Права человека и права нации в контексте идеологии национализма

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 14:11, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: Исследовать и сопоставить права человека и права нации в контексте идеологии национализма.

Содержание

Глава 1. Современные подходы к трактовке и исследованию национализма
1.1. Теоретические подходы к интерпретации понятий «нация» и «национализм»
1.2. Типология национализма
Глава 2. Права человека и права нации в национализме
2.1. Понятие прав и свобод человека и гражданина
2.2. Право нации на самоопределение
2.3. Соотношение прав человека и прав нации в национализме

Работа содержит 1 файл

1516_кр_политология.doc

— 222.00 Кб (Скачать)

В отличие от гражданского национализма, этнический делает акцент на интуиции, а не на разуме; на исторической традиции, а не на рациональном прогрессе; на исторической разнице между нациями, а не на их общих устремлениях [13, с. 96]. Границы национального государства определяются географическим распределением культуры, а не стремлением закрепить контроль над материальными ресурсами.

При анализе националистической риторики следует отличать требования самоопределения от призывов к солидарности по этническому признаку. Последнее часто делается с целью усилить влияние этнических групп, которые не стремятся к национальной автономии.

Иногда при классификации выделяют культурный национализм, так что этнический национализм становится более узким понятием. Во избежание неоднозначностей, в данной статье последний называется «примордиальным этническим национализмом».

Культурный национализм определяет нацию общностью языка, традиций и культуры (в том числе, религии). Легитимность государства исходит из его способности защищать нацию и способствовать развитию её культурной и общественной жизни. Как правило, это означает государственную поддержку культуры и языка этнического большинства, а также поощрение ассимиляции этнических меньшинств для сохранения культурного единообразия нации.

Крайний национализм. Крайние формы национализма нередко ассоциируются с экстремизмом и ведут к острым внутренним или межгосударственным конфликтам. В большинстве стран крайний национализм официально признаётся социально опасным явлением.

Стремление выделить для нации, проживающей внутри страны, своё государство приводит к сепаратизму.

Радикальный государственный национализм является ключевой составляющей фашизма и нацизма. Многие этнические националисты разделяют идеи национального превосходства и национальной исключительности (шовинизм), а также культурной и религиозной нетерпимости (ксенофобия). Свои точки зрения они обосновывают большей частью вымышленной историей и тенденциозной трактовкой фактов.

Ряд международных документов, в том числе Всеобщая декларация прав человека и Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации, осуждают этническую дискриминацию и ставят её вне закона.

При изучении этого сложного явления, следует учитывать реальную разницу между нацизмом, фашизмом и национализмом. Иначе совершенно не возможно всерьёз говорить о каждом из них в их действительной онтологии.

Характерная для национализма размытость идеологии и эклектичная структура политических движений часто открывает возможности для политики «двойных стандартов». Например, стремящиеся к сохранению своей культуры «нации-гегемоны» обвиняют в великодержавном шовинизме, борьбу малых народов за национальную независимость называют сепаратизмом, – и наоборот.

Некоторые сторонники модернизма полагают, что крайний национализм является пережитком доиндустриальной эры, который проявляет себя в виде периодических вспышек, но со временем отомрёт или перетечёт в более приемлемый патриотизм [18, с. 1401-141]. Это находит подтверждение в том, что различные формы крайнего национализма легко смешиваются. Например, ксенофобия направлена прежде всего против самих иностранцев, а не против культурного импорта (этнических ресторанов, фильмов, моды и т. д.) [27, с. 80].

Ксенофобия препятствует ассимиляции, поскольку если большинство не считает этнические меньшинства частью нации, то меньшинства тем более испытывают затруднения с такой идентификацией.

Таким образом, основными типами национализма являются: гражданский национализм, этнический национализм, крайний национализм.

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ПРАВА НАЦИИ В НАЦИОНАЛИЗМЕ

 

2.1. Понятие прав и свобод человека и гражданина

 

Возникновение понятия «права человека», т.е. осознание этой проблемы как научной, неразрывно связано с появлением и распространением идей естественного права. Еще в V – IV вв. до н. э. древнегреческие мыслители (Ликофрон, Антифон и др.) утверждали, что все люди равны от рождения и имеют одинаковые, обусловленные природой права. Аристотель одним из основополагающих считал право на частную собственность, которое отражает природу самого человека и основано на его любви к самому себе. В период феодализма многие естественно-правовые идеи облекались в религиозную оболочку. Позднее они получили отражение и дальнейшее свое развитие в трудах Локка, Монтескье, Руссо, Канта, Бентама и других мыслителей. С развитием общественных отношений права человека из идеальной категории постепенно превращались в реальную действительность, закреплялись в государственно-правовых и международно-правовых документах, выступали критерием демократичности той или иной системы правового и государственного устройства.

Права человека – неотъемлемые свойства каждого человека и существенные признаки его бытия. Государство не «дарует» права, оно только закрепляет их в законе и обеспечивает реализацию. В этом случае его можно считать правовым. Если государство игнорирует естественные права человека или, более того ущемляет, уничтожает их, препятствует их осуществлению или создает условия для реализации прав только для определенной группы лиц, сословия, класса, то оно характеризуется как антидемократическое (авторитарное, тоталитарное т.п.).

Права человека – это естественные возможности индивида, обеспечивающие его жизнь, человеческое достоинство и свободу деятельности во всех сферах общественной жизни [20, с. 14].

Наряду с категорией права употребляется термин свободы: свобода совести, свобода вероисповедания, свобода мысли и свобода слова и т.д. По смыслу и содержанию эти категории можно считать равными. Также используются такие термины как «права гражданина» и «права личности».

Права человека имеют  естественную природу и неотъемлемые от индивида, они внетерриториальны  и вненациональны, существуют независимо от закрепления в законодательных актах государства, являются объектом международно-правового регулирования и защиты. Они характеризуют человека как представителя рода человеческого и в этом смысле выступают наиболее общими и тоже время лишь основными (коренными) правомочиями, необходимыми его нормального существования. В случае закрепления прав человека в законодательных актах конкретного государства оно становятся и правами гражданина данного государства [21, с. 116].

Права гражданина есть совокупность естественных правомочий, получивших отражение в нормативно-правовых государственных актах, и приобретенных правомочий, выработанных а ходе развития общества и государства. Права гражданина обязательно закрепляются в конституциях и иных законодательных актах и также обязательно государством декларируется и обеспечивается их защита. Они квалифицируют человека как члена государственно-организованного сообщества.

Права личности понимают как правомочия, принадлежащие конкретному  индивиду в конкретной ситуации. Объем  их может зависит от социально-экономического положения, общественно-политического статуса человека, условий его работы и проживания. Права личности характеризуют индивидуальные особенности человека, степень его социальной зрелости, способность осознавать право и отвечать за свои действия.

Права человека подразделяются на личные (гражданские), политические, экономические, социальные и культурные права. Личные и политические права  относят к правам первого поколения. Они носят характер преимущественно  негативного права, ограждающего свободу личности от посягательств власти и других людей, и нуждаются лишь в охране со стороны государства.

Классическим изложением данных прав являются французская Декларация прав и свобод человека и гражданина 1789 года и Всеобщая Декларация прав человека, принятая ООН 10 декабря 1948 года. Закрепление данных прав повсеместно вошло в мировую практику после Второй мировой войны. Они зафиксированы в таких международных документах, как Международный пакт о гражданских и политических правах и факультативный протокол к нему, принятые в 1966 году [21, с. 50].

К правам первого поколения, зафиксированным в Конституции  Республики Беларусь, относятся право  на жизнь (ст. 24), свобода мнений (ст. 33), право на неприкосновенность жилища (ст. 29), свободу совести (ст. 31) и др. К правам второго поколения относятся социальные, экономические и культурные права. Они определяют обязанность государства гарантировать каждому человеку достойные условия существования. Из прав второго поколения Конституция Республики Беларусь предусматривает право на отдых (ст. 43), право на охрану здоровья (ст. 45), право на образование (ст. 49), право на участие в культурной жизни (ст. 51), право на получение пенсии (ст. 47), право на благоприятную окружающую среду (ст. 46) и др. [14].

Взаимная ответственность государства и человека в Беларуси выражается не только в юридическом закреплении прав и свобод граждан, но и в возложении на них определенных обязанностей перед другими гражданами, обществом и государством. К числу обязанностей, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, относятся: соблюдать Конституцию, законы и уважать национальные традиции (ст. 52); уважать достоинства, права и свободы, законные интересы других лиц (ст. 53); беречь историко-культурное материальное и духовное наследие и другие национальные ценности (ст. 54); охранять природную среду (ст. 55); финансировать государственные расходы путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей (ст. 56); защищать Родину (ст. 57); родители обязаны воспитывать детей, проявлять заботу об их здоровье, развитии и обучении, а дети – заботиться о родителях и оказывать им помощь (ст. 32) [14].

Конституция предусматривает  равные права с гражданами Республики Беларусь иностранных граждан и  лиц без гражданства, если иное не определено белорусским законодательством и международными договорами (ст. 11). Ограничение прав и свобод граждан допускается лишь в интересах национальной безопасности, сохранения общественного порядка, защиты нравственности, здоровья, прав и свобод других лиц (ст. 23), а также их приостановление в условиях чрезвычайного и военного положения (ст. 63) [14].

 В Республике Беларусь  законодательно закреплены права  детей, женщин, национальных меньшинств. В области защиты прав ребенка  Республика Беларусь руководствуется международными документами, такими как Конвенция о правах ребенка, на основе которой был принят Закон «О правах ребенка» от 19 ноября 1993 года. Согласно данному закону, ребенком считается человек с момента рождения и до 18 лет. Дети, рожденные в браке и вне брака, пользуются равной и всесторонней защитой государства. Каждый ребенок имеет право жить в семье, знать обоих своих родителей, совместно с ними проживать, за исключением случаев, когда разлучение с одним из них или обоими необходимо в интересах ребенка. Ребенок имеет право выбора одного из родителей для совместного проживания по достижении им 10-летнего возраста, а с 14 лет проживать самостоятельно, если у него имеется такая возможность, но при условии контроля со стороны органов опеки и попечительства [14].

С целью обеспечения  прав детей на защиту от экономической  эксплуатации 3 декабря 2001 года Республика Беларусь присоединилась к Факультативному  протоколу Конвенции о правах ребенка, касающемуся торговли детьми, детской проституции и порнографии, принятому ООН 25 мая 2001 года. Обеспечению защиты прав несовершеннолетних должен содействовать закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 31 мая 2003 года. В республике действуют государственные программы по работе с молодежью, детьми, подростками («Дети-инвалиды», «Дети Беларуси» и др.), создан и функционирует специальный Президентский фонд по поддержке одаренных учащихся.

Согласно Конституции  Республики Беларусь, женщинам предоставляется  равная возможность на получение образования, профессиональную подготовку, продвижение по службе, в общественно-политической, культурной и других сферах деятельности, а также на создание условий для охраны труда и здоровья, закрепляется равноправие супругов в семейных отношениях (ст. 32) [14].

 Согласно ст. 1 Закона  «О национальных меньшинствах  в Республике Беларусь», принятого  в 1992 году, к национальным меньшинствам  относятся лица, «постоянно проживающие  на территории Республики Беларусь и имеющие гражданство Республики Беларусь, которые по своему происхождению, языку, культуре или традициям отличаются от основного населения республики». Закон гарантирует равенство всех национальных общностей, свободное развитие их культур, предусматривает ответственность за оскорбление национального достоинства. Запрещается деятельность национальных объединений, пропагандирующих национальную, расовую и религиозную вражду, угрожающих суверенитету государства, либо являющихся частью политической организации другой страны [9]. Согласно законам «Об образовании в Республике Беларусь» и «О языках в Республике Беларусь», провозглашается право на воспитание и получение образования на языке национального меньшинства. По состоянию на 1 января 2008 г. в республике действует 98 общественных объединений национальных меньшинств.

Таким образом, права человека одна из основополагающих ценностей современной мировой цивилизации – понятие сложное и многогранное. Ему трудно дать одно единственное определение и однозначное толкование, ибо эта категория не только юридическая, но и философская, политическая, нравственная. Права человека появляются у человека в момент рождения не только как неотъемлемые (государство не вправе их отнимать) условия существования, которых требует природа человека для его выживания, и существенные возможности развития, но и как средство и цель жизни, вне зависимости от того, осознаются или нет.

Права человека – способ самоутверждения неповторимой самостоятельной личности, потому что они выявляют необходимую совокупность потребностей, обеспечения коих позволяют ей (личности) функционировать как члену конкретного общества.

Права человека – принадлежность индивида (он их субъект), потенциал и мера его свободы в обществе и государстве, грани возможного поведения, очерченные правовыми и другими социальными нормами.

Права человека – средство достижения им основных материальных и духовных благ, реализации своих способностей, талантов.

Необходимо подчеркнуть, что агрессивный национализм несет угрозу и опасность правам человека в настоящее врем.

Информация о работе Права человека и права нации в контексте идеологии национализма