Шпаргалка по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 15:31, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 22 вопроса по дисциплине "Политология".

Работа содержит 1 файл

Билеты по политологии и товаровед..docx

— 145.09 Кб (Скачать)

Билет № 43

Идеология либерализма и  консерватизма.

Все определения  либерализма включают в себя идеи личной свободы индивида, нескованной  рамками традиций. Либерализм, как  сложное структурное явление, принадлежащее  одновременно философской, идеологической и политической сферам, предстает  как историко-философская доктрина и политическая идеология, обосновывающая программные установки объединившихся под его знаменем социальных слоев, и как более или менее массовое организованное движение.

Первым историческим типом мировоззрения, содержащего  обозначенный выше комплекс идей, был  классический либерализм (конец 18 – 70-80-е  годы 19 века). Его можно рассматривать  как непосредственное продолжение  политической философии эпохи Просвещения. Недаром «отцом либерализма» называют Джона Локка, а создатели классического  либерализма Иеремия Бентам и  Адам Смит считаются крупнейшими  представителями позднего Просвещения  в Англии.

Вторая идея, заимствованная социальным либерализмом у социал-демократии, - это идея социальной справедливости, понимаемой как право каждого  на достойную жизнь. Конкретным способом ее реализации стали также предложенные социал-демократами широкие социальные программы, предполагающие перераспределение прибыли от богатых к бедным через систему государственных налогов. Социальное страхование по болезни, безработице, по старости, страховая медицина, бесплатное образование и т.п. – все эти программы, постепенно вводимые и расширяемые в странах западной цивилизации на протяжении конца 19 - 70-х годов 20 века существовали и продолжают существовать благодаря введению прогрессивной шкалы налогообложения. Такая система взимания налогов предполагает, что люди, имеющие больший доход или капитал платят больший процент с этого дохода или капитала, чем люди, имеющие меньшие средства к жизни. Социальные программы одновременно содействуют развитию экономики, поскольку расширяют платежеспособный спрос.

Консерватизм.

Идеология консерватизма  рассматривается как один из важнейших  структурных компонентов современных  политических идеологий. Носителями идеологии  консерватизма являются социальные группы, слои и классы, заинтересованные в сохранении традиционных общественных порядков или в их восстановлении. Сам термин «консерватизм» произошел  от латинского conservo” – сохраняю, охраняю. В структуре консерватизма выделяются два идейных пласта. Один ориентируется на поддержание устойчивости общественной структуры в ее неизменной формы; другой – на устранение противодействующих политических сил и тенденций и восстановление, воспроизводства прежней. Различные направления и формы консерватизма обнаруживают общие характерные черты. К ним относятся: признание существования морально-религиозного порядка и несовершенство человеческой природы; убеждение в прирожденном неравенстве людей и в ограниченных возможностях человеческого разума; утверждения о необходимости жесткой социальной и классовой иерархии и предпочтения устоявшихся общественных структур и институтов. Политическая идеология консерватизма в некотором смысле носит вторичный характер, поскольку производна от иных идеологических форм. В России консервативный тип мышления наглядно выявляется в мировоззрении славянофилов. Консерватизм как тип мышления предполагает отказ от любых форм экстремизма. В этом смысле консервативная мысль противостоит и крайне правой, ультра реакционной идеологии и лево радикальной, которая в середине и конце XIX века обретает популярность в интеллектуальной среде (народники, эсеры, анархисты). Судьба консерватизма в России была трагической. Консервативный тип мышления в русской общественной мысли оказался зажатым между двумя формами экстремизма – левым и правым. Чаша весов склонялась то в одну, то в другую сторону, не останавливаясь посередине. В современном консерватизме в мире обычно выделяют три течения: традиционалистское, либертаристское и неоконсервативное. Они тесно переплетаются, взаимодействуют между собой, сохраняя особенности эволюции, собственные истоки и создавая неоднородное, сложноструктурное целое, которое обозначают понятием «современный консерватизм». 
 
 

Билет № 48

Политическое  манипулирование  и пути его ограничения.

  Что такое манипулирование: Наибольшую опасность для граждан и демократического государственного устройства представляет использование СМИ для политического манипулирования - скрытого управления политическим сознанием и поведением людей с целью принудить их действовать (или бездействовать) вопреки собственным интересам. Манипулирование основано на лжи и обмане. Причем это - не "ложь во спасение", а корыстные действия. Без должной борьбы с манипулированием оно может стать главной функцией СМИ и свести на нет официально провозглашаемые государством демократические принципы.

Требуя большей  гибкости в политике, манипулирование  как способ социального управления имеет для его субъектов ряд  преимуществ по сравнению с силовыми и экономическими методами господства. Оно осуществляется незаметно для управляемых, не влечет за собой прямых жертв и крови и не требует больших материальных затрат, которые необходимы для подкупа или успокоения многочисленных политических противников.

Возможности манипулятивного ис­пользования СМИ велики, но не безграничны. Пределы манипулирования общественным мне­нием определяются прежде всего уже сложившимся массовым сознанием, стереотипами и взглядами людей. Для того чтобы быть эффективным, манипулирование должно опираться на менталитет и бытующие представления населения. Хотя под воздействием пропаганды эти представления постепенно мо­гут измениться.

Существенными препятствиями  для манипулирования явля­ется собственный опыт людей, а также не контролируемые влас­тью системы коммуникаций: семья, родственники, знакомые и друзья, интеракционные группы, складывающиеся в процессе производственной и иной деятельности и т.д. Однако политичес­кое манипулирование, особенно при монополии его инициато­ров на СМИ, экономическую и политическую власть, способно обходить эти барьеры, поскольку верификационные возможнос­ти индивидуального и группового опыта применительно к поли­тике ограничены и допускают различные интерпретации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Билет № 50

Кризисы политического развитие.

В зависимости от особенностей проявления и причин возникновения  политического кризиса в конфликтологии выделяют такие его формы, как: 1) кризис легитимности; 2) кризис идентичности; 3) кризис политического участия; 4) кризис проникновения; 5) кризис распределения.

 Кризис легитимности  возникает в результате рассогласования  целей и ценностей правящего  режима с представлениями основной  части граждан о необходимых  средствах и формах политического  регулирования, нормах справедливого  правления и т.д.

 Для поддержания  легитимности власти используются  различные средства: изменения законодательства  и механизма государственного  управления в соответствии с  новыми требованиями; стремление  использовать традиции населения  в законотворчестве и при проведении  практической политики; реализация  легальных мер предосторожности  против возможного снижения легитимности  власти; поддержание в обществе  законности и правопорядка и  др. Показателями легитимности власти  выступают: 1) уровень принуждения,  применяемый для проведения политики  в жизнь; 2) наличие попыток свержения  правительства или лидера; 3) сила  проявления гражданского неповиновения; 4) результаты выборов, референдумов; 5) массовость демонстраций в поддержку  власти (оппозиции) и др.

 Кризис идентичности  возникает тогда, когда этнические  и социально-структурные различия  становятся пре-градой на пути общенационального объединениям идентификации с определенной политической системой.

 В этой связи  следует отметить двоякое и  противоречивое влияние информационной  революции. С одной стороны,  высокий образовательный уровень  населения способствует быстрому, но в основном поверхностному  приобщению к ценностям политической  культуры участия. С другой  стороны, западная модель социального  поведения, выражающаяся в таких  ценностях, как частная собственность,  правовое государство, для значительной  части населения является достаточно  абстрактной, не усвоенной в  процессе социализации, поскольку  отсутствуют деятельностно-активная ориентация личности, психология рационального оптимизма и предпринимательские традиции. Отсюда проблема психологической и нравственной приемлемости политической модернизации, которая воспринимается не как национальное развитие, а как иностранное или космополитическое влияние. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Билет № 51

Выборы  и их роль в политики

Выборы — процедура, с помощью которой определяются исполнители на некоторые ключевые позиции в различных общественных структурах (государства, организации). Выборы осуществляются путём голосования (тайного, открытого), проводимого в  соответствии с регламентом выборов.

Выборы проводятся для осуществления законного  утверждения в должности руководителя административного органа управления или представителя от лица участвующих  в выборах лиц (электората) в составе  законодательного органа управления. Процедура выборов применяется  в системе государственного управления, а также в системе управления любыми иными общностями людей, объединённых профессиональной, общественной или  иными видами деятельности, убеждениями, вероисповеданиями и т. д. Выборы считаются на сегодняшний день наиболее демократичной системой волеизъявления электората в отношении кадровых назначений на ведущие руководящие посты в любых общностях людей. Применение процедуры выборов при решении кадровых вопросов и политических назначений на руководящие посты применяется на основании основных законов общности, применяющей эту процедуру (Конституция страны, Устав предприятия).

В соврем. общ-ве выборы явл. той процедурой, с помощью которой обеспечивается участие граждан в формир-и органов гос. власти. Успешное проведение выборов и признание общ-вом их рез-тов явл. важным признаком демократичности общ-ва. Люди выдвигают из своего окружения кандидатов, пользуются их доверием и добровольно передают им часть своих прав по решению общ-ных проблем.

Власть, избранная  самими людьми, явл. легитимной. Выборы рассматриваются также, как форма контроля масс за правящей элитой. Если власть не выражает интересы избирателей, то выборы позволяют сменить ее законным путем и привести к власти оппозицию.

Выборы выполняют  следующие функции:

1.Формир-е представительных  органов власти. Избранные в те  или иные органы власти представители  получают от народа мандат-доверие  и от имени народа выполняют  властные ф-ции.

2.Артикуляция интересов  различных соц. групп. Во время  выборов граждане голосуют за  тех кандидатов, которые наиболее  полно выражают в полит. программах их интересы и предлагает наиболее эффективные сп-бы реш-я их проблем.

3.Мирная конкуренция  интересов различных слоев населения.  Интересы соц. групп выражают  на выборах полит. партии и их лидеры. Логика предвыборной борьбы заставляет изменять крайние полит. позиции на более умеренные, т.к. они вызывают симпатию больш-ва насел-я.

4.Легитимный сп-б формир-я гос. институтов. Легитимность означает, что мандат на власть от избирателей получен в рез-те демократических процедур на основе выборов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Билет № 52

Разновидности избирательных систем.

Исторически первой избирательной системой стала мажоритарная  система,в основе которой лежит принцип большинства (франц. majorite -  большинство):избранными  считаются   те   кандидаты,   которые   получили   установленноебольшинство  голосов.  В зависимости от  того,   какое   это   большинство(относительное,   абсолютное   или   квалифицированное),    система    имеетразновидности. Ниже, я подробнее рассмотрю эти разновидности.      Уже на заре становления конституционного строя стали выдвигаться идеипропорционального представительства политических  объединений,  при которомчисло мандатов, получаемых таким объединением, соответствует числу поданныхза его кандидатов  голосов.  Практически пропорциональная  система впервыебыла применена в Бельгии в 1889 году. К началу ХХ века насчитывались 152  ееразновидности. Ныне она существует в более чем 60 странах.С  начала   прошлого   столетия   выдвигались   компромиссные   идеи,направленные   на   обеспечение   хотя   бы   частичного   представительстваменьшинства - ограниченного вотума,  системы единственного непередаваемогоголоса,  кумулятивного вотума,  характеризуемые как   полупропорциональныесистемы. Некоторые из них применяются сегодня, так как позволяют тем илииным образом уменьшить дефекты мажоритарной системы,  не  переходя  к болееили менее чистой пропорциональности.В интересах соединения  достоинств  мажоритарной  и пропорциональнойсистем и исключения, присущих каждой из них недостатков наряду с сочетаниемобеих систем в одних странах в некоторых других  стали применять системуединственного передаваемого голоса.Установление   той   или   иной   избирательной   системы   есть   результатсубъективного   выбора,   который    нередко    определяется    соотношениемполитических сил в законодательном органе. Те или иные  способы определенияитогов выборов часто оказываются более выгодными отдельным партиям,  иестественно, что они добиваются включения в избирательное  законодательствоименно этих выгодных им способов. Например, в 1993 году  Италия  перешла отпропорциональной системы к смешанной, преимущественно мажоритарной  системе,а  Новая Зеландия,  -  наоборот,  от   мажоритарной   к   пропорциональной.Примечательно,   что   в   обеих   странах   вопрос   этот   решался   путемобщенационального референдума. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"