Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 13:06, реферат
Понятие и место законодательной власти в управлении государством. Законодательная власть предполагает право, возможность и способность принимать от имени народа (обычно парламентом) или непосредственно народом — корпусом избирателей на референдуме общеобязательные правила (законы) - нормативные акты государственного значения, имеющие наиболее общий характер и высшую юридическую силу (среди них верховную юридическую силу имеет основной закон — конституция).
Выдвижение кандидатов на
выборах в законодательные
Полномочия законодательных собраний субъектов РФ во многом аналогичны полномочиям Федерального Собрания РФ, но они осуществляются в пределах субъекта РФ (территориальный предел). Существует также предел, обусловленный характером предметов ведения субъекта РФ. Законодательные собрания субъектов РФ не имеют полномочий, связанных с государственным суверенитетом РФ, с регулированием основных прав человека и гражданина, правового положения национальностей, созданием экономического пространства (денежная система и др.), с управлением железнодорожным транспортом, связью и т.д., словом, всех тех полномочий, которые относятся к предметам исключительного ведения РФ.
Законодательные собрания субъектов РФ не вправе заниматься внешнеполитическими отношениями, хотя с ведома МИД России субъекты РФ могут заключать соглашения с другими странами, субъектами федераций, регионами других стран в области экономики и культуры. Они участвуют в обсуждении проектов международных договоров РФ, если эти проекты затрагивают их интересы.
Законодательные собрания вправе также принимать законы по предметам совместного ведения, если вопрос не урегулирован Федерацией. Кроме того, они имеют дополнительные полномочия в сфере законодательства по «остаточным» предметам ведения (остающимся за пределами исключительных полномочий Федерации и совместных полномочий), а именно: принятие и изменение их основных законов (конституций республик в составе Российской Федерации, уставов других субъектов РФ), формирование органов субъектов РФ, предусмотренных его основным законом, разработка и принятие мер в сфере экономического, социального, культурного развития (например, установление местных налогов в пределах, разрешенных НК РФ, детальное регулирование своими законами местного самоуправления. Они издают законодательные акты, связанные с этническими, бытовыми условиями населения субъекта РФ, с местной культурой и т.д.).
Законодательные собрания создают другие необходимые субъекту РФ органы: участвуют в формировании местного правительства, если оно есть (иногда дают согласие только на назначение руководителя местного правительства, если им не является глава субъекта РФ, а иногда — согласие на назначение заместителя руководителя правительства и одного-двух министров, обычно министра финансов и министра внутренних дел), избирают или назначают свою счетную палату, уполномоченных законодательного собрания (по охране прав человека, прав детей, иногда — охране природы и др.), избирают мировых судей, свои конституционные или уставные суды. В формировании федеральных судов, органов прокуратуры они не участвуют.
Законодательные собрания участвуют в федеральном законодательстве. Они вправе вносить законопроекты в Государственную Думу, и та обязана их рассмотреть. Ежегодно законодательные собрания субъектов РФ вносят до '/3 всех законопроектов, поступающих в Государственную Думу (из этого числа принимается около 3,5%). Они могут предлатать свои поправки к обсуждаемым федеральным законопроектам. Как уже говорилось, если законопроект вызывает отрицательное мнение у '/3 законодательных собраний субъектов РФ, он снимается с обсуждения Государственной Думы.
Законодательные собрания применяют в основном те же формы парламентского контроля, что и Федеральное Собрание (вотум недоверия местному правительству, депутатский вопрос и запрос, запрос палаты, требование информации, докладов от органов исполнительной власти субъекта РФ и т.д.). В тех субъектах РФ, где больше элементов парламентской формы управления, местные парламенты обладают более широкими контрольными полномочиями, вплоть до увольнения местного правительства в отставку, хотя для этого требуется квалифицированное большинство голосов.
Законодательные собрания работают в сессионном порядке, используют пленарные заседания, действуют постоянные и временные комиссии, депутаты работают в своих избирательных округах или в закрепленных за ними населенных пунктах. Число чтений на пленарных заседаниях обычно сокращено (одно-два). Если используются три чтения, то депутаты не очень придерживаются твердых правил, вносят, обсуждают и принимают поправки и в третьем чтении. Помимо законов (в субъектах РФ нет законов о ратификации международных договоров и так называемых конституцинных законов, но принимаюсь много поправок к конституциям и уставам, они заменялись иногда целиком или принимались в новой редакции) законодательные собрания субъектов РФ принимают различные постановления (например, при формировании своих внутренних органов, органов исполнительной власти субъекта РФ). При определенных условиях, как указыватось выше, законодательное собрание субъекта РФ может быть распущено Президентом РФ.
Информация о работе Роль законодательной власти в государственном управлении