельности.

Либеральный реформизм

Идеология классического  либерализма начала видоизменяться в XIX веке. Либерализм эволюционировал в сторону либерального реформизма.

Огромные вклад в формирование доктрины либерального реформизма внес английский экономист Дж. Кейнс. Его программа, сформулированная под воздействием мирового экономического кризиса, включала в себя активное вмешательство государства в социально-экономическую сферу, в частности, всемерное увеличение расходов государства, расширение общественных работ, инфляционную и цикличную налоговую политику, цикличное балансирование бюджета, достижение баланса "спроса" и "полной занятости" и др. Свое политическое воплощение либеральный реформизм по Кейнсу получил в "новом курсе" президента Ф.Д. Рузвельта, благодаря чему США вышли из экономического кризиса и успешно осуществили глубокую экономическую перестройку общества.

Социальный либерализм разрешил многие вопросы, связанные с образованием, медицинским обслуживанием, социальным страхованием, занятостью, правами меньшинства, расширением участия граждан в политическом процессе..

Несмотря на существенные отличия, либеральный реформизм  не порвал идеологической связи с  классическим либерализмом. Мостом между  старым и новым либерализмом стала  приверженность индивидуальной свободе, социальному прогрессу, политическому  плюрализму и демократии. Только теперь достижение всего этого признавалось невозможным без государственного вмешательства.

44. КОНСЕРВАТИЗМ И НЕОКОНСЕРВАТИЗМ  КАК ФОРМА ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИДЕОЛОГИИ

Консерватизм  – политическая идеология и практика, ориентирующаяся на сохранение исторически сложившихся форм государственной и общественной жизни, воплощенных в религии, государстве, семье, собственности. Возникновение консерватизма как политической идеологии связывают с эпохой Просвещения и Великой французской революцией, бросившей вызов «старому порядку». Консерватизм стал своеобразной реакцией на угрозу традиционным ценностям и образу жизни.

Консерваторы придерживаются концепции исторического единства прошлого, настоящего и будущего, преемственности  и обновления социальных связей, передающихся от предков к потомкам. Отсюда вытекает и резко негативное отношение  консерваторов к революции. Консерваторы выступают сторонниками порядка, противостоящего  хаосу. В поддержании такого порядка  определяющая роль отводится государству, которое отделяется от общества и  становится над ним. Важнейшим фактором порядка консерваторы считают также  неравенство, так как никакое  общество невозможно без иерархии. Равенство же должно существовать только в области морали и добродетели, где все обязаны исполнять  свой долг.

К середине 70-х годов ХХ в. сложился неоконсерватизм. Он явился противовесом леворадикальным идеям Запада и неолиберализму. Неоконсерваторы выступают за сильное государство, обеспечивающее соблюдение законов и прав граждан. Они ориентируются на общество достижений. Поэтому государство должно поощрять личную инициативу, результативность во всех видах деятельности. Неоконсерваторы являются сторонниками денационализации, делая ставку на личные возможности и личную ответственность, ратуют за единство труда и капитала, за возможность рабочим накапливать капитал.

Демократию неоконсерваторы  считают наиболее предпочтительным общественным устройством, но отрицают чрезмерную вовлеченность населения  в политику, видя в этом опасность  для стабильности политической системы. Управление обществом, а следовательно, и порядок, может быть обеспечен  только политической элитой. Она должна формироваться из наиболее достойных  представителей из разных слоев населения, способных заниматься политикой  благодаря своим склонностям  и образованию. Остальные граждане должны лишь интересоваться ею и принимать  участие в выборах.

Во внешней политике неоконсерваторы  выступают сторонниками сильного государства, способного действовать как мировая  держава. Такой цели должны быть подчинены  частные и групповые интересы. Для утверждения авторитета своей  страны сторонники неоконсерватизма отличаются готовностью применять любые, в  том числе военные, средства, и  демонстрировать постоянную готовность к «чрезвычайной ситуации».

Впитав в себя принципы классического либерализма и  неолиберализма, неоконсерватизм сумел  органически соединить их с традиционными  ценностями (религия, семья, закон, порядок, самоуправление и др.) и тем самым  обеспечить себе устойчивые позиции  в современном мире, о чем свидетельствует  деятельность во многих странах влиятельных  политических партий консервативного  направления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

45. КОММУНИСТИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ  ИДЕОЛОГИЯ.

 

Социал-демократическая  идеология представляет собой совокупность учений, в которых в качестве цели и идеала выдвигается осуществление  принципов солидарности, социальной справедливости, свободы и равенства, а также общественного строя, воплощающего эти принципы. Непосредственно  сам термин «социал-демократия»  впервые появился в конце XIX в., а концептуальные основы данной идеологии были  заложены немецким политическим деятелем Э. Бернштейном (1850-1932). В работе «Проблемы социализма и задачи социал-демократии» (1899) он обосновал тезис о способности капитализма к саморазвитию без революционных потрясений на основе принципа демократии. Согласно Э. Бернштейну, демократия одновременно выступает и как средство завоевания социализма, и форма его практического осуществления.

В новейшее время основные принципы социал-демократизма были воплощены  в жизнь в Скандинавии в  виде так называемой «шведской модели», созданной усилиями социал-демократической  рабочей партии Швеции (СДРПШ), которая  с начала 30-х до середины 70-х гг. ХХ столетия бессменно находилась у  власти. В качестве характерных особенностей «шведской модели» выделяют:

• воссоздание за сравнительно короткий период времени высокоэффективной  экономики;

• обеспечение занятости  практически всего трудоспособного  населения;

• ликвидация бедности;

• создание самой развитой в мире системы социального обеспечения;

• достижение высокого уровня грамотности и культуры.

Коммунистическая идеология  представляет собой целостное социально-философское  учение о совершенном и справедливом общественно-политическом устройстве и социально-политическое движение, которое призвано реализовать это  учение на практике. Составными элементами коммунистической идеологии являются такие фундаментальные ценности как коллективизм, общественная собственность  на средства производства, солидарность, социальное равенство, справедливость, ликвидация классового разделения общества, отсутствие эксплуатации человека человеком. В современном смысле слова разработка коммунистической идеологии связана  с именами Карла Маркса, Фридриха Энгельса и Владимира Ленина, которые  рассматривали коммунизм как  высшую общественно-экономическую  формацию, наступающую после капитализма  и завершающую социально-экономическую  и политическую эволюцию человечества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

46. ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ  КУЛЬТУРЫ.

 

Политическая  культура – передаваемый из поколения в поколение опыт политической деятельности, в котором соединены знания, убеждения и модели поведения человека и социальной группы.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"