Политика в государстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2012 в 11:37, реферат

Описание работы

Теория демократии — совокупность утверждений и предположений описательного, аналитического и нормативного характера, которые фокусируются на основах демократии и демократических институтах. В современной теории демократии есть три основных направления: феноменологическое, объяснительное и нормативное. Феноменологическая теория описывает и классифицирует существующие демократические системы. Объяснительная теория пытается установить, чьи предпочтения играют роль при демократии, какими должны быть процедуры принятия решений, как избежать нежелательных последствий.

Работа содержит 1 файл

5.doc

— 449.50 Кб (Скачать)

Палата Представителей представлена 110 депутатами, избрание которых осуществляется на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при помощи тайного голосования. Депутатом Палаты представителей может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 21 года.

Вторая палата Национального собрания Республики Беларусь – Совет Республики, в соответствии с 91 статьей Конституции Республики Беларусь, является палатой территориального представительства.

Она представлена 64 депутатами, избрание которых в отличие от Палаты Представителей, осуществляется на заседаниях депутатов местных Советов депутатов каждой области и города Минска в частности. Кроме того, восемь членов Совета Республики назначаются Президентом Республики Беларусь. Сходным моментом является то, что избрание каждой восьмерки депутатов происходит также, тайным голосованием, как и при избрании депутатов Палаты Представителей.

Членом Совета Республики, в отличии от Палаты Представителей, может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 30-летнего возраста и проживающий на территории соответствующей области или города Минска не менее пяти лет.

Перечень полномочий палат Парламента Республики Беларусь достаточно широк. В данной контрольной работе будет указан перечень основных функций обеих палат, остальные функции можно увидеть в Конституции Республики Беларусь.

2. Правовое положение и статус правительства Республики Беларусь

Общее понятие правительства

Итак, в наиболее распространенном понимании правительство – это коллегиальный орган наиболее универсальной компетенции, который осуществляет исполнительную и распорядительную власть в стране.

Правительство Республики Беларусь – Совет Министров Республики Беларусь

Центральным органом государственного управления в Республики Беларусь является Совет Министров Республики Беларусь, который осуществляет исполнительную власть в государстве.

Совет Министров (Правительство Республики Беларусь) является коллегиальным центральным органом государственного управления Республики Беларусь, осуществляющим в соответствии с Конституцией Республики Беларусь исполнительную власть в Республике Беларусь и руководство системой подчиненных ему республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, а также местных исполнительных и распорядительных органов. Компетенция Совета Министров определена Конституцией Республики Беларусь и Законом Республики Беларусь от 23 июля 2008 г. № 424-З «О Совете Министров Республики Беларусь».

В состав Правительства Республики Беларусь входят:

                    Премьер-министр Республики Беларусь;

                    Глава Администрации Президента Республики Беларусь;

                    Председатель Комитета государственного контроля Республики Беларусь;

                    Председатель Правления Национального банка Республики Беларусь;

                    заместители Премьер-министра Республики Беларусь;

                    министры;

                    председатели государственных комитетов;

                    Руководитель Аппарата Совета Министров Республики Беларусь;

                    Председатель Президиума Национальной академии наук Беларуси;

                    Председатель Правления Белорусского республиканского союза потребительских обществ;

                    иные должностные лица по решению Президента Республики Беларусь.

Работой Правительства руководит Премьер-министр, который назначается на эту должность Президентом Республики Беларусь с согласия Палаты представителей.

Кроме того Правительство РБ обладает определенными полномочиями в экономической, финансовой, кадровой, а также в некоторых других сферах государственной деятельности, полный перечень Полномочий Правительства РБ можно найти в Конституции Республики Беларусь.

3.                  Институт президентства в Республике Беларусь

Республика Беларусь является унитарным, демократическим, социальным, правовым государством. Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и граждан выступает Президент.

В Беларуси институт президентства был введен в 1994 году, когда наиболее остро стала ощущаться объективная необходимость в его учреждении.

Кроме того, выйти из экономического кризиса в стране можно было только посредством быстрого реагирования, принятия и реализации рациональных решений, что могла обеспечить сильная президентская власть.

Институт президентства в Республике Беларусь был введен в 1994 году одновременно с принятием новой Конституции, согласно которой Президент Республики Беларусь являлся главой государства и исполнительной власти.

Совет Безопасности готовит проекты решений и указов Президента, рассматривает законопроекты, касающиеся безопасности страны, осуществляет контроль за реализацией органами исполнительной власти стратегии в области внутренней, внешней и военной политики, военно-технического сотрудничества и информационной безопасности.

4. Принципы построения и роль судебной власти в Республике Беларусьобрание власть президент

Общее понятие судебной власти и правосудия

Если законодательная власть осуществляется парламентом, Национальным Собранием РБ, исполнительная – правительством, Советом Министров РБ, то судебные полномочия, судебная власть осуществляется не каким-либо единственным судом, а всей системой судов в совокупности.

Судебная власть имеет две основные функции. Одна функция вполне очевидная, тем более для бывшего советского человека. Это функция наказания за нарушение государственных предписаний и законов. Вторая функция, о которой никогда не говорили во времена советской власти, – это функция рассмотрения споров и конфликтов между государством и гражданином.

Кроме этого, встречается и третья функция суда – разрешение конфликтов между государственными структурами, в которых отдельный человек не выступает. Например, рассмотрение конфликтов между автономными единицами, субъектами федерации, местными органами власти, центральными органами власти.

Характеризуя суд и судебную власть, следует упомянуть одно рассуждение, которое встретилось в литературе. Речь шла о том, что судебная власть, изо всех других властей наиболее слабая, поскольку в отличие от законодательной она не опирается на волю избирателей. А в отличие от исполнительной власти она не опирается на силу, на силовые структуры, поскольку ими не располагает. Но сила судебной власти в ее авторитете, в уважении, которое питают к ней граждане и государственные органы. Если такое признание есть, значит, судебная власть сильна. Если же нет, она превращается в ничто. В цивилизованных странах, таких как Республика Беларусь, Российская Федерация, Европейский Союз, с устойчивой многовековой демократической традицией, любое судебное решение исполняется, если даже оно не кажется справедливым. Решение суда – это закон.

Понятия судебная власть и правосудие – это взаимозаменяемые понятия. Это разные обозначения одного и того же явления. Можно сказать, к примеру, что судебная власть реализуется путем осуществления правосудия. Если раскрывать эти понятия более подробно, то чаще всего пишут, что судебная власть осуществляется путем реализации правосудия, которое бывает уголовным, гражданским, административным, конституционным. Судебная власть – понятие сложное, многозначное, многоэлементное. Но сердцевину его составляет тот факт, что правосудие осуществляется только судом. Т.е. лицами, призванными осуществлять эту деятельность государства, прошедшими специальную процедуру назначения и избрания, имеющие специальное образование, опыт, соответствующие моральные качества. Эти лица (судьи) отправляют правосудие и составляют (персонифицируют) суды в любом государстве.

Размещено на Allbest.ru

Вопрос  16

2.1. Формирование партийной системы в Беларуси
Формирование партийной системы в Беларуси, как и в других возникших после распада СССР суверенных государствах, носит весьма сложный характер.
Этот процесс, начавшийся в 1990 году, постепенно стал набирать все более ускоряющиеся темпы: в 1990 году была зарегистрирована лишь одна партия, в 1991 — пять, в 1992 — шесть, в 1993 — шесть, в 1994 — 16. Всего к началу избирательной кампании по выборам в Верховный Совет Республики Беларусь 13-го созыва в 1995 году в стране в качестве политических партий было зарегистрировано 34 общественных объединения.
На начало 1998 года, по данным Министерства юстиции, в республике было зарегистрировано всего более двух тысяч общественных объединений и фондов, 41 политическая партия, 38 свободных профсоюзов, 4 профсоюзных объединения. При этом активность населения по созданию общественных объединений не спадает. Только в 1997 году зарегистрировано 421 объединение. В результате объединения отдельных партий, а также их самоликвидации 6 политических партий были исключены Министерством юстиции из Государственного реестра политических партий. В марте 1998 года решением Верховного Суда Республики Беларусь еще 6 политических партий были ликвидированы. В настоящее время осталось 29 политических партий.
При всем многообразии партийно-политической палитры сегодняшнего белорусского общества четко обозначились три группы политических партий и общественных движений: 1) партии правого толка — в основном либеральной, антикоммунистической направленности; 2) демократические партии центристского характера; 3) партии левого крыла политических сил — коммунистической, социалистической ориентации.
К первой группе следует отнести партии, которые ставят своей программной целью форсирование капитализации Беларуси по западноевропейскому образцу, обосновывая ее необходимость включением страны в "мировую цивилизацию" (Партия Белорусского Народного Фронта, Крестьянская партия, Объединенная гражданская партия, Национально-демократическая партия, Христианско-демократический союз и другие).
Во вторую группу можно включить партии, которые выступают за социально ориентированную рыночную экономику, проведение реформ при сильной социальной защите населения со стороны государства. В их числе Белорусская социал-демократическая партия "Народная Громада", Партия всебелорусского единства и согласия и некоторые другие. Левая сторона политического спектра включает в себя Партию коммунистов Белорусскую, Коммунистическую партию Белоруссии, Республиканскую партию труда и справедливости, Белорусскую социалистическую партию и др. В чем особенность белорусской многопартийности?
Белорусское общество находится на начальном этапе формирования многопартийности, который развивается крайне противоречиво и имеет свои особенности.
Во-первых, в республике пока отсутствует полноценная социальная база для многопартийности, общество не структурировано, не дифференцировано в социально-политическом плане, социальные слои и группы со своими специфическими интересами только начинают складываться. Поэтому существующие в стране общественные организации, объединения, партии и движения, претендующие на выражение и представительство в структурах власти интересов социальных групп, внешне характеризуются чрезвычайным идейно-политическим разнообразием.
Во-вторых, по количественному составу большинство политических партий крайне малочисленны. Многие из так называемых партий с трудом смогли перешагнуть необходимый для регистрации в Министерстве юстиции рубеж в 500 человек. По сути дела почти все политические образования, которые зарегистрированы в качестве партий, являются пока лишь протопартиями, а не партиями в полном смысле этого понятия. Используя терминологию Министра юстиции Республики Беларусь Г.Воронцова, на белорусском партийном небосклоне в основном не "звезды", а "карлики", многие из которых практически бездействуют. По данным Министерства юстиции, опубликованным в газете "Звязда" 3 марта 1998 года, среди самых многочисленных партий — Партия коммунистов Белорусская (Калякин) — 10 429, Либерально-демократическая партия (Гайдукевич) — 3985, Коммунистическая партия Белоруссии (Чикин) — 7011, партия Белорусского Народного Фронта (Позняк) — 2338, Объединенная гражданская партия (Богданкевич) — 2500, Белорусская социал-демократическая партия "Народная Громада" (Статкевич) — 1729, Социал-демократическая партия народного согласия (Сечко) — 1795, Белорусская крестьянская партия (Лугин) — 1647, Белорусская патриотическая партия (Баранкевич) — 1342. Необходимо отметить, что, по итогам запроса Министерства юстиции в начале 1998 года о численном составе политических партий и их деятельности, количество членов почти всех партий в течение пяти лет уменьшилось в несколько раз. Например, на момент регистрации в рядах Белорусской крестьянской партии состояло 16 тысяч человек, Либерально-демократической партии — 19, Партии БНФ — 5, Партии коммунистов Белорусской — 20 тысяч человек.
В-третьих, формирование политических партий в республике проходило в период тотального кризиса общества и намного опережало психологическую готовность населения к осознанию и восприятию происходящих перемен. Поэтому не случайно почти 60 процентов населения республики не поддерживали ни одной партии, а более 28 процентов не знали о том, какие партии или общественные движения есть в республике.
В-четвертых, становление партий в течение четырехлетнего периода, вплоть до принятия 5 октября 1994 года Закона Республики Беларусь "О политических партиях", проводились на основании утратившего свою силу Закона СССР "Об общественных объединениях", принятого в октябре 1990 года, и "Временного положения о порядке образования и деятельности общественных объединений граждан в Белорусской ССР" (1990 год). Эти документы лишь номинально регламентировали создание партий и их регистрацию, обретение ими юридического лица, вступление в блоки, участие в избирательном процессе и т.д. В документах отсутствовали четкое политическое и правовое толкование понятия "политическая партия", определение места партии в политической системе и их прав, принципы взаимоотношений с органами государственной власти, источники финансирования политической деятельности партий. В-пятых, между политическими партиями не достигнуто взаимопонимание. Об этом свидетельствует само существование однотипных партий. Например, действуют три партии экологического характера, две — спортивного, столько же партий ставят своей задачей упрочение республиканского строя в стране, две партии апеллируют к гражданам с коммунистическими идеями.
Несомненно, каждая из партий имеет право на свою социальную нишу, на свои предпочтения и особенности. Но нередко это лишь амбициозные устремления лидеров партий, которые оборачиваются недоверием избирателей на выборах. Понятно, это — болезнь роста, развития. К сожалению, она пока прогрессирует.


2.2. Состав партий Надо признать, что наиболее массовыми являются партии коммунистов (их в республике две), ОГП, партия БНФ, Белорусская социал-демократическая партия "Народная Громада", ЛДП, Аграрная партия, Белорусская крестьянская партия, Белорусская партия женщин "Надзея". Какова политическая ситуация в этих партиях и насколько влиятельны они в обществе?
С ноября 1996 года в республике две коммунистические партии: Партия коммунистов Белорусская (ПКБ), которую возглавляет С. Калякин и Коммунистическая партия Белоруссии (КПБ) во главе с В.Чикиным. Разница между ПКБ и КПБ до сих пор ясна далеко не всем. Раскол во всегда отличавшемся монолитностью коммунистическом движении вызвал много вопросов, кривотолков и комментариев.
Следует отметить, что наличие коммунистической многопартийности в некоторых странах — это не исключение, но действуют они слаженно. Например, в России восемь коммунистических партий, все они находятся в оппозиции к режиму Ельцина, и отличие между ними состоит лишь в том, какую тактику борьбы с президентом избрать. В Беларуси ситуация складывается по-другому.

В июне 1996 года в результате раскола часть членов Белорусской социал-демократической Громады (БСДГ) во главе с Н.Статкевичем объединилась с активно поддерживающей Президента Республики Беларусь Партией народного согласия (ПНС). В январе 1997 года по просьбе Статкевича Минюст ликвидировал БСДГ и зарегистрировал Белорусскую социал-демократическую партию "Народная Громада" (БСДП-НГ), в состав которой вошли и известные в республике политики: М.Гриб и Г.Таразевич. По мнению значительной части руководства БСДГ, достаточных юридических оснований для ликвидации партии не было, поэтому они образовали в марте 1997 года оргкомитет по возрождению БСДГ, председателем которого был избран С.Шушкевич. В настоящее время в Министерство юстиции поданы документы для регистрации партии "Белорусская социал-демократическая Громада".
Лидер ПНС Л.Сечко, заявив о выходе из "Социал-демократического союза", зарегистрировал в мае 1997 года новую партию под названием "Социал-демократическая партия народного согласия (ПНС). В СМИ активно обсуждались дела белорусских социал-демократов, их споры за "первородство", причины раскольнической деятельности их отдельных лидеров. Секретарь ЦК "Народнай Громады" М.Гриб, считая нецелесообразным образование еще одной партии социал-демократического направления, сожалеет, что "С.Шушкевiч з прычыны свайго амбiцыйнага характару, расколвае беларускую сацыял-дэмакратыю i тым самым фактычна садзейнiчае iнтарэсам кiруючай наменклатуры" С.Шушкевич убежден, что "социал-демократическое движение в Беларуси предельно ослаблено альянсами руководителей БСДГ с пропрезидентскими антидемократами типа Сечки, Долголева, Пашкевича и их марионеточными организациями"
К центристским демократическим партиям, согласно их программных документов, относится Либерально-демократическая партия (ЛДП) во главе с С.Гайдукевичем. Надо признать, что ни одна партия в республике не имеет столько печатных изданий (две республиканские газеты: "Республиканские ведомости. Правда Гайдукевича" и "Либеральная газета", а также три региональные). В 1996 году создан Либерально-демократический белорусский союз молодежи, а в 1997 году зарегистрированы Женская Либеральная ассоциация и Либерально-демократическое женское правозащитное движение.
Однако в руководстве БНФ уже давно нет единства по вопросу о тактике деятельности. Это продемонстрировал очередной съезд БНФ, который состоялся в июне 1997 года.
Руководство БНФ раскололось на две группировки: "позняковцев" и "внутрипартийную оппозицию" во главе с Ю.Ходыко. Следствием их противостояния стал процесс потери управляемости организацией, который низвел партию БНФ до уровня карликовых партий.
В СМИ было опубликовано немало материалов о "междоусобных разборках" и "банальных интригах" за лидерство внутри БНФ, а также их принципиальных разногласиях с лидерами партий, входящих в "объединенную оппозицию", в частности, ОГП.
З.Позняк, уловив тенденцию падения авторитета БНФ, некогда влиятельной оппозиционной силы, и объективно оценивая развитие событий в республике, в письме из эмиграции руководству БНФ отметил, что в последнее время в среде белорусской оппозиции наблюдается "паралич сил". "Ситуация обретает черты политического болота и никуда не движется. Еще полгода такого паралича — и Белорусский народный фронт как серьезная оппозиционная сила перестанет существовать и будет вытеснен на периферию общественной жизни" Спасая сложившееся положение, руководство БНФ выработало новую политическую линию, предложив развить "мирное белорусское освободительное движение", состоящее из пяти стратегических направлений деятельности. Главные из них: акции по сбору подписей за отставку президента и получения гражданства Белорусской Народной Республики (БНР). Проведение этих акций изначально обречено на провал, так как они не только нежизненны и нереальны, но и свидетельствуют о глубоком кризисе в рядах оппозиционной партии Белорусского Народного Фронта.
Подтверждают этот вывод и материалы многочисленных социологических исследований.
По результатам мониторинга, проведенного в декабре 1997 года, 55 процентов опрошенных заявили о своем доверии институту президентства, который полностью отождествляется с личностью А.Лукашенко.
Высокий рейтинг Президента А.Лукашенко, который с осени 1994 года держится на уровне 50 процентов — бесспорный социологический факт.
Особую роль среди оппозиционных партий занимает Объединенная гражданская партия (ОГП), которая образовалась в 1995 году в результате объединения Объединенной демократической и Гражданской партий. Программа и Устав партии определяют ее как политическую партию либерально-консервативной направленности. ОГП можно назвать кадровой партией, в ее составе много известных белорусских политиков, она достигла определенных популистских успехов.
По результатам социологических рейтингов последних двух лет в числе наиболее влиятельных политических партий и Белорусская партия женщин "Надзея". Это, пожалуй, одна из немногих партий, среди руководства которой отсутствуют амбиции и борьба за лидерство. Популярности этой партии способствуют и более 20 женских организаций, действующих в республике. Несмотря на различную политическую ориентацию, они сотрудничают, разрабатывают общие программы и участвуют в совместных акциях. И это вселяет оптимизм и вызывает доверие у населения.

Информация о работе Политика в государстве