Понятие и сущность власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 23:19, курсовая работа

Описание работы

Понятие "информация" изначально было связано с социальной сферой, с коммуникативной деятельностью людей. В русском языке, по мнению отечественного исследователя А.Д. Урсула, оно появляется в петровскую эпоху и употребляется в значении "идея, наука". Думается, что в современном понимании "информация" - это сведения, которые: а) одним субъектом (субъектом информации) передаются другому субъекту (объекту информации); б) адекватно (точно, правильно, истинно) отражают тот или иной фрагмент действительности; в) значимы, то есть важны, актуальны, представляют интерес для объекта информации с точки зрения принятия им того или иного решения.

Содержание

1.ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ВЛАСТИ……..................................................................3
1.1 Определение СМИ ……………………………………………………………………………………..5
1.2 Функции СМИ в современном обществе……………………………………………………6
2.Информационная функция 6
2.2 Образовательная функция СМИ 7
4.Особенности влияния СМИ 9
3 Производство информации как способ влияния на массовое сознание 9
2. Отбор информации – важный этап в деятельности СМИ 10
3. Использование рациональных и иррациональных компонентов 10
Заключение 12
Литература 13

Работа содержит 1 файл

Введение 3.docx

— 44.06 Кб (Скачать)

                                                           ПЛАН

1.ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ВЛАСТИ……..................................................................3

1.1 Определение СМИ ……………………………………………………………………………………..5

1.2 Функции СМИ в современном обществе……………………………………………………6

2.Информационная функция 6

2.2 Образовательная функция СМИ 7

4.Особенности влияния  СМИ 9

3 Производство информации как способ влияния на массовое сознание 9

2. Отбор информации  – важный этап в деятельности  СМИ 10

3. Использование  рациональных и иррациональных  компонентов 10

Заключение 12

Литература 13  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ВЛАСТИ

Понятие "информация" изначально было связано с социальной сферой, с коммуникативной деятельностью  людей. В русском языке, по мнению отечественного исследователя А.Д. Урсула, оно появляется в петровскую эпоху и употребляется в значении "идея, наука". Думается, что в современном понимании "информация" - это сведения, которые:                                           а) одним субъектом (субъектом информации) передаются другому субъекту (объекту информации);                                                                                                                                                                                                   б) адекватно (точно, правильно, истинно) отражают тот или иной фрагмент действительности;                                                                                                                                       в) значимы, то есть важны, актуальны, представляют интерес для объекта информации с точки зрения принятия им того или иного решения.

Именно значимость сведений отличает информацию от просто знания. Важен и второй из названных  здесь признаков, поэтому безосновательно  к слову "информация" добавлять  прилагательные "истинная" или "достоверная": ложной информации просто не бывает. Если сведения ложные, то это уже не информация. Но не всякие сведения, не содержащие истины, можно назвать дезинформацией. Дезинформация - это ложные сведения, специально созданные ("сфабрикованные") и сообщенные объекту дезинформации (человеку, организации, обществу) с тем, чтобы он принял решение, соответствующее интересам дезинформатора. Таким образом, для информации характерны следующие признаки: она есть явление социальное, общественное; предполагает наличие двух сторон - субъекта, передающего информацию (субъект информации) и субъекта, воспринимающего информацию (объект информации); представляет собой определенные сведения; сведения должны адекватно отражать реальность; сведения должны иметь значение для объекта информации, представлять для него интерес.  
 
 
 
 

СМИ как 4-я власть.

СМИ представляют собой  учреждения, созданные для открытой, публичной передачи с помощью  специального технического инструментария различных сведений любым лицам. СМИ:

-         пресса (газеты)

-         массовые справочники

-         радио

-         ТВ

-         кино-, звуко-, видеозапись. 

Функции СМИ.

1.      Информационная. Состоит в получении и распространении  сведений о наиболее важных  для граждан и органов власти  событиях. Добываемая и передаваемая  информация включает в себя  не только беспристрастное освещение  фактов, но и их комментирование  и оценку.

2.      Образовательная.  Проявляется в сообщении гражданам  знаний, позволяющих адекватно оценивать  и упорядочивать сведения, полученные  из СМИ и других источников, правильно ориентироваться в  сложном и противоречивом потоке  информации. Эта функция тесно  связана с функцией политической  социализации и фактически перерастает  в нее.

  Эти функции позволяют СМИ выполнять функцию критики и контроля. Благодаря этому СМИ выступают как 4-я власть. В демократическом обществе в осуществлении контрольной функции СМИ опираются как на общественное мнение, так и на закон. В настоящее время разрабатывается новый закон о печати и других СМИ, который представлен на международную экспертизу. Основные каналы и особенности политического влияния СМИ. 
 
 

СМИ используют два  способа распространения информации.

1.      Последовательный чаще использует пресса, последовательно и разносторонне освещая в публикациях ту или иную проблему.

2.      Фрагментарный особенно распространен на телевидении.

 

Особенности ТВ выражаются в том, что оно ориентировано  на передачу  визуализированной  информации. Основные правила отбора материала в СМИ:                                                                                                                                                                 -         приоритетность и привлекательность тем для граждан

-         неординарность фактов

-         новизна фактов

-         политический успех.

Опасность представляет использование СМИ для политического  манипулирования. Политическое манипулирование  – скрытое управление политическим сознанием и поведением людей  с целью побудить их действовать  или бездействовать вопреки собственным  интересам. Манипулирование основывается на внедрении в массовое сознание социально-политических мифов, иллюзорных идей, утверждающих определенные ценности и нормы, воспринимаемых преимущественно  на веру без рационального осмысления. Мифы составляют фундамент всей иллюзорной картины мира, создаваемой манипуляторами. Так, несущими конструкциями коммунистической системы манипулирования выступают мифы о частной собственности как о главном источнике социального зла, о неизбежности краха капитализма и торжества коммунизма, о руководящей роли рабочего класса и его партии, о единственно верном социальном учении марксизме-ленинизме.

Основными методами воздействия на сознание людей, которые  использует манипулирование, являются:                                                                                                                                     -         прямая подтасовка фактов

-         замалчивание неугодной информации

-         распространение лжи и клеветы

-         полуправда

-         наклеивание ярлыков.

 Средства массовой  информации призваны осуществлять:

а) поиск;

б) получение;

в) передачу;

г) производство;

д) распространение информации.

При этом они могут  решать пропагандистские, идеологические, агитационные, воспитательные задачи.                                                                          Американский журналист Дуглас Кейтер назвал печать, радио, телевидение "четвертой" (после законодательной, исполнительной и судебной) ветвью власти. Эта метафора получила широкое распространение, причем в немалой степени благодаря самим СМИ, которым такая оценка их статуса и роли в обществе весьма импонирует. А представители наших, отечественных СМИ претендуют даже на большее: "Ходячее представление о СМИ как о "четвертой власти" - ошибочно. На самом деле, фактически, это - "первая власть", ибо она обеспечивает власть над умами, формирует сознание. В более практическом аспекте это от них зависят репутации политиков, победы и поражения на выборах, даже выбор социальных программ развития..." (В. Иванов, Б. Лукьянов).                                                                                                                         Во-первых, если уж кто и может претендовать на первенство среди ветвей государственной власти, так это - судебная власть, правосудие. Во-вторых, представление о СМИ как о ветви государственной власти и соответствующее отношение к ним глубоко ошибочны и могут нанести серьезный вред обществу.

То, что СМИ - большая  общественная сила и серьезное орудие власти, не вызывает никаких сомнений. И особое значение они приобрели  в современном обществе с развитием  технических средств коммуникации, в частности телевидения. Однако их место и роль в государственно-организованном обществе зависят от характера этой организации. В тоталитарном обществе (где нет разделения государственной  власти и, соответственно, никаких ее ветвей) СМИ полностью монополизированы государством, их материальная база является его собственностью, а сами СМИ представляют собой обычные государственные организации, находящиеся на содержании государства и выполняющие его идеологический заказ. Итальянский диктатор Бенито Муссолини писал: "В тоталитарном режиме печать является элементом режима и силой, находящейся у него на службе... Поэтому итальянская печать является полностью фашистской". Используя СМИ как орудие власти, тоталитарное государство осуществляет:

В обществе обязательно  должны существовать государственные  СМИ. Без этого государство не сможет даже выполнить свою конституционную  обязанность по опубликованию законодательных  актов. Государственными являются СМИ, которые учреждены государственным  органом (Федеральный Закон РФ "О  порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах  массовой информации" от 15 декабря 1994 г., ст. 3). Все ветви государственной  власти должны иметь равные возможности  доступа к средствам массовой информации, чтобы не допускать усиления одной из них и разбалансированности государственного механизма.

В демократическом обществе обязательно должны быть негосударственные СМИ. Они должны в определенном смысле противостоять государственной власти, выполнять функции ее постоянного критика и официального оппонента. Общественность нуждается в информации о деятельности государственных органов и должностных лиц. Информированность дает ей возможность адекватно изменять поведение в различных политических ситуациях, принимать правильные политические решения.

Несомненно, что в  обществе, основанном на частной собственности, существовали и будут существовать частные СМИ. Вместе с тем в обществах с развитой рыночной экономикой уже пришло понимание, что рынок урезает свободу информации, рассматривая информацию не в качестве общественной ценности, а в качестве товара, подлежащего присвоению частными лицами. Частные (коммерческие) СМИ преимущественно занимаются рекламой товаров и услуг. Как иронично заметил Даллас Смит, основной функцией средств массовой информации является не продажа идеологического товара потребителям, а формирование и сбыт аудитории рекламодателям.

Одна из серьезных  проблем, связанных со СМИ, состоит  в том, чтобы оградить неполитизированную часть общества (а это преобладающая в количественном отношении часть населения, а следовательно - основной электорат на любых выборах), во-первых, от монополизированной государственной идеологии; во-вторых, от различного рода партийной пропаганды (при отсутствии политического плюрализма в обществе); в-третьих, от информационного влияния средств массовой информации, выражающих интересы крупных финансовых и промышленных монополистов. Это могут сделать только СМИ, которые политически нейтральны (не имеют политических "хозяев"), не находятся в экономической зависимости от государственного бюджета или финансово-промышленных структур и на этой основе способны удовлетворять информационные потребности общества в целом. Такие СМИ в теории и политической практике называются "общественными", "некоммерческими", "публичными". В ФРГ используется термин "публично-правовые средства массовой информации". Организации (компании) таких СМИ наделены широкими правами самоуправления, финансируются они из налога на радио и телевидение, собираемого телерадиокомпаниями самостоятельно с каждого потребителя. Государство имеет право конституировать публично-правовые радиотелекомпании и закрыть" их, но, пока они существуют, они не подлежат его непосредственному влиянию. Наличие и функционирование общественных (публично-правовых) средств массовой информации - атрибут любого демократического общества. Вместе с тем, подчеркнем еще раз, в демократическом обществе, основанном на принципе политического плюрализма, учреждать СМИ и выражать свои интересы законным путем могут любые социальные группы, из которых в конечном счете и состоит гражданское общество.

1.1

Четвё́ртая власть (англ. Fourth Estate) — словосочетание, определяющее и саму прессу, и её влияние в социуме. Утверждается, что «журналисты обладают большой властью в обществе»[1]:                                                                                      И осознание этой власти должно сочетаться со скромностью и чувством долга перед читателем. Во все времена они добивались признания благодаря высокому уровню точности и беспристрастности, а также благодаря соблюдению ими правил честной игры.                                                       Первой, второй и третьей властями являются, соответственно, законодательная, исполнительная и судебная ветви власти[2].                                    Следует отметить, что термин «четвёртая власть» является лирическим и отражает лишь огромное влияние СМИ на общество. При этом СМИ не имеют реальной власти, так как не имеют законного права насильно принуждать к совершению какого-либо действия, например, к уплате штрафа. 
 

Информация о работе Понятие и сущность власти