Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 16:13, шпаргалка
Политология как наука и учебная дисциплина.
Предмет, структура и функции политологии.
Методы и категории политологии.
Политическая мысль античности
К числу крупных мыслителей Белоруссии относятся Волон, Сапега. Большая часть их публикаций посвящена религиозным вопросам. Вместе с тем довольно четко и основательно отражены политические идей в частности идея правового государства. Они считали, что всякая власть неизбежно вырождается в тиранию, если она не будет опираться на право, жестко ограничивать свою деятельность законами. Уважение к праву. Эти идей в 3 статуте. Основной политической темой в трудах бел. мыслителей 16-18 веков является борьба с польскими феодалами. Один из них - Казимир Лыщинский «Трактат о не существовании Бога». Изложены оригинальные атеистические, общ.-политические идеи. Сторонник идеи утопического социализма в Беларуси. В своей утопии высказывал идей имущественной революции, всеобщности труда, справедливого деления материальных богатств, осуждал войны.
После
трагического финала восстания 1930-1930 в
Беларуси начало формироваться революционно-
Савич – создал «демократическое общество» (тайная революционная организация), выступал за освобождения крестьян от крепостничества через вооруженное восстание. За право каждого народа на национальную самостоятельность, за дружбу между народами Беларуси, России, Польши, Украины.
Калиновский – взгляды:
критика
феодально-крепостнических
идеал
справедливого общественного
пути осуществления этого идеала.
Развивая
идеи русских революционных
Тоталитарный режим (ТР) – означает (to totalis) целостный, полный, весь и т.д. Возникло в начале 20 гг. в Италии для хар-ки режима Муссолини. Позже оно вошло в политику и служит для обознач. режима – к полному, тоталитарному политическому контролю над жизнью общества в целом и каждого гражданина в отдельности. Для ТР хар-на строгая регламентация, политизация и санкционирование всей жизнедеят-ти общ-ва, начиная с экономики и оканчивая искусством. Происх. огосударствление всей общественности, фактически уничтож. не зависящая от гос-ва общественная жизнь. Происх. превращение человека в простой придаток государственного механизма. Партия гос. власти выступает здесь как главный стержень, на котором базируется всё гос. устройство. Важной чертой ТР является фетишизация власти.
В политической сфере ТР соответствуют следующие черты:
1) монополизация власти в руках одной партии.
2)
срастание партии и
3)
правящая партия принимает
4)
однопартийная система,
5) созд. строго иерархичной вертик. системы управл., увенчанной фигурой вождя
6) формир. власти на всех ур-нях через закрытые каналы бюрокр. номенклатуры
7) фактически отчуждение граждан от полит. процесса
8) максимальное ограничение прав и свобод гражданина, умаление права и закона
9)
монопольный контроль над
10) террор, насилие как средство политической борьбы
В экономич. сфере устан. монопольный контроль партийно-государственного аппарата над хоз. деятельностью, централиз. планы руководства и управл. экономикой.
В духовной сфере важной особенностью ТР является господство офиц. идеологии, нацеленной на построение нового полит. порядка и созд. нового типа личности.
Тоталитарная идеология складывается из трёх частей:
1) радик. критика предшеств. или определённого полит. противника, которого необх. сокрушить.
2) представление о совершенстве общего будущего, светлого завтра
3) рецептов его достижения
Тем самым тоталит. идеология отрицает прошлое и наст. во имя великого и светлого общества, обосновывая необх. тоталит. перестроения общ-ва. Эта идеол. претенд. на право абсол. истины, и поэтому явл. общеобязат. и не подлежит критике.
Фанатичная
вера в окончательную истину объясняет
поддержку ТР народом. Привержение
общественности официальной идеологии
достигается посредством централиз идеологических
средств воздействий, монополии на информацию.
Авторитарный режим (АР) – власть, влияние. АР характериз. след. чертами:
АР в отличие от ТР не претендует на контроль за всеми сторонами жизни общ-ва. Обеспечивая любым путём полит. власть, АР не вмешивается в те сферы, кот. не связаны непосредственно с политикой. Для АР хар-но разгосуд. экономики, культуры и соц. сферы. Авторит. общ-во построено по принципу: разрешено всё, кроме политики. Важное отличие АР от ТР сост. в том, что в АР нет «сверхъидеи» или она сильно размыта. Зап. политики утверждают, что АР можно назвать прагматической диктатурой, ТР – идеократической диктатурой. По мнению некот. политологов ТР – крайняя форма АР. АР могут быть: революционные и контрреволюционные, лево и право авторитарные. В развив. странах АР часто принимает форму военного режима.
Следует
обратить внимание, что АР в отличие
от ТР более гибок, способен к трансформации
и модернизации. АР допускает размежевание
и даже поляризацию различных сил и интересов.
Способствует зарождению демократии.
При справедливой критике АР необходимо
видеть и конструктивную роль в некоторых
случаях. Не всегда оправдана сугубо негативная
оценка ТР и АР. В целом ряде стран АР создали
необходимые политические условия для
экономической модернизации общества.
Демократия – (от греч. Власть народа). В основе ДР лежит признание суверенитета народа, т.е. провозглашение народом источника верховной государственной власти. При ДР в процессе свободного волеизъявления народа, выявляется позиция большинства, которое власть не может игнорировать Принцип большинства составляет суть доктрины народного суверенитета и основополагающим принципом демократии. Главная и естественная обязанность большинства в ДР – общее неизменное уважение меньшинства и его право на создание оппозиции. Другими словами, власть большинства, которое уважает мнение меньшинства. Основные признаки ДР:
В реальной жизни демократия является не правлением народа, а правлением от имени народа. При этом она может реализовываться в 2х видах: представительная и непредставительная демократия. 1-ая связана с деятельностью выборных органов, в которых работают депутаты. 2-ой вид предусматривает референдумы. Рассматриваемая модель ДР – идеальна. Недостатки ДР:
Термин гос-во используется для обознач. различных по своей сути явлений.
Общие признаки государства:
Гос-во это своеобразная форма организации обществ. жизни, необх. для существ. и нормального развития страны. От др. полит. форм оно отлич. наиб. концентрацией власти, наиб. способностью к решению обществ. проблем. Вследствие этого гос-во во многом обеспечивает целостность общ-ва и явл. политич. центром, к кот. тяготеют др. полит. силы. Гос-во существенно влияет на течение всех полит. процессов. Оно выступает и как некая сила, концентрированно выражающая и символизир. общество в целом. Именно гос-во призвано выполнять те ф-ции, без кот. норм. существование общ-ва попросту невозможно. Но эти функции не оставались неизменными. Вместе с тем у любого гос-ва есть обязат. ф-ции, исполнение кот. и оправдывает его существование. Эти ф-ции принято разделять на внутренние и внешние.
К внутренним функциям относятся: