Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 18:56, реферат
Рубеж XVI–XVII вв., получивший название Смутного времени, был тяжелым и тревожным временем для России. Нужды социальной и политической действительности выдвинули ряд серьезных политических проблем, требующих неотложного разрешения. Особенностью политической мысли этой эпохи является ее рубежное состояние. С одной стороны, она аккумулировала все достояние и политическую квалификацию средних веков, а с другой – уже прогнозировала наступление новой эпохи и иных политических порядков.
1. Введение………………………………………………………………………...3
2. Просвещённый абсолютизм в творчестве Юрия Крижанича
2.1. Биография Ю. Крижанича………………………………………………...4
2.2.Политико-правовые воззрения Юрия Крижанича……………………….5
3. Просвещённый абсолютизм в творчестве Ивана Тимофеева
3.1. Биография И. Тимофеева……………………………………………….20
3.2. Политико-правовые идеи Ивана Тимофеева………………………….21
4. Заключение…………………………………………………………………….32
5. Список литературы……………………………………………………………33
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Омский
государственный технический
Факультет гуманитарного образования
кафедра
социологии, социальной работы и политологии
Варкентин Андрей Андреевич
Просвещённый абсолютизм в творчестве И. Тимофеева и Ю. Крижанича
Реферат
студента 2-го курса ФГО гр. СР – 210б
Научный руководитель:
кандидат исторических наук,
доцент
М. В. Станкова
Омск 2011
Содержание
1. Введение…………………………………………………………
2. Просвещённый абсолютизм в творчестве Юрия Крижанича
2.1. Биография
Ю. Крижанича………………………………………………
2.2.Политико-правовые
воззрения Юрия Крижанича………………
3. Просвещённый абсолютизм в творчестве Ивана Тимофеева
3.1. Биография
И. Тимофеева………………………………………………
3.2. Политико-правовые
идеи Ивана Тимофеева…………………………
4. Заключение……………………………………………………
5. Список литературы…………………………………
Введение
Рубеж XVI–XVII
вв., получивший название Смутного времени,
был тяжелым и тревожным
Значительные
по своему содержанию и политической
окраске события вызвали
2. Просвещённый абсолютизм в творчестве Юрия Крижанича
2.1. Биография Ю. Крижанича
Юрий Крижанич
(1618–1683) родился в Хорватии, окончил
Загребскую духовную семинарию, затем
Венгерскую духовную хорватскую коллегию
в Вене и венгро-болгарскую коллегию в
Болонье. С 1640 г. Крижанич проживал в Риме,
где закончил греческий коллегиум св.
Афанасия. В годы учения Крижанич овладевает
знанием античных и современных западноевропейских
языков, приобретает фундаментальную
образованность в богословских и светских
науках (философия, история, юриспруденция,
математика, астрономия и др.). Его мечтой
становится миссионерская деятельность
в России в целях достижения содружества
славянских народов под эгидой русского
государства с единой униатской церковью.
В 1659 г. он поступил на службу к русскому
царю Алексею Михайловичу по Приказу Большого
двора, а в 1661 г. по клеветническому доносу
был сослан на жительство в Тобольск и
в Москву возвратился только в 1676 г. уже
по распоряжению царя Федора Алексеевича.
В 1678 г. навсегда оставил пределы русского
государства. Проживая в Москве, а затем
в тобольской ссылке, Крижанич собрал
большой и интересный материал о различных
сторонах российской действительности.
В Тобольске он написал «Беседы о правительстве»,
известные в историографии как трактат
«Политика». Знакомство с политическими
порядками европейских стран позволило
ему провести сравнительный анализ и представить
прогноз дальнейшего развития России
с учетом уже накопленного другими народами
опыта государственного и правового строительства.
2.2.Политико-правовые воззрения Юрия Крижанича
Крижанич,
являясь сторонником «
Теория естественного права дает ошибочнее, идеалистическое объяснение происхождения общества и государства, так как учит, что они являются продуктом человеческого разума. Она отождествляет общество с государством и считает, поэтому последнее не исторической, а вечной категорией.
Тем не менее, для своего времени эта теория была прогрессивной, так как заменяла откровение божие откровением разума, высвобождала государство из-под власти церкви. Крижанич приходил к выводу, что «И без Божиего Закона: и без всакое Преповиди: (по самом породном разуму): всим народом, верним и неверним, видимо несть: та дела быти неправедна, зла, и Божие Казни достойна».
Опираясь
на теорию естественного права, Крижанич
развивает антикатолические взгляды
на государство, отвергая средневековую
теорию двух мечей, отрицает право за
папой назначать царей и
Рассматривая законы как фиксированные властью естественные божеские законы, он считает абсолютную монархию наилучшей формой власти, открытой разумом: «все бо книжны и все ины разумны люди згодно поведают: самовладно владане быть луче от всякого иного владания». Необходимость «совершенного самовладства» Крижанич стремится обосновать и с точки зрения «уроженых законов»: они лежат в основе «общественной справедливости», получающей свою конкретизацию в понятии «общего блага», которое может быть реализовано только абсолютной властью монарха. На этом основаны его рассуждения о необходимости и сущности монархии и ее преимуществах перед другими формами власти, которые он заимствует у Аристотеля, но развивает свое собственное учение о государстве.
Крижанич рассматривает три формы власти: «Самовладство», «Боярское владение» и «Общевластво», или «Гражданское господство», относя их к формам «доброго владения». Однако вследствие «порчи» они утрачивают принцип «общего блага» и превращаются соответственно в тиранию, где государь лишь сам себя обогащает, в олигархию— власть немногих, которые «неправедно заповедуют» и, как, например, в Польше, наряду с другими злоупотреблениями истязают посадских людей и чужаков и разоряют их, и анархию, где наихудший хочет быть государем, где людей обирают и никто не может быть спокоен за жизнь и имущество. Вообще, где господствует толпа, там больше зла, чем добра, и вследствие этого там коварство преобладает над честностью.
Одно из главных преимуществ монархии над другими формами власти Крижанич усматривает в том, что она, осуществляя принцип общего блага, позволяет «согласие народное» легче и надежнее сохранить, т. е. при монархии, по его мнению, изживается классовая борьба. Вот почему Крижанич абсолютизм рассматривал в качестве незыблемой формы власти, необходимой, «как сердце в груди и глаза во лбу», без которой гибнет народ. Таким образом, абсолютная монархия является как бы синтезом естественных и божественных законов, находящих свое воплощение в положительных законах государства, представляющая поэтому собой, по образному выражению Крижанича, «живое законоставие» (их олицетворение).
Защита монархии в качестве власти, заботящейся об общем благе, имела свое историческое оправдание. Принцип «общего блага», выдвинутый еще Аристотелем в качестве цели государства, по существу всегда являлся и является защитой классовых интересов. Идеологи абсолютистского варианта теории естественного права под флагом этого принципа защищали интересы поднимающейся буржуазии. Маркс разъяснил, что абсолютная монархия «служила нарождавшемуся буржуазному обществу мощным оружием в его борьбе с феодализмом». Но, будучи дворянской по своему классовому содержанию, она встала затем поперек дороги дальнейшему развитию торговли и промышленности, когда они стали превращаться «во все более опасное оружие в руках уже могущественной буржуазии».
Именно эту объективно прогрессивную роль Крижанич и усматривал в «самовластве». В абсолютной монархии, окончательно оформившейся при Петре I, он видел власть, гарантирующую государственную «неразорванную целость», а вместе с тем и «всего народа общую пользу». Следовательно, у Крижанича принцип «общего блага» также связан с новым периодом истории, но в силу специфических условий исторического процесса генезиса капитализма в России он получил своеобразную трактовку.
Принцип «общего блага» Крижанич видит в том, что государь призван действовать в интересах подданных, осуществляя «благо, силу и мудрость». «Кралю» вменяется в обязанность не совершать насилия над подданными, а всячески заботиться об общем богатстве, чтобы было «обилие де дешевина в кралеству». «Краль» должен поддерживать порядок внутри страны с помощью «законоставия» и наказаний. Он должен обеспечить оборону государства, чтобы каждый мог спокойно трудиться и пользоваться своим имуществом. «Краль» должен направлять свой разум на то, чтобы «сделать всех счастливыми». Для этого государь должен знать хорошо силы и возможности подданных, изучить естественные условия страны.
Таким образом,
принцип «общего блага» представляет
у Крижанича конкретизацию
В рассуждениях Крижанича о формах государственной власти реакционным и вздорным является утверждение, что демократия — народная власть — ведет к анархии и, подобно тирании и олигархии, угнетает и разоряет население, а монархия обеспечивает классовый мир и представляет собой непреходящую форму власти.
Ошибочным также является рассмотрение им различных форм государственной власти с точки зрения соответствия их принципу «общего блага» и превознесение на основе этого принципа абсолютной монархии.
Но в рассуждениях Крижанича содержится и рациональное зерно. Характеристика порочных форм власти —«начины сказного владания»— имеет у него по существу классовую подоплеку. Он усматривает их отличительную черту в угнетении и разорении массы населения. Это рациональное зерно развивается, как мы покажем ниже, в учении о суверенитете.
Выяснив сущность монархии, Крижанич стремится с точки зрения естественного права определить функции монарха и границы его прав.
Крижанич, заботясь о развитии производительных сил страны, вменял в обязанность государю уделять первостепенное внимание развитию товарного производства, денежному обращению, торговле, организации финансов, а также настаивал на предоставлении населению гражданской свободы и высказывался в пользу некоторого ограничения сословных прав, хотя, естественно, сохранял за дворянством руководящую роль в государстве.
Для более
эффективного осуществления намечаемых
мероприятий и различных
Информация о работе Просвещённый абсолютизм в творчестве И. Тимофеева и Ю. Крижанича