Шпаргалка по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 15:31, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 22 вопроса по дисциплине "Политология".

Работа содержит 1 файл

Билеты по политологии и товаровед..docx

— 145.09 Кб (Скачать)

Существуют и довольно своеобразные, рыхлые объединения государств. Во-первых, это конфедерации, в которые объединяются независимые государства для координации какого-либо вида государственной деятельности - военной, внешнеполитической и др.

Во-вторых, существуют и объединения государств, центром  которых являются бывшие метрополии. Вокруг них группируются бывшие колонии. Преимущественная сфера сотрудничества государств, входящих в эти объединения - культура, наряду с которой все  большее значение приобретают политика и экономика.

Устойчивость политической жизни, ее непрерывность и преемственность  определяют разделение государств на стабильные и неустойчивые. Последние отличаются частой сменой президентов, правительств, правительств, парламентов, конституций, большим числом путчей и переворотов.. 
 

Билет № 27

Партийная система современной  России

На текущий момент в России действуют, по крайней мере, четыре избирательные системы, т.е. четыре способа организации прямых выборов: мажоритарная система абсолютного  большинства в два тура (так  мы избираем Президента РФ); мажоритарная система относительного большинства (при ней бывает только один тур), которая используется на выборах  половины депутатов законодательных  органов субъектов РФ и в некоторых  муниципальных образованиях; смешанная избирательная систем и полностью пропорциональная система, которая применятся для выборов Государственной Думы по закону 2005 г.Выборы Президента РФ осуществляются по мажоритарной системе. Проводятся они по единому федеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию Российской Федерации. Избиратели, проживающие за пределами территории Российской Федерации, считаются приписанными к федеральному избирательному округу. Выборы Президента Российской Федерации назначает Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.Совет Федерации Федерального собрания РФ не избирается, он формируется из представителей законодательной и исполнительной власти субъектов РФ (соответственно по два представителя от региона).Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, начиная с 2007 года, проводятся по пропорциональной системе. Выборы депутатов Государственной Думы нового созыва назначаются Президентом Российской Федерации. В Государственную Думу избирается 450 депутатов по единому федеральному избирательному округу. Выдвижение федерального списка кандидатов должно быть поддержано избирателями путем внесения ими своих подписей в подписные листы (не менее 200 тысяч подписей, при этом на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более 10 тысяч подписей), или обеспечено избирательным залогом, внесенным политической партией (6 миллионов рублей). Правда, это положение не распространяется на партии, федеральные списки кандидатов которых допущены к распределению депутатских мандатов на последних, предшествующих выборах депутатов Государственной Думы. То есть партии, уже представленные в ГД РФ по пропорциональной системе, вправе не собирать подписи избирателей и не вносить избирательный залог для регистрации выдвинутого ею федерального списка кандидатов. Партийная система в России пока окончательно не сложилась. Ельцинская партийная система претерпела заметные изменения после политических реформ В.Путина.Первым следствием слома ельцинской системы стало уничтожение «системной» оппозиции. Конечно, остались партии, которые пытаются критиковать режим и собрать на этом политические дивиденды. Это и КПРФ, и  либеральные партии. Однако их уже нельзя назвать оппозицией в строгом смысле слова. Они не влияют на принятие политических решений, у них нет рычагов давления на власть через публичную политику, поскольку само пространство публичной политики переформатировано под новый политический режим.Таким образом, имитационная функция партий не только утрачена при новом режиме, но является лишней. Партии нужны лишь для демонстрации демократичности режима на внешней арене, но во внутренней политике они в этом качестве не востребованы.Другим полем деятельности партий была Госдума. Этот орган создавался для того, чтобы политику «с улиц» перевести под его крышу, взяв ее под контроль. Дума была наделена лишь представительскими функциями и, по замыслу отцов российской Конституции, не должна была мешать президенту проводить свой курс. Однако все вышло иначе. Выяснилось, что без полного контроля над Думой исполнительная власть не может проводить нужные законы. Вместе с тем ограниченность полномочий парламентариев привела к парадоксальным последствиям. Чтобы противостоять планам президентской администрации, думской оппозиции приходилось провоцировать один кризис за другим ─ только в пограничных ситуациях у парламентариев появлялись рычаги воздействия на власть. Поэтому торг власти и Думы проходил в чрезвычайном режимеПосле образования в Думе пропрезидентского большинства ситуация кардинально изменилась. Оппозиция потеряла возможность давления на власть, поскольку не в состоянии была инициировать кризисы (вотум недоверия правительству, отклонение бюджета и т.д.). В связи с этим Дума утратила значение как площадка для торга между оппозицией и властью. Парламентская оппозиция перестала существовать как политический субъект.Партии сегодня отключены и от телевидения: проблема «медиа-оппозиции», создающей возможности для быстрой политической мобилизации населения оппозиционными партиями, уже не стоит на «повестке дня». С одной стороны, это способствует достижению кратковременной стабилизации политического процесса. С другой стороны, разрыв между партиями и СМИ увеличивается, что в долгосрочной перспективе ведет к негативным последствиям для общества  ─ затрудняется возможность общественного диалога, СМИ превращаются в придаток госаппарата и т.д.

Билет № 28

Понятие политические элиты. Ее первый классические концепции.

Политическая элита  – это политически господствующая, привилегированная группа, которая занимает руководящие позиции во властных структурах и непосредственно участвует в выработке, принятии и реализации важнейших решений, связанных с использованием власти. 
 
Элиты формируют цели и перспективы развития общества, принимают стратегически важные решения и используют ресурсы государственной власти для их реализации.

Классические  теории политических элит.    

Г. Моска (1858-1941)

опубликовал в 1884 году работу «Теория правления и парламентское  правление». Она уже содержала  основные положения классического  элитизма, но итальянский исследователь не использовал сам закрепившийся в современной социально-политической науке термин «элита» «В сколько-нибудь организованном обществе, - писал Моска, исследуя, преимущественно, исторический материал, - политическое руководство осуществляется меньшинством» Отвергая «власть черни», Моска признает, что править могут или средние слои, или аристократия. Моска отвергает либерализм, демократию именно как власть среднего слоя, ведущую к вырождению элиты. Моска исследует «формулу правления», «политическую формулу, то есть инструментальный характер власти, говорит о научной политике, использовании в социологии методов точных наук. 

Создателем термина  «элита» стал еще один итальянский мыслитель В. Парето (1848-1923). Предвосхищая системный и структурно-функциональный подходы к социуму, Парето отвергает идеологический, нормативно-аксиологический взгляд на политику и настаивает на том, что необходимо лишь «научными усилиями обеспечить большинству максимум благосостояния» Парето оспаривает классификацию форм государства по Моска (городское государство – феодальное государство – бюрократическое государство - представительное государство). Но соглашается в главном – признании вырождения европейской элиты («История – кладбище аристократий», - говорил Парето, а замена элит идет по принципу ухудшения).  

Р. Михельс (1876-1936) разработал теорию олигархии, дополняющую мысль о неизбежной всеобщей бюрократизации индустриального общества, принадлежащую М. Веберу. Михельс соглашался с Марксом в признании важности фактора классовой борьбы в развитии общества. Но отрицал ее роль как локомотива прогресса. «Каждая революция рождает новую олигархию», - в такой формулировке следует запомнить «железный закон олигархии» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Билет № 31

Политический  режим: понятие и  сущность.

Политический режим– это совокупность способов осуществления политической и государственной власти. Политический режим возникает в обществе, в его политической системе, под влиянием многих факторов: целей, которые ставят перед собой находящиеся у власти социальные группы и партии; степени остроты противоречий в обществе; уровня политической культуры и традиций, сложившихся в обществе. Установление и функционирование политических режимов зависит от сложившейся внутриполитической обстановки и внешнеполитических задач.

Подход французского политолога Дюверже: режимы делятся по принципу разделения властей, их 3 типа: 1) абсолютная неразделенная власть (абсолютная монархия), 2) разделение властей (президентская республика), 3) сотрудничество властей (парламентская республика).

критерии:

1)      роль и функции главы государства в системе политического руководства;2)      порядок формирования представительных учреждений;3)      положение и влияние партий и общественных движений, наличие оппозиции;4)      правовой статус личности, состояние и гарантии реальных прав и свобод граждан;5)      взаимоотношения между ветвями власти, местными властями и центром;6)      роль органов подавления в государстве;

7)      наличие объективных источников информации, гласности и прозрачности.

факторы, влияющие на формирование политического режима

·        организация власти

·        легитимация режима, организация поддержки

·        оформление интересов 

·        организация прав. 

·        цели и задачи правящих социальных групп. 

·        идеологическая направленность правящих групп и представляющих их партий;

·        острота борьбы в обществе различных сил;

·        международное положение страны, характер ее внешней политики (агрессивный или миролюбивый);

·        экономическое положение в стране и уровень ее развития;

·        уровень политического сознания, политической культуры граждан, традиций данного общества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Билет № 32

Классификация политических режимов.

“Одна из достаточно простых, широко распространенных, классификаций  политических режимов – деление  их на демократические и недемократические  политические режимы”. В свою очередь, и те и другие подразделяются на различные виды и разновидности

Таким образом, наиболее значительные из политических режимов  следующие четыре:демократический,авторитарный,тоталитарный,либеральный.

Демократический политический режим.Демократический режим - это режим, основанный на признании принципа равенства и свободы всех людей, участии народа в управлении государством. Предоставляя своим гражданам широкие права и свободы демократическое государство не ограничивается только их провозглашением, т.е. формальным равенством правовых возможностей. Оно обеспечивает для них социально-экономическую основу и устанавливает конституционные гарантии этих прав и свобод. В результате - широкие права и свободы становятся реальными, а не только формальными.

В демократическом  государстве народ является источником власти.Черты:1)Источником власти является народ;2)Полит.власть носит легитимный характер и осущ.свои ф-ции в соответствии с принятыми законами;3)Характерно разделение властей;4)Характеризуется правом народа влиять на выработку полит.решений- Важной характеристикой демократического политического режима является политический плюрализм-Характеризуется высокой степенью реализации прав человека.

Авторитарный политический режим (авторитаризм): “Авторитаризм– система власти, характерная для антидемократических политических режимов. В зависимости от сочетания методов правления может варьироваться от умеренно-авторитарного режима с формальным сохранением атрибутов демократии до классической фашистской диктатуры. Крайняя форма авторитаризма – тоталитаризм”. По своим характерным чертам он занимает как бы промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией.

Его можно определить как неограниченную власть одного лица или группы лиц, не допускающих политическую оппозицию, но сохраняющую автономию  личности и общества во внеполитических сферах. При авторитарной политической системе запрещаются лишь определённые, главным образом политические формы деятельности, в остальном же граждане обычно свободны. Авторитаризм вполне совместим с уважением всех других, кроме политических, прав личности. В то же время в условиях авторитаризма граждане не имеют каких-либо институциональных гарантий своей безопасности и автономии (независимый суд, оппозиционные партии и т.д.)

Тоталитарный политический режим (тоталитаризм): “Тоталитаризм (от лат. totalis – весь, целый, полный) – один из видов политических режимов, характеризующийся полным (тотальным) контролем государства над всеми сферами жизни общества”.Практически управление выглядит как исполнение команд сверху, при котором инициатива фактически отнюдь не поощряется, а строго наказывается. Местные органы власти и управления становятся простыми передатчиками команд.

признаки:1)всеобщая государственная идеология;-монополия государства на средства массовой информации;2)монополия государства на все средства вооружения;3)жестко централизованный контроль над экономикой;4)одна массовая партия, возглавляемая харизматическим лидером, то есть исключительно одаренным и наделенным особым даром;5)особо организованная система насилия, как специфического средства контроля в обществе;

Либеральный политический режим :Либеральный режим существует во многих странах. Его значение такого, что некоторые ученые полагают, что либеральный режим - это собственно не режим осуществления власти, а условие существования самой цивилизации на определенном этапе ее развития, даже финальный итог, которым и заканчивается вся эволюция политической организации общества, наиболее эффективная форма такой организации. 
 
 

Билет № 33

Понятие и идейные истоки тоталитаризма.

“Тоталитаризм) –  один из видов политических режимов, характеризующийся полным (тотальным) контролем государства над всеми  сферами жизни общества”.

Практически управление выглядит как исполнение команд сверху, при котором инициатива фактически отнюдь не поощряется, а строго наказывается. Местные органы власти и управления становятся простыми передатчиками  команд.

Значительно обогатил тоталитарную идею Ж.Ж. Руссо. Он исходил  из патерналистского желания вывести  народ к новой, счастливой жизни, из необходимости глубокого преобразования общества на началах разума, справедливости, равенства и свободы. Это возможно с помощью совершенного государства. Носителем непосредственно выражаемой гражданами общей воли выступает  государство. Лишь оно обладает абсолютной властью, неделимым суверенитетом. В случае неподчинения отдельных  граждан государство имеет право  принудить их к этому силой  и тем самым заставить «быть  свободными», ибо свобода проявляется  в соответствии с общей волей.

В средние века, а  особенно в Новое время, многие тоталитарные идеи были воплощены в проектах будущего государства социалистов-утопистов  Т. Мора, Т. Кампанеллы, Г. Бабефа и др. Их, прежде всего Мора, нередко называют провозвестниками коммунистического  тоталитаризма. Одна из наиболее ярких  отличительных черт этого направления  тоталитарной мысли – требование всеобщего равенства.Для достижения фактического равенства Бабеф призывал революционным путем установить диктатуру трудового народа и не останавливаться перед широким использованием насилия.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"