Политология, её содержание и функции

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 23:01, реферат

Описание работы

Политология - термин, образовавшийся из двух греческих слов: “politike” + “logos”, и буквально означает “политическая наука”. Исходное значение термина “наука” - “знание”. Наука - это система постоянно развивающегося знания, адекватно отражающая объективную реальность в понятиях. Следовательно, определение предмета политологии требует выяснения и анализа политической реальности как таковой (политической сферы, политики как системы деятельности, политического пространства) и понятийного аппарата как инструментария этой науки. Трудность определения предмета политологии сегодня состоит в том, что многие авторы стремятся ответить на вопрос: “Что есть наука политология? ” А проблема, думается, лежит несколько в другой плоскости. Необходимо сосредоточить внимание на том, что политология делает, выделяя главное, из чего постепенно складывается эта наука (подходы, методы, понятия, модели), ее основные элементы, чтобы последние можно было, затем применять к анализу политической действительности, изучая политику, власть, политическую систему в их конкретной форме.

Работа содержит 1 файл

Семинар № 1 и 2.docx

— 59.14 Кб (Скачать)

    Создание  «морального и совокупного тела»  государства является одновременно трансформацией «естественных индивидуумов»  в «моральных» граждан, обладающих реальными понятиями и чувствами. Таким образом, в одном смысле, люди создают государство, а в  другом — сами являются продуктами государства: их мораль и человеческое достоинство сопредельны с гражданством. По мнению Руссо, тех, кто сопротивляется общей воле, все общество должно заставить подчиняться ей. Для эффективного действия общей воли Руссо считал необходимыми также три внешних условия. Первое — это социальное равенство. Не отрицая частную собственность, Руссо протестовал против неравного распределения собственности среди членов общества. Во-вторых, он настаивал на фундаментальном политическом единстве. И в-третьих, так как воля неотчуждаема, то она не может быть представлена, ибо представительная власть — это рабство. Руссо, таким образом, поддерживал прямую форму демократии. В противоположность либеральной идее компромисса интересов Руссо выдвигает принцип народного суверенитета как основополагающий принцип республиканского строя.

    Как известно из истории, идеи Руссо и  других мыслителей эпохи Просвещения  воплотились в Великой французской  революции 1789 г. и последующих буржуазныхреволюциях, а также в теоретической подготовке политических деятелей и мыслителей последующих поколений.

    Продолжая разработку концепции либерализма, немецкий философ Иммануил Кант (1724—1804) отстаивает принцип автономности личности. Он являлся сторонником договорных теорий государства, развивал идеи правового ограничения государственной власти. В работах «К вечному миру» и «Метафизические начала учения о праве» Кант дает обоснование внутренних моральных истоков свободы человека и роли права в установлении границ произвола. Человек, по Канту, — это цель, а не средство. Способность человека «давать себе закон» и без всякого внешнего принуждения бороться за осуществление этого закона выражает его моральную автономию. Политику рассматривал Кант как гармонию цели и средства.

    Дальнейшее  развитие учения о государстве и  праве связано с именем Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770—1831). В  работе «Основы философии права» он излагает идеалистическую теорию государства и права как ступеней развития духа в его объективной  форме.

    Гегель  разрабатывает учение о свободной  воле, которая соотносится с правом и представлена в виде трех ступеней развития: абстрактное право, моральность  и нравственность. Абстрактное право  относится к проблемам собственности  и договора; учение о морали касается проблем умысла и вины, намерения  и блага, добра и совести; учение о нравственности включает проблематику семьи, гражданского общества и государства.

    Свобода личности и ее права, по Гегелю, реализуются прежде всего через право на собственность. Абстрактное право и мораль рассматриваются двумя сторонами права и приобретают свою действительность и конкретность в нравственности, то есть в семье, гражданском обществе и государстве.

    Важное  место в развитии теории политики занимает учение Гегеля о гражданском  обществе и правовом государстве, которое  рассматривается во взаимной связи  социально-экономической сферой и  политикой. Он создал основы теории групповых  интересов, которые рассматривал в  качестве основы гражданского общества. Единство общества может быть достигнуто путем согласования различных интересов, а следовательно, с помощью группового представительства в верховных органах власти. Идеалом своим Гегель считает конституционную монархию, выражающую завершение абсолютной идеи права.

    Таким образом, основные доктрины политической мысли эпохи Возрождения и  периода буржуазных революций следующие:

    1) теория народного суверенитета  возникла и развивалась в XVII—XIX вв. на базе теории происхождения  общественного договора: согласно  теории общественного договора, народ — источник государственной  власти и ее носитель — суверен;

    2) теория правового государства:

    а) учение о естественных правах личности, которые не зависят от государственного признания;

    б) необходимость гарантий прав личности;

    в) связь государства и его органов  с законами, правом, стоящим над  государством;

    г) связь с доктриной разделения властей;

    3) теория разделения властей:

      а) три власти — законодательная,  исполнительная, судебная — должны  осуществляться разными специфическими  органами власти;

      б) все сферы государственной  деятельности — только в рамках  закона;

      в) общедемократические принципы: закон принимается только представительной  властью, исполнительная власть  не может изменить законы; суд  — независимый.

    Значительный  вклад в развитие политической мысли  внесли представители утопического социализма XVI—XIX столетий, родоначальником  которого был английский мыслитель  Томас Мор (1478—1535). В своей книге  «Утопия» (место, которого нет) он впервые  подвергает критике существующий строй  в Англии и представляет картину  нового общества. В этом обществе господствует общественная собственность на основе коллективной организации труда  и распределения, демократическое  управление, равенство и справедливость, созданы условия для разностороннего  развития личности.

    В развитии утопического социализма выделяется три этапа: ранний, охватывающий XVI—XVIII вв., период зарождения капитализма  и буржуазных революций в Европе. Его представители Т.Мор (Англия), Т.Кампанелла (Италия), Дж.Уинстэнли (Англия), Г.Мабли, Ж.Мелье, Г.Бабеф (Франция).

    Второй  этап совпадает с утверждением капитализма  и связан с именами выдающихся мыслителей — Анри Сен-Симона и Шарля  Фурье (Франция), Роберта Оуэна (Англия).

    Третий  этап утопического социализма второй половины XIX столетия в основном представлен  русскими революционерами-демократами  Н.Г.Чернышевским, Н.А. Добролюбовым, В.Г. Белинским, А.И. Герценом и другими. В отличие от западных мыслителей русские революционные демократы  стояли на позициях революционного преобразования общества, призывали к борьбе с  царской монархией и установлению демократической республики, утверждению  народовластия на базе крестьянской общины.1

    На  современное состояние и развитие экономики во всех странах непосредственное влияние оказывает политическая жизнь, которая к тому же является индикатором экономических отношений. В связи с этим представляются интересными для экономистов  рассмотрение современных политических доктрин и основных направлений  политических исследований, изучение изменяющихся механизмов политической власти, пересмотр концепций о  функционировании двухпартийной системы, деятельности групп давления, парламента, госаппарата и т.д.

    3. Марксистская концепция  политики.

    К. Маркс и Ф. Энгельс начали создавать  свою теорию научного коммунизма с  идеи "завоевания демократии революционным  пролетариатом". Они утверждали, что демократия относится ко всем остальным государственным формам как к своему Ветхому завету. При  демократии "не человек существует для закона, а закон существует для человека". Основы теории демократии заложены в трудах французского мыслителя  А. Токвиля (1805— 1859). В рамках теории демократии сложилось современное учение о правовом государстве, гражданском обществе, правах и свободах человека.

    В настоящее время неодолимое движение масс к демократии стало важнейшей  характерной чертой и особенностью развития мирового политического процесса.

    Социалистическая  идея является достижением всего  человечества. Ее формирование и развитие шли в контексте исторического  процесса. Коммунистические идеи, концепции  утопического социализма имеют тысячелетнюю традицию. Их элементы наличествуют в  раннем христианстве, в народных социально-религиозных  учениях, ересях, произведениях устного  народного творчества. От представителей утопического социализма идут теоретические и практические взгляды на переустройство общества в XX в. Социализм — одно из крупных политических течений XIX и XX вв. Он проявляется в трех основных измерениях: 1) как идея, теоретическая концепция; 2) как политическая деятельность какого-либо движения или партийной организации; 3) как реализованная общественная и политическая структура — социалистическая система. Следует различать но меньшей мере семь основных направлений социалистической теории: 1) западная социал-демократия (демократический социализм); 2) советский ортодоксальный марксизм-ленинизм; 3) китайский социализм; 4) реформистские концепции (Югославия, "Пражская весна", еврокоммунизм); 5) социализм в странах "третьего мира" как концепция стратегии постколониального развития, образования национальной общности, модернизации политических институтов; 6) неомарксистские течения "новых левых", западных интеллектуалов, сторонников критической теории (югославская группа "Праксис", последователи Грамши, экзистенциализм, критическая социология и неоанархистские, а также неолиберальные течения в студенческом движении и помимо него)3; 7) новый социализм, цель которого путем эволюционного развития, реформ, рациональной организации жизни и эффективного управления, утверждения широкой демократии, подлинного народовластия, законности, правопорядка, политического плюрализма, на основе многообразия форм собственности, которые будут находиться в процессе исторической трансформации, добиваться нового качества жизни4.

    Важным  этапом социалистической мысли, попыткой дать ответы на новые вопросы, поставленные ходом истории в первой половине XIX в., является марксизм. К. Маркс и Ф. Энгельс, опираясь на широкий пласт культуры, синтезировали, сблизили и углубили предшествовавшие исследования. Они соединили диалектическую философию Гегеля, английскую политическую экономию (Смит, Рикардо), французский социализм (Сен-Симон, Фурье, Прудон, Бланки, Блан) и исторические работы того времени (Тьери, Гизо). Цель их общей теории — дать научное объяснение действительности и социальной истории, отразить политическую практику и руководство ею. Стержнем марксистского понимания политики выступают учение о классовой борьбе, ориентация на преимущественно насильственную реализацию классовых целей. В свое время К. Маркс высказал фундаментальную мысль: новое общество обязательно вырастает из старого естественным путем, если этого естественного пути нет, то не будет и нового общества; социализм постепенно вырастает из капитализма.

    К. Маркс и Ф. Энгельс, развивая собственное  учение, заимствовали многие принципы и элементы предшествовавших коммунистических и социалистических утопий, разделяя с их авторами глубокое убеждение  в ненужности государства и политики в будущем бесклассовом обществе.

    Политическая  теория марксизма развивалась инструментально, т.е. государственный аппарат и  политика, как форма участия людей  в социальном процессе, рассматривались  по преимуществу в качестве орудий разгрома пролетариатом классовых  противников, завоевания и удержания  власти. И современное государство, и все предшествующие ему типы государственности оценивались прежде всего как формы диктатуры имущих классов, на смену которым, в полном соответствии с историческими законами, должна прийти диктатура пролетариата, сама в свою очередь являющаяся орудием построения неполитического сообщества.

    Ценностные  ориентации марксизма, тесно связанные  с концепцией будущего, объективно и субъективно препятствовали позитивной научной разработке теории демократии в русле либеральной традиции. Отнюдь не случайным является тот  факт, что разработка Марксом и  Энгельсом концепции "пролетарской демократии", будучи ориентированной  на опыт революций 1848-1849 гг. и Парижской  коммуны, также осуществлялась сквозь призму теории классовой борьбы.

    В итоге, к первой половине XIX в. внутри различных направлений политической философии создаются и проходят критическую проверку различные методы теоретического анализа природы политики.

    Огромную  роль в разработке теории марксизма  и пропаганде его идей в России, потеснивших в 90-е гг. народничество, сыграл Г.В. Плеханов (1856-1918). Признавая, что Россия должна пройти через фазу капиталистического развития, в которую  она уже вступила, Плеханов отстаивал  демократические политико-правовые институты и юридические нормы  буржуазного государства (конституцию, парламентское представительство) и считал их необходимыми для политической подготовки рабочего класса к грядущей революции. Полагая, что русский  капитализм "отцветет, не успев расцвести", он предлагал преодолеть крайности  анархического безвластия и буржуазного  государства в "панархии" - "прямом народном законодательстве", подлинной демократии народа через утверждение законов на референдумах.

    Плеханов  осуждал "большевистский переворот" как авантюру, противоречащую марксизму, и не считал В.И. Ленина выдающимся теоретиком марксизма, потому что усматривал в  его концепции "внесения классово-пролетарского  революционного сознания извне" субъективизм и разновидность народнической  теории "героев и толпы".

    В конце XIX в. в России возникло марксистское направление политической мысли, которое  представляли Г. В. Плеханов (1856-1918), В. И. Ленин (1870-1924), П. Б. Струве (1870-1944), С. Н. Булгаков (1871 —1944) и др. Главная задача марксистов в то время — критика идей либерального народничества, доказывание того, что страна вступила на путь прогрессивного капиталистического развития, что движущей силой социалистической революции будет не крестьянство, а пролетариат.

    Отцом русского марксизма является Г. В. Плеханов, который, будучи противником заговорщичества, якобинской революции, немедленного захвата  власти революционной социалистической партией, не принял по принципиальным соображениям Октябрьскую революцию  и разошелся с В. И. Лениным  и большевиками.

    В. И. Ленин развил марксистскую теорию учением об империализме, о социалистической революции и диктатуре пролетариата, о партии нового типа, о классовых  союзниках пролетариата в борьбе за демократию и социализм, о путях  строительства социализма.

    В ленинизме немало и такого, что  не вытекало с необходимостью из марксизма и было порождено своеобразием условий отсталой России. Этим во многом вызвана абсолютизация в ленинизме волевого начала, революционных насильственных и ускоренных форм общественного развития.

Информация о работе Политология, её содержание и функции