Понятие и сущность власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 23:19, курсовая работа

Описание работы

Понятие "информация" изначально было связано с социальной сферой, с коммуникативной деятельностью людей. В русском языке, по мнению отечественного исследователя А.Д. Урсула, оно появляется в петровскую эпоху и употребляется в значении "идея, наука". Думается, что в современном понимании "информация" - это сведения, которые: а) одним субъектом (субъектом информации) передаются другому субъекту (объекту информации); б) адекватно (точно, правильно, истинно) отражают тот или иной фрагмент действительности; в) значимы, то есть важны, актуальны, представляют интерес для объекта информации с точки зрения принятия им того или иного решения.

Содержание

1.ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ВЛАСТИ……..................................................................3
1.1 Определение СМИ ……………………………………………………………………………………..5
1.2 Функции СМИ в современном обществе……………………………………………………6
2.Информационная функция 6
2.2 Образовательная функция СМИ 7
4.Особенности влияния СМИ 9
3 Производство информации как способ влияния на массовое сознание 9
2. Отбор информации – важный этап в деятельности СМИ 10
3. Использование рациональных и иррациональных компонентов 10
Заключение 12
Литература 13

Работа содержит 1 файл

Введение 3.docx

— 44.06 Кб (Скачать)

 Лорд Маколей

Термин впервые  употребил Томас Карлейль. Иногда авторство приписывают Жан-Жаку Руссо [3]. Первое печатное упоминание в современном смысле — Томасу Маколею. Оскар Уайльд упоминал «журнализм» в данном значении Из работы «Четвёртая власть как социологическая категория»                                    Воздействуя посредством массовой информации на общественное мнение как состояние массового сознания, массовые коммуникации способствуют тем самым наилучшей реализации целей субъектов социальных интересов. Этот факт послужил основанием возникновения термина «четвёртая власть», наделяющего массовые коммуникации некими особыми властными полномочиями.

В СССР термин употреблялся исключительно в отношении западной периодики, поскольку не существовало и не признавалось никакого разделения властей[6][7]. Впервые применительно к отечественной журналистике данное словосочетание употребил Евгений Додолев в газетах «Московский комсомолец» и «Московская правда» в 1986 году (в публикациях о таком явлении как гласность)                                                                                  Тот факт, что по официальной доктрине пресса не обладала самостоятельным влиянием и воспринималась лишь как инструмент коммунистической партии, не означает, что сами журналисты не ощущали собственную значимость[9].                                                                                           

Однако модель «четвёртой власти», в понимании советских  журналистов, означала не совсем то, чему учат американских студентов в школах журналистского мастерства. В соответствии с имеющей глубокие исторические корни традицией масс-медиа они видели своей задачей не информирование публики или формирование достоверной картины реальности, но просвещение, агитацию и организацию масс во имя истинных ценностей и идеалов.[10]

Во всех учебниках  советских времен авторы не забывали подчеркивать важность газет для  пропагандистской системы, служивших  её фундаментом и важнейшим носителем  информации. Радио играло особую функцию  повседневной организации реальности вокруг ритуалов, планирование и организация  которых происходила централизованно. Известно, например что вплоть до реформаторских восьмидесятых программы на радио начинались в шесть утра — и во многих гостиницах, общежитиях, коммунальных квартирах и даже жилищных комплексах радио нельзя было выключить, оно было неизбежно, как фабричный гудок. И в советские времена и сегодня пресса в России является не отдельной ветвью власти, а обслугой власти. Карьера Бориса Ельцина и Владимира Путина строились как манипуляция прессой и, особенно, телевидением ("зомбоящик") в противовес традиционным партийным институтам.

Тем не менее пресса не без оснований ощущает себя таковой. Достаточно вспомнить Томаса Джефферсона, который сказал однажды, что если бы ему пришлось как гражданину выбирать жизнь с правительством без прессы или жизнь со свободной прессой, но без правительства, он выбрал бы последнее.

Концептуальное. Бытует мнение, что журналистика является четвертой властью (если гипотетически предположить, что таковая возможна) тогда и только тогда, когда она не является самой собой. В контексте глобализации некоторые эксперты называют власть прессы первой, а не четвёртой.

Альтернативные значения(l quarto stato (1901): марш туринских забастовщиков. Словосочетание часто применялось и по отношению к пролетариату]. В Италии термин «Четвёртая власть» (Il quarto stato) журналисты употребляли, описывая масштабные пролетарские манифестации и забастовки на севере страны (Милан, Турин) в начале прошлого века.

Елена Блаватская под четвёртой понимала власть расы атлантов. В парламентских дебатах 1789 года британский парламентарий, полемизируя с Уильямом Питтом (в ту пору — министром) упомянул королеву как «четвёртую власть».

Книги, кино, передачи

 «Четвёртая власть. Британская модель», книга Издательства  Московского университета ISBN 5-211-04427-4. Год издания: 2002[24].

«Четвёртая власть» (The Fourth Estate) — кинофильм 1985 года. Психологическая драма о похищении репортёра. 

1.1

1. СМИ не являются  ветвью государственной власти ("четвертой  властью"). Представление о них  как о ветви государственной  власти ошибочно, а реализация  его на практике может нанести  серьезный вред обществу. Такое  представление вредно хотя бы потому, что в демократическом обществе, основанном на принципе политического плюрализма, СМИ должны быть рассредоточены, разделены между государственной властью и негосударственной, между государством и обществом, между различными политическими силами. Иное может привести к диктатуре СМИ, а точнее - тех, кто за ними стоит. СМИ - это орудие власти. Такое же орудие власти, как, например, пушки (только "стреляют" они информационными, идеологическими зарядами). Однако никому не приходит в голову называть артиллерию "четвертой" (или "пятой", "шестой" и т. д.) ветвью государственной власти.

2. Природа СМИ  как орудия власти не позволяет  рассматривать их не только  как ветвь государственной власти, но и как самостоятельный компонент  политической системы общества. СМИ могут и должны находиться  в руках различных политических  сил (общества, государства, партий  и др.). И именно эти силы, а  не сами СМИ, являются элементами  политической системы. О СМИ  можно говорить как об общественном  институте (и, следовательно, об  их институализации), но в смысле особого общественного явления, а не особого, самостоятельного элемента политической системы общества. В какой-то мере на политическую самостоятельность могут претендовать лишь публично-правовые СМИ. СМИ обособлены как организации (компании), но это лишь с точки зрения их внешнего, организационного оформления.

3. Функции СМИ  определяются их политической  и финансовой принадлежностью,  а также природой общества  в целом. СМИ являются не  создателем той или иной идеологии,  а лишь ее распространителем.  В тоталитарном обществе СМИ  пропагандируют официальную идеологию,  воспитывают массы в духе приверженности  официальной доктрине, критикуют  идеологических противников. В  демократическом обществе частные (коммерческие) СМИ преимущественно занимаются рекламой товаров и услуг. Партийные СМИ (печатные органы политических партий) осуществляют агитационную и пропагандистскую функции. Их задача состоит в распространении политических программ, идей, лозунгов среди населения. Общественные (публично-правовые) СМИ должны быть "зеркалом", адекватно отражающим процессы общественного бытия. Государственные СМИ должны выполнять функцию информационного посредника между обществом и государством: с одной стороны, информировать общественность о процессах, происходящих в государственном механизме, а с другой - адекватно отражать общественное мнение. Таким образом, содержание функций СМИ в демократическом обществе определяется положением их учредителей в политической системе общества.

С точки зрения приемов  работы, форм деятельности СМИ занимаются поиском, получением, передачей, производством  и распространением информации. 

 В литературе  существуют различные подходы  к классификации функций СМИ.  Так, профессор Иллинойского университета  Т. Петерсон выделяет семь основных функций печати:

служить политической системе общества, обеспечивая информацию;

обсуждать общественные дела;

просвещать публику  с тем, чтобы сделать ее способной  к самоуправлению;

ограждать права  личности от правительства;

служить экономической  системе, главным образом, соединяя покупателя и продавца товаров с  помощью рекламы;

обеспечивать развлечение  читателей;

поддерживать свою собственную финансовую независимость, чтобы избежать давления каких-либо частных интересов.

 Отечественный  исследователь В.Л. Энтин в монографии "Средства массовой информации в политической системе общества" (М., 1988) указывает на следующие группы функций СМИ: учредительные, регулятивные, охранительные, нормативно-ценностные.

Под средствами массовой информации понимаются газеты, журналы, теле- и

радиопрограммы, кинодокументалистика, иные периодические формы публичного распространения массовой информации.

Средства массовой информации (СМИ) - это составная часть политической системы общества. Каково общество, такова и система массовой информации. В то же время СМИ осуществляют серъёзное воздействие на общество, его состояние и развитие. Они могут содействовать прогрессу или тормозить его.                                                                                                                                    СМИ выражают интересы общества, различных социальных групп, отдельных личностей. Их деятельность имеет важные общественно- политические следствия, так как характер информации, адресуемой аудитории, определяет её отношение к действительности и направление социальных действий. Поэтому, по общему признание политологов, СМИ не просто информируют, сообщают новости, но и пропагандируют определённые идеи, взгляды, учения, политические программы и тем самым участвуют в социальном управлении. Путём формирования общественного мнения, выработки определённых социальных установок, формирования убеждений СМИ подталкивают человека к определённым поступкам, действиям.

В демократическом, правовом государстве каждый гражданин  имеет обеспеченное законом право знать обо всём, что происходит внутри страны и в мире. Как справедливо подчёркивается во многих исследованиях и вытекает из многообразной и богатой практики, без гласности нет демократии, без демократии нет гласности. В свою очередь, гласность и демократия не мыслимы без свободной, независимой печати. СМИ в данном случае являются такими же компонентами демократической системы, как парламент, исполнительные органы власти, независимый суд. В этом плане СМИ называют ещё четвёртой властью. Это образное выражение не только говорит о них как о власти, но и указывает на своеобразный, специфический, непохожий на власть законодательную, исполнительную и судебную характер этой власти. В чём это своеобразие?                                                                    Прежде всего в том, что это - власть невидимая. Она не располагает какими- либо законодательными, исполнительными, правоохранительными и другими социальными органами. СМИ не могут приказывать, обязывать, наказывать, привлекать к ответственности. Единственное их оружие - слово, звук, изображение, несущее определённую информацию, т.е. сообщение, суждение, оценки, одобрение или осуждение явлений, событий, поступков, поведения отдельных лиц, групп людей, партий, общественных организаций, правительства и т.д. Пресса оказывает свободному обществу неоценимую услугу, являясь зеркалом, смотря в которое оно узнаёт лучше самого себя. Отсутствие такого "зеркала" ведёт к перерождению и вырождению. История свидетельствует о том, что все лидеры тоталитарных режимов, нежелающие всматриваться в своё истинное отражение, плохо кончали.

СМИ в демократическом обществе должны быть, образно говоря, диалектическипротивоположным власти полюсом, а не только инструментом пропаганды. Следовать данному принципу далеко не просто. К нему должны привыкнуть не только журналисты, но и само общество. А это, как показывает опыт, трудный и болезненный процесс. Достаточно вспомнить столь частые нарекания власть имущих на "распоясавшуюся печать", на то, что она нагнетает, искажает, сеет вражду и т.д. Специфические свойства журналистики как деятельности и СМИ как института предопределяют необходимость особого статуса журналистики и

СМИ внутри политического  процесса и его отдельных направлений. Очевидно  также, что эффективность действий отдельного журналиста, редакционного коллектива в политическом процессе связано не только с творческим исполнением функции "подручного", но и с участием в качестве субъекта политической деятельности.

СМИ в любом обществе выполняют важную информационную роль, т.е. становятся своеобразным посредником между журналистом и аудиторией. Причём в процессе функционирования СМИ осуществляется двусторонняя связь между коммуникатором и реципиентом. Другими словами, осуществляется коммуникация – своеобразное общение, но не личностное, как в повседневной практике, а с помощью массовых форм связи. Между журналистом - коммуникатором и аудиторией - реципиентом существует технический канал связи, посредствам которого СМИ должны удовлетворять информационные запросы общества. Человек имеет право на правду, и это право обеспечивают наряду с наукой, искусством, научной информацией печать, телевидение и радио, различные информационные службы. Последние обеспечивают общество оперативной информацией. Они должны сказать человеку сегодня о том, что произошло вчера и сегодня. Отсутствие достоверной информации порождает слухи, мифы, а в кризисные моменты - страх, панику, неразбериху. 

Обладая большими правами  и возможностями, работники СМИ  несут ответственность перед обществом, и злоупотребление свободой слова законадательнонаказуемо во всех странах мира. Не допускается использование СМИ для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, призыва к насильственному свержению или изменению существующего государственного и общественного строя, пропаганды войны, насилия и жестокости, расовой, национальной, религиозной исключительности или нетерпимости, распространение порнографии, в целях совершения иных уголовно наказуемых деяний. Также запрещается и преследуется в соответствии с законом использование СМИ для вмешательства в личную жизнь граждан, посягательства на их честь и достоинства.

Информация о работе Понятие и сущность власти