Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 23:19, курсовая работа
Понятие "информация" изначально было связано с социальной сферой, с коммуникативной деятельностью людей. В русском языке, по мнению отечественного исследователя А.Д. Урсула, оно появляется в петровскую эпоху и употребляется в значении "идея, наука". Думается, что в современном понимании "информация" - это сведения, которые: а) одним субъектом (субъектом информации) передаются другому субъекту (объекту информации); б) адекватно (точно, правильно, истинно) отражают тот или иной фрагмент действительности; в) значимы, то есть важны, актуальны, представляют интерес для объекта информации с точки зрения принятия им того или иного решения.
1.ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ВЛАСТИ……..................................................................3
1.1 Определение СМИ ……………………………………………………………………………………..5
1.2 Функции СМИ в современном обществе……………………………………………………6
2.Информационная функция 6
2.2 Образовательная функция СМИ 7
4.Особенности влияния СМИ 9
3 Производство информации как способ влияния на массовое сознание 9
2. Отбор информации – важный этап в деятельности СМИ 10
3. Использование рациональных и иррациональных компонентов 10
Заключение 12
Литература 13
Осуществляя программу деятельности СМИ, журналист имеют право получать информацию из любого источника, но вместе с тем они обязаны проверять достоверность сообщаемой информации, отказаться от данного и если оно связано с нарушением закона, уважать права, законные интересы граждан, организаций. За те или иные нарушения журналист может быть привлечён к уголовной и другой ответственности.
Печать и другие
СМИ призваны воспитывать политическую
культуру у всех членов общества. Последняя
предполагает правдивость, честность,
доверчивость, предпочтение общечеловеческого
перед кастовым, классовым. Высокая политическая
культура - это добросовестность в изложении
точки зрения политического оппонента,
недопустимость столь распространённых
до сих пор митинговых приёмов наклеивания
ярлыков, подмены убедительных аргументов
чисто эмоциональными приёмами спора
и обвинениями.
СМИ также выражают и формируют общественное мнение, которое принято рассматривать как коллективные суждения людей, проявление обыденного или массового сознания. Оно возникает на основе обыденного сознания и соответственно последнему оценивает разнообразные факты и явления жизни - только зарождающиеся, актуальные в данный момент, ещё не отстоявшиеся, не нашедшие своего места в теоретических знаниях. Общественное мнение формируется в процессе движения информации в обществе, отражает общественное бытиё и общественную практику людей и выступает как регулятор их деятельности. Оно создаётся под воздействием всех форм общественного сознания: обыденного (включая общественную психологию), эмпирических знаний, даже предрассудков и научно-теоретического (включая политические взгляды, искусство), а так же всех источников массовой информации. Таким образом, структура общественного мнения сложна и многообразна. Но не менее сложен и процесс его формирования. Дело в том, что идеи, проникая в сознание масс, взаимодействуют с чувствами, эмоциями, настроениями, традициями, волей людей. Будучи состоянием общественного сознания, общественное мнение выступает посредником между сознанием и практической деятельностью людей. Не заменяя ни одну из форм общественного сознания, не опираясь на организованную силу, как это делает закон, не определяя цели, как делает программа, общественное мнение, вместе с тем, с помощью специфических средств, путём одобрения или осуждения, восхищения или
презрения, подчёркивания
интересов, рациональной и эмоциональной
оценки людей и их поступков содействует
превращению тех или иных идей в конкретную
деятельность.
СМИ выполняют свою политическую, управленческую роль в политической системе общества также путём обсуждения, поддержки, критики и осуждения различных политических программ, платформ, идей и предложений отдельных лиц, общественных формирований, политических партий, фракций и т.д. Например, процесс обновления, демокритизация нашего общества чрезвычайно активизировал СМИ. Сотни, тысячи документов, заявлений, политических платформ, проектов программ, законов стали предметом всенародного, заинтересованного, острого обсуждения в прессе, на радио, телевидении. Печать стала аккумулятором человеческого, политического опыта постоянно политизирующегося общества.
Основные направления деятельности СМИ:
1.удовлетворение
информационных интересов
2.обеспечение гласности;
3.изучение и формирование общественного мнения;
4.организация обсуждения, дискуссий по важным проблемам жизни общества;
5.поддержка или
критика программ и
общественных организаций и движений, отдельных лидеров;
6.воспитание политической культуры, морали и др. качеств у граждан.
На современном
этапе научно-технического прогресса
происходит скачок СМИ, в результате чего
в мире создалась новая информационная
ситуация. Благодаря развитию современных
средств связи, развитию международных
контактов сегодня никто не может обладать
монополией на информацию. "Всеобщая
декларация прав человека", другие международные
соглашения гарантируют беспрепятственное
распространение информации, что объективно
ведёт к сближению всех народов мира. В
этих условиях коренным образом изменились
взаимоотношения политики и журналистики.
Взамен безоговорочному и жёсткому подчинению
СМИ политике, административно-
В результате изменения информационной ситуации сегодня мир по выражению канадского учёного М.Маклюэна, похож на большую деревню, где всё известно. События, произошедшие в самой отдалённой точке планеты, как правило, в тот же день становятся достоянием людей во всех цивилизованных странах. Телевидение, спутниковая связь преодолевают расстояния и границы. Активные попытки руководителей стран тоталитарных режимов скрыть информацию, помешать информационному обмену напоминает скорее донкихотовскую войну с ветряными мельницами.
В мире издаётся свыше
восьми тысят солидных ежедневных газет,
общий тираж которых поднимается до полумиллиарда
экземпляров, работает свыше 20 тыс. радиостанций.
В 133 странах мира работает телевидение.
Согласно нормам, установленным ЮНЕСКО,
для цивилизованной страны минимальное
количество источников информации на
тысячу человек населения должно насчитывать
сто экземпляров газет, сто радио- приёмников,
сто телевизоров.
Таким образом, СМИ являются важной составной частью политической системы современного общества. Их сущность, характер и функции в значительной степени определяются социально-политическим устройством общества. В тоталитарном обществе печать, радио, телевидение служат органической частью командно-административной системы, находятся в жёстком подчинении у правящей элиты, партийной бюрократии, в результате чего их деятельность сводится не к информированию населения о происходящем в мире, поиску истины, а к пропаганде готовых, наброшенных сверху идей, догм, установок, содействуя организации выполнения не всегда разумных планов, починов и т.д.
В демократическом, правовом государстве СМИ удовлетворяют информационные интересы общества, осуществляет невидимый контроль за деятельностью законодательных, исполнительных, судебных органов, общественных организаций и движений, политических деятелей. Формируя и выражая общественное мнение, стремления и настроения людей, их определённых групп, печать и другие СМИ являются, по образному выражению, своеобразной "четвёртой властью", властью общественного судьи, народного стража порядка и справедливости.
Сегодня в стране право на издание газет и журналов получили не только государственные учреждения, различные партии и общественные организации, кооперативные, религиозные, творческие организации, но и отдельные лица. Несмотря на отсутствие должной политической культуры, должного профессионализма, СМИ активизировали политическую жизнь, став аккумулятором новых идей и взглядов, ниспровергая мифы и догмы, устаревшие представления. Большая заслуга принадлежит печати в национальном возрождении России, в пробуждении исторической памяти народа, ликвидации "белых пятен" в истории, осуждении жёсткой диктатуры, возвращении к духовности народа, его традициям.
Формируется принципиально
новая структура СМИ, фактически
легализованы так называемые неформальные,
полулегальные издания самых различных
политических направлений. Их издатели,
редакторы имеют право официально зарегистрировать
свои газеты, журналы, бюллетени. Важнейшей
особенностью состояния СМИ является
их активное участие в национальном возрождении,
что означает не только резкое увеличение
материалов на эти темы на страницах газет
и журналов, в передачах телевидения и
радио, горячие споры по вопросам национальной
истории, политики, межнациональных отношений,
проблем суверенитета и т.д., но иобретение
СМИ суверенности, независимости от центра.
В ряде республик уже приняты свои Законы о средствах массовой информации. Созданы независимые национальные союзы журналистов. В новых условиях усложняются взаимоотношения политической системы, политической жизни общества и журналистики. Если при тоталитарном режиме таковые сводились к безоговорочному подчинению журналистики политике по формуле "Журналистика - вид политической деятельности; журналисты - продолжение партийного аппарата, подручные партии" и т.п., то сегодня отношение подчинённости и субординации сочетается с деловым партнёрством, сотрудничеством постоянным взаимодействием. Однако всё ещё нередко бывает, что авторы, не стесняясь оскорбительных выражений, ищут и рисуют образ врага, а полемика переходит в открытую брань. Да, без политической борьбы демократическое общество не мыслимо, но и не допустимо запугивание народа своим политическим оппонентом, копание в его биографии, поиски столь знакомого по прошлому компромата. Обновление общества, очищение мысли от заскорузлых схем, проявление доброжелательности и человечности, честности и порядочности - процесс длительный, сложный, и роль в нём СМИ весьма значительна. Особо следует сказать об участии СМИ в формировании и реализации государственной внешней политики. Уходит в прошлое политика конфронтации, усилились международные контакты людей. В связи с эти изменились сама сущность и тон освещения СМИ взаимоотношений между странами и народами:
1.информация стала
более объективной и
2.в СМИ появилось множество материалов, несущих положительный опыт работы зарубежных фирм, предприятий, организаций медицинского обслуживания. СМИ буквально открыли многим глаза на мир, раньше невидимый, укрытый от нашего человека туманом проклятий и извращений. Благодаря телевидению, в частности организации телемостов, а также публикациям зарубежных авторов в нашей печати рассеяны годами создаваемые мифы о ненавистном строе, безжалостно эксплуатирующем бедных трудящихся. И, наоборот, за рубежом получили, возможность убедиться в том, что россияне не имеют ничего общего с теми монстрами,какими изображала нас их массовая пропаганда. Таким образом, в процессе обновления нашего общества, изменения политической системы принципиально изменяются место и роль СМИ. Из безоговорочно подчиняющихся партийно-бюрократическому аппарату они превратились в активную влиятельную составную часть нашей политической системы, общественного судью, народного стража общественного порядка и справедливости, в неотъемлемый элемент формирующегося правового государства.
Права и обязанности средств массовой информации в Казахстане регулируются Законом о средствах массовой информации 1991 и Законом о печати и массовой информации 1995. Большинство средств массовой информации принадлежит государству, но имеются и независимые СМИ. Основное государственное информационное агентство "Хабар" уделяет главное внимание политическим и экономическим новостям. Наиболее крупные газеты - "Егемен Казахстан", "Казахстанская правда", "Панорама". К независимым относятся издательство "Караван", несколько радиостанций и региональных газет. Большинство независимых средств массовой информации так и не смогло развернуть деятельность из-за проблем с финансированием и высоких тарифов за передачу сигнала, введенных в 1996. На средства массовой информации оказывается политическое, экономическое и административное давление, они подвергаются санкциям. С 1996 взят курс на создание национальной системы спутникового телевидения. Телевещание ведется на казахском и русском языках, радиовещание - дополнительно на немецком, корейском и уйгурском.