Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 13:38, контрольная работа
Концепция (от лат. conceptio — понимание, система), определённый способ понимания, трактовки какого-либо предмета, явления, процесса, основная точка зрения на предмет и др., руководящая идея для их систематического освещения.
Концепция (от лат.
conceptio — понимание, система), определённый
способ понимания, трактовки какого-либо
предмета, явления, процесса, основная
точка зрения на предмет и др.,
руководящая идея для их систематического
освещения.
1. Введение.
В последние годы в средствах массовой информации, в научной
литературе
все чаще и чаще стало
и его различные
вариации – «экономическая
«политическая элита» и т.д. Этому в немалой степени способствовали
многочисленные обсуждения, кто же в настоящий момент правит Россией.
Что есть элита? Что есть политическая элита? Как не заблудится в
дебрях научных изысканий и теорий? И главное – политические элиты в России,
что это? Вот вопросы, которые в той или иной степени находят отражение в
данной работе.
Для этого необходимо
созданную
в 19 начале 20-ого веков.
2.Социально-философские
истоки элитизма и
породившая классическую теорию элит.
Сформировавшиеся на рубеже XIX-XX веков в Западной Европе и США
политические системы не просто не смогли преодолеть социальные проблемы
раннего индустриального общества, о которых говорили как классики
марксизма, так и либеральные авторы. Индустриальный капитализм «периода
трестов»
в развитых странах и
странах «второго
эшелона» индустриального
Российскую
империю) в ряде случаев
проблемы, унаследованные от «хмурого утра» промышленного капитала. В этих
условиях
популярность леворадикальных
анархизм, синдикализм) у неимущих, прежде всего, пролетарских страт,
составлявших
большинство населения
Соединение
демократических и либеральных
идей в Западной Европе
появлению
всеобщего избирательного
рабочих партий.
Подобная политическая
в период «организованного капитализма» экономическими кризисами,
геополитической
борьбой за передел мира
индустриального общества.
Важнейшим фактором этого кризиса стали декаданс либерально-
христианской идеологии и культуры, позитивистской и рационалистической
науки.
Выражением этого системного кризиса в социально-политической сфере
были уменьшение
роли парламентов и рост
«групп давления», выражавших интересы, прежде всего, финансово-промышленной
олигархии, и связанная с этим коррупция. Одной из ярких и, в то же время,
глубоких
работ, анализирующих кризис
стала книга известного русского юриста и политолога П.И. Новгородцева
«Введение
в философию права. Кризис
этой книге проанализированы, в частности, сочинения трех критиков
«партийного строительства»: американского социолога рубежа веков Брайса,
немецкого
философа права Гольцендорфа
и интереснейшего русского
М. Острогорского, о котором будет сказано ниже.
Итак, тенденция
к бюрократизации и
их идеологического
цвета, а также кризис
Эти явления, в сочетании с ростом влияния левых, породили у имущих и
средних слоев
тягу к «сильной власти».
либерализм», и не допустить российского сценария, случившегося именно в
«слабом звене» западного мира, подтолкнули формирование классических
элитистских концепций, теоретически обосновывавших своеобразное
«естественное право» богатых и знатных на власть. При этом, каждый из их
авторов был
крупным мыслителем и
использовались отцами итальянского фашизма, не должно приводить к
напяливанию
на Р. Михельса, Г. Моска и В. Парето «черных
рубашек».
3. Классические
теории политических элит.
Г. Моска (1858-1941), будучи еще весьма молодым исследователем,
опубликовал в 1884 году работу «Теория правления и парламентское
правление». Она уже содержала основные положения классического элитизма, но
итальянский
исследователь не использовал
сам закрепившийся в
социально-политической
науке термин «элита» (Его
тридцать лет В. Парето, что было источником спора между этими учеными о
приоритете).
«В сколько-нибудь
исследуя, преимущественно, исторический материал, - политическое
руководство
осуществляется меньшинством»[
классом» или «правящим классом». Править политический класс может как
демократическими, так и авторитарными методами. Формирование управляющих
слоев происходит по совокупности качеств – доблести, богатства, священства,
порождающих, соответственно, - военную, финансовую и церковную
аристократии. Способами формирования именно «политического класса» Моска
называл наследование,
выборы или кооптацию (
правителей «свежей кровью» из средних слоев). Отвергая «власть черни»,
Моска признает, что править могут или средние слои, или аристократия. Моска
отвергает либерализм, демократию именно как власть среднего слоя, ведущую к
вырождению
элиты. Моска исследует «
формулу,
то есть инструментальный
политике, использовании в социологии методов точных наук.
Создателем термина «элита» стал еще один итальянский мыслитель, также
признаваемый
одним из основоположников
В. Парето (1848-1923). Парето – инженер по образованию, один из создателей
теории математической экономики, философ и социолог, наиболее известные
свои труды
опубликовал, работая в
Среди заслуг
Парето перед социально-
системного подхода к политике, создание теории элит и теории идеологии.
Идеологию Парето, разумеется, под влиянием психоаналитических и
бихевиористских концепций, рассматривает как производное (дерриватив) от
«резидуа»
- остатка (чувственной,
человеческой психики). Предвосхищая системный и структурно-функциональный
подходы к
социуму, Парето отвергает
аксиологический
взгляд на политику и
«научными усилиями обеспечить большинству максимум благосостояния»[2].
Понятие элиты
Парето формулирует в «
год). К ней
он относит «индивидов с
области социально-
Парето называет
страту управляющих
этих двух
страт (элиты и управляемых)
сформулирована Парето уже
Парето оспаривает
классификацию форм
государство – феодальное государство – бюрократическое государство -
представительное государство). Но соглашается в главном – признании
вырождения европейской элиты («История – кладбище аристократий», - говорил
Парето, а замена элит идет по принципу ухудшения). Прямо следуя Н.
Макиавелли, наследниками которого называли себя, впрочем, оба итальянских
социолога,
Парето делит элиту на львов
(радикалов, выразителей
власти) и лис (хитрецов, умеющих льстить и массе, и оппонентам из
неправящей элиты). Европейскую элиту Парето считал царством лис, а
преодоление
тотальной бюрократизации и
«львов» (Так
же как и М. Вебер видел
защиту от бюрократии в
лидерстве).
Элиту Парето делил на
собственно политические лидеры, ко второй – люди, достигшие высот в
экономике,
науке, духовной сфере. Во
пополнение
правящей элиты лучшими
социально-политическая наука, используя идею Парето о политической
(правящей) и неправящей элитах, обычно говорит об «элите» и «контр-элите».
Р. Михельс (1876-1936), немецкий ученый, принявший по приглашению Б.
Муссолини итальянское подданство в 1926 году, разработал теорию олигархии,
дополняющую мысль о неизбежной всеобщей бюрократизации индустриального
общества, принадлежащую М. Веберу. Сложная социальная организация
порождает,
соответственно, сложную организационно-
которой неизбежно формирование узкой правящей группы. Нежелание и
неспособность простых людей брать на себя ответственность, необходимость
профессионализации и бюрократизации управления, требование стабильности
лидерства неизбежно порождают олигархию (власть немногих и, при этом,
худших). Большинство, по мнению Михельса, служит лишь пьедесталом для
господства
меньшинства, олигархии. «Не
учением,
согласно которому, история –
это процесс непрерывной
борьбы, и
тем учением, по которому
Информация о работе Понятие политической элиты. Современные концепции элит