Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 15:31, шпаргалка
Работа содержит ответы на 22 вопроса по дисциплине "Политология".
Билет № 43
Идеология либерализма и консерватизма.
Все определения
либерализма включают в себя идеи
личной свободы индивида, нескованной
рамками традиций. Либерализм, как
сложное структурное явление, принадлежащее
одновременно философской, идеологической
и политической сферам, предстает
как историко-философская
Первым историческим типом мировоззрения, содержащего обозначенный выше комплекс идей, был классический либерализм (конец 18 – 70-80-е годы 19 века). Его можно рассматривать как непосредственное продолжение политической философии эпохи Просвещения. Недаром «отцом либерализма» называют Джона Локка, а создатели классического либерализма Иеремия Бентам и Адам Смит считаются крупнейшими представителями позднего Просвещения в Англии.
Вторая идея, заимствованная социальным либерализмом у социал-демократии, - это идея социальной справедливости, понимаемой как право каждого на достойную жизнь. Конкретным способом ее реализации стали также предложенные социал-демократами широкие социальные программы, предполагающие перераспределение прибыли от богатых к бедным через систему государственных налогов. Социальное страхование по болезни, безработице, по старости, страховая медицина, бесплатное образование и т.п. – все эти программы, постепенно вводимые и расширяемые в странах западной цивилизации на протяжении конца 19 - 70-х годов 20 века существовали и продолжают существовать благодаря введению прогрессивной шкалы налогообложения. Такая система взимания налогов предполагает, что люди, имеющие больший доход или капитал платят больший процент с этого дохода или капитала, чем люди, имеющие меньшие средства к жизни. Социальные программы одновременно содействуют развитию экономики, поскольку расширяют платежеспособный спрос.
Консерватизм.
Идеология консерватизма
рассматривается как один из важнейших
структурных компонентов
Билет № 48
Политическое манипулирование и пути его ограничения.
Что такое манипулирование: Наибольшую опасность для граждан и демократического государственного устройства представляет использование СМИ для политического манипулирования - скрытого управления политическим сознанием и поведением людей с целью принудить их действовать (или бездействовать) вопреки собственным интересам. Манипулирование основано на лжи и обмане. Причем это - не "ложь во спасение", а корыстные действия. Без должной борьбы с манипулированием оно может стать главной функцией СМИ и свести на нет официально провозглашаемые государством демократические принципы.
Требуя большей гибкости в политике, манипулирование как способ социального управления имеет для его субъектов ряд преимуществ по сравнению с силовыми и экономическими методами господства. Оно осуществляется незаметно для управляемых, не влечет за собой прямых жертв и крови и не требует больших материальных затрат, которые необходимы для подкупа или успокоения многочисленных политических противников.
Возможности манипулятивного использования СМИ велики, но не безграничны. Пределы манипулирования общественным мнением определяются прежде всего уже сложившимся массовым сознанием, стереотипами и взглядами людей. Для того чтобы быть эффективным, манипулирование должно опираться на менталитет и бытующие представления населения. Хотя под воздействием пропаганды эти представления постепенно могут измениться.
Существенными препятствиями
для манипулирования является собственный
опыт людей, а также не контролируемые
властью системы коммуникаций: семья,
родственники, знакомые и друзья, интеракционные
группы, складывающиеся в процессе производственной
и иной деятельности и т.д. Однако политическое
манипулирование, особенно при монополии
его инициаторов на СМИ, экономическую
и политическую власть, способно обходить
эти барьеры, поскольку верификационные
возможности индивидуального и группового
опыта применительно к политике ограничены
и допускают различные интерпретации.
Билет № 50
Кризисы политического развитие.
В зависимости от
особенностей проявления и причин возникновения
политического кризиса в
Кризис легитимности
возникает в результате
Для поддержания
легитимности власти
Кризис идентичности
возникает тогда, когда
В этой связи
следует отметить двоякое и
противоречивое влияние
Билет № 51
Выборы и их роль в политики
Выборы — процедура,
с помощью которой определяются
исполнители на некоторые ключевые
позиции в различных
Выборы проводятся
для осуществления законного
утверждения в должности
В соврем. общ-ве выборы явл. той процедурой, с помощью которой обеспечивается участие граждан в формир-и органов гос. власти. Успешное проведение выборов и признание общ-вом их рез-тов явл. важным признаком демократичности общ-ва. Люди выдвигают из своего окружения кандидатов, пользуются их доверием и добровольно передают им часть своих прав по решению общ-ных проблем.
Власть, избранная самими людьми, явл. легитимной. Выборы рассматриваются также, как форма контроля масс за правящей элитой. Если власть не выражает интересы избирателей, то выборы позволяют сменить ее законным путем и привести к власти оппозицию.
Выборы выполняют следующие функции:
1.Формир-е представительных
органов власти. Избранные в те
или иные органы власти
2.Артикуляция интересов
различных соц. групп. Во
3.Мирная конкуренция
интересов различных слоев
4.Легитимный сп-б формир-я
гос. институтов. Легитимность означает,
что мандат на власть от избирателей получен
в рез-те демократических процедур на
основе выборов.
Билет № 52
Разновидности избирательных систем.
Исторически первой
избирательной системой стала мажоритарная
система,в основе которой лежит принцип
большинства (франц. majorite - большинство):избранными
считаются те кандидаты,
которые получили установленноебольшинство
голосов. В зависимости от того,
какое это большинство(относительное,
абсолютное или квалифицированное),
система имеетразновидности.
Ниже, я подробнее рассмотрю эти разновидности.
Уже на заре становления конституционного
строя стали выдвигаться идеипропорционального
представительства политических объединений,
при которомчисло мандатов, получаемых
таким объединением, соответствует числу
поданныхза его кандидатов голосов.
Практически пропорциональная система
впервыебыла применена в Бельгии в 1889
году. К началу ХХ века насчитывались 152
ееразновидности. Ныне она существует
в более чем 60 странах.С начала
прошлого столетия выдвигались
компромиссные идеи,направленные
на обеспечение хотя
бы частичного представительстваменьшинства
- ограниченного вотума, системы единственного
непередаваемогоголоса, кумулятивного
вотума, характеризуемые как полупропорциональныесистемы.
Некоторые из них применяются сегодня,
так как позволяют тем илииным образом
уменьшить дефекты мажоритарной системы,
не переходя к болееили менее чистой
пропорциональности.В интересах соединения
достоинств мажоритарной и пропорциональнойсистем
и исключения, присущих каждой из них недостатков
наряду с сочетаниемобеих систем в одних
странах в некоторых других стали
применять системуединственного передаваемого
голоса.Установление той или
иной избирательной системы
есть результатсубъективного
выбора, который нередко
определяется соотношениемполитических
сил в законодательном органе. Те или иные
способы определенияитогов выборов часто
оказываются более выгодными отдельным
партиям, иестественно, что они добиваются
включения в избирательное законодательствоименно
этих выгодных им способов. Например, в
1993 году Италия перешла отпропорциональной
системы к смешанной, преимущественно
мажоритарной системе,а Новая Зеландия,
- наоборот, от мажоритарной
к пропорциональной.