Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 16:13, шпаргалка
Политология как наука и учебная дисциплина.
Предмет, структура и функции политологии.
Методы и категории политологии.
Политическая мысль античности
Выделяются также гориз. и вертикальн. пол. конфликты. Гор – это конфликт между индивидами, группами, классами. Вертик - между субъектами пол власти.
Наиболее значительны всеобщие конфликты, но и частные конфликты м. перерасти во всеобщие.
Выделяют разные виды пол конфликтов:
- конфликт общ-экон и соц-пол систем, кот обусловл разные гос интерпретации
-Межгос
конфликты (вооруженные и
-Внутрипол
конфликты обусловлены разными
интересами тех или иных групп.
Предметом межнац конфликтов является неурегулированность территор проблем, экономич дискриминация.
Межпарт имеет в качестве своего осн. объекта гос власть. В своей деятельности партии не ограничиваются пол борьбой, а задействуют весь арсенал своих возможностей.
Межлич конф имеют место как между представит разн партий, так и между одной партии.
Кризисы пол сист могут протекать в 2-х измерениях:
- затрагивать теорет и конст процедуры и органы
-
затрагивать соц-экон
Правительственный кризис выражается в невозможности правительства решить задачи, которые стоят перед ним
Парламентский кризис – измен соотноше сил в органах законод. власти, когда решение парламента расходится с волей большинства граждан.
Кризис
правящей партии - в ее идеал. и организац
распаде, утрате авторитета.
В последние десятилетия ХХв. проблема перехода от авторитаризма к демократии оказалась в центре внимания политиков и политологов. Это следствие, с одной стороны, большого числа попыток такого перехода, осуществляемых или провозглашаемых многими странами, а с другой - чрезвычайной сложности этого процесса, который нередко заканчивается относительными неудачами, а то и полным провалом.
Образцовой страной в плане смены авторитарного политического режима демократическим признается Испания, хотя и в ней не обошлось без попытки государственного переворота, предпринятой частью офицерства. Испанский опыт пакта Монклоа (пакта о гражданском согласии) в последнее время активно пытаются внедрить в России. Специалисты выделяют три основные особенности испанского политического процесса, обеспечившие его положительный результат и весьма сильно отличающиеся от процессов в Восточной Европе и бывшем Советском Союзе.
Характер политического процесса в странах Восточной Европы и бывшем Советском Союзе был совершенно иным: не постепенным, эволюционным, а революционным; основанным главным образом не на легальности (законности), а на революционной целесообразности; не последовательным, а параллельным во всех сферах общественной жизни, что вызвало одновременно экономический кризис, крайнее социальное расслоение, политические потрясения, в ряде случаев - распад государственности, разрушение старых стереотипов общественного сознания и замену их новыми.
Обществу приходится
жить по средствам, имея столько демократии,
сколько оно может себе позволить,
чтобы не разрушить основ своей жизни.
Во-вторых, переход от авторитаризма к
демократии осуществляется в разных странах
неодинаково, в том числе в большинстве
посткоммунистических государств он,
по-видимому, будет происходить волнообразно,
сопровождаясь периодами реставрации
авторитаризма.
Основные
пути формирования полит
культуры. Условием формирования полит
культуры людей явл их включенность в
полит процесс, взаимодействие с полит
реальностью. С полит системой взаимодействуют
различные сферы общественной жизни, все
они в той или иной степени участвуют в
формировании полит культуры, определяют
осн направления этого процесса. Ими явл:
целенаправленная образовательно-
Факторы, влияющие на формирование полит культуры. Известно, что страны, имеющие аналогичные соц-полит системы, могут значительно отличаться друг от друга в полит-культ отношении. Эти различия предопределены, помимо всего прочего, и так наз «внешними», неполитическими, факторами: спецификой исторического развития, геополит положения страны и в особенности экономическими факторами.
Современные концепции полит культуры.
Психологический
подход (школа Г.Алмонда): полит культура
рассматривается как набор
Комплексный, обобщающий подход (Д.Мервик, Р.Такер, Л.Диттмер): полит культуре приписывается все происходящее в политике. Она либо идентифицируется с полит системой, либо сводится к полит отношениям, а в конечном счете не имеет специфического содержания.
Объективистская (нормативная) трактовка (Л.Пай, Д.Пол). полит культура определяется как совокупн. принятых полит системой норм и образцов полит поведения.
Эвристическая
концепция (С.Хантингтон): полит культура
понимается как гипотетическая нормативная
модель желаемого поведения.
50 Уровни и типы политической культуры.
Дифференциация полит культур осущ в соответствии с тем или иным критерием.
Один из критериев - степень согласованности во взаимодействии полит субкультур в той или иной стране. На этом основании можно выделить два типа полит культуры: интегрированную (однородную) и фрагментарную (разнородную).
Другим
критерием выделения типов
Культура высокой гражданственности. Базовая ценность - человек с его потребностями и интересами. Полит система в целом и все ее структурные элементы носят демокр характер. Людям присуще чувство ответственности за все происходящее, а потому высока полит активность участников полит процесса.
Элитарная полит культура. Базовая полит ценность - власть или властные структуры (гос-во, элиты). Человек выступает как средство для достижения цели, кот ставит полит элита.
Архаическая полит культура. Главная ценность - интересы этноса, к кот они принадлежат (род, племя, нация). Здесь индивид не осознает себя как личность и не отделяет себя от этнической общности.
В
качестве еще одного критерия выступает
ориентация общества на те или иные
регулятивные механизмы в рамках
полит системы (рынок, гос-во). Приоритетное
использование того или иного
механизма в полит жизни
Политическая социализация личности.
Политическая социализация представляет собой процесс включения личности в политику и функционирования в ней. Это формирование политических представлений, ориентаций и установок, приобретение навыков политического участия.
Включение в политику начинается с раннего детства и продолжается всю сознательную жизнь, т.к. политические установки все время изменяются.
Политическая социализация включает в себя не только освоение политических знаний, но и личную политическую активность человека. На процесс политической социализации человека влияет целая система факторов, которые делятся на политические и неполитические.
Политические факторы – характер и тип государственного устройства, форма государственного правления, тип политического режима, степень развития институтов гражданского общества, тип политической культуры, тип избирательной системы.
Неполитические факторы – уровень образования личности, ее социальное окружение, характер труда личности, ее профессиональная подготовка, морально-нравственные ценности и т.д.
В реальной
жизни политические и неполитические
факторы настолько тесно
Функции политической социализации личности.
Информационная функция предполагает передачу человеку определенных политических знаний, необходимых для развития его политического кругозора, для ориентации в быстро изменяющейся политической действительности.
Ценностно-ориентировочная функция призвана приобщить человека к системе исторически сложившихся в данном обществе политических ценностей, идеалов, ориентаций, норм поведения.
Установочно-нормативная тесно связана с предыдущей и охватывает собой процесс, направленный на выработку у формирующейся личности определенного политического мировоззрения.
Поведенческо-деятельностная функция предполагает активное участие личности в политической жизни на основе усвоенных ею знаний и выработанных стереотипов поведения.
В своей
совокупности эти функции выполняют
общую задачу формирования личности
как политически активного гражданина
соответствующего государства.
Либерализм (от лат. либерализ - свобода) – идейно-политическое движение, объединяющее сторонников буржуазно-парламентского строя, выступающего против любых форм контроля, за экономич. и дух. деятельность личности со стороны светской и церковной власти.
Либерализм появился в эпоху буржуазных революций 16-17 вв. В работах Смита, Монтескье, Локка и др. сформулированы исх. принципы классического либерализма.
Центральное место занимает идея индивидуальной свободы в противоположность феодальному абсолютизму, полностью подчиняющего личность соц порядкам, либерализм отстаивает концепцию естест. прав человека на жизнь. Свобода – отсутствие внешних ограничителей на реализацию сознательн действий индивида, при этом личность должна нести бремя моральной ответственности.
Таким образом, индивидуальная свобода и социальная ответственность личности рассматриваются в неразрывной связи.
Особенности либерализма проявилась в концепции социал прогресса, согласно которому бурж общество – рационально-организованное, постоянно соверше-ся регулируемый механизм. Соц гармония в обществе, его бескризисное разв. должны автомат. обеспечиваться част. отношениями.
Черты либерализма:
В кон 19 в. начинается формироваться новое течение – новый либерализм (неолиберализм), кот. признавал необходимость гос регулирования. Государство выбрано главным инструментом реформ. Государство должно гарантировать беспристрастное посредничество в соц. конфликтах, взаимоотнош между классами.
Суть неолиберализма: