Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 16:13, шпаргалка
Политология как наука и учебная дисциплина.
Предмет, структура и функции политологии.
Методы и категории политологии.
Политическая мысль античности
Связь политики с идеологией.
Любая политика имеет определенную теоретическую основу, которая выражается в определенной идейной (идеологической) доктрине. Идеология разрабатывает цели и задачи развития общества, определяет те социальные силы, опираясь на которые можно достичь цели. Политика всегда имеет определенную идеологическую направленность. Связь политики с идеологией можно представить через национальную идею. Для РБ – идея национального возрождения выражается в том, чтобы дополнить политический суверенитет экономическим.
Связь политики с моралью.
Мораль – сложившиеся в данном обществе нормы поведения, а политические отношения невозможны без учета традиционных для данного общества норм поведения. Зачастую моральные ценности служат для обоснования или оправдания политических ценностей.
Связь политики с религией.
Религия – определенная идеологическая система. Как любая идеология, она служит конкретной политике, обосновывая тот или иной политический курс всеми доступными ей средствами и методами. Политические системы и режимы используют религию для достижения своей цели. Чем большими правами и свободами обладают религиозные организации в рамках политической системы, тем больше их влияние на политическую действительность.
В РБ политика
в области религии основывается
на законе «о свободе вероисповедания».
Закон предусматривает учет интересов
различных религиозных конфессий.
Понятие «власть» в обыденной жизни и в научной литературе
употребляется
в разных смыслах. При
обнаруживается, что понятие «власть» не может быть полностью
раскрыто лишь с точки зрения экономики и политики, права и морали,
представляющих
отдельные аспекты такого
время целостного феномена, каким является власть. Для этого
необходимо исследование власти на самых разных уровнях её
функционирования в обществе, истории и культуре. Разгадка
парадоксов
властных отношений и
природе власти и механизмах властвования является едва ли не
главной
задачей фундаментальной
Первые попытки разобраться в парадоксах и механизмах власти, в
частности, политической, были предприняты ещё в ранний период
политической истории Индии, Китая и Греции. Например то, что
древнегреческое слово «архе», обозначавшее «власть» или
«главенство», имело и другое значение - «первоначало» или
«первопричина» - по-видимому, было не случайным совпадением, но
смутной догадкой о природе власти.
Власть, в отличие от физического
насилия, оказывает
на тело, душу и ум, пронизывает их, подчиняет закону своей воли. По
существу своему она подобна авторитету. Коррелятом её является
уважение;
этическую ценность она
когда так направляет уважающего её, что тот оказывается на в
состоянии
осуществлять большее
на подвергаясь непосредственно воздействию со стороны власти.
Власть нуждается в оправдании, и эти попытки составляют
существенную часть политической истории.
Концепция власти - одна из
ведущих теоретических
способствующая исследованию политических отношений и пониманию
механизма
деятельности государства и
Среди крупнейших теоретиков, имеющих исследования по проблеме
власти, необходимо в первую очередь отметить Б. Рассела, который
трактует
власть как «создание
согласно мнению которого «власть есть возможность того, что одно
лицо
внутри социального отношения
будет в состоянии
свою волю, несмотря на сопротивление других, участвующих в
действии, Х. Арендт, которая полагала, что «власть означает
способность человека не столько действовать самому, сколько
взаимодействовать с другими людьми», П. Морриса, который определяет
власть
как не просто способ
действие как процесс, направленный на изменение кого-то или чего-
то». Ф. Бурлацкий в философском словаре 1986г. придерживается
мнения, мнения, что «власть есть в общем смысле способность и
возможность осуществлять свою волю, оказывает определяющее
воздействие на деятельность, поведение людей с помощью какого-либо
средства
- авторитета, права, насилия».
13.Политическая власть.
Главная цель политики – в достижении, сохранении и упрочнении власти, в укреплении экономического и общественно-политического строя, организации управления социально-экономическими процессами. Тем самым власть является и целью политики и средством решения экономических, социальных, культурных и других проблем. Таким образом, для политики как общественного явления наиболее характерна прямая или косвенная связь с властью и деятельностью властвования.
Типы определения власти:
Широко распространенным в политологии является определение, данное Максом Вебером. Он считал, что власть – это способность одного индивида в определенных социальных условиях проводить собственную волю вопреки сопротивлению других.
Наиболее обобщенное определение власти содержится в словарях. Канадский словарь социальных наук определяет власть как:
В философском словаре власть трактуется как способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее действие на деятельность, поведение людей с помощью какого-либо средства: авторитета, права, насилия.
Политическая власть – есть реальная способность класса, социальной группы, индивида проводить свою волю в общественной жизни, опираясь на систему учреждений, политический отношений и идей; это способность в сфере политики контролировать или изменять поведение человека в направлении, желаемом для субъекта, обладающего властью.
В современном обществе задачи власти след:
Ядром политической власти является государственная власть. При появлении аппарата гос. служащих, принудительных учреждений появляется государственная власть. Полит. власть более широкое понятие чем государственная.
Черты гос. власти:
Власть возникла как потребность общества в саморегуляции, сохранении своей целостности и стабильности при наличии разнонаправленных интересов групп и общностей людей. Естественноисторический характер власти проявляется в её преемственности; власть никогда не исчезает; власть постоянно видоизменяется, развивается во времени, то есть она динамична, но содержание и формы власти связаны с этапом развития цивилизации.
К основным формам власти относятся:
господство, руководство, управление, реализация, контроль
Макс Вебер выделил 3 типа господства:
Если власть опирается только на принуждение, то возможности её достаточно ограничены. Властные отношения основыв. на взаимосвязи принуждения и согласия.
Авторитет власти, степень доверия в глазах народа обозначается понятием легитимность. Экономическое господство социальной группы закономерно ведет к её политическому господству. Но это обстоятельство не обеспечивает автоматический доступ к власти конкретным лицам.
Власть произрастает из субъективных различий людей, объективной неоднородности, их положения в обществе, следовательно и источники власти разнообразны.
Источники власти:
Одним из важнейших свойств, характеризующих политическую власть, является ее легитимность (термин "легитимизм" возник в начале XIX в. и обозначал политическое движение во Франции, ставившее целью восстановить власть короля как единственную законную, в отличие от власти узурпатора Наполеона). Различают легитимность власти по происхождению или по способу установления (по наследству на основе традиций при монархическом правлении или на основе всеобщих выборов при демократическом правлении) и легитимность как определенное состояние власти, когда граждане доб-ровольно и сознательно признают право власти предписывать им поведение, следуя ее за-конам. Легитимна власть, с которой согласен народ, в противном случае она нелегитимна. "Тот, кто принимает хоть какую-то долю власти иными путями, чем те, которые предпи-саны законами сообщества, не имеют права на то, чтобы ему повиновались..., а, следова-тельно, является не тем лицом, на которое дал согласие народ" (Локк Д.).