Шпаргалка по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 16:13, шпаргалка

Описание работы

Политология как наука и учебная дисциплина.
Предмет, структура и функции политологии.
Методы и категории политологии.
Политическая мысль античности

Работа содержит 1 файл

Конспект по политологии.doc

— 384.00 Кб (Скачать)

     Связь политики с идеологией.

Любая политика имеет определенную теоретическую  основу, которая выражается в определенной идейной (идеологической) доктрине. Идеология  разрабатывает цели и задачи развития общества, определяет те социальные силы, опираясь на которые можно достичь цели. Политика всегда имеет определенную идеологическую направленность. Связь политики с идеологией можно представить через национальную идею. Для РБ – идея национального возрождения выражается в том, чтобы дополнить политический суверенитет экономическим.

     Связь политики с моралью.

Мораль – сложившиеся в данном обществе нормы поведения, а политические отношения невозможны без учета традиционных для данного общества норм поведения. Зачастую моральные ценности служат для обоснования или оправдания политических ценностей.

     Связь политики с религией.

Религия – определенная идеологическая система. Как любая идеология, она служит конкретной политике, обосновывая тот  или иной политический курс всеми  доступными ей средствами и методами. Политические системы и режимы используют религию для достижения своей цели. Чем большими правами и свободами обладают религиозные организации в рамках политической системы, тем больше их влияние на политическую действительность.

В РБ политика в области религии основывается на законе «о свободе вероисповедания». Закон предусматривает учет интересов различных религиозных конфессий. 
 

  1. Сущность  власти.

Понятие «власть»  в  обыденной  жизни  и  в  научной  литературе

    употребляется  в разных смыслах. При глубоком  рассмотрении  вопроса

    обнаруживается,  что  понятие  «власть»  не  может  быть  полностью

    раскрыто  лишь с точки зрения экономики  и политики, права и  морали,

    представляющих  отдельные аспекты такого многослойного   и  в  то  же

    время   целостного  феномена,  каким  является  власть.  Для   этого

    необходимо  исследование  власти  на  самых   разных   уровнях   её

    функционирования  в  обществе,   истории   и   культуре.   Разгадка

    парадоксов  властных отношений и приращение  всякого нового знания  о

    природе  власти  и  механизмах  властвования  является  едва  ли  не

    главной  задачей фундаментальной политологии.

        Первые попытки разобраться в  парадоксах и механизмах  власти,  в

    частности,  политической,  были  предприняты   ещё  в  ранний  период

    политической  истории  Индии,  Китая  и   Греции.  Например  то,  что

    древнегреческое   слово   «архе»,   обозначавшее    «власть»    или

    «главенство»,  имело  и  другое  значение   -   «первоначало»   или

    «первопричина» - по-видимому, было  не  случайным  совпадением,  но

    смутной  догадкой о природе власти.

        Власть, в отличие от физического  насилия, оказывает  воздействие

    на  тело, душу и ум, пронизывает их, подчиняет закону своей воли. По

    существу  своему она  подобна  авторитету.  Коррелятом  её  является

    уважение; этическую ценность она представляет  тогда и только тогда,

    когда  так направляет  уважающего  её,  что  тот  оказывается   на  в

    состоянии  осуществлять большее количество  более высоких  ценностей,

    на  подвергаясь  непосредственно   воздействию  со  стороны   власти.

    Власть  нуждается  в   оправдании,   и   эти   попытки   составляют

    существенную  часть политической истории.

        Концепция власти -  одна  из  ведущих  теоретических  концепций,

    способствующая  исследованию  политических  отношений   и  пониманию

    механизма  деятельности государства и политической  системы.

  Среди крупнейших  теоретиков, имеющих  исследования  по  проблеме

    власти, необходимо в первую очередь  отметить  Б.  Рассела,  который

    трактует  власть как  «создание  намеченного   эффекта»,  М.  Вебера,

    согласно  мнению которого «власть есть  возможность  того,  что   одно

    лицо  внутри социального отношения   будет  в  состоянии  осуществить

    свою  волю,  несмотря  на  сопротивление  других,   участвующих   в

    действии,  Х.  Арендт,  которая  полагала,  что  «власть   означает

    способность   человека  не  столько  действовать   самому,   сколько

    взаимодействовать  с другими людьми», П. Морриса, который определяет

    власть  как не просто способ воздействия  на кого-то  или  что-то,  а

    действие  как процесс, направленный на  изменение кого-то или  чего-

    то».  Ф.  Бурлацкий  в  философском   словаре  1986г.  придерживается

    мнения, мнения, что «власть  есть  в  общем  смысле  способность  и

    возможность   осуществлять   свою   волю,   оказывает   определяющее

    воздействие  на деятельность, поведение людей  с помощью  какого-либо

    средства - авторитета, права, насилия». 
 

13.Политическая власть.

     Главная цель политики – в достижении, сохранении и упрочнении власти, в укреплении экономического и общественно-политического  строя, организации управления социально-экономическими процессами. Тем самым власть является и целью политики и средством решения экономических, социальных, культурных и других проблем. Таким образом, для политики как общественного явления наиболее характерна прямая или косвенная связь с властью и деятельностью властвования.

     Типы  определения власти:

  1. бихевиористские – власть явл. особым типом поведения, основана на возможности изменения поведения других людей.
  2. телеологические – власть – это достиж. опред. целей, получ. наличных результ.
  3. инструменталистские – трактуют власть как возможность использования определенных средств, в частности насилия.
  4. структуралистские – власть – как особый род отношений между управляющим и управляемым
  5. определение власти как влияния оказываемого на других
  6. конфликтное определение – сводится к возможности принятия ею решений, регулирующих распределение благ в конфликтной ситуации

     Широко  распространенным в политологии  является определение, данное Максом Вебером. Он считал, что власть – это способность одного индивида в определенных социальных условиях проводить собственную волю вопреки сопротивлению других.

     Наиболее  обобщенное определение власти содержится в словарях. Канадский словарь  социальных наук определяет власть как:

  1. способность осуществляемую или нет, производить определенный эффект
  2. влияние, осуществляемое человеком или группой какими-либо средствами, на поведение других людей

     В философском словаре власть трактуется как способность и возможность  осуществлять свою волю, оказывать  определяющее действие на деятельность, поведение людей с помощью  какого-либо средства: авторитета, права, насилия.

     Политическая власть – есть реальная способность класса, социальной группы, индивида проводить свою волю в общественной жизни, опираясь на систему учреждений, политический отношений и идей; это способность в сфере политики контролировать или изменять поведение человека в направлении, желаемом для субъекта, обладающего властью.

     В современном обществе задачи власти след:

  1. поддержание общественного порядка и стабильности
  2. выявление ограничений и разрешение конфликтов
  3. достижение общественного согласия
  4. применение насилия и принуждения во имя сохранения стабильности общества
  5. управление делами общества и т.д.

     Ядром политической власти является государственная власть. При появлении аппарата гос. служащих, принудительных учреждений появляется государственная власть. Полит. власть более широкое понятие чем государственная.

     Черты гос. власти:

  1. Наличие особого аппарата гос. служащих
  2. Право издавать законы и распоряжения, обязательные для всего наеления
  3. Возможность обращаться к средствам организованного и правового принуждения, монополия на принуждение членов общества к выполнению своих обязанностей.

     Власть  возникла как потребность общества в саморегуляции, сохранении своей целостности и стабильности при наличии разнонаправленных интересов групп и общностей людей. Естественноисторический характер власти проявляется в её преемственности; власть никогда не исчезает; власть постоянно видоизменяется, развивается во времени, то есть она динамична, но содержание и формы власти связаны с этапом развития цивилизации.

     К основным формам власти относятся:

     господство, руководство, управление, реализация, контроль

     Макс  Вебер выделил 3 типа господства:

  1. традиционное, как отношение слуги и господина, правителя и подданного
  2. харизматическое – вера в исключительные качества лидера, ожидание от его деятельности определенных успехов, свершений
  3. легитимное – господство права, закона перед которыми равны и простые граждане и власть имущие

     Если  власть опирается только на принуждение, то возможности её достаточно ограничены. Властные отношения основыв. на взаимосвязи  принуждения и согласия.

     Авторитет власти, степень доверия в глазах народа обозначается понятием легитимность. Экономическое господство социальной группы закономерно ведет к её политическому господству. Но это обстоятельство не обеспечивает автоматический доступ к власти конкретным лицам.

     Власть  произрастает из субъективных различий людей, объективной неоднородности, их положения в обществе, следовательно и источники власти разнообразны.

     Источники власти:

  1. физ.сила – изначально она являлась основанием власти. Опирается на страх как факт достижения желаемого поведения
  2. богатство
  3. знания
  4. занимаемое положение – принадлежность к привилегированному сословию является гарантом власти
  5. организация – позволяет людям, её составляющим, ставить перед собой и осуществлять такие цели, которые не могут быть достигнуты никем из них порознь.
 
 
 
  1. Легитимность  политической власти.

Одним из важнейших свойств, характеризующих политическую власть, является ее легитимность (термин "легитимизм" возник в начале XIX в. и обозначал политическое движение во Франции, ставившее целью восстановить власть короля как единственную законную, в отличие от власти узурпатора Наполеона). Различают легитимность власти по происхождению или по способу установления (по наследству на основе традиций при монархическом правлении или на основе всеобщих выборов при демократическом правлении) и легитимность как определенное состояние власти, когда граждане доб-ровольно и сознательно признают право власти предписывать им поведение, следуя ее за-конам. Легитимна власть, с которой согласен народ, в противном случае она нелегитимна. "Тот, кто принимает хоть какую-то долю власти иными путями, чем те, которые предпи-саны законами сообщества, не имеют права на то, чтобы ему повиновались..., а, следова-тельно, является не тем лицом, на которое дал согласие народ" (Локк Д.).

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"