Шпаргалка по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 16:13, шпаргалка

Описание работы

Политология как наука и учебная дисциплина.
Предмет, структура и функции политологии.
Методы и категории политологии.
Политическая мысль античности

Работа содержит 1 файл

Конспект по политологии.doc

— 384.00 Кб (Скачать)

     Выделяются  также гориз. и вертикальн. пол. конфликты. Гор – это конфликт между индивидами, группами, классами. Вертик - между субъектами пол власти.

     Наиболее  значительны всеобщие конфликты, но и частные конфликты м. перерасти  во всеобщие.

     Выделяют  разные виды пол конфликтов:

     - конфликт общ-экон и соц-пол  систем, кот обусловл разные гос  интерпретации

     -Межгос  конфликты (вооруженные и невооруженные)

     -Внутрипол  конфликты обусловлены разными  интересами тех или иных групп.  Эти конфликты делятся на межклассовые, межнациональные, межпарт, внутрипарт и межличностные.

     Предметом межнац конфликтов является неурегулированность  территор проблем, экономич дискриминация.

     Межпарт имеет в качестве своего осн. объекта  гос власть. В своей деятельности партии не ограничиваются пол борьбой, а задействуют весь арсенал своих возможностей.

     Межлич  конф имеют место как между  представит разн партий, так и между  одной партии.

     Кризисы пол сист могут протекать в 2-х  измерениях:

     - затрагивать теорет и конст  процедуры и органы

     - затрагивать соц-экон отношения, отношения собственности

     Правительственный кризис выражается в невозможности правительства решить задачи, которые стоят перед ним

     Парламентский кризис – измен соотноше сил в органах законод. власти, когда решение парламента расходится с волей большинства граждан.

     Кризис  правящей партии - в ее идеал. и организац распаде, утрате авторитета. 
 
 
 

  1. Пути урегулирования политических конфликтов.
 
 
  1. Геополитика. Основные теории геополитики.
 
 
  1. Проблемы  перехода к демократии на постсоветском  пространстве.

В последние  десятилетия ХХв. проблема перехода от авторитаризма к демократии оказалась в центре внимания политиков и политологов. Это следствие, с одной стороны, большого числа попыток такого перехода, осуществляемых или провозглашаемых многими странами, а с другой - чрезвычайной сложности этого процесса, который нередко заканчивается относительными неудачами, а то и полным провалом.

Образцовой страной  в плане смены авторитарного  политического режима демократическим  признается Испания, хотя и в ней  не обошлось без попытки государственного переворота, предпринятой частью офицерства. Испанский опыт пакта Монклоа (пакта о гражданском согласии) в последнее время активно пытаются внедрить в России. Специалисты выделяют три основные особенности испанского политического процесса, обеспечившие его положительный результат и весьма сильно отличающиеся от процессов в Восточной Европе и бывшем Советском Союзе.

Характер политического  процесса в странах Восточной  Европы и бывшем Советском Союзе  был совершенно иным: не постепенным, эволюционным, а революционным; основанным главным образом не на легальности (законности), а на революционной целесообразности; не последовательным, а параллельным во всех сферах общественной жизни, что вызвало одновременно экономический кризис, крайнее социальное расслоение, политические потрясения, в ряде случаев - распад государственности, разрушение старых стереотипов общественного сознания и замену их новыми.

Обществу приходится жить по средствам, имея столько демократии, сколько оно может себе позволить, чтобы не разрушить основ своей жизни. Во-вторых, переход от авторитаризма к демократии осуществляется в разных странах неодинаково, в том числе в большинстве посткоммунистических государств он, по-видимому, будет происходить волнообразно, сопровождаясь периодами реставрации авторитаризма. 

  1. Политическая  культура: сущность, структура, функции.
 
 
  1. факторы формирования политической культуры.

    Основные  пути формирования полит  культуры. Условием формирования полит культуры людей явл их включенность в полит процесс, взаимодействие с полит реальностью. С полит системой взаимодействуют различные сферы общественной жизни, все они в той или иной степени участвуют в формировании полит культуры, определяют осн направления этого процесса. Ими явл: целенаправленная образовательно-просветительская, духовно-идеологическая деятельность гос-ва, полит партий, общественных организаций и движений, церкви, СМИ, воздействие бизнеса, науки, образовательных учреждений, семьи, трудового коллектива, клубов и организаций по интересам.

    Факторы, влияющие на формирование полит культуры. Известно, что страны, имеющие аналогичные соц-полит системы, могут значительно отличаться друг от друга в полит-культ отношении. Эти различия предопределены, помимо всего прочего, и так наз «внешними», неполитическими, факторами: спецификой исторического развития, геополит положения страны и в особенности экономическими факторами.

    Современные концепции полит  культуры.

    Психологический подход (школа Г.Алмонда): полит культура рассматривается как набор психологических ориентаций на соц-полит объекты и процессы.

    Комплексный, обобщающий подход (Д.Мервик, Р.Такер, Л.Диттмер): полит культуре приписывается все  происходящее в политике. Она либо идентифицируется с полит системой, либо сводится к полит отношениям, а в конечном счете не имеет специфического содержания.

    Объективистская (нормативная) трактовка (Л.Пай, Д.Пол). полит культура определяется как  совокупн. принятых полит системой норм и образцов полит поведения.

    Эвристическая концепция (С.Хантингтон): полит культура понимается как гипотетическая нормативная модель желаемого поведения. 
 

 
50 Уровни и типы политической культуры.

    Дифференциация  полит культур осущ в соответствии с тем или иным критерием.

    Один  из критериев - степень согласованности  во взаимодействии полит субкультур в той или иной стране. На этом основании можно выделить два типа полит культуры: интегрированную (однородную) и фрагментарную (разнородную).

    Другим  критерием выделения типов полит  культуры явл базовые ценности, на кот ориентируется та или иная общность в полит деятельности или в полит процессе. В соответствии с этим можно выделить три типа полит культуры.

    Культура  высокой гражданственности. Базовая ценность - человек с его потребностями и интересами. Полит система в целом и все ее структурные элементы носят демокр характер. Людям присуще чувство ответственности за все происходящее, а потому высока полит активность участников полит процесса.

    Элитарная полит культура. Базовая полит ценность - власть или властные структуры (гос-во, элиты). Человек выступает как средство для достижения цели, кот ставит полит элита.

    Архаическая полит культура. Главная ценность - интересы этноса, к кот они принадлежат (род, племя, нация). Здесь индивид не осознает себя как личность и не отделяет себя от этнической общности.

    В качестве еще одного критерия выступает  ориентация общества на те или иные регулятивные механизмы в рамках полит системы (рынок, гос-во). Приоритетное использование того или иного  механизма в полит жизни порождает  соотв типы полит культуры - рыночной или бюрократической. 
 

  1. Политическая  социализация.

     Политическая  социализация личности.

Политическая  социализация представляет собой процесс  включения личности в политику и функционирования  в ней. Это формирование политических представлений, ориентаций и установок, приобретение навыков политического участия.

Включение в политику начинается с раннего  детства и продолжается всю сознательную жизнь, т.к. политические установки все время изменяются.

Политическая  социализация включает в себя не только освоение политических знаний, но и личную политическую активность человека. На процесс политической социализации человека влияет целая система факторов, которые делятся на политические и неполитические.

Политические  факторы – характер и тип государственного устройства, форма государственного правления, тип политического режима, степень развития институтов гражданского общества, тип политической культуры, тип избирательной системы.

Неполитические  факторы – уровень образования личности, ее социальное окружение, характер труда личности, ее профессиональная подготовка, морально-нравственные ценности и т.д.

В реальной жизни политические и неполитические факторы настолько тесно переплетены, что их трудно отделить друг от друга.

     Функции политической социализации личности.

Информационная функция предполагает передачу человеку определенных политических знаний, необходимых для развития его политического кругозора, для ориентации в быстро изменяющейся политической действительности.

Ценностно-ориентировочная функция призвана приобщить человека к системе исторически сложившихся в данном обществе политических ценностей, идеалов, ориентаций, норм поведения.

Установочно-нормативная тесно связана с предыдущей и охватывает собой процесс, направленный на выработку у формирующейся личности определенного политического мировоззрения.

Поведенческо-деятельностная функция предполагает активное участие личности в политической жизни на основе усвоенных ею знаний и выработанных стереотипов поведения.

В своей  совокупности эти функции выполняют  общую задачу формирования личности как политически активного гражданина соответствующего государства. 
 
 
 
 
 

  1. Политическая  идеология либерализма.

     Либерализм  (от лат. либерализ - свобода) – идейно-политическое движение, объединяющее сторонников буржуазно-парламентского строя, выступающего против любых форм контроля, за экономич. и дух. деятельность личности со стороны светской и церковной власти.

     Либерализм  появился в эпоху буржуазных революций 16-17 вв. В работах Смита, Монтескье, Локка и др. сформулированы исх. принципы классического либерализма.

     Центральное место занимает идея индивидуальной свободы в противоположность  феодальному абсолютизму, полностью  подчиняющего личность соц порядкам, либерализм отстаивает концепцию естест. прав человека на жизнь. Свобода –  отсутствие внешних ограничителей на реализацию сознательн действий индивида, при этом личность должна нести бремя моральной ответственности.

     Таким образом, индивидуальная свобода и  социальная ответственность личности рассматриваются в неразрывной  связи.

     Особенности либерализма проявилась в концепции социал прогресса, согласно которому бурж общество – рационально-организованное, постоянно соверше-ся регулируемый механизм. Соц гармония в обществе, его бескризисное разв. должны автомат. обеспечиваться част. отношениями.

     Черты либерализма:

    1. либерализм ориентируется на правовое государство, основанное на разделении власти. Законы обязательны для всех.
    2. в экономике либерализм защищал идеалы свободной рыночной торговли
    3. в соц. области либерализм исходит из ест неравенства людей, кот обладают неодинаковыми способностями и поэтому даже в одинаковых условиях результаты их деятельности будут различными.

     В кон 19 в. начинается формироваться новое  течение – новый либерализм (неолиберализм), кот. признавал необходимость гос  регулирования. Государство выбрано главным инструментом реформ. Государство должно гарантировать беспристрастное посредничество в соц. конфликтах, взаимоотнош между классами.

     Суть  неолиберализма:

  1. на смену идеи гос, как ночного сторожа, не вмешивающегося в жизнь общества пришла идея государство-благосостояние. Главная задача: поддержание наиболее обездоленных соц независ слоев общества на основе активного вмешательства в экономич жизнь через налоги, планирование бюджета. Бесплатность учебы в школах и ВУЗах.
  2. Стоит на принципе «плюролистической демократии», призванной учесть интересы всех соц групп общества в области политики. Включает в себя принцип разделения властей. Неолибералисты считали, что общественная система, не основанная на справедливости, не имеет будущего. Равные пол права. Положение человека в обществе зависит от трудолюбия, от способностей человека, т. е. от него самого.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"