Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 16:58, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Политологии".
В зависимости от масштабности и эффективности действий различаются первичные и вторичные субъекты политики. Первичными субъектами являются крупные общественные группы как организованное целое, объединенное общностью интересов и целей: народы, социальные группы, этнические группы, индивиды. Политическая деятельность этих субъектов персонифицирована. Но деятельность личности в области политики можно рассматривать только с учетом того, что человек есть продукт общественных отношений, то есть через призму интересов социальных групп, к которым он принадлежит.
Ко вторичным субъектам политики относятся институты и политические организации, реализующие интересы и волю крупных общественных групп (государство, партии, общественно-политические организации). Вторичные субъекты - производные по отношению к первичным, поскольку они образованы в поддержку реализации интересов определенных групп и выполняют служебную и исполнительную роль по отношению к крупным общественным группам.
Важнейшим субъектом политики выступает народ, как целостная социальная общность, которой присущи определенные политические связи, организационные структуры, воздействующие на развитие всех политических отношений в обществе. В современном цивилизованном государстве народ является главным источником власти.
Субъектом
политики выступают нации. Индивиды
одной национальной (этнической) принадлежности,
объединенные в нацию, одухотворенные
единой национальной идеей, развитым чувством
национального самосознания, организованные
политически в самостоятельные
государственные образования, активно
участвуют в политических отношениях
и оказывают влияние на политические события
и явления.
8.
понятие политической
власти.
Политическая власть — это могущество (полномочие навязывать волю), переданное сообществом социальному институту.
Политическую власть можно подразделить на власть государственную, региональную, местную, партийную, корпоративную, клановую и т. п. Государственная власть обеспечивается государственными институтами (парламентом, правительством, судом, органами правопорядка и др.), а также юридической базой. Иные виды политической власти обеспечиваются соответствующими организациями, законодательством, уставами и инструкциями, традициями и обычаями, общественным мнением.
Структурные элементы власти
В этой связи надо обратиться к принятым в политической науке классификациям оснований (источников) власти, и уяснить какой тип власти порождают такие из них, как сила или угроза применения силы, богатство, знание, закон, харизма, престиж, авторитет и др.
Особо следует остановиться на аргументации (доказательствах) положения о том, что властные отношения — это не только отношения зависимости, но и взаимозависимости. Что, за исключением форм прямого насилия, абсолютной власти в природе нет. Всякая власть относительная. И строится не только на зависимости подвластных от властвующих, но и властвующих от подвластных. Хотя объемы этой зависимости у них разные.
Самого пристального внимания требует также выяснение существа различий в подходах к трактовке власти и властных отношений среди политологов, представляющих разные политологические школы (функционалистов, систематиков, бихевиористов). А также того, что стоит за определениями власти как характеристике индивида, как ресурсе, как конструкции (межперсональной, причинной, философской) и пр.
Основные признаки политической (государственной) власти
Политическая власть — это некий властный комплекс, включающий как государственную власть, которая играет в нем роль «первой скрипки», так и власть всех других институциональных субъектов политики в лице политических партий, массовых общественно-политических организаций и движений, независимых СМИ и т.д.
С государственной (или в более широком смысле с политической) властью органически связаны и такие понятия, как «политическое господство», «легальность» и «легитимность». Первое из этих понятий используется для обозначения процесса институционализации власти, т.е. ее закрепления в обществе в качестве организованной силы (в виде иерархической системы властных учреждений и институтов), функционально предназначенных осуществлять общее руководство и управление социальным организмом.
Институционализации власти в форме политического господства означает структурирование в обществе отношений командования и подчинения, приказа и исполнения, организационное разделение управленческого труда и обычно связанных с ним привилегий, — с одной стороны, и исполнительной деятельности, — с другой.
Что касается понятий «легальность» и «легитимность», то хотя этимология этих понятий сходная (во французском языке слова «legal» и «legitime» переводятся как законный), в содержательном плане они не являются понятиями-синонимами. Первое понятие (легальность) подчеркивает юридически-правовые аспекты власти и выступает как неотъемлемая составляющая политического господства, т.е. регулируемого законом закрепления (институционализации) власти и ее функционирования в виде иерархической системы государственных органов и учреждений. С четко выраженными ступенями приказа и исполнения.
Легитимность политической власти
Легитимность
- политическое свойство органа государственной
власти, означающее признание большинством
граждан правильности и законности его
формирования и функционирования. Легитимна
всякая власть, которая опирается на народный
консенсус.
9. природа политической власти (легитимность)
Политическая
власть возникает, формируется в
ходе реализации потребностей управления,
регулирования общественных отношений.
Она действует как
Функции
политической власти как элемента социального
управления:
■
сохранение социальной целостности;
■
реализация потребностей и интересов
осуществляющих властные функции социальных
групп;
■
урегулирование социальных отношений,
поддержание стабильности в функционировании
социального организма. Политическая
власть должна обеспечить сочетание разных
сторон, отраслей социальной жизни таким
образом, чтобы они действительно дополняли,
а не подрывали существование друг друга;
■ разрыв и противопоставление функций политической власти может существенно ослабить и дестабилизировать систему социальных отношений, привести общество к социальному кризису. Условием обеспечения оптимальности в сочетании функций политической власти служит некоторая степень автономии государства от взаимодействующих в обществе интересов, возвышения над ними. Политическая власть достигается при условии, что интересы государства преобладают, доминируют в случае конфликта с интересами политически и экономически господствующих социальных групп.
Легитимность
власти – понятие, характеризующее
степень согласия между управляемыми
и управляющими. Власть легитимна, если
управляемые признают за управляющими
право управлять вообще, и именно
так, как они это делают в частности.
■
Легитимность – необходимое условие
стабильности и эффективности власти,
так как результатом согласия между обществом
и властью является то, что подданные считают
справедливыми и власть и ее действия;
управляющие (политическая элита) ждут
одобрения своих действий по подавлению
или осуждению диссидентов.
■ Существуют реальная легитимность (демократический строй) и мнимая легитимность
(тоталитарные режимы). Критерием
разделения легитимности на
Типы
легитимности (М. Вебер):
■
традиционный (монархии),
■
харизматический (авторитарные режимы),
■
рационально-легальный тип (демократический
режим).
Потеря
лидером страны легитимности (доверия),
а значит, и добровольного подчинения,
ведет к потере этим лидером власти:
режим Чаушеску, президент Филиппин Маркос,
последний шах Ирана, президент СССР Горбачев
и т.п.
Для
разрушения легитимности характерно,
что первоначально легитимность
теряется для управляемых (для народа)
– они перестают признавать право носителей
власти на управление. Властные же структуры,
как правило, долго не могут осознать,
что ситуация изменилась, и продолжают
ожидать подчинения и готовности к подчинению.
Эмпирические показатели легитимности
власти – количество средств принуждения
в обществе (полиция, милиция, армия).
Легитимная
власть, получившая поддержку и понимание
со стороны народа, получает таким
образом суверенитет (право власти
управлять именно этой территорией
и именно в это время). Иногда власть
имеет ограниченный суверенитет. Например:
"страна Басков в Испании" – признают
легитимность власти испанского правительства,
но не распространяют эту власть на свою
территорию. Аналогичная ситуация в Нагорном
Карабахе, Чечне, Ливане.
10. факторы и механизмы политической власти.
Особый интерес представляет деятельный аспект политической власти. Он может быть рассмотрен как с точки зрения содержания, так и механизма осуществления власти. Прежде всего, власть обязана реализовывать общественно значимые функции, такие как;
• поддержание общественного порядка и стабильности;
• выявление, ограничение и разрешение конфликтов;
• достижение общественного
• учет взаимозависимости
• насилие или принуждение во имя сохранения стабильности общества и социально значимых целей.
Далее политическая практика власти включает:
• преобразование социальной
среды (решение социальных
• действия по укреплению и
обеспечению гарантий своей
Приоритет деятельности во
Процесс осуществления власти
включает несколько этапов. Во
первых, этап представления
Власть всегда двустороннее, асимметричное, с доминированием воли властителя взаимодействие её субъекта и объекта. Она невозможна без подчинения объекта. Методы навязывания воли объекту и обеспечение его подчинения субъекту имеют широкий диапазон. Они во многом определяют характер политической власти. К основным относят следующие методы:
- принуждение (насилие –