Шпаргалка по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 16:13, шпаргалка

Описание работы

Политология как наука и учебная дисциплина.
Предмет, структура и функции политологии.
Методы и категории политологии.
Политическая мысль античности

Работа содержит 1 файл

Конспект по политологии.doc

— 384.00 Кб (Скачать)

     Правовое  государство важный этап в расширении свободы индивида и общества, но в своем классовом либеральном  варианте концепция правового государства  делает акцент на формальном правовом равенстве, не затрагивая проблем достижения фактического, социально-экономического равноправия граждан, поэтому в послевоенный период теория правового государства была дополнена теорией и практикой социального государства.

     Социальное государство – это государство, стремящееся к обеспечению достойных условий существования своих граждан, удовлетворению их материальных и духовных потребностей, социальной защищенности, соучастия в управлении производством и все достигается с помощью перераспределения дохода в пользу менее обеспеченных слоев, проведения политики занятости, охраны труда, развитие здравоохранения и образования. 
 

 
25. Гражданское общество.

     Формирование  правового гос-ва возможно лишь на основе развитого гражданского общества. Идея гражданского общества восходит к эпохе античности (Аристотель в греческом полисе гражданами считал тех, кто участвует в политической жизни общества. Аристотель определил гражданское общество – совокупность политических граждан.)

     Первое  употребление понятия “гражданское общество” у Гоббса: гражданское общество лишь составная часть государства и без государства оно будет в хаосе.

     По  Локку: общество стоит над государством и основа гражданского общества –  частная собственность является священной и неприкосновенной.

     Долгое  время гос-во и общ-во не разграничивали, только в эпоху Просвещения возникло четкое представление о гражданском  общ-ве. Наиболее полное обоснование  разграничения общ-ва сделал Гегель – гражданское общ-во находится  вне государства, но в тесном с ним контакте. Маркс, Энгельс поддержали и развили идеи Гегеля.

     Гражданское общество – система самостоят. и независ. от гос-ва общественных институтов и отношений, которые призваны обеспечить условия для самореализации отдельных индивидов и коллективов, реализации частных интересов и потребностей.

     Структура гражданского общества делится на сл. сферы:

  1. Экономическая – структурные эл-ты гражд. сообщества: негосуд. предприятия и объединения (кооперативы, арендные предприятия, АО, СП, фирмы и т.д.).
  2. Социально-политическая – семья, классы, политическая, партия, организованные движения, органы общественного самоуправления
  3. Духовная – традиции, нравы, обычаи, сфера образования, науки, культуры, союзы композиторов, национальные творческие организации

     Основным  элементом гражданского общества является отдельный индивид, личность, а интересы, потребности индивидов осуществляются через семью, церковь, политические партии, профессиональные и творческие объединения и т.д.

     Отличительный признак общества от государственных структур, где преобладают вертикальные связи, основанные на подчиненности, построение отношений на основе горизонтальных связей (равноправие партнеров).

     Гражданское общество создается постепенно, вырастая естественно – оно самореализующаяся  и саморазвивающаяся система, но оно функционирует более успешно, если создаются благоприятные условия:

  1. многоукладная рыночная экономика
  2. множество форм собственности, самостоятельных субъектов хозяйствования, предоставление инициативы гражданам.

     Основополагающие  условия жизнедеятельности гражданского общества: обладание членами конкретной собственностью, право использовать и распоряжаться по своему усмотрению. Собственность – единоличная или коллективная.

     Основа  гражданского общества – средний  класс.

     Гражданское общество выступает как сфера реализации частных интересов и потребностей, а государство выразитель воли всего населения примиряет и совмещает интересы по основным вопросам общественной жизни.

     Гражданское общество постоянно испытывает давление со стороны государства и недостаточная развитость общества подталкивает государство к узурпации. При демократии: государство и общество равноправны и самостоятельны и решение проблем осуществляется путем компромиссов. 
 

  1. Партия  как политический институт.

    Задача  полит партий - превратить множество частных интересов отдельных граждан, соц. слоев, заинтересованных групп в их совокупный полит интерес.

    Полит партия - это организованная группа единомышленников, представляющая интересы части народа и ставящая своей целью их реализацию путем завоевания полит власти или участия в ее осуществлении.

    Функции и структура. Важнейшими функциями принято считать следующие:

    • соц представительства;
    • соц интеграции и социализации;
    • борьба за власть;
    • полит рекрутирования, формирования правящей элиты;
    • разработки и осуществления полит курса.

    Партии  имеют сложную внутреннюю структуру:

    • высший лидер и штаб, выполняющий руководящую роль;
    • стабильный бюрократический аппарат, исполняющий приказы руководящей группы;
    • активные члены партии, участвующие в ее жизни, не входящие в бюрократию;
    • пассивные члены партии, кот примыкая к ней, лишь в незначительной степени участвуют в ее деятельности;
    • лица, кот поддерживают партию, не являясь ее членами и меценаты.
 
 
 
  1. Типы политических партий.

    Классификация полит партий. Классифицировать партии можно по многим критериям.

       Массовые  партии имеют сложную орг структуру  и весьма многочисленных последователей. Преимущественным источником финансирования явл членские взносы. Центр парт власти находится не в парламенте, а в самой партии.

       Кадровые  партии немногочисленны, и состоят  из пользующихся авторитетом деятелей. Членство в такой партии аморфно, отсутствует механизм приема, нет  фиксированных членских взносов. Кадровые партии действуют преимущ в период изб кампаний.

    Мобилизующие  партии. Их цель - мобилизовать население на выполнение каких-либо задач.

    Патронажные партии создают преимущества для  лидера и его окружения.

    Классово-сословные  партии направляют свою деятельность на защиту интересов определенных соц  слоев или групп.

    По  отношению к сущ действительности партии подразделяются на консервативные, реформистские и революционные.

    Есть  партии с индивидуальным или коллективным членством.

    По  месту в полит системе - правящие и оппозиционные.

    По  характеру полит действий - умеренные, радикальные и экстремистские.

    По  месту в полит спектре - левые, центристские и правые. 
 
 
 

  1. Становление многопартийности в Республике Беларусь.
 
 
  1. Партийные системы.

    В зависимости от положения полит  партий в полит системе, взаимодействия между ними, типа самих полит партий складывается партийная система, под которой понимается совокупность всех полит партий, действующих в данной стране, их взаимоотношения друг с другом.

    Итальянский политолог Дж. Сартори предлагает семиступенчатую классификацию:

    • система с одной партией;
    • система с партией, осуществляющей гегемонию;
    • система с преобладающей партией;
    • двухпартийная система;
    • система ограниченного плюрализма;
    • система крайнего плюрализма;
    • система атомизирования.

Классификацию Сартори целесообразно дополнить  двухпартийной модифицированной системой. Именно такая система существует в Германии, где ведущие партии ХДС/ХСС и СДПГ могут сформировать правительство, только вступив в блок со Свободными демократами.

    Общественно-политические движения. Одной из форм современного выявления и реализации полит интересов опред групп и отдельных граждан общества явл общ-полит движения. В движения включаются граждане, не удовлетворенные деятельностью тех или иных партий, не желающие ограничивать себя уставными нормами и программными целями полит партий, а также лица со спонтанными, неявно выраженными соц-полит интересами.

    Полит движение представляет собой солидарную полит активность большой группы граждан, направленную на достижение какой-либо значительной полит цели. 
 

 
30- Субъекты политики.

Главный субъект политики – народ. Но народ  состоит из отдельных граждан, поэтому отдельный гражданин – личность – это также главный субъект политики. Проблема участия личности в политике имеет многоплановое значение. В любом обществе политика осуществляется отдельными личностями. Подчеркивая значительную роль социальных групп, не следует забывать, что они состоят из отдельных личностей, и поэтому проблема человека в политике все равно остается. Для активного включения личности в политический процесс необходимы следующие предпосылки:

материальные;

социально-культурные (социальная среда, образование);

политико-правовые (определяют возможности участия личности в политике).

Совокупность  перечисленных предпосылок определяет во многом и развитие политической активности личности как действительного субъекта политики.

     Уровни  политической активности личности.

1. Рядовой  член общества – человек с  минимальным политическим влиянием, минимальной активностью и заинтересованностью политическими вопросами.

2. Человек,  принимающий определенное участие  в политической жизни общества. Он может принимать участие  в деятельности общественного  движения или организации. Его политическая активность проявляется в силу его принадлежности к этой организации и не выходит за рамки ее деятельности.

3. Человек,  являющийся членом политической  организации, но участвующий самостоятельно в политической жизни. Его непосредственное включение в политику определяется его возможностями и конкретной ролью,  которую он выполняет как член этой организации. Это осознанное включение в политику.

4. Общественный  деятель (политический деятель). Политический деятель по совместительству, как правило, руководитель общественной организации. Имея определенную профессию, сферу занятий, основную активность своей деятельности он направляет на решение политических вопросов. Это может быть связано и с личными устремлениями, и с устремлениями руководителя организации с целью повышения ее роли в политической жизни.

5. Профессиональный  политик, для которого политика  – не только профессия, но  и главное занятие, смысл всей  жизни. Это руководители политических  партий, ответственные работники  органов государственного управления и т.д.

6. Политический  лидер (организатор, идеолог, руководитель). Лидер имеет формальный или неформальный авторитет и обладает фактическим влиянием на окружающих.

Уровни  политической активности личности лишь схематически описывают ее роль в  политике. 
 

  1. Понятие политической элиты. Властвующая и политическая элита.

В последние  десятилетия термин элита не только прочно вошел в научный социологический  и политологический язык, но и вышел  далеко за его пределы, став общеупотребительным. Этот термин происходит от латинского eligere и французского elite  лучший, отборный, избранный. Начиная с XVII века он употреблялся для обозначения товаров наивысшего качества, а затем и для наименования избранных людей, прежде всего высшей знати. В Англии, как свидетельствует Оксфордский словарь 1823г., этот термин стал применяться к высшим социальным группам в системе иерархизированного общества.  

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"