Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 15:31, шпаргалка
Работа содержит ответы на 22 вопроса по дисциплине "Политология".
По месту в политическом спектре: Левые;центристские;правые.
По
стилю общения
между партийными
лидерами и рядовыми
членами: Демократические;
По
организационной
структуре: Парламентские;лейбористские;
По характеру членства: Кадровые; массовые.
По виду партийного руководства: Коллективного руководства; руководства с отчетливо выраженным верховенством лидера; личностного руководства; консенсусного руководства.
Билет № 9
Учение Ш.Монтескье о разделении властей.
Шарль Луи Монтескье (1689--1755) -- один из ярких представителей французского Просвещения, выдающийся юрист и политический мыслитель.
Главная тема всей политико-правовой теории Монтескье и основная ценность, отстаиваемая в ней, -- политическая свобода. К числу необходимых условий обеспечения этой свободы относятся справедливые законы и надлежащая организация государственности.
Закон, по Монтескье,
как раз и выражает момент определяемости,
обусловленности и
Закон вообще -- это, по Монтескье, человеческий разум, управляющий всеми людьми. Поэтому «политические и гражданские законы каждого народа должны быть не более как частными случаями приложения этого разума». В процессе реализации такого подхода Монтескье исследует факторы, образующие в своей совокупности «дух законов», т. е. то, что определяет разумность, правомерность, законность и справедливость требований положительного закона.
Билет № 19
Сущность
государства и его основные
признаки.
Билет № 17
Типология и функции лидерства.
Одна из первых типологий была предложена немецким социологом М. Вебером. В ее основе лежит классификация авторитета лиц, осуществляющих власть. Понимая под лидерством способность “Отдавать приказы и вызвать повиновение”, М. Вебер различал:
1. традиционное лид-во, основанное на вере в святость традиции(вожди племен, монархи)
2. рационально-легальное, основанное на вере в законность сущ-го порядка и его “разумность”. В нем лидер - чиновник выступает не как индивид, от которого исходит власть, а как агент определенной госуд-ной ф-ции, рациональной с точки зрения целостности системы.
3. Харизматическое, основанное на вере в сверхъестественные способности вождя, на культе его личности . Подобный лидер обладает в глазах последователей подчас магической силой.
По стилю деятельности типы лидерства выделяются как авторитарный и демократический.
Авторитарный - держится на авторитете того лица который держит власть в своих руках. Характеризуется жесткостью, изданию команд и требованию беспрекословного их выполнения. Его главное орудие - “железная требовательность”, угроза наказания.
Демократический - основан на уважении к лидеру. Лидер инициирует максимальное участие каждого в деятельности групп, не концентрирует ответственность, а старается распределить ее среди членов группы, создает отмасферу сотрудничества.
По характеру деятельности типы лидерства выделяются как:
1. универсальный, то есть постоянно проявляющий качество лидера;
2. ситуационный, проявляющий качества лидера в определенной ситуации.
По содержанию типы лидерства выделяются как:
1. лидер-вдохновитель, разрабатывающий и предлагающий пр-му поведения;
2. лидер-исполнитель, организатор выполнения уже заданной программы;
3. лидер,
являющийся одновременно и
По видам
деятельности различают формальное и неформа
Формальный лидер связан с установленными правилами назначения руководителя и подразумевает функциональные отношения.
Неформальный лидер возникает на основе личных отношений участников. Эти виды лидерства либо дополняют друг друга и сочетаются в лице авторитетного руководителя, либо вступают в конфликт и тогда эффективность организации падает.
Ф-ции лидера:
1. Интегративная, т.е. лидер - это механизм интегр-ции группы.
2. Лидер вып-ет ф-цию принятия решения. Способность лидера найти правильное решение и дает ему право на лидерство.
3. Соц-кий арбитраж и соц-кий патронаж - защита масс от беззакония, самоуправства, бюрократов. Не всегда реализуется, но люди верят, что лидер наведет порядок.
4. Коммуникация власти и масс - постоянное информирование об-ва о том, что происходит, о политике.
5. Инициирование обновления - генерирование в об-ве оптимизма, т.е. мобилизация масс на решение каких либо задач.
6. Легитимация
строя - т.е. каждый полит. деятель
внушает своим гражданам, что его власть
законна.
Билет № 18
Теории лидерства в современной политологии.
Среди современных концепций, рассматривающих природу лидерства, можно выделить несколько наиболее влиятельных.
Теория “Черт лидера”.
Сторонники
этой теории стремятся объяснить
природу лидерства как чисто
социально-психологический
Теория лидерства как “функции ситуации”.
Сторонники ситуационизма не отрицают “теорию черт” ,а пытаются интегрировать её. Они исходят из того, что те или иные черты лидера изменяются в зависимости от ситуации. Исследования лидерства, основанные на этой теории, позволили американскому социологу Э.Фромму сделать вывод, что в современном мире в кач-ве лидера чаще всего выступает беспринципный человек, являющийся “функцией ситуации” ,своего рода флюгером, действующим по обстоятельствам. Это человек с “рыночной ориентацией”, он относится к себе, как к товару, который необх. продать подороже, поэтому вырабатывает в себе кач-ва, соответствующие “ситуационному спросу”: это ловкий приспособленец, который заботится только о своей карьере. Западные политологи отмечают, что ситуационизм принижает активность лидера. Не учитыв-ся тот факт, что лидер может овладеть ситуацией и сам оказывать на нее влияние. Ситуационизм не раскрывает всей сложности феномена лидерства. Он игнорирует относит. самостоятельность личности, растворяя ее в обстоятельствах, обрекая на пассивность. Прогресс становления личности -не пассивное отражение человеком соц. среды, а активное формирование себя как личности.
Теория определяющей роли последователей.
Здесь на первый
план выдвигается анализ не самих
лидеров а его последователей,
их соц., психологич.интересов и запросов.
природа лидерства исследуется через
призму анализа взаимоотношений лидера
и ведомых. Согласно определяющей роли
ведомых, группа сама выбирает себе лидера,
который ее удовлетворяет. Лидер в сущности
не более чем инструмент группы. Поэтому
“ тайна лидера “ не в нем самом, а в психологии
и запросах его последователей. Этот подход
близок к ситуационизму. В нем настроения,
интересы, потребности группы рассматриваются
как важнейшие элементы ситуации, ориентируясь
на которую, лидер строит свое поведение.
Сторонники этой теории считают, что определяющая
роль ведомых негативно влияет на лидера.
В этом они видят главную причину ослабления
лидерства, превращения лидеров в “марионеток”
, действующих на потребу толпы.
Билет № 16
Природа и сущность политического лидерства. Определение понятия политического лидерства.
Сущ-ют следующие осн. подходы к трактовке лид-ва:
1. Фактическое лид-во - постоянное приоритетное влияние со стороны определенного лица или группы лиц на других людей.
2. Формальное лид-во - управленческий статус, соц. позиция, связанная с принятием решений, это руководящая должность. Такая интерпретация вытекает из рассмотрения общ-ва как сложной, иерархически организованной системы соц. позиций и ролей. Даунтон отмечал, лид-во - “положение в об-ве, к-рое хар-ется способностью занимающего лица направлять и орг-вывать коллективное поведение некоторых или всех его членов”.
3. Лидерство - влияние на др. людей. Однако это не любое влияние, а такое, для которого хар-ны 4 особенности:1) необходимо чтобы влияние было постоянным(к полит. лидерам нельзя причислять людей, оказавших хотя и большое, но разовое воздействие на полит. процесс, историю страны);2) руководящее воздействие лидера должно осущ-ся на всю группу;3) полит. лидера отличает явный приоритет во влиянии;4)влияние лидера опирается не на прямое применение силы, а на авторитет или хотя бы признание правомерности руководства.
4. Полит. лид-во -это особого рода предпринимат-во, осущ-мое на специфич. рынке, при котором полит. предприниматели в конкурентной борьбе обменивают свои пр-мы решения общ-ных задач и предполагаемые способы их реализации на руководящие должности.
5. Лидер - это символ общности и образец полит. поведения группы. Он выдвигается снизу, преимущественно стихийно, и принимается последователями. Полит. лид-во отличается от полит. руководства, которое, “в отличие от лид-ва, предполагает достаточно жесткую и формализованную систему отн-ний господства- подчинения”.
Природа лидерства
1 теория - “теория черт”суть ее состоит в объяснении феномена лидерства выдающимися качествами чел-ка. Среди черт, присущих полит. лидеру, обычно называют ум, твердую волю и целеустремленность, кипучую Энергию, незаурядные организаторские способности и, особенно, компетентность и готовность брать на себя ответственность. Для занятия лид-щих позиций нужны психол-кие и соц. качества, но их набор зависит от историч. эпох и от конкретных государств мира. Даже в наши дни личностные качества, дающие шанс на полит. успех существенно отличаются. Напр: в Швеции и в Авганистане и т.п. К томуже, часто полит. лид-рами становятся заурядные серые личности, не обладающие яркой индивид-тью.
2 теория - идею зависимости лид-ва от опред-х соц. условий обосновывает так наз. “ ситуационная теория”. Она показывает, что сложившиеся обстоят-ва определяют отбор полит лид-ра. Так напр. ситуация в Иране не примет европейского политика и наоборот. Кроме того требования к лидеру завися от того наход-ся ли гос-во в кризисе или развивается в стабильности.
3 теория - явл-ся уточнение и развитием 1 и 2 “ теория последователей”. Именно последователь воспринимает лидера, ситуацию в стране и в конечном итоге отвергает или принимает данного лидера. Такой подход рассмат-ет лид-во как особого рода отн-ния между руководителями и его последователями. В соврем. общ-ве лид-р может получить одобрение только в том случае если его имедж соотв. настроению общ-ва.
Вывод: природа лидерства сложна и не поддается однозначной интерпретации.
Политическое
лидерство - это особого рода предпринимательство,
осуществляемое на специфическом рынке,
при котором политические предприниматели
в конкурентной борьбе обменивают свои
программы решения общественных задач
и предполагаемые способы их реализации
на руководящие должности (Дж. Опенгеймер,
Н. Фролих и др.). При этом специфика политического
предпринимательства состоит в персонализации
"политического товара", его отождествлении
с личностью потенциального лидера, а
также в рекламировании этого "товара"
как общего блага. Такая интерпретация
политического лидерства вполне возможна.
Однако она применима главным образом
лишь к демократическим организациям:
государствам, партиям и т.п.
Билет № 19
Сущность государства и его основные признаки.
Центральным институтом политической системы является государство. В его деятельности концентрируется основное содержание политики. Сам термин “государство” обычно употребляется в двух значениях. В широком смысле государство понимается как общность людей, представляемая и организуемая органом высшей власти и проживающая на определенной территории. Оно тождественно стране и политически организованному народу. В этом значении говорят, например, о российском, американском, немецком государстве, имея ввиду все представляемое им общество.