Политическое управление приоритетными национальными проектами

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 19:38, курсовая работа

Описание работы

Приоритетные национальные проекты в целом высветили большое количество застарелых проблем развития общества. Осмысление этих проблем и возможных путей решений требует всестороннего анализа в связи с чем актуальность данного реферата не вызывает сомнений.

Содержание

Введение 3
1.Историческая ретроспектива становления приоритетных национальных проектов в России 6
2. Проблемы политического управления приоритетными национальными проектами на современном этапе развития 10
3.Пути развития системы национальных проектов России 20
Заключение 28
Список использованной литературы 30

Работа содержит 1 файл

1.Политическое управление приоритетными национальными проектами.docx

— 60.32 Кб (Скачать)

Приоритетные национальные проекты  представляют собой новый инструмент, новую форму деятельности государства  в политической, экономической и  социальной сферах. По своей квалификационной принадлежности ПНП в большей  степени относятся к федеральным  целевым программам. Но в то же время  в отличие от федеральных целевых  программ и других программ, использующих программно-целевой метод, национальные проекты призваны улучшить динамику развития социально-политической сферы.

Логика проведения ПНП подчинена  тому, что основной идеей запуска ПНП — это поиск альтернативных, более эффективных программ развития, так как федеральные целевые программы в настоящее время не справляются со своими задачами. И именно такой альтернативной программой стали национальные проекты, которые призваны, с одной стороны, повысить результативность решения социально-общественных проблем, с другой — придать импульс обществу на самостоятельное решение воих проблем. Таким образом, национальные проекты являются своеобразным компромиссом между властью, бизнес-сообществом и обществом. В ходе реализации ПНП Президент РФ получил дополнительные возможности для легитимного продвижения своего кандидата на выборах. Профессиональные группы и бизнес-сообщества приняли участие в конкурсах по размещению заказов на предоставление услуг и поставку оборудования и, следовательно, получили прибыль. Для общества национальные проекты обернулись некоторым усилением внимания власти к социальным нуждам, созданием условий для снижения социального пессимизма у значительных слоев населения России.

 

3.Пути развития  системы национальных проектов  России

Эффективность современных национальных проектов определяется, прежде всего, внесёнными в них с изменениями механизмами и технологиями используемыми при их реализации. Данные механизмы и технологии являются более эффективными в отличие от современных федеральных целевых программ. Эффективность проведения современных ПНП объясняется следующим14:

Изменен принцип финансирования, который стал ориентироваться на конечный результат, вместо сметно-затратного принципа. Данный принцип с экономической точки "зрения является более эффективным поскольку позволяет при меньших затратах достичь более высокого результата;

Организация управления национальными  проектами построена на широком  привлечении общественности, представителей всех властных и социальных институтов в процессы выработки и реализации государственной политики национальных приоритетов, а также максимально  возможном развитии всех форм координации  и взаимодействия в достижении их целей. Организационный стержень этой особой управленческой системы составили  специальные координационные органы, образованные при высших должностных  лицах по всей вертикали власти. На вершине этой системы находится  Совет при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и  демографической политике;

Впервые использован в отечественной  бюджетной практике метод сетевого планирования. С его помощью решается задача координации, синхронизации  деятельности органов власти всех уровней (включая муниципальный уровень) для решения вполне конкретных, определенных задач в сферах действия приоритетных национальных проектов. Сетевое планирование оказывает непосредственное организующее воздействие на бюджетный процесс, прежде всего - на стадии исполнения бюджета, поскольку все процедуры санкционирования расходов бюджета, включая поквартальную разбивку расходов, учет средств в сметах бюджетных учреждений, определение лимитов бюджетных обязательств для получателей бюджетных средств, основываются на алгоритме сетевого плана и призваны обеспечить его точное выполнение, своевременное предоставление денежных выплат, оплату закупок товаров (работ, услуг), осуществляемых в рамках мероприятий плана;

Изменен механизм отчетности. Таким  образом, сделана попытка последовательно, по всей вертикали власти исполнения соединить финансовые показатели с  показателями результативности произведенных  затрат, сведениями о ходе достижения заданных параметров;

Введена новая технология, опирающейся  на сравнительную оценку и рейтингование  субъектов, участвующих в реализации национальных проектов. Данная технология, получившая наименование бенчмаркинг (от англ. Benchmark - сравнивать), позволяет  развивать начала конкуренции, сопоставлять результативность, повышать мотивацию  соответствующих субъектов, в том  числе с использованием механизмов бюджетного регулирования (поощрение  тех бюджетополучателей, которые  демонстрируют наилучшие результаты).

На сегодняшний день стратегические цели в целом достигнуты: пропрезидентская партия «Единая Россия» получила наибольшее количество мандатов в Государственной Думе, преемник от партии власти заступил на пост Президента РФ. Таким образом, сохранилась преемственность политического и социально-экономического курса, заявленного В. Путиным, а, следовательно, возросла устойчивость власти к внешним и внутренним вызовам и угрозам. Правда, напряжённость в социальной сфере снизилась незначительно, управление социально-политическими процессами позволило в условиях глобального кризиса минимизировать его издержки.

Эффективность достижения экономических  целей можно оценить с разных позиций. С точки зрения одного из основных принципов экономики «минимальные издержки — максимальная прибыль», внедрение нового принципа финансирования, ориентированного на результат, можно  расценивать положительно. Использование  данного принципа при реализации ПНП позволило оптимизировать государственные  расходы, т.е. при меньшем объёме средств удалось достичь большей  отдачи: было построено большое количество новых социально значимых объектов, оснащены новым оборудованием и  автотранспортом школы и больницы, возросло строительство нового жилья. Но в то же время, учитывая размеры  нашей страны, достигнутые результаты - это лишь малая часть того, что  нужно сделать. Также нельзя говорить о «качественных рывках» развития в сферах образования, здравоохранения, строительства жилья, агропромышленного комплекса.

Аналогичная картина наблюдается  при оценке эффективности достижения социальных целей. С помощью меры осуществляемых представителям власти, удалось снизить социальный пессимизм граждан РФ, незначительно повысить уровень рождаемости и понизить уровень смертности. Однако, динамика демографического развития в России по-прежнему остается отрицательной. При этом на втором этапе реализации ПНП (2008-2010 гг.) уменьшается развитие диалога между властью и обществом, элитой и массами, т.е. при достижении социальных целей происходит обратный результат. На наш взгляд, такому положению дел способствовал мировой финансовый кризис, достижение стратегических и политических целей, а также слабый уровень информированности россиян о реализуемых проектах.

При этом одной из главных целей  реализации национальных проектов стала  задача победы партии власти на думских, а ставленника Президента РФ на президентских  выборах для сохранения преемственности  реализуемого политического и социально-экономического курса. Достижение данной цели стало возможным благодаря:

Использованию при реализации национальных проектов только промежуточных индикаторов  эффективности, т.е. политические дивиденды  ожидаются не от результатов, а от процесса, в ходе. которого решаются частные задачи;

Созданию Совета по реализации приоритетных национальных проектов и демографической  политике. Являясь совещательным  органом при Президенте РФ, Совет  явился еще одной вертикалью власти, замкнутой непосредственно на Президента. Внутри Совета образован Президиум, который возглавил первый заместитель  председателя Правительства. Получается, что аппарат Медведева стал работать .конкретно на национальные проекты. Таким образом, данный аппарат первого  вице-премьера оказался «квазиправительством» внутри федерального правительства;

Практически ежедневному освещению на протяжении 2006-2008 годов в СМИ деятельности первого вице-премьера Д. Медведева о ходе реализации национальных проектов. Тем самым проводилась реклама самого Д. Медведева в качестве значимой политической фигуры - преемника Президента РФ. Следовательно, приоритетные национальные проекты задумывались, во многом, как хорошая стартовая площадка для одного из преемников. И, в конечном счете, ПНП стали брэндом Д. Медведева. Особенно это было заметно в репортажах СМИ: при • упоминании о ходе реализации национальных проектах сразу идет речь о проводимой работе Д. Медведева, и наоборот, когда идет речь о Д. Медведеве представители средств массовой информации практически всегда упоминают термин приоритетные национальные проекты.

Благодаря такой, грамотно проведённой  политике, политическая власть в нашей  стране перешла в тренде дальнейшей преемственности к В.В. Путину.

Но между тем, реализация механизмов национальных проектов позволила переориентировать, сосредоточить внимание элиты и населения на решение определенной части социальных проблем. В этих целях инициативы первых лиц государства летом 2006 г. приобрели ярко выраженный социальный крен, в связи с чем определенная часть населения восприняла национальные проекты как возможность улучшить свое благосостояние при поддержке государства.

На реализацию национальных проектов, а, следовательно, на попытку улучшения  состояния социальной сферы после  избирательной кампании, несмотря на финансовый кризис, продолжают выделяться значительные средства, правомерность и эффективность которых необходимо контролировать. И как раз контроль за расходованием средств, направленных на реализацию приоритетных национальных проектов, стал также более действенным и эффективным, в отличие от контроля бюджетных средств, направляемых на реализацию федеральных программ. Эффективность контроля за ПНП объясняется тем, что15:

Сложилась своеобразная коалиция разных надзорных структур. В этой работе участвуют МВД России, ФСБ России, Прокуратура РФ, полномочные представители Президента РФ в федеральных округах, Счетная палата РФ, надзорные органы, работающие в сфере здравоохранения, образования, аграрного комплекса, строительства, Росфиннадзор и его территориальные управления и др. Координирует работу всех контролирующих органов Главное контрольное управление Президента РФ. Данная коалиция проводит, помимо самостоятельных проверок, совместные проверки, а также обменивается опытом и возникающими проблемными вопросами при проведении контрольных мероприятий за реализацией национальных проектов, что значительно повышает эффективность контроля й исключает дублирование при определении объектов для проверок;

Некоторые контролирующие структуры, в частности Росфиннадзор, изменили привычный режим работы, и перешли  на контроль в онлайн-режиме, в режиме текущего времени, то есть не по завершении финансового года, а сразу по мере поступления средств;

При контролировании средств, выделенных на ПНП, контролирующие органы проверяют  всю цепочку расходования средств: главный распорядитель - распорядитель - получатель, то есть доходят до конечного  получателя средств, до физического  лица. Особенно данный алгоритм контрольных  мероприятий прослеживается в национальном проекте «Образование».

Также контрольные мероприятия  показали, что средства, выделенные на национальные проекты, используются более эффективно, чем другие средства федерального бюджета. Территориальным  управлением Федеральной службой  финансово-бюджетного надзора в  Нижегородской области было установлено, что при реализации ПНП в 2006 году нарушения составляют 1,2%, в 2007 году - 4,8%, в 2008 году - 0,002%. При этом доля нарушений  бюджетного законодательства, выявленных в 2006 году в Нижегородской области  в использовании других средств, составила около 16%, в 2007 году - 25,3%, в 2008 - 17,2%, что значительно выше, чем  выявленные нарушения при использовании  средств, выделенных на реализацию национальных проектов16.

В то же время, большинство нарушений, выявляемых проверками ТУ Росфиннадзора  в Нижегородской области, являются следствием не столько злого умысла получателей средств, а скорее недостатками администрирования на федеральном  и региональном уровнях.

Приоритетные национальные проекты  представляют собой новую форму  деятельности государства, которые, возможно, • вскоре будут называться Государственными программами, как это произошло  с ПНП «Развитие агропромышленного комплекса». Вследствие, своей новизны при реализации национальных проектов возникают проблемы, которые необходимо решать в. кратчайшие сроки. Решение проблем возможно путем широкого привлечения научного сообщества и исправлением уже имеющихся искажений и ошибок.

Искажения и ошибки можно решить путем доработки технологий, используемых при реализации ПНП:

1) Дополнения критериев эффективности  конечными индикаторами развития, которые используются в международных  стандартах.

2) Прописывания отдельной строкой  в законах о бюджете сумму  средств, которые будут направленных  на национальные проекты.

А также путем установления дополнительных мер:

1) Установления надбавок врачам  узких специальностей по аналогу  врачам первичного здравоохранения.  Принятие таких мер позволит  сохранить высококвалифицированные  кадры в здравоохранении.

2) Включения данных надбавок  в расчет отпускных' и пенсионных  накоплений.

3) Включения в список приобретаемого  оборудования по ПНП «Здравоохранение» дополнительного оборудования необходимого для выявления и лечения сердечно-сосудистых заболеваний и для скрининговых исследований, предназначенных для массовых обследований.

4) Модернизации (строительства новых  операционных, поставка дополнительного  современного оборудования) уже  имеющихся центров высоких медицинских  технологий. Это позволить значительно  увеличить пропускную способность  данных центров, а значить спасти  жизни тысячам граждан.

5) Дополнения национального проекта  «Здравоохранение» новым пунктом — повышение привлекательности здорового образа жизни.

6) Оплаты трафика (или хотя  бы часть трафика) сети Интернет  за счет средств,регионального  бюджета или муниципального бюджета.

7) Снижения цен на услуги Интернет, особенно в регионах.

8) Создания условий для использования  земельных участков в качестве  залогового обеспечения для получения  кредита, для того, чтобы крупные  и средние сельскохозяйственные  товаропроизводители смогли переоснастить  свои производственные мощности. В результате производительность  данных сельхозпроизводителей должна  вырасти в разы.

Информация о работе Политическое управление приоритетными национальными проектами