Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2012 в 11:37, реферат
Теория демократии — совокупность утверждений и предположений описательного, аналитического и нормативного характера, которые фокусируются на основах демократии и демократических институтах. В современной теории демократии есть три основных направления: феноменологическое, объяснительное и нормативное. Феноменологическая теория описывает и классифицирует существующие демократические системы. Объяснительная теория пытается установить, чьи предпочтения играют роль при демократии, какими должны быть процедуры принятия решений, как избежать нежелательных последствий.
Внешнеполитическая концепция реализуется через внешнеполитический курс – целевую направленность данной деятельности государства. Анализ конкретной внешней политики кроме понятийного аппарата требует учета факторов влияния на нее, а также механизмов и условий их воздействия. Эти факторы подразделяют на: внутренние социально-экономические и политические отношения; субъективный фактор; международные отношения.
Внутренние общественные отношения воздействуют на внешнюю политику по различным направлениям. Так, экономическая структура определяет экономический и военный потенциал; этно-национальная – проблемы несовпадения государственных и этнических границ; политический режим – международный имидж. Но главное в том, что экономические отношения формируют коренные интересы социальных сил, которые лежат в основе политики государства, как во внутренней, так и внешней сферах. Поэтому сущность политики внутренней и внешней во многом совпадает, так как определяется социально-экономической и политической природой государства. Различно у них содержание, так как в значительной мере зависит от среды реализации. Утверждение, что внутренняя политика определяет внешнюю основано на признании главной роли общественных отношений. Однако в реальной деятельности государства между двумя направлениями нет зафиксированного соподчинения. Известны следующие варианты взаимодействия: внешняя политика служит внутренним целям (например, создание внешних благоприятных условий для реформирования экономики); подчинение внутренней политики внешним целям (например милитаризация общества с экспансионистскими целями); внешняя политика служит средством отвлечения внимания народа от внутренних проблем (например, спланированная провокация с целью обострить международную обстановку).
Таким образом, сущность внешней политики современного государства определяется национально-государственными интересами, которые обусловлены характером социально-экономических и политических отношений. Содержание же конкретного внешнеэкономического курса зависит как от внутренних общественных отношений, так и от системы международных отношений и субъективного фактора.
Таким образом, эффективность осуществления внешнеполитических функций обеспечивается конституционно-правовой основой: выбором формы внешней политики, адекватной геополитическому положению, потенциалу и характеру международной системы; дипломатическими методами, основанными на балансе интересов.
2. Международные отношения являются объектом исследования многих общественных дисциплин. Ведущая роль среди них отводится политической науке, так как только она непосредственно изучает деятельность государственной власти, а международные отношения – это прежде всего отношения государств. Сложность объекта исследования (отсутствие центрального ядра власти и управления, наличие полицентризма, перевес гетерогенных факторов над факторами объединяющими, большая роль стихийных процессов и субъективных факторов), а также различные научные подходы обусловили наличие нескольких теорий международных отношений. Так, теория международного общества исходит из того, что, благодаря внедрению в жизнь государств принципов права и морали, происходит преобразование человечества в единое общество с мировым правительством. Теория факторов рассматривает мир как поле динамических отношений взаимодействующих сил, которые зависят от политических, экономических, социальных, психологических факторов. Материальные факторы определяют силу, а другие её направление. Теория отождествления международных отношений с международной политикой определяют её как равнодействующую внешних политик государств. Сущность международных отношений заключается в захвате, осуществлении и укреплении власти участниками отношений в специфических условиях международной среды. Правда, тут возникает вопрос: имеет ли категория власти в международных отношениях универсальный характер, или используется только при отношениях с позиции силы? Возрастание роли права, международных организаций, коллективных действий по обеспечению мира – ставят под сомнение власть на основе силы как решающее средство реализации национальных интересов. Поэтому в определении международных отношений акцент перемещается с власти на объективное стремление всех участников к максимальной реализации своих интересов. Одним из вариантов определения может быть следующий: международные отношения – это процесс взаимодействия суверенных (государств) и несуверенных (организаций, движений) участников с целью создания наиболее благоприятных условий их функционирования и развития, закрепленный в определенном мировом или региональном правовом порядке.
В зависимости от сферы взаимодействия выделяют виды международных взаимоотношений: политические, экономические, идеологические, военные, культурные. На основании соотношения интересов участников международных отношений выделяют формы взаимоотношения: противостояние; сотрудничество; приспособления государств, основанные соответственно на отличии, совпадении и согласовании интересов.
Политическая наука анализ мировой политики осуществляет на основе системного подхода. Международные отношения рассматриваются как система взаимодействия субъектов международной политики. Международная система (МНС) – ключевое понятие международных отношений. Структура, участники МНС и внешняя среда придают качественное своеобразие МНС. Структура как способ связи в системе состоит из: центросиловых отношений – отношений между ведущими странами на данном историческом этапе; узлов противоречий – ограниченном в пространстве комплексе отношений, который характеризуется конфликтностью и нестабильностью; структурной надстройки – международных правительственных и неправительственных организаций и международного права.
Основной участник МНС – государство. Это единственный общенациональный институт, который имеет полномочия осуществлять внешнюю политику, заключать договора и давать гарантии. Субъектами международных отношений являются также негосударственные нации, международные организации, разные социальные институты, группы и индивиды. Внешняя среда МНС – мировая экономика и социальная сфера. Понятие мировая экономика представляет собой сумму всех экономических потенциалов. Она оказывает решающее воздействие на мировую политику.
Международная система выполняет свои функции через мировые и региональные политические, правовые, экономические и культурные структуры. К числу основных принадлежат организации глобального (ООН с её руководящими органами, Международный банк, МВФ, ЮНЕСКО, ВООЗ), глобально-регионального (Большая семерка, ОБСЕ), регионального (ЕС, НАТО, ОАГ, ОАЕ, АСЕАН) масштаба.
Качественные изменения субъектов МНС, кардинальные перемены внешней среды ведут к структурным сдвигам и историческому развитию международных отношений. История демонстрирует качественно различные системы. В качестве критерия типологизации выступают характер центросиловых отношений в МНС и борьба за максимальную власть на международной арене. Можно определить следующие типы:
1) Система баланса сил – классическая ситуация второй пол. XIX – первой пол. ХХ вв., когда каждое ведущее государство стремиться обеспечить свою безопасность, создавая различные союзы. Коалиции и войны направлены против государств, которые стремились к господству. После второй мировой войны эта система преобразовалась в биполярную.
2) Биполярная система характеризуется противостоянием двух сверхдержав или блоков. Устойчивость такой системы основана на сдерживающем факторе ядерного оружия, а также посреднической деятельности универсальной организации.
3) Универсальная система возможна в случае передачи ряда политических полномочий универсальной организации.
4) Иерархическая система прогнозируется как результат усиления роли международной организации или установления власти одной сверхдержавы.
5) Система «вето» – полицентричная система, где несколько государств владеют ядерным оружием и не склонны заключать союзы.
Сегодня мы имеем переходный период, когда старая биполярная система отошла в прошлое и формируются новые центры международных отношений и новая структура.
Современные геополитические теории стремятся определить перспективу создания нового баланса сил после распада СССР и биполярной системы международного порядка.
Международные отношения базируются на двух основных принципах: силе и праве. В вопросе их соотношения существуют две противоположные позиции. «Силовой подход» признает примат силы. Право придает только внешнюю респектабельность международной системе, стабильность же основана на страхе и силе. Противоположная сторона отстаивает идею безусловного выполнения норм права и необходимость наднационального законодательного органа. Современная тенденция соотношения права и силы такова: чем больше политика превращается в инструмент согласования интересов государств, тем больше увеличивается сила права и тем меньшую роль имеет право силы.
Международное право возникло вместе с межгосударственными отношениями и вызвано потребностью обеспечения их стабильности и взаимовыгодности. Международное право определяется как способ оформления и закрепления в обычаях и договорах политических, экономических и других отношений между государствами. Большое значение приобрели резолюции и решения международных организаций, в первую очередь ООН. Она выполняет координирующую и регулирующую роль. Так же она имеет механизмы, защищающие законные права и интересы государств. Международное право иногда представляют как согласование воль государств в отличие от государственного с законами и механизмами принуждения.
Содержание международного права составляют общепризнанные нормы и принципы. Под нормой МП понимается правило поведения, которое признается государствами и другими субъектами МП в качестве юридически обязательного. Наиболее значимые нормы называются принципами МП. Нарушение каким-либо государством принципа международного права другими государствами рассматривается как посягательство на международный правопорядок. Содержание норм и принципов определяется историческим этапом международных отношений. Современный международный порядок основывается на принципах и нормах МП, зафиксированных в Уставе ООН (1945 г.), документах Хельсинского заключительного акта СБСЕ (Совещание по Безопасности и Сотрудничеству в Европе, 1975 г.), Парижской хартии для новой Европы (1990 г.). Сущность этого порядка выражается в десяти принципах: принцип суверенного равенства государств; принцип неприменения силы и угрозы силой; принцип нерушимости государственных границ; принцип территориальной целостности государств; принцип мирного разрешения международных споров; принцип невмешательства во внутренние дела; принцип всеобщего уважения прав человека; принцип самоопределения народов и наций; принцип сотрудничества; принцип добросовестного выполнения международных обязательств.
Международные организации подразделяются на межправительственные, создаваемые на основе многосторонних международных договоров и объединяющие государства (ООН, ЮНЕСКО, МСС, ОАЕ и др.), и неправительственные, включающие национальные общественные организации (ВПФ), частных лиц (Совет Пагуошского движения), города (Всемирная федерация породненных городов), научные учреждения (Международный совет научных союзов) и др. объединения. Подразделяются они также на всемирные и региональные.
Международные организации являются важных субъектом международных отношений и оказывают в последние годы все большее влияние на мировой политический процесс в целом.
Вопрос 42
Геополитика глобализации
3.1 Замысел геополитики глобализации
Проблемы глобализма затрагивают мировые взаимоотношения стран и характеризуют процессы становления единого мирового хозяйства. И в рамках этих процессов ведется полемика "глобализм" или "антиглобализм". В основе любой геополитической стратегии лежит то или иное двойственное отношение (монада). В самом общем случае смысл двойственного отношения, характеризующую политику любого государства можно свести к монаде "нужды государства - удовлетворение нужд". Свойства этой монады, применительно к маркетинговым стратегиям поведения фирм на рынках товаров были подробно рассмотрены при обосновании соответствующих маркетинговых стратегий. Мы все должны четко осознать, что смысл глобализации зависит от смысла геополитики. Глобализация и геополитика в современную эпоху имеет один и тот же смысл. Поэтому от смысла геополитики будет зависеть смысл глобализации. Глобализм - категория двойственная. Есть "позитивный глобализм" есть "негативный глобализм". Какие качества и свойства отображаются в этих категориях? Уже из названия самих категорий вытекает их интуитивная Суть. Позитивный глобализм отражает "Добро", негативный глобализм-Зло. И эта двойственная категория, в соответствии с природными операционными механизмами, должна быть уравновешена.
Развитие современной цивилизации характеризуется сегодня политикой глобализации, которую формирует мировая правящая элита, преследуя при этом свои собственные узкокорыстные эгоинтересы. Поэтому такая глобализация в принципе направлена против большинства и, следовательно, такая глобализация является негативной.
В противовес этой политики глобализации геополитика позитивного глобализма должна служить интересам большинства. Следовательно, целевые функции позитивного и негативного глобализма имеют противоположные "заряды". И это непосредственно видно из монадных весов.
Теперь следует сказать несколько слов о различии между глобализмом и глобализацией:
Глобализм -отражает структурные свойства, т.е. это совокупность Событий, характеризующие последовательность формирования структуры.
Глобализация- это процесс Перемены, порождаемый определенным Событием. Процесс Перемены завершается рождением нового События.
Очевидно, что в первом тождестве процессы глобализации порождают позитивные События, а во втором -негативные и потому эти процессы Перемен также несут разные "заряды".
Приведенные ниже монадные весы отражают взаимоотношения между глобализмом и глобализацией.
Первое тождество отражает усиление формирования позитивного глобализма. Это тождество отражает известный из математики принцип максимина. Увеличение числителя в левой части тождества приводит к уменьшению знаменателя в правой части монадных весов. При этом, по мере формирования позитивного глобализма процессы позитивной глобализации могут ослабляться и станут минимальными, когда структуры позитивного глобализма будут полностью сформированы и целевая функция глобализации будет отражать, в принципе, только процессы саморегуляции и самосохранения. Тоже самое можно сказать и про второе тождество, отражающее процесс формирования негативного глобализма.
Теперь необходимо отразить еще один аспект глобализма и глобализации. Речь идет о процессах, которые способствуют, или препятствуют проведению глобализации того или иного типа.
Это процессы проявляются в современной обществе "антиглобализация".
Теперь предыдущие тождества можно переписать в следующем виде
Можно ли изменить (заменить) процесс формирования негативного глобализма на процесс формирования позитивного глобализма?
Ответ на этот вопрос рождается из первого тождества
Необходимо усилить процесс антиглобализации и уменьшать темпы формирования Антиглобализма. В этом случае монадные весы, под воздействием процесса антиглобализации, перерастающего во все усиливающийся процесс позитивной глобализации, начнут выворачивать Антиглобализм наизнанку, усиливая процессы формирования позитивного глобализма.
Если Замысел будет содержать Добро, то и глобализация будет отражать эволюцию Добра, т.е. в рамках варианта I. Если Замысел будет содержать Зло, то эволюция Зла может породить только Империю Зла, в ее двух вариантах.
Чтобы осознать это, надо просто вспомнить библейское "И Последний становится Первым". В основе нынешней мировой экономики лежит ЗЛО-спекулятивно-финансовая экономика и она не может породить Добро. Она предназначена доля уничтожения Добра, во все его проявлениях. Любая Добрая инициатива будет перерождаться в свою противоположность - в Зло. В России проблема "глобализм-антиглобализм" отражает антагонизмы. На внешнем рынке идут процессы интеграции (глобализации) в рамках спекулятивно-финансовой экономики. На внутреннем рынке идут процессы дезинтеграции (антиглобализм), с теми же самыми спекулятивно-финансовыми отношениями, которые нередко носят даже криминальный характер. Таким образом, в условиях когда вся мировая экономика формирует негативный глобализм, России навязывается вариант негативного антиглобализма. Все так называемые развитые страны уже прошли этап дезинтеграции и перешли на рельсы интеграции, а России навязываются вчерашние западные "ценности", которые не только не способствуют вступление России в Единый мировой рынок, но и отбрасывают Россию еще дальше в Прошлое, из передовой страны, с передовыми технологиями в разряд недоразвитых стран, превращение ее в сырьевой придаток "развитых". Они идут к тому, чем Россия уже была в прошлом (глобализация), а Россия возвращается к тому, чем были в прошлом западные страны (флибустьерский антиглобализм). Российский внутренний антиглобализм, в условиях спекулятивно-финансовых экономических отношениях способствует процессам самоуничтожения народов России.