Проблемы формирования Содружества Независимых Государств

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 23:29, контрольная работа

Описание работы

От того, как будут складываться экономические взаимоотношения между Странами СНГ, от того, каковы будут условия их вхождения в мировое хозяйство, во многом зависят возможности, методы и перспективы социально-экономических проблем этих стран, а отчасти и потенциал мирового хозяйства. Поэтому самого пристального внимания заслуживает изучение тенденций развития СНГ, явных и скрытых, сдерживающих и стимулирующих факторов, намерений и их реализация, приоритетов и противоречий.
Интеграционный процесс в рамках СНГ во многом начинается как бы с новой отметки. Во многом это обусловливается тем, что по своей природе само соглашение о Содружестве Независимых Государств имеет двойную направленность. С одной стороны, оно нацелено на окончательный демонтаж старых экономических структур, с другой — предусматривает организацию качественно новых отношений между суверенными государствами, формирование и сохранение единого экономического (рыночного) пространства.
И хотя история, как говорят, не имеет сослагательного наклонения, т.е. практически изменить, то что произошло, уже нельзя, осмысление и обстоятельный анализ проблем, связанных с формированием и жизнью СНГ, представляют не только теоретический и познавательный интерес, но и имеют важное практическое значение.
Прежде всего, для извлечения уроков из нашего недавнего прошлого и для выработки правильной политики в будущем.

Содержание

Введение……………………………………………………………3
Точки зрения, по поводу развала Советского Союза………4
Причины распада СССР и формирования СНГ…………….7
Основные тенденции и проблемы развития СНГ………….11
Заключение………………………………………………………...19
Список литературы………………………………………………..21

Работа содержит 1 файл

Проблемы формирования СНГ.doc

— 253.00 Кб (Скачать)

Результатом межэтнического и политического  противостояния явилось масштабное разрушение местной экономики, которая до настоящего времени не смогла преодолеть негативные последствия военных действий. Большая часть индустриальных объектов была полностью уничтожена, а сохранившиеся предприятия не имели инвестиционных ресурсов, необходимых для возобновления производственной деятельности. Формирование реального баланса цен привело к катастрофическому падению уровня жизни местного населения, который, по некоторым оценкам, в первые годы после военного конфликта соответствовал аналогичным показателям начала XIX столетия.

Фактическое отсутствие пенсионного  обеспечения и финансовых возможностей для осуществления социальных программ вызвало колоссальную миграцию трудоспособной молодежи и людей среднего возраста, что в свою очередь создало основу для развития масштабного демографического кризиса, сопоставимого по уровню негативных последствий с печально известным феноменом махаджирства. Основная сфера занятости местного населения - индустрия сервиса и туризма - фактически перестала функционировать из-за нестабильной политической ситуации в рассматриваемом регионе. В сложившихся условиях введение всеобъемлющего режима экономических санкций, осуществленное по решению руководства государств СНГ, способствовало усилению кризисных процессов, дальнейшее развитие которых поставило под вопрос само существование автохтонного абхазского этноса.

Почти полное прекращение внешнего товарообмена привело к окончательному разрушению промышленного производства, которое являлось частью единой хозяйственной  системы бывшего СССР и практически не было ориентировано на внутренний потребительский рынок.

Большинство населения обратилось к сельскому хозяйству, которое  стало ключевым элементом функционирования региональной экономической системы. В настоящее время основу минимальной потребительской корзины для местных жителей составляют молоко, фасоль, кукуруза, овощи и фрукты, а также разнообразные продукты их первичной переработки. Производительность труда в этой отрасли в настоящее время уступает довоенным показателям, что определяется низким уровнем технической оснащенности производственных процессов и приоритетом внутреннего потребления. Приобретение промышленных товаров осуществляется посредством бартера, в отдельных случаях дополненного фрагментарным использованием денежного обращения. В рассматриваемых условиях наиболее тяжелым является положение русскоязычных жителей Абхазии, так как они практически не связаны с сельским хозяйством и существуют на мизерные доходы от розничной торговли. Другие этнические общины - абхазская, армянская, греческая - уже завоевали определенные позиции на региональном рынке, осуществляя контроль над различными сферами производственной и посреднической деятельности местного населения и управляя имеющимися финансовыми потоками.

Основной валютой на территории Абхазии является российский рубль, хотя при осуществлении некоторых расчетов используются американские доллары.

Банковская система в регионе  фактически отсутствует, так как  имеющиеся мелкие кредитные учреждения не могут осуществлять финансовую поддержку долгосрочных проектов вследствие ограниченности объемов денежной массы и нестабильности политической ситуации в республике. Привлечение наличных денег на местный рынок является результатом нелегальной торговли с прилегающими территориями Российской Федерации и Грузии, в процессе которой за границу Абхазии вывозятся чай, цитрусовые культуры и редкие породы леса. Активным торговым партнером Абхазии является Турция, которая фактически не участвует в реальном поддержании режима всеобъемлющих санкций.

В большинстве случаев торгово-закупочные операции представляют собой опосредованный вариант бартерного обмена, так как  полученная рублевая масса расходуется  на закупку промышленных и сельскохозяйственных товаров, которые затем возвращаются в республику посредством натурального обмена. Дополнительным источником инвестиций в абхазскую экономику являются также и местные курорты, которые постепенно начинают восстанавливаться. Однако в условиях экономической и политической блокады указанные капиталовложения приобретают специфический характер, что связано с особенностями эксплуатации курортной зоны.

Абхазское правительство выплачивает  пенсии и заработную плату работникам административного аппарата, здравоохранения  и образования, но при ограниченных возможностях государственного бюджета их размер составляет лишь весьма незначительную часть прожиточного минимума. Государство не имеет финансовых ресурсов для осуществления масштабных инвестиций и реализации сбалансированной социальной политики, ибо главным источником его собственного существования являются коммерческие операции властных структур, доходы от которых предназначаются главным образом для содержания армии и других силовых ведомств.

Сходные экономические проблемы (разрушенная экономика, невысокий объем инвестиций, заработные платы и пенсии ниже уровня прожиточного минимума) имеются и в других непризнанных государствах на территории бывшего СССР.

Как и в случае с Абхазией, грузино-осетинский конфликт также произошел по вине Грузии. Грузино-осетинские отношения были отчетливо сломаны политической игрой и, прежде всего, националистической спесью грузинской элиты в 1988-1990 гг. и ее политическим курсом. Правы оказались те из осетинских политиков, кто ожидал и готовился к худшему. Произошло этническое размежевание, началась война, появились десятки тысяч беженцев.

Но опыт интегрированного осетино-грузинского  мира на уровне общих семей, близкого соседства, мощной неформальной культуры советского согражданства остается сильным и живым, как впрочем, и опыт неожиданных погромов. Изменение фигур на поле политической игры не изменило и не отменило, конечно, этот опыт насилия и отчуждения. Но военное замирение в Дагомысе в 1992 г., а затем и стабилизация самой политической игры в определенных правилах - консультации, переговоры, договоренности между сторонами - все это способствовало тому, что потерянный осетино-грузинский мир стал спонтанно регенерировать в зоне конфликта. Это социальное восстановление фрагментарно, шатко и неустойчиво. Оно проходит по тысячам нитей личностных, родственных, дружеских отношений, которые снова оказываются возможными и привычными.

Хотя это восстановление неустойчиво  и никогда не будет необратимым, тем не менее, очень важно отметить, что оно явно опережает политическое урегулирование. Социальное урегулирование развивается как бы раньше политического, хотя и упирается постоянно в нерешенность главного вопроса.

Согласия сторон по поводу статуса  Южной Осетии в настоящее время  достичь не удается. (Здесь нужно подчеркнуть, что вопрос о статусе остается открытым, а не закрытым, как это пытаются представить обе стороны (с одной стороны, "территориальная целостность незыблема", с другой - "народ уже самоопределился") Но Цуциев А. считает10, что открытость, непредрешенность вопроса об итоговом статусе Южной Осетии могут иметь совершенно различную политико-правовую "начинку", которая сказывается на том, как проходит социальное урегулирование. Открытость, нерешенность главной проблемы сказываются на всем процессе урегулирования. Именно от того, каким образом политические элиты артикулируют нерешенность вопроса, какими правилами обставляют ситуацию, когда "итогового решения нет, но жить-то людям нужно", зависит, как проходит социальное урегулирование.

С одной стороны, нерешенность может  означать крайнее ожесточение сторон и их стремление во что бы то ни стало навязать свое итоговое видение, блокируя при этом все, что составляет социальное урегулирование, разрушая повседневность в жертву желанной итоговой формуле. С другой стороны, открытость означает отложенность итогового статуса при постепенном заполнении правового вакуума договоренностями и соглашениями локального, конкретного действия и продолжительности.

Первый случай - когда вопрос о статусе открыт и, более того, является фокусом острых противоречий - представляет собой пример, иллюстрирующий, что нерешенность проблемы о статусе может быть столь же опасной, так как блокирует решение любых других вопросов. Все упирается в статус. Это настолько исключительно важный вопрос, что он исключает саму возможность решения всех прочих, из которых и состоит жизнь людей.

Второй вариант позволяет артикулировать, упорядочить отношения в конкретных областях, тем самым способствуя  социальному урегулированию и продвигаясь  к самой возможности согласия по главному вопросу. Проблема статуса настолько важна, что, понимая невозможность его согласования в данный конкретный момент, стороны заполняют правовой вакуум, образовавшийся в связи с нерешенностью этого вопроса, конкретными соглашениями по тем проблемам, которые препятствуют социальному урегулированию, экономическому восстановлению и т.д.

Цуциев А. выделяет следующие проблемы:

Проблема безопасности:

отказ от применения силы при решении  спорных вопросов и противоречий между сторонами;

отсутствие грузинских войск на территории Южной Осетии; в грузинских анклавах Южной Осетии присутствие грузинского миротворческого батальона, который формируется из местных грузин и не является подразделением грузинской регулярной армии;

внешняя инспекция режима безопасности (Россия при участии ОБСЕ).

Проблема доверия:

желательна официальная оценка грузинским парламентом событий, происшедших  в 1989-1992 гг. в Южной Осетии и вокруг нее;

дезавуирование Грузией решений  об упразднении автономии Южной  Осетии и расчленении ее территории по административным районам "собственно Грузии"; как следствие, в частности, прекращение деятельности префекта области Шида Картли на территории грузинских сел Южной Осетии;

возвращение грузинских и осетинских беженцев на территорию Южной Осетии; создание комиссии по решению правовых и имущественных споров;

уголовное преследование военных  преступников.

Проблема финансово-экономических  отношений:

соглашение об особой экономической  зоне Южной Осетии, статус которой  предполагает, в частности, отсутствие налоговых отчислений с ее территории;

соглашение о формировании бюджета  восстановления Южной Осетии (между Грузией, Россией и международными спонсорами урегулирования);

санкционирование параллельного  хождения рубля и лари на территории Южной Осетии.

Проблема идентификационных документов:

соглашение о взаимном признании  легитимности документов, выдаваемых органами государственной власти Южной  Осетии и Грузии.

На международном уровне Южная  Осетия и Абхазия не признаны, т.к все новые независимые государства, возникшие после распада СССР, самоопределились в своих административных границах бывших союзных республик и были международно признаны в этих границах. Южная Осетия и Абхазия международно признается неотъемлемой частью Республики Грузия именно потому, что административные границы бывших союзных республик на момент упразднения СССР признаются в качестве единственного правового основания для государственных границ новых стран.

В ситуации с Южной Осетией и  Абхазией международное право однозначно способствует трактовке их как территорий с компактным расселением этнического  меньшинства (уже находящийся) в Грузии, а не подлежащих включению. Иными словами, вся проблематика ограничивается для международного права вопросом о том, какой внутренний статус в Грузии могут иметь или не иметь Южная Осетия и Абхазия. Тем не менее, юго-осетинская и абхазская проблема выходят за рамки внутригрузинской по трем параметрам:

нарушения прав человека по этническому признаку со стороны властей Грузии;

гуманитарные вопросы, связанные  с войной и беженцами;

проблема разделенных народов (для Южной Осетии).

Нормы международного права не признают возможности одностороннего самоопределения, но они и не запрещают борьбу за это самоопределение. За меньшинствами остается право вести борьбу за полное отделение. Такое право признается в распоряжении меньшинств. Оно - их приемлемый собственный выбор. Что касается международного права как определенной практики, то тенденция здесь следующая: понимая, что в целом ряде случаев реальное восстановление территориальной целостности и полного суверенитета государств над их фактически отделившимися меньшинствами невозможно, международное сообщество оказалось перед необходимостью нормативно-правового оформления этих случаев. Необходимо было решить проблему, но состоящую не в противоречии между принципом самоопределения и принципом целостности, а в противоречии между уже состоявшимся отделением и невозможностью признать это отделение. Способы решения:

Игнорирование ситуации (в случаях, когда сепаратизм удается быстро подавить, настолько быстро, что "международная совесть" не успевает проснуться).

Консервация конфликта. Гуманитарное посредничество.

Консервация политико-правового урегулирования ("отложенный статус") для отделяющейся территории, при котором обе стороны придерживаются полностью своей позиции, но отношения между ними так или иначе регулируются определенными соглашениями и договоренностями, переносятся на уровень соглашений локального применения. Понятно, что эти соглашения постоянно упираются в нерешенность главного вопроса, но их функция состоит в оформлении ситуации, когда это решение невозможно. Здесь наличествует устойчивый и долголетний переговорный процесс, который, в конце концов, выходит на итоговую компромиссную формулу.

Федерализация государства. Гибкая, асимметричная  федерализация, при которой способ включения части в государство  во многом исчерпывается двусторонними  соглашениями, имеющими международную гарантию. Нарушение этого договора со стороны государства возвращает ситуацию к де-факто отделению части от государства.

Информация о работе Проблемы формирования Содружества Независимых Государств