Шпаргалка по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 19:38, шпаргалка

Описание работы

ПРЕДМЕТ ПОЛИТОЛОГИИ.
Термин "п." образован на основе двух греческих слов: politike – общественные, гос дела и logos – учение, слово. Автором первого понятия считают Аристотеля, второго – Гераклита. Из данного словосочетания следует, что политология – это учение, наука о политике.
Объектом П. является полит. действительность, или полит. сфера жизни общества

Работа содержит 1 файл

полит. шпоры.docx

— 199.76 Кб (Скачать)

+ маж. систем: учет мнения  большинства избирателей определенного  округа при формировании органов  гос. власти; господство нескольких  крупных партий, которые могут  сформировать стабильные правительства,  что способствует стабильности  политической системы общества  в целом.

- маж. систем: не полностью  выражает политическую волю населения;  не дает адекватного соотношения  между поддержкой, которую получает  партия в стране, и числом ее  представителей в парламенте (небольшая  партия, имеющая большинство в  нескольких избирательных округах,  получит несколько мест, а крупная  партия, рассредоточенная по всей  стране, не получит ни одного  места, хотя за нее проголосовало  больше избирателей).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

39. ПРОПОРЦИОНАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ  СИСТЕМА.

 

Пропорциональная – способ определения результатов голосования, в основу которого положен принцип распределения мест пропорционально полученному каждой партией числу голосов.  Депутатские мандаты распределяются не между индивидуальными кандидатами, а между партиями в соответствии с числом поданных за них голосов. При этом от избирательного округа избирается не один, а несколько депутатов парламента. Избиратели голосуют за партийные списки, фактически за ту или иную программу. Партии стараются включить в свои списки наиболее известных и авторитетных людей, но сам принцип от этого не меняется.

Партийные списки м.б.:

- закрытыми (жесткими) – избиратели выбирают партию, проголосовав за список целиком. Если в списке, к примеру, 7 кандидатур, а партия выиграла 3 места, то депутатами станут 3 первых кандидата списка. Пр.: Испания, Португалия, Греция.

- открытыми – избиратели голосуют за список, но могут изменить в нем места кандидатов, выразить предпочтение определенному кандидату. Пр.: Италия, Бельгия.

- полужесткие  – первое место, завоеванное партией, предназначено кандидату под первым номером; остальные мандаты распределяются между кандидатами в зависимости от полученных ими голосов. Пр.: Дания, Австрия.

- панаширование  (смешивание) – избиратель голосует за определенное число кандидатов, принадлежащих к разным партийным спискам, т.е. он вправе отдать предпочтение кандидатам различных партий. Пр.: Швейцария, Люксембург.

Для определения результатов  голосования устанавливается квота, т.е. минимум голосов, необходимый  для избрания одного депутата.

В ряде стран введен процентный барьер – для того, чтобы партия была представлена в парламенте, она  должна получить не менее определенного  процента голосов избирателей. Это  существует для того, чтобы мандата  не получили карликовые партии.

+ пропорц. системы: позволяет  учитывать политические симпатии  населения; стимулирует многопартийность; создает благоприятные условия  для деятельности небольших политических  партий.

- пропорц. системы: в  условиях многопартийности затруднено  формирование правительства, оно  нестабильно; не дает избирателю  оценить личные достоинства кандидата,  т.к. он выбирает не человека, а партию; может значительно возрастать  роль мелких партий, которые за  поддержку более крупных партий  требуют постов, привилегий, не соответствующих  их реальному месту в политической  системе → растет коррупция,  перебежки из лагеря в лагерь  и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

40. СМЕШАННЫЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ.

 

Смешанная система представительства  соединяет в себе достоинства  и недостатки обеих систем – мажоритарной и пропорциональной. Степень работоспособности органа государственной власти, избранного по смешанной системе, зависит от характера соединения в ней мажоритарных и пропорциональных элементов.

На такой основе проходят выборы в России, Германии. В ФРГ, например, одна половина депутатов  бундестага избирается по мажоритарной системе относительного большинства, другая – по пропорциональной. Каждый избиратель в этой стране имеет два голоса. Один голос он отдает за кандидата, избирающегося по мажоритарной системе, а второй голос – за партийный список. При подведении итогов раздельно подсчитываются и первые, и вторые голоса избирателей. Представительство любой партии складывается из суммы мажоритарных и пропорциональных мандатов. Выборы проходят в один тур. Пятипроцентный избирательный порог не дает возможности мелким партиям получать места в парламенте. При такой системе большинство мандатов получают крупные партии, даже при незначительном перевесе сил в большинстве округов. Это позволяет формировать достаточно стабильное правительство.

 

 

 

Смешанная – часть мест распределяется в соответствии с  мажоритарной, часть – с пропорциональной системами. Обязательное введение нижнего  предела, который препятствует прохождению  мелких партий в парламент.

Смешанная система соединяет  в себе достоинства и недостатки обеих систем – мажоритарной и  пропорциональной. Степень работы органа гос. власти, избранного по смешанной  системе, зависит от характера соединения в ней мажоритарных и пропорциональных систем.

На такой основе проходят выборы в Германии. Одна половина депутатов  Бундестага избирается по мажоритарной системе относительного большинства, другая – по пропорциональной. Каждый избиратель имеет 2 голоса. Один голос  отдает за кандидата, избирающегося  по мажоритарной системе, второй голос  – за партийный список. При подведении итогов раздельно подсчитываются и  первые, и вторые голоса избирателей. Представительство любой партии складывается из суммы мажоритарных и пропорциональных мандатов. Выборы проходят в один тур. Пятипроцентный избирательный порог не дает возможности  мелким партиям получать места в  парламенте. При такой системе  большинство мандатов получают крупные  партии, даже при незначительном перевесе сил в большинстве округов. Это позволяет формировать достаточно стабильное правительство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

41. ПОНЯТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ, ЕГО СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ.

 

Политическое  сознание – система взглядов, идей, ценностей, принципов, норм и теорий, отражающих политическую жизнедеятельность общества.

 

Структура политического  сознания многоуровневая:

1) обыденный уровень политического сознания – совокупность политических идей, взглядов общества, классов, социального слоя, группы людей и отдельных индивидов, возникающая из непосредственного восприятия будничной, общественной жизни.

2) эмпирический уровень – политические знания, оценки, переживания, складывающиеся на основе активного участия индивида в политической жизни общества.

3) научно-теоретический уровень – глубокое проникновение в сущность политических явлений и процессов, выявление причинных факторов и закономерностей их развития.

 

Функции политического  сознания:

1) познавательная (отражение интересов групп);

2) идеологическая (способность к защите данных потребностей);

3) коммуникативная (взаимодействие субъектов и носителей власти);

4) прогностическая (способность политического сознания предвидеть возможное развитие политических интересов)

5) воспитательная (придание гражданской активности определенную направленность).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

42. СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ  ИДЕОЛОГИИ.

 

Политическая  идеология – система идей и представлений, оправдывающая притязания той или иной социальной группы на власть или ее использование с целью реализации своих интересов.

Политическая идеология  выступает важным компонентом политического  сознания.

 

Структура политической идеологии:

1) концептуально-теоретический уровень – характеризует наиболее обобщенные представления группы о своих интересах, целях, которые выражаются в форме идеалов, теорий и т.д.

2) программно-политический уровень – соединяет наиболее общие политические воззрения с текущими нуждами и потребностями группы и выраженные в конкретные требования власти.

3) актуализированный уровень – свидетельствует о реальном усвоении массовым политическим сознанием идеалов и целей данной идеологии.

 

Функции политической идеологии:

1) познавательная (в процессе  своего формирования и развития, социально-политические теории отражают  объективную реальность; усваивая  определенную совокупность социально-политических  идей, социальные субъекты получают  объективные знания);

2) мобилизующая, или прагматическая (идеология – всегда система  значимых идей, которая выдвинута  определенными социальными слоями; направлена на укрепление или  изменение существующей социально-политической  действительности);

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"