Политология, её содержание и функции

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 23:01, реферат

Описание работы

Политология - термин, образовавшийся из двух греческих слов: “politike” + “logos”, и буквально означает “политическая наука”. Исходное значение термина “наука” - “знание”. Наука - это система постоянно развивающегося знания, адекватно отражающая объективную реальность в понятиях. Следовательно, определение предмета политологии требует выяснения и анализа политической реальности как таковой (политической сферы, политики как системы деятельности, политического пространства) и понятийного аппарата как инструментария этой науки. Трудность определения предмета политологии сегодня состоит в том, что многие авторы стремятся ответить на вопрос: “Что есть наука политология? ” А проблема, думается, лежит несколько в другой плоскости. Необходимо сосредоточить внимание на том, что политология делает, выделяя главное, из чего постепенно складывается эта наука (подходы, методы, понятия, модели), ее основные элементы, чтобы последние можно было, затем применять к анализу политической действительности, изучая политику, власть, политическую систему в их конкретной форме.

Работа содержит 1 файл

Семинар № 1 и 2.docx

— 59.14 Кб (Скачать)

    Несколько условно все политические науки  можно разделить на две группы: дисциплины, изучающие непосредственно  саму политику, и науки, исследующие  ее взаимосвязь с остальным миром. К первым относятся политическая философия (в той мере, в которой  она изучает природу политики и ее общие законы), учение о политических институтах, теория международной политики, политическая история; ко вторым — политическая социология, поли­тическая психология, политическая география и др. Что же представляют собой важнейшие из этих наук?

    Политическая  философия — отрасль знаний, изучающая  политику как целое, ее природу, значение для человека, взаимоотношения между  личностью, обществом и государственной  властью и разрабатывающая идеалы и нормативные принципы политического  устройства, а также общие критерии оценки политики. Она стремится ответить на вопросы, почему и зачем существуют те или иные политические явления  и каковыми они должны быть.

    Предмет политической философии можно разделить  на три группы явлений. Во-первых, это  политические ценности, критерии оценки реальной политики с точки зрения морали, интересов крупных общественных групп или всего человечества. В этой области исследований создаются  нормативные теории, даются этические  оценки политическим институтам и процессам, разрабатываются идеалы и цели, а  также важнейшие пути их достижения.

    Во-вторых, предметом политической философии  являются наиболее глубокие основы политики. В отличие от эмпирических наук, опирающихся на частные наблюдаемые  факты и верифицируемые гипотезы, политико-философские знания основываются на теоретических рациональных изысканиях, обобщениях глобального исторического  опыта, логических рассуждениях, хотя и не исключают анализ конкретных фактов.

    В-третьих, эта наука анализирует способы  и средства познания политики, определяет смысл политических категорий, например таких из них, как власть, свобода, равенство, справедливость, государство, права человека, политическое поведение  и т.д. Без опоры на такие категории в конечном счете невозможны и эмпирические политические исследования.

    Таким образом, политическая философия служит общей методологической базой политических исследований, определяет смысл различных  концепций, выявляет универсальные  принципы и законы во взаимоотношениях человека, общества и власти, соотношение  рационального и иррационального  в политике, ее нравственные критерии и мотивационную основу, определяет границы и принципы государственной  власти и т.п. Политическая философия  была исторически первой формой существования  политической науки. Философские знания составляют ядро мировоззрения человека и политической культуры общества.

    Учение  о политических институтах представлено в первую очередь теориями политической организации общества, государства  и права, политических партий и других институтов. В рамках этого учения имеется множество относительно самостоятельных дисциплин. Так, например, учение о государстве и праве  помимо общей теории государства  включает целый комплекс юридических  дисциплин. Политические институты, традиционно  стоявшие в центре политических исследований, и сегодня занимают в них одно из важнейших мест.

    Теория  международной политики — область  политических исследований, предмет  которой — международные организации  и объединения (ООН, НАТО, ОВСЕ, Социнтерн, «Международная амнистия» и т.п.), внешнеполитическая деятельность государств, партий и общественных движений, международные  отношения. Она изучает также проблемы войны и мира, предотвращения и урегулирования международных конфликтов, формирования нового мирового порядка.

    Политическая  история изучает политические теории, взгляды, институты и события  в их хронолигической последовательности и связях друг с другом. Вся человеческая история в определенном смысле — это прошлая политика. Без знания истории невозможно понять и предвидеть будущее. Поэтому любые значительные политические исследования так или иначе предполагают обращение к политической истории.

    Эту группу составляют науки, занимающие промежуточное  положение между политологией и  другими науками. Важнейшей из них  является политическая социология -наука о взаимодействии между политикой и обществом, между социальным строем и политическими институтами и процессами. Она выясняет влияние остальной, неполитической части общества и всей социальной системы на политику, а также ее обратное воздействие на свою окружающую среду. Эта наука занимает промежуточное положение между политологией и социологией, примыкает как к одной, так и к другой из этих дисциплин. Она выделяется среди других наук о политике прежде всего социологическим подходом к исследованию своего предмета, требующим выяснения зависимости политики от общества, социальной детерминированности политических явлений.

    Политическая  социология использует как макросоциологический подход, предполагающий выяснение социальных основ власти, влияния конфликтов между социальными группами на политические процессы и т.п., так и микросоциологический метод, суть которого состоит в рассмотрении конкретных политических институтов как социальных организаций, в анализе их формальной и неформальной структур, методов руководства и т.д.

    Политическая  психология изучает субъективные механизмы  политического поведения, влияние  на него сознания и подсознания, эмоций и воли человека, его убеждений, ценностных ориентаций и установок. Эта наука  рассматривает человеческое поведение  как процесс и результат взаимодействия индивида со средой, при котором  действия личности определяются как  характером внешнего воздействия, так  и особенностями их восприятия и  осознания субъектом, который и  является непосредственным предметом  психологического анализа.

    Политико-психологические  исследования особенно широко применяются  при изучении электорального и иного  политического поведения, политического  лидерства, политической социализации, политического конфликта и сотрудничества. Относительно самостоятельным направлением этой науки является по­литический психоанализ, представленный в трудах З.Фрейда, Б.Буллита, Г.Лассуэлла, Э.Фромма и других.

    Политическая  антропология изучает зависимость  политики от родовых качеств человека: биологических, интеллектуальных, социальных, культурных, религиозных и др., а  также обратное влияние политического  строя на личность. Эта наука уделяет  большое внимание исследованию элементов  политики в примитивных этнических сообществах с родоплеменным  строем.

    Политическая  география исследует взаимосвязь  политических процессов с их пространственным положением (например в зависимости от близости к океану, к сильным государствам и т.п.), территориальными, экономико-географическими, климатическими и другими природными факторами.

    Политическая  астрология занимается выяснением влияния  космоса, расположения звездных светил, солнечной активности, фаз Луны и  т.д. на политические события и политическое поведение. Хотя многие выводы этой дисциплины носят гипотетический или даже весьма сомнительный характер, отдельные ее положения, например влияние солнечной  активности на массовое политическое поведение, политическую активность, заслуживают  внимательного учета в практической политике, особенно в кризисных ситуациях.

    Реальные  политические исследования обычно полидисциплинарны и не укладываются в рамки отдельных политических наук. Так, например, если мы хотим получить глубокие разносторонние знания о политической партии, то должны изучить социальный и демографический состав партии и ее электората (предмет политической социологии), ее формальные организационные структуры, устройство и нормы функционирования (теория политических институтов), психологию политических лидеров и членов (политическая психология), историю возникновения и партийные традиции (политическая история) и некоторые другие аспекты.

    3. Место политологии  в системе наук  об обществе

    В демократических системах наука  о политике - важный фактор социализации граждан, воспитания у них уважения к правопорядку и обеспечивающим его институтам, формирования устойчивой политической культуры, ориентированной  на общечеловеческие ценности.

    В российском обществе наука о политике способствует становлению демократического менталитета, воспитанию таких качеств, как политическая толерантность, готовность к компромиссам и консенсусу, умение в рамках законов выражать и защищать свои интересы, предотвращать или  относительно безболезненно разрешать  социальные конфликты.

    В связи с тем что политика - явление сложное и многогранное, кроме политологии ее исследованием занимаются и смежные области обществознания.

    Так, политическая философия служит методологической базой политических исследований. Она  изучает мировоззренческие, нормативные  и ценностные основы политики.

    Политическая  социология изучает влияние социальной среды на политику и ее обратное влияние на эту среду. Она занимает промежуточное положение между  политологией и социологией, примыкая к обеим дисциплинам.

    Политическая  психология изучает субъективные механизмы  политического поведения, влияние  на него сознания и подсознания, эмоций человека.

    Политическая  антропология изучает влияние расовых  и этнических факторов на политическое поведение человека.

    Политическая  география исследует взаимосвязь  политических процессов с природными факторами - территориальными, ресурсно-сырьевыми  и климатическими.

    Геополитика изучает связи и взаимодействие политики и пространственных факторов - географических, экономических, культурных, коммуникационных.

    Политическая  история исследует процессы развития политической жизни общества, становления  государственных институтов, партий, движений.

    Подход  к определению природы политической науки как одной из наук, изучающих  политику, характерен для европейской  традиции, но не является единственным. Другой подход к этой науке существует в США, где она рассматривается  как общая наука о политике, интегрирующая основные отрасли  политического знания - политическую философию, политическую теорию, политическую социологию, политическую психологию и политическую антропологию.

    На  самом деле политические исследования осуществляются на стыке наук, изучающих  политику. Политология взаимодействует  и с целым рядом так называемых формальных наук - логикой, кибернетикой, статистикой, общей теорией систем.

    Семинар № 2

    1. Политические идеи  древнего мира  и средневековья.

    В политических взглядах Древнего Востока  превалировала мысль о божественном  происхождении государства. Однако тенденция отхода от подобных взглядов в этих странах прослеживается уже  в Х1-V11 столетиях до нашей эры. Она нашла отражение в ряде учений мыслителей Индии, Китая, Персии и других стран. 

    В развитии древнеиндийской политической мысли важное место занимает трактат "Артхашастра", специально рассматривающий вопросы государственного управления. В нем доминирует идея сильной централизации государственной власти и неограниченной власти царя всей экономической и политической жизни рабовладельческого общества. В интересах сохранения власти царь может нарушать законы и использовать любые средства.

    В начале первого тысячелетия до н.э. в Древней Индии появились "Законы Мацу", в которых обожествляется социально-политическое неравенство, закрепленное в виде разделения всех людей на "варны" или касты, из которых одни -"высшие", другие - "низшие", т.е. определенная социальная пирамида, на вершине которой восседают царь и его советники, наиболее богатые и знатные люди - брахманы.

    В середине первого тысячелетия в  противовес этим законам появляются различные религиозные течения, которые выдвигают идеи духовного  равенства всех людей независимо от принадлежности к той или иной варне /касте/. Одной из таких религий был буддизм. Своим острием он был направлен против брахманов и их идеологии. В раннем буддизме встречаются идеи о том, что первоначально все люди  жили счастливо, были равны и свободны. Однако после того, как появились воровство и обман возникло социальное неравенство. Отказ буддизма признать справедливой систему варн находил широкий отклик в народе, но уже в 111 в. до н.э., подвергшись соответствующей "обработке", он был превращен в официальную государственную религию Индийской империи.

    История древнего китайского рабовладельческого общества характеризуется ожесточенной борьбой рабовладельцев и рабов, родовой знати и разоряющихся общинников. Острота классовых конфликтов обусловила борьбу различных направлений  политической мысли. Господствующей была политическая идеология рабовладельческой  знати, в которой значительное место  уделялось обоснованию идеи божественной природы царской власти. Царь был "сын неба", осуществляющий государственное  управление по велению неба.

Информация о работе Политология, её содержание и функции