Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 23:29, контрольная работа
От того, как будут складываться экономические взаимоотношения между Странами СНГ, от того, каковы будут условия их вхождения в мировое хозяйство, во многом зависят возможности, методы и перспективы социально-экономических проблем этих стран, а отчасти и потенциал мирового хозяйства. Поэтому самого пристального внимания заслуживает изучение тенденций развития СНГ, явных и скрытых, сдерживающих и стимулирующих факторов, намерений и их реализация, приоритетов и противоречий.
Интеграционный процесс в рамках СНГ во многом начинается как бы с новой отметки. Во многом это обусловливается тем, что по своей природе само соглашение о Содружестве Независимых Государств имеет двойную направленность. С одной стороны, оно нацелено на окончательный демонтаж старых экономических структур, с другой — предусматривает организацию качественно новых отношений между суверенными государствами, формирование и сохранение единого экономического (рыночного) пространства.
И хотя история, как говорят, не имеет сослагательного наклонения, т.е. практически изменить, то что произошло, уже нельзя, осмысление и обстоятельный анализ проблем, связанных с формированием и жизнью СНГ, представляют не только теоретический и познавательный интерес, но и имеют важное практическое значение.
Прежде всего, для извлечения уроков из нашего недавнего прошлого и для выработки правильной политики в будущем.
Введение……………………………………………………………3
Точки зрения, по поводу развала Советского Союза………4
Причины распада СССР и формирования СНГ…………….7
Основные тенденции и проблемы развития СНГ………….11
Заключение………………………………………………………...19
Список литературы………………………………………………..21
У каждого нового независимого государства своя модель политической системы и интеграции, свой уровень понимания демократии и экономических свобод, свой собственный путь к рынку и вхождения в мировое сообщество. Требуется найти механизм межгосударственного взаимодействия, прежде всего в экономической политике. В противном случае разрыв между суверенными странами будет увеличиваться, что чревато непредсказуемыми геополитическими последствиями.
Очевидно, что ближайшая
задача - это восстановление жизненно
необходимых разрушенных
Какой из этих вариантов окажется более реализуемым, зависит от того, насколько возобладают соображения экономической целесообразности. Оптимальное сочетание этих направлений в различных конфигурациях экономической интеграции при укреплении политической независимости и сохранении этической уникальности новых суверенных государств - единственно разумная и цивилизованная формула дальнейшего постсоветского пространства.
Несмотря на расхождение в национальных законодательных системах и разный уровень экономик и политических ориентиров, интеграционные ресурсы сохраняются, имеются возможности для их решения и углубления. Разноскоростное развитие государств вовсе не является непреодолимым препятствием для их тесного взаимодействия, поскольку поле интеграционных процессов и выбор инструментов очень широки.
Жизнь показала бессмысленность объединений без учета региональной, национальной, экономической и социальной специфики каждого участника Содружества. Поэтому все более предметно обсуждается предложение реорганизовать Исполнительный Секретариат СНГ в своеобразный орган Совета глав государств, имея в виду оставить за ним проработку главным образом политических вопросов Содружества. Экономические же проблемы возложить на МЭК (Межгосударственный экономический комитет), сделав его инструментом Совета глав правительств и наделив его большими, чем сейчас полномочиями.
Обостренная социально-экономическая ситуация во всех странах Содружества, угроза дальнейшего скатывания вниз, как это ни парадоксально, имеют свою позитивную сторону. Это заставляет задумываться об отказе от политизированных приоритетов, подталкивает к шагам, поиску более эффективных форм сотрудничества.2
В последнее время ряд государств-участников СНГ и Европейский Союз расширили взаимодействие путем развития и повышения уровня политического диалога, экономических, культурных и других связей. Важную роль в этом сыграли двусторонние соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Россией, Украиной, другими странами Содружества и Европейским Союзом, а также деятельность совместных межправительственных и межпарламентских институтов.
Что касается Украины, то она наряду с другими бывшими субъектами СССР, выражает безоговорочное намерение интегрироваться в европейские структуры, готова ради этого связать себя, любыми социальными, финансовыми, правовыми обязательствами. По-видимому, дело не в том, что там сытая жизнь, хотя и это немаловажно, поскольку такая жизнь могла получиться лишь в условиях развитых демократических институтов. Главное в том, что упомянутые институты создавались в условиях уважения человека и человеческих ценностей.
Какие-либо многосторонние
интеграционные проекты пока что
не имеют под собой реальных политико-экономических
основ и их реализация в ближайшей
перспективе невозможна. Поэтому
СНГ нужно сохранить как
Последний финансовый кризис в России, также есть убеждающим аргументом в пользу этой позиции. Пока экономическая ситуация в государствах Содружества не приобретет постоянной позитивной динамики, не сформируются окончательно все аспекты нового, рыночного строя, демократического общества, какая-либо масштабная интеграция этих стран лишь приведет к цепной реакции негативных явлений и на этой основе - к углублению общего экономического кризиса, последствием которого может стать и кризис политический.
Заключение.
После распада Советского Союза, не смотря на возникшие в связи с этим сложности, СНГ сумело осуществить более или менее цивилизованный развод бывших советских республик и тем самым предотвратить развитие событий по наихудшему сценарию – по пути широкомасштабной югославизации с ее катастрофическими последствиями.
Благодаря достигнутыми между странами Содружества многосторонними двухсторонними соглашениями в постсоветском пространстве была налажена работа железнодорожного, воздушного, морского и речного транспорта, не без трудностей в основном осуществлен раздел армии и военного имущества, а так же долгов бывшего Советского Союза и т.д.
В ходе становления нового типа межгосударственных отношений стран СНГ на первый план выдвинулся экономический фактор. Сразу же за развалом единого Союза последовал серьезный экономический спад практически во всех бывших советских республиках, многие из которых так и не сумели его преодолеть и до настоящего времени.
В ходе развития СНГ выявились серьезные различия в подходах его участников к вопросам о характере, функция и приоритетных направлениях деятельности Содружества.
Хотя за время существования СНГ в его рамках было подписано более 800 соглашений, эффективно из них действует лишь примерно десятая часть. большинство подписанных документов, даже ратифицированных парламентами своих стран, не притворяются в жизнь из-за отсутствия соответствующего механизма их реализации.
К тому же имеется большое различие между согласованными и принятыми решениями (всеми или не всеми) и их реализацией. Например, из подготовленных в СНГ на разных уровнях документов Грузия не подписала около 200.
Таким образом, накопленный с 1991 г. опыт взаимоотношений бывших советских республик свидетельствует о том, что в их недрах отчетливо проявились не только общность интересов, исторических корней, позитивных и негативных последствий совместного развития в рамках единого государства и его распада, но и выявились разнонаправленные векторы из современного развития.
В этих условиях перспективы дальнейшего развития СНГ будут во многом зависеть от того, какой из этих векторов станет преобладающим, и превратится ли, наконец, Содружество в жизнеспособную, эффективно действующую межгосударственную структуру, основанную на общности интересов, подлинно равноправных и взаимовыгодных отношениях всех ее членов.
Список литературы.
КУРСОВАЯ РАБОТА
по курсу "Государственное право"
по теме: "Зоны ограниченного суверенитета на территории бывшего СССР"
Содержание
Переживаемый постсоветским
Наиболее интересной и сложной в свете данных процессов представляется проблема зон ограниченного суверенитета - "непризнанных государств". "Непризнанные государства" постсоветского пространства - Абхазия, Приднестровье, Южная Осетия, Нагорный Карабах зарекомендовали себя как относительно самостоятельные социальные субъекты, о чем говорит опыт независимой государственности, исчисляющийся периодом 12-14 лет.
В данной работе поставлена цель проанализировать зоны ограниченного суверенитета на примере непризнанных территорий бывшего СССР.
На основании цели поставлены следующие задачи:
дать определение суверенитета, перечислить его основные признаки;
ввести понятие зон ограниченного суверенитета и провести их классификацию;
изучить непризнанные территории бывшего СССР - Абхазию, Южную Осетию, Приднестровье и Нагорный Карабах их геополитическое положение и пути их международного признания.
Работа состоит из введения, двух глав и заключения.
Согласно М.В. Ильину существуют четыре основных признака суверенности государства3:
внутренний суверенитет факта господства (суверенитет властителя);
внутренний суверенитет признания (суверенитет народа);
внешний суверенитет факта господства (суверенитет государства);
внешний суверенитет признания (суверенитет нации).
Важнейшим показателем государственности является наличие территориального суверенитета4. Территориальный суверенитет это компетенция государства в отношении его территории. Территория не находится и не может находиться в правовых отношениях с государством. Правоотношения возможны только по поводу территорий. Как юридическое понятие территория государства может рассматриваться лишь опосредовано, через правовой режим, установленный в отношении территории на основании принципа территориального верховенства. Юридическая природа государственной территории раскрывается в соответствующих властных установлениях государства и в отношениях одного государства с другими государствами по поводу территории.
В то время как суверенитет есть
юридическое обозначение
Существенным признаком
Принцип территориальной целостности и неприкосновенности границ обеспечивает целостность и государственной, и национальной территории, в пределах которой данная нация исторически сложилась и развивалась как социальная общность.
Относясь к
Территория как подсистема государства является материальным отражением уровня развития цивилизации и находит свое воплощение в том или ином территориальном устройстве государства. Территориальное устройство государства определяется его исторической и культурной эволюцией, становлением и развитием экономической системы, политических, социальных и правовых институтов. Оно выступает в социально-экономическом развитии общества одновременно и как фактор развития, и как результат этого развития.
Конституционно-правовая стабильность и неизменность территориальных пределов государства основываются на принципиальном положении о том, что государственность в принципе неделима. К правовым гарантиям стабильности режима территории относятся5:
а) принципы международного публичного права, среди которых выделяются: принцип территориальной целостности и неприкосновенности границ; принцип мирного решения международных споров; принцип неприменения силы;
б) институт остаточного (номинального) суверенитета;
в) институт приобретательской давности;
г) договорный режим границ;
д) система внутреннего права.
Обеспечение стабильности правового режима территории осуществляется юридическими механизмами структурного и материально-правового характера. К структурным механизмам международного характера относятся Совет Безопасности ООН, Международный суд, Специальные органы ООН (Совет по Опеке, Комитет по несамоопределившимся территориям) и др. Структурные механизмы такого обеспечения в национальных государствах включают, прежде всего, конституции государств и Верховный или Конституционный суд.
Информация о работе Проблемы формирования Содружества Независимых Государств