Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 19:38, курсовая работа
Приоритетные национальные проекты в целом высветили большое количество застарелых проблем развития общества. Осмысление этих проблем и возможных путей решений требует всестороннего анализа в связи с чем актуальность данного реферата не вызывает сомнений.
Введение 3
1.Историческая ретроспектива становления приоритетных национальных проектов в России 6
2. Проблемы политического управления приоритетными национальными проектами на современном этапе развития 10
3.Пути развития системы национальных проектов России 20
Заключение 28
Список использованной литературы 30
Представители правой либеральной оппозиции утверждают, что действующая власть не уважает свой народ, предоставив ёму вместо справедливого перераспределения средств от огромных нефтегазовых доходов небольшую «подачку» в виде национальных проектов. Руководители партии «Яблоко» считают, что «национальные проекты - это очередной пиар нашей власти для создания грандиозной видимости планов Президента перед выборами». На самом деле для решения проблем в социально-политической сфере необходимо возвращаться к полноценным реформам, вместо малорезультативной раздачи денег.
Властные же представители пропрезидентских
На наш взгляд, внедрение в
политический процесс России новых
технологий и механизмов реализации
национальных проектов имело и имеет
как стратегические, так и тактические
цели. Стратегические цели — снятие
напряженности в социальной сфере,
повышение эффективности
Тактические цели можно разделить на несколько основных групп: политические — повышение имиджа партии «Единая Россия» для победы на думских, а кандидата от партии власти на президентских выборах, и сохранения преемственности заявленного Президентом политического и социально-экономического курса. Экономическими целями должны были стать повышение эффективности вливания государственных средств в образование, здравоохранение, агропромышленный комплекс и жилищное строительство, «снижение уровня дифференциации социально-экономического развития регионов». Социальные цели - повышение уровня образования, снижение смертности населения, повышение продовольственной безопасности страны, строительство и предоставление доступного и комфортного жилья для граждан страны, а также снижение социального пессимизма у населения, активизация человеческого фактора.
Придание четырем направлениям (здравоохранение, образование, жилищно-коммунальное хозяйство и агропромышленный комплекс) статуса национальных проектов произошло потому, что в данных сферах за последние 15 лет накопилось огромное количество проблем вследствие катастрофического недофинансирования.
Так в системе здравоохранения
наблюдался высокий уровень смертности
людей трудоспособного
Заболеваемость острыми
В системе образования одной
из острейших проблем являлся
крайне низкий уровень финансирования
школьных и научных учреждений. Особенно
из-за хронического недофинансирования
в 90-е годы прошлого века оказалась
подорванной система
За период с 1990 по 2012 год общая численность персонала, занятого исследованиями и разработками, в России сократилась на 65%. В абсолютных цифрах наука потеряла более миллиона человек.
Сокращение кадров в науке происходило за счет интенсивного перехода исследовательских и обслуживающих науку кадров в другие отрасли экономики и области занятости в России ("внутренняя миграция"), эмиграции исследователей за рубеж ("утечка умов") и естественной убыли ученых старших поколений.
Начиная с 2002 года возобновился отток кадров из науки. На этом фоне отмечается незначительный рост удельного веса молодых ученых (возрастная категория до 29 лет) и существенное сокращение исследователей среднего возраста (возрастные категории 30 - 39 лет и 40.- 49 лет). В настоящее время данные процессы лишь усиливаются.
В сфере жилищно-коммунального хозяйства жилищная проблема стоит перед 61% российских семей, в той или иной степени не удовлетворенных жилищными условиями. При этом каждая четвертая семья- имеет жилье, находящееся в плохом или очень плохом состоянии. Общая потребность населения России в жилье составляет 1570 млн. кв. м, для удовлетворения этой потребности необходимо увеличить жилищный фонд на 46%9.
Несмотря на создание основ функционирования рынка жилья, приобретение, строительство и наем жилья с использованием рыночных механизмов на практике пока доступны лишь ограниченному кругу семей -семьям с высокими доходами. Основными причинами низкого платежеспособного спроса на жилье являлись неразвитость институтов долгосрочного жилищного кредитования, инфраструктуры рынка жилья и ипотечного Жилищного кредитования, высокий уровень рисков и издержек на этом рынке, а также постоянный рост цен на жилье.
Качество содержания жилищного
фонда и коммунальных услуг находилось
на неудовлетворительном уровне и не
соответствует не только потребностям
и ожиданиям населения, но и общему
объему финансовых ресурсов, направляемых
в этот сектор экономики. Основная причина
неэффективности жилищно-
Жилищно-коммунальное хозяйство в
сегодняшнем его состоянии
В агропромышленном комплексе сложившаяся
на селе ситуация в социальной сфере
препятствует формированию социально:экономических
условий для его устойчивого
развития. За последние 15 лет в результате
резкого спада
Сеть участковых больниц сократилась на 1994 единицы (41%), фельдшерско-акушерских пунктов - на 3408 единиц (7%). На 10 тыс. человек в1 сельской местности приходилось 55 больничных коек, в городской - 133 койки, обеспеченность амбулаторно-поликлиническими учреждениями в расчете на 10 тыс. жителей на селе в 2,3 раза ниже, чем в городе. Обеспеченность сельского населения врачами меньше в 4,7 раза, а средним медицинским персоналом - в 1,9 раза по сравнению с городским населением11.
Сеть дошкольных образовательных учреждений по сравнению с 1990 годом сократилась наполовину. Численность детей, посещающих дошкольные учреждения, снизилась с 56% до 38%, тогда как в городе она составляет 66%.
В результате оптимизации региональной системы образования количество школ и других сельских общеобразовательных учреждений сократилось на 6,6 тысяч. Если в начале 90-х годов на 1 тыс. сельских населенных пунктов приходилось 265 дошкольных учреждений и 315 школ, то в 2004 году соответственно - 292 учреждения и 144 школы.
В связи с увеличением торговых
издержек и резким падением платежеспособного
спроса сельского населения- резко
сократилась сеть организаций, розничной
торговли и общественного питания
системы потребительской
Ухудшается демографическая
Неблагоприятная демографическая
ситуация, вследствие которой прогрессирует
сокращение численности сельского
населения, в том числе и трудоспособной
его части, усугубляет положение
с трудовыми кадрами на селе. Комплекс
накопившихся с 90-х годов производственных
и социальных проблем вызывает интенсивный
отток сельскохозяйственных работников.
В результате недостаток профессиональных
кадров в агропромышленном комплексе
составляло 119,9 тыс. человек. Наиболее
ощутим он в регионах, где функционируют
современные интегрированные
Также ухудшился качественный состав кадров сельского хозяйства. В 2004 году среди занятого в сельском хозяйстве населения профессиональное образование имели только 53% работников, а высшее - 13,6%13.
И именно для решения определенной
части, проблем в политической и
социальной сферах был введен в действие
новый механизм, названный приоритетными
национальными проектами. Реализация
данного механизма должна была ликвидировать
предпосылки социально-
Решены ли эти задачи? Достигнуты ли поставленные цели? Объективная оценка действенности приоритетных национальных проектов чрезвычайно важна и в теоретической, и в практической плоскости. С одной стороны, изучение национальных проектов необходимо для полноценного понимания внутренней политики государства, направленной на поддержание современной политической системы, повышение авторитета политического руководства страны в общественном сознании, стабилизацию социальной обстановки. С другой стороны, посредством ПНП политическая элита решает проблемы легитимной передачи власти, стабилизации политической и социальных систем и достижения финансовой устойчивости страны.
Изучение национальных проектов является актуальным и с точки зрения оценки ситуации, при которой произошел запуск ПНП, так как именно в период 2006-2007 гг. в стране проходила избирательная кампания. От успеха или провала реализации национальных проектов во многом зависел итог как думских, так президентских выборов.
Деятельность власти и государства на всех уровнях и направлениях внутренней политики при реализации национальных проектов в период с 2005 по 2010 можно оценить критически. Не подготовив концептуальное обеспечение, технологический инструментарий приоритетных национальных проектов, а также механизмы и технологии, используемые при реализации ПНП, государство обрекло себя на практически неподъёмную «ношу», являющуюся «дефакто» политическим пафосом.
Не разработав механизмов, способов и приемов, определяющих достижение поставленных целей таких как новая система финансирования, ориентированная на результат, сетевое планирование, более эффективная система контроля за реализацией и использованием средств, выделенных на реализацию национальных проектов, определение критериев эффективности, результат проводимых ПНП далёк от успешного.
Научные умы нашей страны в настоящее время работает над эффективными механизмами реализации ПНП, под которыми понимается совокупность последовательно применяемых форм, средств, методов и процессов деятельности, направленных на наиболее оптимальное и эффективное решение поставленных перед правительством задач.
В идеале, приоритетным национальным проектом является пилотный проект создания новой модели социальной политики, основанной на экономике знаний. ПНП представляют собой совокупность более эффективных механизмов и технологий развития социальной политики государства, повышения стабилизации политической и экономической систем, развития дееспособного гражданского общества. Национальные проекты направлены на концентрацию финансовых, административных и общественных ресурсов в наиболее приоритетных и проблемных направлениях социальной политики государства. Национальные проекты возникли как инициатива власти, то есть «сверху».
Информация о работе Политическое управление приоритетными национальными проектами