Право и политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 15:46, реферат

Описание работы

Политическая система общества - целостная, упорядоченная совокупность
политических институтов, политических ролей, отношений, процессов,
принципов политической организации общества, подчиненных кодексу
политических, социальных, юридических, идеологических, культурных норм,
историческим традициям и установкам политического режима конкретного
общества. Политическая система включает организацию политической власти,
отношения между обществом и государством, характеризует протекание
политических процессов, включающих институциализацию власти, состояние
политической деятельности, уровень политического творчества в обществе,
характер политического участия, неинституциональных политических отношений.

Работа содержит 1 файл

право и политика.docx

— 73.32 Кб (Скачать)

Политика и право

 

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА  ОБЩЕСТВА

   Политическая система  общества -  целостная,  упорядоченная   совокупность

политических   институтов,   политических   ролей,   отношений,   процессов,

принципов   политической   организации   общества,    подчиненных    кодексу

политических,  социальных,  юридических,  идеологических,  культурных  норм,

историческим  традициям  и  установкам  политического   режима   конкретного

общества. Политическая система  включает  организацию  политической  власти,

отношения  между  обществом   и   государством,   характеризует   протекание

политических  процессов,  включающих  институциализацию  власти,   состояние

политической деятельности,  уровень  политического  творчества  в  обществе,

характер политического  участия, неинституциональных политических отношений.

   Политическая система  представляет собой одну  из  частей  или  подсистем

совокупной  общественной  системы.  Она   взаимодействует   с   другими   ее

подсистемами:   социальной,   экономической,   идеологической,    этической,

правовой, культурной образующими  ее общественное окружение, ее  общественные

ресурсы  наряду  с  ее  природным  окружением  и  природными   ресурсами   (

демографическими,    пространственно-территориальными     ),     а     также

внешнеполитическим оружием. Центральное  положение  политической  системы  в

этой структуре ее внешнего  и  внутреннего  окружения  определяется  ведущей

организационной   и   регулятивно-контрольной    ролью    самой    политики.

Политическая  система  конкретного  общества  определяется   его   классовой

природой,   социальным   строем,   формой   правления   (    парламентского,

президентского и  т.п.  ),  типом  государства  (  монархия,  республика  ),

характером   политического   режима   (   демократического,   тоталитарного,

деспотического и др.), социально-политических  отношений  (  стабильных  или

нет, умеренно или остро-конфликтных  либо консенсунсных и т.п.  ),  политико-

правового  статуса  государства  (  конституционного,  с  развитыми  или  не

развитыми правовыми  структурами  ),  характером  политико-идеологических  и

культурных отношений  в обществе ( сравнительно  открытых  либо  закрытых  ),

историческим типом  государственности  (  централистским,  с  иерархическими

бюрократическими структурами  и т.п.), исторической и национальной  традицией

уклада политической жизни ( политически активным или  пассивным  населением,

с кровно-родственными связями  или без них,  с  развитыми  или  не  развитыми

гражданскими отношениями  и т.д.).

   Политическая система,  управляющая обществом, не  должна  доминировать  в

нем за  счет  подавления  и  ослабления  других  систем  (  деспотический  и

тоталитарный тип политической системы ) и  быть  достаточно  жизнеспособной,

чтобы  не  входить  в  длительные  кризисные  состояния,  которые   нарушают

функционирование других систем общества.

   Политическая система  существует в  политическом  пространстве  общества,

которое имеет территориальное  измерение ( очерченное границами  страны  )  и

функциональное, определяемое  сферой  действия  политической  системы  и  ее

составных частей на разных  уровнях  политической  организации  общества.  В

этом смысле будут различаться  пространства влияния тех или  иных  ассоциаций

( партий, общественных организаций  ),  действия  политических  институтов  (

власти  политического   центра   и   местного   самоуправления   ),   границ

политического  и  экономического  управления,   сферы   политической   жизни

общества и личной жизни  человека и т.д.. Определение границ различного  рода

функциональных пространств  политической системы -  ответственный  и  сложный

политико-правовой  и  культурный  процесс.  Он   формализуется,   юридически

фиксируется ( в конституции, законе  ),  эта  фиксация  составляет  одну  из

задач демократического процесса, определяющего прерогативы  власти,  партий,

органов управления и др. элементов политической системы, а  также  отношений

между ними, включая  такие  существенные  взаимодействия,  как  согласование

управления     и     самоуправления,      пространства      централизованной

концентрированной власти и  децентрализованной и т.д..

   Существование   политической  системы  во  времени  характеризуется   как

процесс  изменения,  развития  или  деградации  политических   отношений   и

институтов. Он включает исторический масштаб смены форм власти,  становления

государства какого-либо  нового  типа,  например,  переход  от  политической

системы  феодального  общества   (   с   отношениями   личной   зависимости,

деспотическим  абсолютизмом,  централизованной  бюрократией   монархического

центра ) к  политической  системе  буржуазного  общества  (  с  обезличенной

системой  аппаратов  управления,  демократическими  институтами   и   т.д.).

Исторический   процесс   эволюции   политической   системы   включает    ряд

закономерностей:  тенденции  концентрации  и   деконцентрации   власти,   ее

централизации и децентрализации, борьбу этих тенденций, которая  завершается

на рубеже эпохи при  смене формаций  кризисом  централизма,  децентрализацией

власти и новым циклом  противоречий  этих  двух  начал  (  при  переходе  от

античных  империй  к  ранней  феодальной  раздробленности,   от   феодальных

монархий  к  буржуазному  государству,  от  империализма   конец   19-первая

половина 20 века к прогрессу  демократизации  ),  общий  процесс  усложнения

системы  и  ее  подсистем  (  появлением  и  умножением  партий,   развитием

ассоциаций  и  т.п.),  формализацию  системы,  ее  юридическое   оформление,

расширение  политического  участия,  т.е.  более  полное  включение   членов

общества в политическую жизнь,  в  частности,  формирование  демократических

институтов, всеобщие и прямые выборы, самоуправление  и  пр.,  более  полное

сочетание гражданских  и  политических  отношений,  реорганизацию  отношений

власти и народа ( переход  от командно-приказных деспотических  и  конфликтных

отношений  сверху  вниз  к  договорным  конституционным  и  консенсусным  ),

развитие  конституционного  процесса  и  системы  суверенитетов  (   власти,

народа,  права,  государственно-территориальных   образований   и   пр.   ),

формирование в структуре  политической системы массовых процессов  (  крупных

политических мобилизаций  в поддержку общественных преобразований или  против

них, в периоды выборов  и т.д..  Разрастание  аппаратов  управления,  органов

принуждения,  армии,   пропагандистских,   образовательных,   воспитательных

учреждений, осуществляющих  политическую  социализацию  и  пр.  ),  развитие

ассоциативных  форм  политической  жизни  -  формирование  различных   групп

единомышленников, союзов, народных движений и т.п..

 

   Понятие государства.

 

   Основные элементы  гос-ва: территория, население, власть.

   Государство - основной  институт полит системы общества, создаваемый  для

организации и управления  жизнью  определенного  населения  на  определенной

территории с помощью  гос власти, имеющей обязательный характер для всех  его

граждан.

   Функции гос-ва. Внутренние:

охрана сущ полит строя, соц-полит структуры  общества,  порядка  и  зак-сти,

защита прав человека;

хоз-орг, общ-эк;

социальная;

культурно-воспитательная.

   Внешние:

оборона страны;

защита интересов на межд арене.

   Формы государственного  устройства.

   По формам правления  государства делятся на:

монархии (конституционная, абсолютная);

республики (парламентская, президентская).

   В  соответствии  с   национально-территориальной   организацией   гос-ва

подразделяются на:

унитарные;

федеративные;

конфедерации.

   По полит режиму  гос-ва делятся на:

демократические;

недемократические.

   Новые тенденции  в развитии современных гос-в.

стремление к созданию подлинно демократического, правового  гос-ва;

демократическая  ограниченность  суверенитета  гос-ва,  кот  идет  на  смену

абсолютному суверенитету;

децентрализация гос власти;

интеграция эк и  полит  жизни  с  одной  стороны  и  оживление  национальных

движений и дробление  уже существующих гос-в - с другой;

стремление иметь собственную  идеологию, объединяющую общество;

сокращение  бюрократического  аппарата  и   уменьшение   расходов   на   его

содержание.

   Термином “государство”  мы  обозначаем  особый  тип   социальных  явлений,

которые  характеризуются  следующими  чертами:   а)  отношением   власти   и

подчинения;   б)  монопольным  использованием  насилия  теми,  кто   владеет

властью;  в) наличием юридического порядка;  г) относительным  постоянством;

 д) институциональным   измерением.  Таким  образом,  государство  -  это  не

образование,  находящееся  над  обществом   и   независимое   от   него,   а

определённый   тип   юридически   регулируемого    социального    поведения,

существующий в конкретных  пространственно-временных  условиях.  Государство

- это не физическое  явление,  которое  может   выявлено  при  помощи  органов

чувств,  а  социальный   факт,   предполагающий   юридически   нормированное

иерархическое взаимодействие его членов. Когда мы говорим о  государстве,  то

имеем в виду определённые отношения между  людьми,  юридически  регулируемые

теми, кто уполномочен  для этого.

   Государство  -  это  коллективный  феномен,  существующий  в  конкретном

пространственно-временном  контексте.   Пространственно-временной   характер

государства обуславливается  тем фактом, что  юридический  порядок  действует

на  конкретной  территории   в   конкретное   время.   Юридический   порядок

определённого государства  действует не вечно и не во всех государствах.  Его

применимость сужена до данной территории в течение данного  периода.

   Итак, государство  - это сложное социальное явление,  отличительной чертой

которого  является  принудительная  регуляция  поведения  людей  посредством

нормативных норм.

   Государство  -  это  политическая  общность,  составляющими   элементами

которой  являются  территория,  население  и  власть.   Территория   -   это

пространственная основа государства. Физическая  основа  представляет  собой

одно из условий, делающих возможным существование  государства.  В  конечном

счёте без территории государства  не существует, хотя  она  может  изменяться

во времени.

   Территория государств  включает землю, недра,  воздушное   пространство  и

территориальные воды; она  не может быть сведена  к  так  называемой  твёрдой

земле. Это означает, что  государство  поддерживает  в  перечисленных  средах

свою суверенную власть и  имеет право защищать их от  внешнего  вторжения  со

стороны других государств и  частных лиц.

   Вторым составляющим  элементом государства является  население,  то  есть

человеческое сообщество, проживающее на его территории и  подчиняющееся  его

власти.  Народ  как  родовое  понятие   может   быть   охарактеризован   как

относительно широкая  социальная  группа,  члены  которой  обладают  чувством

принадлежности  к  ней  благодаря  общим  чертам  культуры  и  историческому

сознанию. Люди, принадлежащие  к  какому-либо  народу,  обладают  более  или

менее  выраженным  сознанием  вхождения  в  отличную  от  других   общность.

Национальное сознание предполагает отождествление себя с общими  культурными

ценностями, а также наличие  эмоциональных солидарных  связей  между  лицами,

принадлежащими к одной  нации.

   Население  государства   может  состоять  из  одного  народа   или   быть

многонациональным. Даже  в  том  случае,  когда  на  различные  национальные

группы, существующие на территории одного государства, распространяется  его

политическая власть, отношения  между ними часто  бывают  напряжёнными,  а  в

особых случаях и конфликтными. В многонациональных  государствах  внутренний

конфликт может повлечь  опасность для  политической  стабильности,  поскольку

возникающие  в  подобных  случаях   сепаратистские   национальные   движения

стремятся  создать  самостоятельное   государство.   В   некоторых   случаях

сепаратистские движения ведут вооружённую борьбу  в  форме  террористической

деятельности за достижение национальной независимости.

   Третьим  составляющим  элементом  государства  является  власть,   иными

словами, отношения господства и подчинения, существующие между  политической

элитой и остальной  частью общества.

   Итак,   государство   -   это   политическая   целостность,   образуемая

национальной или много  национальной общностью, закреплённой на  определённой

территории, где поддерживается юридический  порядок,  установленный  элитой,

которая  монополизирует   институционализованную  власть,  обладая  законным

Информация о работе Право и политика