Происхождение и сущность политических партий

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 21:39, реферат

Описание работы

Партия - это специфическая общественная организация, в основе деятельности которой лежит защита интересов определенных социальных групп людей посредством борьбы за власть и установление соответствующих политических и социально-экономических порядков. Появление партий, а точнее протопартий относится к Античному миру, когда в Древней Греции в Древнем Риме возникают особые группы людей, отражавшие интересы различных социальных слоев.

Работа содержит 1 файл

политические партии.docx

— 64.93 Кб (Скачать)

Выделяются  партийные системы:

основанные  на партиях с мажоритарным призванием, т.е. со стабильным доминированием в течение длительного времени одной правящей партии (например, либерально-демократическая партия Японии, консервативная партия Великобритании в 1970– 
1980-х годах);

с присутствием доминирующей партии (например, христианские демократы ФРГ в 1970–1990-х годах), вынужденной искать союзников среди других партий для поддержки своего политического курса;

основанные  на коалиции миноритарных партий (это присуще, например, партийным системам Бельгии и Нидерландов). Подобная партийная система не является предпосылкой формирования стабильных и эффективных правительств. Распад партийной коалиции автоматически приводит к правительственному кризису, поскольку в этом случае правительство не может опираться на поддержку парламента.

Процесс образования политических партий и  складывания партийной системы  в России начался несколько позже, чем на Западе, – в конце XIX –  начале XX в., что отражало отставание нашей страны в экономическом, технологическом, социальном и политическом развитии. Монархическая система, долгое время господствовавшая в стране, не допускала возникновения ни проправительственных, ни оппозиционных партий.

Отмена  крепостнических порядков, ускоренная индустриализация народного хозяйства, формирование общероссийского рынка разрушали прежнюю сословную структуру и создавали институты гражданского общества, в том числе политические партии. Мощный толчок процессу политического размежевания общества дала революция 1905–1907 гг., во время которой в стране насчитывалось уже более 50 политических партий. Среди них можно выделить следующие:

партии  радикальной ориентации – они стремились к свержению самодержавия и коренным преобразованиям в России, составляя оппозицию правящему режиму. Среди них наиболее крупными были: Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП), Общероссийская партия социалистов-революционеров (эсеры), «Трудовая группа» (трудовики), фракция, возникшая в период деятельности первой Государственной Думы;

проправительственные партии – вели свое происхождение из сословных политических клубов помещиков и дворян («Русское собрание», «Монархическая партия»). Затем эти клубы трансформировались в политические партии, которые поддерживали самодержавие и олицетворяли идеи русского консерватизма («самодержавие, православие, народность»). Такими партиями были «Союз русского народа», «Союз русских людей»;

партии  либеральной ориентации – выражали интересы буржуазии. Ввиду своей слабости, обусловленной немногочисленностью среднего класса, эти партии пытались найти компромисс с самодержавием, предлагая ему провести некоторые реформы при сохранении института монархии: принять конституцию, создать парламент, выполняющий законодательные функции, и т.д. Здесь следует выделить «Союз 17 октября» (октябристы) и Конституционно-демократическую партию (кадеты).

Однако  рост числа партий в стране не привел к образованию многопартийной системы в классическом варианте.

После Октябрьской революции (1917) в стране установилась монополия Коммунистической партии на власть, которая сохранялась  до конца 80-х годов ХХ в. Отмена статьи 6 Конституции СССР о руководящей роли партии в обществе создала юридические предпосылки для формирования многопартийности.

В октябре 1990 г. был принят Закон СССР «Об  общественных объединениях», который ввел в политическую жизнь принцип многопартийности. С марта 1991 г. началась регистрация партий и общественных организаций, принявшая форму «партийного бума»: в 1993 г. было зарегистрировано около 60 партий и движений, а в 1997 г. их уже насчитывалось около 300.

Для современной России характерны политический плюрализм, крайне поляризованная многопартийная система. Особенности становления многопартийной системы в современной России во многом напоминают период конца XIX – начала XX в. 
И тогда и теперь мы видим кризис экономической и политической системы, всего общества, ослабление государственного диктата, становление более свободного, демократического устройства; и тогда и теперь идут споры о выборе путей развития.

Резкая  поляризация общества, значительное дистанцирование социальных групп, безусловно, способствуют образованию партий, поскольку в таком сегментированном обществе противопоставлены различные социальные интересы, которые требуют политического оформления. Сегодня наличие множества партий большинству из нас кажется вполне обычным явлением. Но стоит вспомнить, что еще несколько лет назад об этом нельзя было всерьез говорить.

Политика  перестройки породила многие непривычные, порой противоположные процессы в нашем обществе. В их числе едва ли не центральное место занимает развитие новых общественных ассоциаций и объединений. Их называли по-разному: «неформальные», «самодеятельные» организации, «молодежные» группы и объединения, «инициативные» организации. Наиболее часты были словосочетания, содержащие в себе определение «неформальные». В 1987–1988 гг. по мере реализации целей и задач провозглашенной реформы политической системы происходило формирование организаций, именующих себя политическими партиями. Первой, оппозиционной КПСС, партией объявил себя в мае 1988 г. Демократический союз (ДС).

Можно определить следующие пути становления  партийной системы в Российской Федерации:

развитие  многопартийности во многом идет от различных  объединений кружкового, клубного типа, организованных представителями элиты – духовной, экономической, политической. Многие партии возникли в результате деятельности лидеров, создавших партии «под себя» (верхушечные или «диванные» партии);

часть партий образовалась «почкованием»: одни из них выделились из КПСС (КПРФ, РКРП, ВКП(б), СК), другие – в результате раскола недавно созданных партий;

ряд партий возник под влиянием мировой  партийно-политической практики (Социал-демократическая  партия России, Российская партия «зеленых»);

некоторые партии представляют собой «второе  издание» ранее существовавших партий, что создает видимость преемственности  политического развития. Таковы партии кадетов, монархистов, анархистов;

иные  партии возникли как новые для  нашей политической жизни и не имеют российских аналогов (партия кооператоров и предпринимателей –  Партия свободного труда, Партия экономической  свободы, Национально-республиканская партия, Партия российского единства и согласия).

В соответствии с традицией, сложившейся в мировой  политической науке, по идейно-политической ориентации все партии и движения России можно разделить на три  большие части: правые, центристские и левые.

Правые выступают за создание сильного национального российского государства, за особый, отличный от Запада путь развития России. К ним относятся различные политические силы: от движения «Русское национальное единство» и Конституционно-демократической партии – Партии народной свободы до «Союза казачьих войск» России и Российского патриотического собора. Правоцентристской ориентации придерживается Либерально-демократическая партия России.

В центристском спектре наиболее крупными партиями являются «Единая Россия» и «Яблоко».

Разнообразна  палитра левых сил. В их состав входят около десяти партий и групп коммунистического направления (Всесоюзная коммунистическая партия большевиков, Российская коммунистическая рабочая партия, Партия диктатуры пролетариата и др.). Наиболее влиятельная из них Коммунистическая партия Российской Федерации. К левым силам относятся также Аграрная партия и многочисленные группы социал-демократической ориентации.

Период 2000–2005 гг. выявил, что по сравнению  с предыдущим избирательным циклом расстановка политических сил в  России значительно изменилась: шла  консолидация вокруг трех- четырех партий; наибольшей популярностью в начале XXI в. пользуются «Единая Россия», Союз правых сил, КПРФ, ЛДПР и «Яблоко». При этом «Единая Россия» оттягивала и продолжает оттягивать на себя полюса других партий.

В анализе  современного этапа развития политических партий России, на наш взгляд, можно  отметить следующие факторы:

1) широкие  слои населения убеждены в  том, что политические партии  в первую очередь должны заниматься  не борьбой за власть или  защитой интересов своих членов, а выражать и отстаивать интересы  всех граждан, вне зависимости  от их принадлежности к тому  или иному социальному слою, разрабатывать  стратегию развития общества, бороться за демократию; следствием данной убежденности является отсутствие широкой и прочной социальной базы у действующих политических партий;

2) большинство  партий не имеют четкой идеологической и политической программы, их цели и задачи расплывчаты, неконкретны;

3) слаба  организационная структура партий, зачастую отсутствуют местные организации. Существующие партии не стали еще кадровыми. Одновременно они не являются и массовыми партиями, отличительная черта большинства из них – малочисленность, они больше напоминают политические клубы или группы по интересам;

4) отсутствует  сплоченность внутри партий и  движений, в них идет постоянная  борьба за влияние, руководящее положение;

5) слаба  связь политических партий с  избирателями (зачастую полная оторванность  от них). Представители многих  партий и движений, пройдя на  выборах в органы власти, сразу  же забывают о своих обещаниях  избирателям. Деятельность многих  партий активизируется исключительно  в предвыборный период.

До  парламентских выборов 2003 г. говорили о двух наиболее вероятных альтернативах  эволюции российской партийной системы. Первая – формирование многопартийной системы с доминирующей партией. Вторая – становление двухпартийной  системы, в рамках которой конкурируют  «партия власти» и КПРФ. Очевидно, что первая альтернатива становится реальностью.

3. Особенность становления российской политической системы: поляризованная политика

Революционный характер перемен, происходивших в России в первой половине 90-х годов минувшего  века, предопределил и плебисцитарный характер ранней российской демократии. При несформированных институтах плюрализма кардинальные вопросы решались на заведомо поляризованных голосованиях: с 1991 по 1993 гг. в России состоялось три референдума (введение в России поста президента, доверие реформаторскому курсу  Б.Ельцина, принятие конституции) и  первые общенародные выборы президента России. На всех этих голосованиях речь шла о судьбоносных решениях, определении  вектора развития страны, и общество большинством в 50-60% голосовало "за реформы", точнее, против реставрации прежнего порядка (в той же логике были выдержаны  и президентские выборы 1996г.). Политическим партиям на таких выборах отводилась вспомогательная роль: они выступали  в качестве "коллективных агитаторов", "групп поддержки", но сами по себе не являлись субъектами голосований. Соответственно "плоды" победы на этих выборах  доставались непосредственно главе  исполнительной власти.

Партиям остается соревноваться  за места в федеральной законодательной  власти, институциональные полномочия которые жестко ограничены (подробнее  об этом см. ниже). Соответственно мотивация избирателей при голосовании за партии сводится скорее к выражению отношения к курсу исполнительной власти - преимущественно протестному, когда власть непопулярна, или преимущественно лояльному, когда популярность власти находится на относительно высоком уровне. Голосуя за партии, общество ищет частичный "противовес" исполнительной власти или, напротив, дает последней опору в парламенте.

Как видно из Таблицы 1, голосование за высшую исполнительную власть всегда оказывается существенно  более высоким, чем за "провластные" партии. Вплоть до 1999г. относительное большинство (более 40%) голосовало на парламентских выборах за оппозицию. Характерный пример - расхождение в результатах одновременно состоявшихся голосований за предложенную президентской властью Конституцию 1993г. (57% "за") и выборов Думы, в которой проправительственные и центристские партии набрали всего порядка 40% голосов.

Иными словами, верховная  власть в стране имеет электоральную (шире - социальную) базу поддержки, выходящую  далеко за рамки той партии или  партий, которые позиционируют себя как "пропрезидентские". Лидер  выстраивает свои коммуникации с  обществом "плебисцитарно", формулируя лишь общий вектор своей программы. В этой логике для него нет необходимости связывать себя слишком жестко с конкретной политической партией, тем более - ставить себя в зависимость от нее в кадровых назначениях или выработке политических приоритетов.

Информация о работе Происхождение и сущность политических партий