Политология, её содержание и функции

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 23:01, реферат

Описание работы

Политология - термин, образовавшийся из двух греческих слов: “politike” + “logos”, и буквально означает “политическая наука”. Исходное значение термина “наука” - “знание”. Наука - это система постоянно развивающегося знания, адекватно отражающая объективную реальность в понятиях. Следовательно, определение предмета политологии требует выяснения и анализа политической реальности как таковой (политической сферы, политики как системы деятельности, политического пространства) и понятийного аппарата как инструментария этой науки. Трудность определения предмета политологии сегодня состоит в том, что многие авторы стремятся ответить на вопрос: “Что есть наука политология? ” А проблема, думается, лежит несколько в другой плоскости. Необходимо сосредоточить внимание на том, что политология делает, выделяя главное, из чего постепенно складывается эта наука (подходы, методы, понятия, модели), ее основные элементы, чтобы последние можно было, затем применять к анализу политической действительности, изучая политику, власть, политическую систему в их конкретной форме.

Работа содержит 1 файл

Семинар № 1 и 2.docx

— 59.14 Кб (Скачать)

    Семинар № 1 

    1. Предмет политологии  её содержание  и функции.

    Политология - термин, образовавшийся из двух греческих  слов: “politike” + “logos”, и буквально означает “политическая наука”. Исходное значение термина “наука” - “знание”. Наука - это система постоянно развивающегося знания, адекватно отражающая объективную реальность в понятиях. Следовательно, определение предмета политологии требует выяснения и анализа политической реальности как таковой (политической сферы, политики как системы деятельности, политического пространства) и понятийного аппарата как инструментария этой науки. Трудность определения предмета политологии сегодня состоит в том, что многие авторы стремятся ответить на вопрос: “Что есть наука политология? ” А проблема, думается, лежит несколько в другой плоскости. Необходимо сосредоточить внимание на том, что политология делает, выделяя главное, из чего постепенно складывается эта наука (подходы, методы, понятия, модели), ее основные элементы, чтобы последние можно было, затем применять к анализу политической действительности, изучая политику, власть, политическую систему в их конкретной форме.

    Объектом  политологии, как и других, социально-гуманитарных дисциплин, является человеческое общество. В таком сложном многомерном  и разнообразном объекте, как  общество людей, политология занимает свою нишу - политическую сферу, политику.

    Поскольку политика есть специфическая форма  деятельности социальных групп и  индивидов, направленная на организацию  и использование политической власти, непосредственным предметом политологии  являются: сама политическая власть, ее сущность и структура; механизм распределения  и осуществления власти; легитимация  политической власти, т.е. ее способность  обеспечить себе поддержку со стороны  общества. Такой подход к содержанию предмета политологии доминирует в  отечественных и зарубежных исследованиях.

    Структура политологии в самом общем  смысле состоит из теоретического и  практического знания.

    Теоретическая политология формирует фундаментальные  знания о политической деятельности и процессах политического развития, разрабатывает концептуальный аппарат  науки, методологию и методы политических исследований.

    Прикладная  политология изучает проблемы преобразования политической действительности, анализирует  пути и средства целенаправленного  воздействия на политические процессы, предлагает конкретные рекомендации для  достижения практических результатов. Сфера ее внимания - технология и  техника организации власти, конкретная деятельность различных политических институтов, избирательные кампании, общественное мнение, особенности политической ориентации и политического поведения  различных социальных групп. Выводы прикладной политологии могут служить  основанием для формулирования положений  теоретической политологии.

    В процессе становления и развития политической науки оформились различные  теоретические подходы к изучению политики. Они определяются термином "парадигма", введенным в научный  оборот в 20-е гг. прошлого столетия американским историком науки и философии  Т. Куном.

    Методы  политологии

    Общепризнано, что методы исследования - это средства анализа, а также способы проверки и оценки теории. Некоторые авторы считают, будто не существует специфических  политологических методов, что исследование политической жизни характеризуется  определенной эклектичностью, симбиозом  методики гуманитарных исследований и  техники эмпирических исследований. Правда, какая из общественных наук может претендовать на чисто свои методы. Известное течение в политологии - эмпирико-аналитическое (сциентистское - представление о единстве наук), основано на такой позиции: всем наукам свойственны одни и те же научно-логические эмпирико-аналитические критерии.

    Методов познания действительности довольно много. Существует и их классификация. Говорят, например, о методике экспериментов, о методах обработки эмпирических данных, методах построения научной  теории, методах изложения научных  результатов. По другой классификации, методы делятся на философские, общенаучные и специально-научные. Так, методы, имеющие общенаучный характер - это сравнение, анализ и синтез, обобщение, восхождение от абстрактного к конкретному, индукция и дедукция, наблюдение. Есть и иная классификация. Она опирается на различие методов качественного и количественного изучения реальности. Образно говоря, методы можно квалифицировать и по такому признаку: с птичьего полета, с горы и из мышиной норы (Л. Гумилев). В настоящее время углубление взаимосвязи наук приводит к тому, что результаты, модели и методы одних наук все более широко используются в других, конкретизируясь в каждой отдельной науке.

    В политологии представляется возможным  разделить методы на две группы: традиционные и новые. К первой группе относятся следующие.

    Исторический  метод. Важность применения в политическом анализе исторического метода в  огромной степени обусловлена потребностями  политической практики, ибо своевременное  и правильное его применение позволит избежать проявлений волюнтаризма и  субъективизма в политике. Кроме  того, точное и полное отражение  истории изучаемого политического  явления, события предполагает также  воспроизведение конкретных черт и  специфических особенностей, присущих им в конкретных исторических условиях.

    Метод сравнения. С точки зрения формальной логики всякое сравнение - это действие, направленное на установление признаков  сходства или различия двух или более  сопоставимых событий, явлений, так  как “кто знает одно, не знает  ни одного”. Известно и высказывание Юма: “Если хотите знать греков и  римлян - изучайте англичан и французов”. Сравнительный метод в политике ориентирует прежде всего на раскрытие общих черт политической жизни разных стран, народов и эпох. Однако только этим он ограничиться не может, так как в политике мы имеем дело с системами особой сложности. К примеру, в политике, как нигде, большое значение имеют такие “подвижные переменные”, как личность лидера, динамика политических ситуаций, процессов, соотношение и расстановка политических сил; как участников политических событий, характер внешних и внутриполитических конфликтов, разработка, принятие и реализация политических решений, поведение избирателей и др. Поэтому сравнительный метод не может фиксировать лишь общие черты политических систем, режимов, а должен выявлять и специфику их функционирования и развития.

    Системный подход. В настоящее время он занимает одно из ведущих мест в научном  познании вообще. Наиболее широкое  применение системный подход находит  при исследовании сложных развивающихся  объектов - многоуровневых, как правило, самоорганизующихся. К ним, в частности, и относятся политические системы, организации, институты. При системном  подходе объект рассматривается  как множество элементов, взаимосвязь  которых обусловливает целостные  свойства этого множества. Например, среди политических институтов важное место принадлежит государству. При его анализе основной акцент делается на выявлении многообразия связей и отношений, имеющих место  как внутри государства (системы), так  и в его взаимоотношениях с  внешним окружением (другими политическими  институтами внутри страны, государствами). Государство структурно представлено многими элементами. Среди них  основным является аппарат управления, состоящий, в свою очередь, из сотен  элементов. Системный подход в политологии  одним из первых применил Д. Истон (США). Подробно его концепция изложена в теме "Политические системы".

    Структурно-функциональный анализ. Используя структурно-функциональный подход, политолог определяет важнейшие  структуры и пытается проследить их функции или же анализирует  определенные действия в обратном порядке - вплоть до структур, породивших их, не руководствуясь при этом какой-то конкретной связью между данной структурой и  функциями. Цель структурно-функционального  анализа состоит в количественной оценке тех изменений, к которым  данная система может приспособиться не в ущерб своим основным функциональным обязанностям

    Метод моделирования. Потребность в этом методе возникает тогда, когда исследование реального политического явления, события невозможно или затруднительно, слишком дорого или требует длительного  времени. Модель здесь выступает  как аналог реального политического  объекта. Моделированию подлежат: какой-либо механизм политической системы (скажем, механизм реализации политической власти) или же процесс (к примеру, процесс принятия решений), либо отдельный фрагмент функционирования системы (предположим, управление ею), институты, их элементы или объединения (государство, его органы, политический режим конкретно), взаимодействие с другими политическими системами (международные отношения) и т.п.

    Функции политологии

    Само  понятие “функция” (от лат. functio) означает совершение, исполнение, обязанность, круг деятельности.

    Реализуются функции политологии на многих плоскостях политической жизни и поэтому  могут быть соответственно дифференцированы. Выделим первую группу - “классических  теоретических функций”. В нее  входят:

    1) концептуально-описательная. Она состоит  в предоставлении исследователю  в рамках политологии и за  ее пределами определенного запаса  терминов, понятий и категорий,  а также правил описания отражающих  содержание политической действительности, охваченное в этих категориях  и понятиях. Это позволяет ответить  на вопрос “что и как делается? ”;

    2) объясняющая функция, предоставляющая  определенные объяснения политических  процессов и событий на основе  выявленных тенденций, фактов, закономерностей.  Это позволяет ответить на  вопрос “почему делается так,  а не иначе? ”;

    3) прогностическая функция. Ее назначение  состоит в формулировании предвидения  в соответствии с утверждениями,  которые прежде были использованы  для объяснения.

    Вторая  группа функций политологии носит  прикладной характер:

    1) методологически оценивающая. Она  представляет исследователю систему  методов и исследовательских  процедур. Это своего рода теория  политических технологий и политического  анализа; формулирование оценок  познавательной полезности результатов  этих исследований;

    2) интегрирующая функция, которая  состоит в создании возможности  использования достижений других  дисциплин. То есть насколько  данная наука на основе своего  языка (терминов, понятий, категорий)  и методического инструментария  способна сотрудничать с родственными  науками, обогащая себя и “соседа”.

    Третья  группа функций - реализуемые за пределами  науки:

    1) инструментально-рационализирующая  (управленческая), дающая субъектам  политики знания о политической  обстановке, ситуации и средствах  успешного воздействия на них.  Она отвечает на вопрос - “как  и почему? ” Политология выступает  здесь одним из элементов системы  средств, реализующих политические  цели и являющихся инструментом  формирования ситуации, оптимальной  для субъектов политических действий. Политология специально рассматривает  проблему выработки, принятия  и реализации политических решений,  выдает рекомендации для оптимальной  и эффективной политической деятельности;

    2) идеологическая функция, построенная  вокруг вопроса - “для чего? ”  Она состоит в перестройке  содержания функционирующих общественно-политических  ценностей, в обосновании существенной  связи ценностей, мотивирующих  действия участников политических  событий. Все рассмотренные функции  политологии отражают ее тесную  связь с жизнью. Их реализация  на разных уровнях политической  жизни показывает политологию  как науку действующую, как  одну из важных общественных  дисциплин, роль которой сегодня  в политической модернизации  России неуклонно возрастает.

    2. Структура политической  науки.

    Являясь единой по своей сути наукой, политология  внутренне дифференцирована и включает целый ряд более частных дисциплин, отражающих отдельные аспекты, стороны  политики и ее взаимоотношение с  обществом. Как считает немецкий ученый П. Ноак, политическая наука складывается из четырех важнейших дисциплин: политической философии, или политической теории; учения о политических институтах; политической социологии; теории международной политики.

    Кроме названных этим автором политических наук, их перечень может быть дополнен историей политических учений, политической антропологией, политической психологией, политической географией, политической экологией, политической астрологией  и т.п.

Информация о работе Политология, её содержание и функции