Право и политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 15:46, реферат

Описание работы

Политическая система общества - целостная, упорядоченная совокупность
политических институтов, политических ролей, отношений, процессов,
принципов политической организации общества, подчиненных кодексу
политических, социальных, юридических, идеологических, культурных норм,
историческим традициям и установкам политического режима конкретного
общества. Политическая система включает организацию политической власти,
отношения между обществом и государством, характеризует протекание
политических процессов, включающих институциализацию власти, состояние
политической деятельности, уровень политического творчества в обществе,
характер политического участия, неинституциональных политических отношений.

Работа содержит 1 файл

право и политика.docx

— 73.32 Кб (Скачать)

Административное.

   Административное   принуждение    является    особой,    самостоятельной

разновидностью правового  принуждения. «Административное  принуждение  играет

важную роль в охране правопорядка, включает в  себя  большое  число  средств

пресечения (задержание граждан, запрещение эксплуатации механизмов и  т.д.),

использование   прекращает    антиобщественные    действия,    предотвращает

наступление общественно  вредных последствий.»  Применение  административного

принуждения обусловлено: во-первых, необходимостью в  установленных  законом

случаях наказать правонарушителей, во-вторых, необходимостью пресекать  и, в-

третьих,  предупреждать  правонарушения.  «Административное   правонарушение

(проступок) - негативное  социально-правовое  явление,  поскольку   на  носит

вред охраняемым нормам  административного  права...  общественным  и  личным

интересам (благам). В силу  этого  общество  (государство)  вынуждено  вести

борьбу с ними посредством  установления соответствующих  правовых  запретов.»

Поэтому целью применения мер административного принуждения  является  «защита

охраняемых правом общественных отношений.»

   Меры административного  принуждения могут применяться   как  при  наличии,

так  и  при  отсутствии  правонарушений   (на   пример,   при   чрезвычайных

обстоятельствах, при необходимости  предупредить совершение  правонарушения).

В литературе высказывается  и иное мнение.  Так,  Д.Н.  Бахрах  считает,  что

«административное   принуждение   -   это   особый   вид    государственного

принуждения,  состоящий  в  применении  субъектами  функциональной   власти,

установленных нормами административного  права принудительных мер в  связи  с

административными  правонарушениями».  Д.Н.  Бахрах  отмечает,  что  «всякую

принудительную меру следует  рассматривать как дозволено  в  виде  исключения

нарушения неприкосновенности личности и  ее  прав.   ...  Мерой  принуждения

может быть только индивидуальный акт, имеющий конкретного адресата.»

   «Административное  принуждение применяется только  к  правонарушителям  в

случаях и в порядке, указанном  в законе». Он указывает, что  «как  и  вообще

все   средства   государственного   принуждения,    административные    меры

применяются в связи  с  правонарушениями.  Но  они  применяются  в  связи  с

наличием  особого  основания  -   административного   проступка.   Поскольку

проступки  менее  вредны  чем  преступления   той   меры   административного

принуждения в общем менее  суровы, чем уголовное наказание.»

   Севрюгин  В.Е.  отмечает,  что  “административное  принуждение   является

разновидностью юридического (правового) принуждения и состоит  в  применении

уполномоченными    на    то     административно-юрисдикционными     органами

(должностными лицами),  народными  судами  (судьями)  установленных  нормами

административного права  принудительных мер воздействия  к  правонарушителями

в связи с неисполнением  правовых предписаний.” Административное  принуждение

имеет свои индивидуальные  особенности.  Севрюгин  В.Е.  Выделяет  следующие

характерные черты административного  принуждения:

   “1. Основанием применения  мер  административного  принуждения   является

административный   проступок,   а   в   случаях,    прямо    предусмотренных

законодательством, - преступление, не  представляющее  большой  общественной

опасности.

   2. Меры административного  принуждения применяются к лицам  и  органам,  в

отношении которых субъект  административной власти не является вышестоящим  в

порядке подчиненности и  не обладает  по  отношению  к  ним  административной

властью.

   3. Субъект административной  власти  и  нарушитель  не  являются  членами

одного коллектива и последний  непосредственно не  подчинен  по  службе  тем,

кто применяет к нему меры административного принуждения.

   4. Административное  принуждение осуществляется органами  государственного

управления  и  только  в  некоторых  специальных  случаях  народными  судами

(судьями),   органами   общественных   организаций    (товарищеские    суды,

технические  и  правовые  инспекторы  профсоюзов  и  т.п.),  но  в  порядке,

установленном номами административного  права.

   5. Являются результатом  реализации государственно-властных  полномочий  и

состоит  в  понуждении  к  исполнению  гражданами  и   должностными   лицами

установленных правовыми  нормами юридических обязанностей.

   6.  Применяется   для  прекращения  противоправных  действий,   наказания

нарушителей   в   административном   порядке,    обеспечения    общественной

безопасности и установленного правопорядка.

   7. Осуществляется  в рамках административно процессуальных  норм.

   8. Способствует профилактике  преступлений.

   9. Осуществляется  на строго правовой основе.”

   Как уже отмечалось, правом применения административно-принудительных  мер

пользуются   не   все,   а   только   специально    уполномоченные    органы

государственного управления. Это облегчает контроль и надзор за  применением

мер  принуждения.   Произвольное   присвоение   правомочий   по   применению

административного принуждения  является грубым нарушением законности.

   Меры    административного     принуждения     имеют     профилактическую

направленность, являются  средством  предупреждения  преступности,  так  как

применяются к  лицам  не  имеющим  устоявшихся  антиобщественных  установок,

совершающим малозначительные отклонения от правовых предписаний. Именно  это

и обуславливает множественность  и многочисленность применяющихся  различными

субъектами право применения административно-правовых средств  воздействия.

   Административное  принуждение - широкое понятие,  формы  его  конкретного

выражения  очень  разнообразны,  что  обуславливается  разнообразием   задач

органов государственного управления и условий, в которых они действуют.

   Административное  принуждение служит  целям   обеспечения  государственной

дисциплины, законности и  правопорядка.

   Меры административного   взыскания  представляют  собой   вид  юридической

(административной) ответственности,  применяется за  совершение  определенных

правонарушений. «Административное  взыскание является  мерой  ответственности

и  применяется  в  целях  воспитания  лица,  совершившего   административное

правонарушение,  в  духе  ...  общежития,  а  также   предупреждения   новых

правонарушений как самим  правонарушителем, так и другими  лицами.»*

   Административное  взыскание  занимает  особое  место   в   системе   мер

административного принуждения. Их особенность состоит в следующем:

   «- они носят  ярко выраженный  санкционый  характер,  чем  отличаются  от

других видов мер административного  принуждения, которые  этим  качеством  не

обладают;

   •   воспитательное  воздействие  от  их  применения   наиболее   высоко,

поскольку достигается простым, быстрым  и наглядным способом;

   •   взыскания   могут  применять  не   только   органы   государственного

управления, но и другие субъекты правоприменения;

   •  все административные  взыскания  налагаются  на  основе  специального

индивидуального акта управления - постановления или решения;

   •  наложение  административных взысканий   осуществляется  уполномоченными

на то органами милиции  в определенном процессуальном  порядке,  при  котором

учитывается  характер  совершенного  правонарушения,  личность   нарушителя,

степень его вины,  имущественное  положение,  обстоятельства,  смягчающие  и

отягчающие ответственность;

   •  являются  эффективным средством реализации  института  ответственность

(под которой понимается  обязанность гражданина или   должностного  лица  дать

отчет о своем неправомерном  поведении в сфере государственного управления  и

понести наказание в виде административного взыскания.»

   «Под системой административных  взысканий понимается  перечень  различных

по степени тяжести  и правовым последствиям видов наказаний.»

   В настоящее время   применяются  следующие  административно-наказательные

средства:

   « 1.  Меры  морального  воздействия.  Они  связаны   с  малозначительными

проступками, совершенными обычно людьми случайно и  не  имеющими  каких-либо

стойких  антиобщественных  установок.  К  ним  относятся  предупреждение   и

общественное порицание.

   2. Меры личностного  воздействия. Они состоят в  ограничении  субъективных

прав и вложении на нарушителя определенных претерпеваний.»

   В  соответствии  со   ст.   24   КоАП   РФ   выделяют   следующие   виды

административных взысканий:

   •  предупреждение (ст. 26);

   •  штраф (ст. 27);

   •   возмездное  изъятие  предмета,  явившегося  орудием  совершения  или

непосредственным объектом административного правонарушения (ст. 28);

   •    конфискация   предмета,   явившегося   орудием    совершения    или

непосредственным объектом административного правонарушения (ст. 29);

   •   лишение   специального  права,  предоставленному  данному  гражданину

(права управления транспортными  средствами, права охоты (ст. 30);

   •  исправительные  работы (ст. 31);

   •  административный  арест (ст. 32);

   •  выдворение  из пределов РФ иностранных  граждан и лиц  без  гражданства

за совершение административных правонарушений (ст. ).

   Итак, административное  взыскание  -  это  «мера   наказания,  применяемая

уполномоченными на-то государственными  органами  (должностными  лицами),  а

предусмотренных законом  случаях - народными судами ( народными  судьями),  а

также общественными организациями  и их законными  представителями  к  лицам,

виновным в совершении административного проступка.»

 

   Правовое государство

 

   Правовое государство  - термин, появившийся у  нас   в  стране  достаточно

недавно. В  этом  нет  ничего  удивительного  т.к.  смысл  его  в  том,  что

государство должно подчиняться  праву, что фактически  означает  преобладание

общечеловеческих ценностей  над  классовыми.  А  в  государстве  «победившего

пролетариата» создатели, основатели и  идеологи  которого  определяли  право

как явление вторичное  по отношению к государству, как  возведенную  в  закон

волю  господствующего  класса   -   пролетариата   подавлять   сопротивление

буржуазии, об этом не могло  быть и речи. После  победы  революции,  полагали

Маркс, Энгельс, Ленин право,  как  типичный  продукт  буржуазного  общества,

будет постепенно отмирать.  Концепция  диктатуры  пролетариата  предполагала

неограниченное законом  и опирающееся на насилие господство пролетариата  над

буржуазией.

   Однако уже в  первые послеоктябрьские дни  и недели Ленин стал говорить  о

необходимости соблюдения законности. Другое  дело,  что  это  была  уже  так

называемая социалистическая законность, которая,  якобы,  воплощала  в  себе

волю рабочего класса, всех трудящихся, всего народа, а  фактически  выражала

интересы  партийно-государственного  руководства.  Сложившаяся  общественно-

экономическая  и  политическая  ситуация  в  стране  привела  руководство  к

необходимости создания определенных  правовых  гарантий  для  граждан  в  их

взаимоотношениях между  собой и  с  органами  власти  и  управления  с  целью

упорядочивания общественной жизни. 18 ноября  1917  года  Ленин  выступил  в

«Правде»  против  открытого  и  ничем  не  связанного  террора.  Он  одобрил

постановление ВЦИК об отмене приказа  №1  М.А.Муравьева  (главнокомандующего

по обороне Петрограда), предусматривающего расправу без суда.  В  1918  году

была принята первая советская  Конституция.  В  начале  20-х  годов  начинают

действовать первые кодексы  законов.  Повышается  роль  суда  и  адвокатуры,

сужается сфера государственного принуждения. Принцип единой  законности  был

провозглашен как основополагающий. Но уже с конца 20-х годов  начался  отказ

от  научной  теории  ленинского  курса   строительства   социализма,   отход

являющийся, по сути, контрреволюционным.

   Практическую  реализацию  этой  контрреволюционной  политики  осуществил

Сталин. Те деформации социализма, которые связаны с  его  именем,  свели  на

нет   основы   социалистического    правового    государства,    возведенные

В.И.Лениным.

   Возврат к идее  правового государства произошел  после ХХ  съезда  партии,

когда состоялся принципиальный разрыв с  беззакониями  сталинизма,  началась

социалистическая законность, стала проводиться широкая реабилитация  невинно

осужденных,  были   упразднены   органы   внесудебной   репрессии,   отменен

упрощенный  по  сути,  инквизиционный,  порядок  рассмотрения  дел  о,   так

называемых, контрреволюционных выступлениях. Были открыты новые  возможности

в  советском  государственно-правовом  строительстве.  Но  реализации   этих

Информация о работе Право и политика