Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 16:58, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Политологии".
Поскольку существование и деятельность политических институтов связаны только с присущими им функциями, ролями и нормами, то они приобретают относительную самостоятельность в рамках системы. Таковы, например, свойства политических и идеологических аппаратов власти. Истории, в том числе отечественной, известны случаи, когда аппараты возвышались над государством, партиями и превращались в господствующую над ними бюрократическую силу. Преждевременно говорить, что такая тенденция сегодня искоренена в нашей стране. Демократические вывески над новыми аппаратами еще не означают коренного изменения содержания их деятельности а взаимоотношения с государством и обществом.
Функции политических институтов выявляются и реализуются в их взаимосвязях. Последние подразделяются на вертикальные и горизонтальные. Первые означают следование одних институтов предписаниям других (скажем, местных органов власти центральному правительству страны). Централизация власти всегда основана на вертикальных связях. Вторые (горизонтальные связи) характеризуются взаимодействием институтов как равнозначных в политической системе, равноправных по своим властным функциям. Без них не осуществима децентрализация власти и управления.
Ядро политической системы – государство. Государство выступает орудием политического господствa определенного класса (или классов) и управления обществом. Но это лишь одна из концепции современной политической науки. Причем не следует ее упрощать. К. Маркс, как известно, подчеркивал, "что государство в обществе с классово-антагонистической структурой решает задачи двоякого рода: "выполнение общих дел, вытекающих из природы всякого общества, и специфические функции, вытекающее из противоположности между правительствами народными массами".
Государство
– многофункциональный
Политическая
система, являясь организованной совокупностью
взаимодействующих политических субъектов,
вся состоит из политических действий
и отношений. Поэтому ни то, ни другое не
имеет смысла рассматривать в качестве
каких-то отдельных элементов системы.
В единстве политические действия и политические
отношения образуют само содержание системы.
Социальные институты – это организованные
формы функционирования политических
отношений. Политические и правовые нормы
опять-таки фиксируют образцы взаимосвязей
и взаимодействий политических субъектов.
Таким образом, какой бы структурный элемент
системы мы ни взяли, во всех случаях сталкиваемся
с одной и той же материей – политическими
отношениями. И всюду их стержнем выступает
власть, борьба за власть или участие в
ней, отрицание существующей власти или
обеспечение ее стабильного функционирования.
13. типология политических систем.
Основное различие между
В
отечественной философской и
политической литературе длительное время
считалось, что критерием, в соответствии
с которым следует
Примитивные системы обладают минимум структурной дифференциации, национальное целое для них остается без внимания; преобладает "приходская культура".
Традиционные системы имеют развитую дифференцированную политическую структуру и в плане политических позиций характеризуются "культурой подчинения". Люди знают, что существуют политические институты, нормы, традиции и т. п. Но для них политическая система существует как бы рядом, она остается вне их; они ждут от нее услуг, не мысля себе, что могут принимать участие в ее акциях. Традиционные структуры подразделяются на патримониальные (политические элиты, королевская семья), централизованные бюрократические и феодальные политические системы.
Современные
системы знаменуют собой
Французский политолог Ж. Блондэль различает политические системы по содержанию и формам управления. Он выделяет пять основных типов:
1)
либеральные демократии с
2)
коммунистические системы с
3)
традиционные политические
4)
становящиеся политические
5) авторитарно-консервативные системы, цель которых - сохранение социального и экономического неравенства, но более действенными средствами.
Большинство западных политологов выделяют следующие три типа политических систем.
Политические системы англо-американского типа. Они характеризуются секуляризованной политической культурой, опирающейся на рациональный расчет, терпимость и толерантность граждан и политической элиты. Системы этого типа стабильны, эффективны, способны к саморегулированию. Здесь оптимально реализуется принцип разделения власти на законодательную, исполнительную, судебную и четко определены их функции.
Политические системы тоталитарного типа. Власть сосредоточена в руках немногочисленной политической номенклатуры (бюрократии). Средства массовой информации находятся под контролем государства. В обществе, как правило, разрешена деятельность только одной партии, которая контролирует деятельность всех элементов политической системы. Господствует идеология правящей партии. Чрезмерно расширены функции репрессивных органов. Политическая активность носит разрушительный и принудительный характер.
Континентально-
Классификация
политических систем необходима, так
как политическая наука изучает
не одну систему, а проводит сравнительный
политический анализ нескольких систем,
выявляет общее и особенное в
их структуре, функциях и механизмах
функционирования.
14. понятие политического режима.
Политический режим – это упорядоченное взаимодействие структур политической системы, а также совокупность методов осуществления власти и достижения политических целей. Понятие политического режима раскрывает динамический, функциональный характер политической системы. По мнению Г. О’Доннелла и Ф. Шмиттера, понятие политического режима описывает формы и каналы доступа к важнейшим управленческим позициям, характеристики акторов, имеющих доступ к ним или лишенных его, а также стратегии борьбы за власть. Понятие политического режима также, по мнению американского политолога Р. Макридиса, способствует эмпирическому описанию политической реальности.
Наиболее
простая типологизация
Термин «диктатура»
(от лат. dictatur – неограниченная власть)
позволяет содержательно
Тоталитаризм – это диктатура, возникшая в ХХ в. Главными отличительными признаками тоталитаризма выступают власть единой массовой партии, которая возглавляется харизматическим лидером, и господство единой идеологии, которой подчинены все аспекты социальной жизни. Власть в тоталитарных режимах стремится к целостному всеохватывающему контролю как над всем обществом, его отдельными социальными группами, так и над каждой личностью в отдельности. Тоталитарными можно назвать политические режимы в Советском Союзе при Сталине, нацистскую Германию, Северную Корею (в период правления Ким Чен Ира) и Кубу (при власти Фиделя Кастро).
Авторитаризм, как и тоталитаризм, характеризуется монополией на власть какой-либо одной группировки или одного института власти. Его отличие от тоталитаризма заключается в том, что власть не претендует на целостный всеохватывающий контроль за всеми сферами жизни. В неполитических сферах общественной жизни (экономической, культурной, социальной) могут сохраняться ограниченные свободы.
Основными признаками современной демократии выступают:
♦ гарантии прав и свобод человека;
♦ признание политических прав и свобод граждан в таком объеме, который позволяет легально действовать не только партиям и организациям, поддерживающим политику правительства, но и партиям и организациям оппозиционным;
♦ наличие представительных органов власти, формируемых на основе всеобщих, свободных и справедливых выборов;
♦ построение государственной власти по принципу «разделения властей», причем единственным законодательным органом считается парламент;
♦ политический плюрализм;
♦ публичность власти.
Во
многих современных теориях демократия
предстает как институциональное устройство,
гарантирующее человеку соблюдение неотъемлемых
прав и свобод и позволяющее индивидам
реализовать свои интересы в политике.
15. типы современных политических режимов.
Типы
современных политических режимов
Наиболее принятой классификацией режимов является разделение их на демократические, авторитарные и тоталитарные. Мы также будем строить свое изложение, преимущественно исходя из этой классификации. В то же время считаем важным подчеркнуть, что типологизация во-первых, недостаточно развитое в общей теории режимов направление, а во-вторых, классификации режимов отнюдь не во всех случаях могут быть сведены к дихотомии "демократия—авторитаризм". В силу различных причин эта дихотомия нередко несет с собой, помимо научной, значительную идеологическую нагрузку и непременно нуждается в уточнении и адаптации к целям конкретно проводимого исследования.