Политическое управление приоритетными национальными проектами

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 19:38, курсовая работа

Описание работы

Приоритетные национальные проекты в целом высветили большое количество застарелых проблем развития общества. Осмысление этих проблем и возможных путей решений требует всестороннего анализа в связи с чем актуальность данного реферата не вызывает сомнений.

Содержание

Введение 3
1.Историческая ретроспектива становления приоритетных национальных проектов в России 6
2. Проблемы политического управления приоритетными национальными проектами на современном этапе развития 10
3.Пути развития системы национальных проектов России 20
Заключение 28
Список использованной литературы 30

Работа содержит 1 файл

1.Политическое управление приоритетными национальными проектами.docx

— 60.32 Кб (Скачать)

Федеральное государственное  общеобразовательное учреждение        высшего профессионального образования

“РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО  ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ”

ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ –  ФИЛИАЛ

 

ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ

 

 

РЕФЕРАТ

на тему:

“Политическое управление приоритетными национальными проектами”

 

 

 

Выполнил студент ____ группы ________ формы обучения

___________________________

 

 

 

 

 

г. Ростов-на-Дону

2012

Оглавление

 

Введение 3

1.Историческая  ретроспектива становления приоритетных  национальных проектов в России 6

2. Проблемы  политического управления приоритетными  национальными проектами на современном  этапе развития 10

3.Пути развития  системы национальных проектов  России 20

Заключение 28

Список использованной литературы 30

 

 

Введение

В современной России приоритетные национальные проекты стали одной  из важнейших социально-политических инноваций последних лет. На повышение  качества жизни значительной части  населения нацелены приоритетные проекты  в образовании, жилищном строительстве, здравоохранении и сельском хозяйстве. Как заявил президент РФ В.Путин, развитие этих сфер - «это курс на инвестиции в человека, а значит, и в будущее  России»1.

Особое место среди  приоритетных национальных проектов занимает проект в сфере образования. Достаточно показательно, что реформы в сфере  образования стали одной из главных  тем саммита «большой восьмерки», который состоялся в 2006 году в  Санкт-Петербурге под председательством  России. На саммите был принят совместный документ «Образование для инновационных  обществ в XXI веке». В нем сказано, что мировые политические лидеры приветствуют «активное участие  делового сообщества и неправительственных  организаций в развитии непрерывного образования, обеспечивающего квалификацию и навыки, которые необходимы для  участия в общественной и экономической  жизни».

В современном мире знания приобретают характер стратегического  ресурса, без которого невозможно развитие общества. При этом учебные заведения  выполняют не только образовательную  функцию, но и являются центрами формирования культурной среды регионов, а также  несут серьёзную имиджевую нагрузку. Кризисные проявления функционирования системы образования неизбежно  сказываются на социальной и политической тккзни, влияют на международный имидж  страны и на оценки гражданами деятельности политиков.

Разработка и реализация приоритетных национальных проектов предусматривает  необходимость координации деятельности миллионов людей, огромного числа организаций. При этом в силу ограниченности привлекаемых ресурсов возникают проблемы не только их эффективного использования, но и выбора единственно верного варианта инвестирования. В таких условиях трудно переоценить важность государственного управления проектными мероприятиями.

Вместе с тем, обозначение  такого рода практики выступает как  новация для всей системы госуправления, ибо до сего времени она была настроена  на краткосрочный режим управления, а национальные проекты требуют  ориентации по меньшей мере на среднесрочную  перспективу.

Реализация приоритетных национальных проектов, как и любых  иных инноваций, неизбежно сталкивается с сопротивлением политических акторов, незаинтересованных в изменении  существующих моделей функционирования тех или иных отраслей народного  хозяйства. В полной мере такая ситуация характерна и для системы образования. Как заявил куратор приоритетных национальных проектов, преседатель правительства России Дмитрий Медведев, пока что дело в этой сфере «ступорится из-за того, что инфраструктура образования невосприимчива для инноваций. В результате технологии внедряются локально»2.

Проблемы системы образования  не могут считаться узковедомственными, поскольку от качества подготовки специалистов зависит не только успешное функционирование отраслей народного хозяйства, но и  национальная безопасность. Вместе с  тем, только в последние годы в  стране при приеме на работу востребованными  стали профессиональные качества будущего работника. Ориентация же системы образования  на выпуск специалистов, не отвечающих потребностям работодателей, негативно  сказывается как на авторитете соответствующих  учебных заведений, так и наносит  непоправимый ущерб личности. Соответственно, на повестку дня встает вопрос конкурентоспособности в педагогической системе.

Проблематика государственного управления приоритетными национальными проектами  напрямую связана с теоретическими концептами государственного управления. Вопросы государственного управления в целом и реализации его в  обеспечении развития прежде всего  социальной сферы изучались отечественными исследователями: Авериным А.Н., Авериным Ю.П.,  Лапиным В. В., Неклесса A. О.,  Иноземцевым В.Л., Ильиным М.В., Макарычевым А.С., Чернышевым А., Слепенковым И.М., Сунгуровым А.Ю., Пантиным В.И., Шугриной Е.С. и др. Большой вклад в развитие современных конструктов государственного управления внесли Глухова А.В., Зинченко Г.П., Игнатов В.Г., Смазнова О.Ф., Соловьев А.И., Сологуб В.А. , Лейбович О.Л., Мохов В.П., Пантин В.И. Римский В.Л., Фиглин Л.А., Ярулин И.Ф., Яницкий О.Н. и другие исследователи.

Приоритетные национальные проекты  в целом высветили большое  количество застарелых проблем развития общества. Осмысление этих проблем  и возможных путей решений  требует всестороннего анализа в связи с чем актуальность данного реферата не вызывает сомнений.

 

 

1.Историческая  ретроспектива становления                                  приоритетных национальных проектов  в России

Повышение качества жизни  граждан России – ключевой вопрос государственной политики. Казалось бы, бесспорная декларация. Именно так  она воспринимается сейчас. В том  числе – когда звучит в устах  власти. Но еще сравнительно недавний исторический опыт показывает, что  всего лишь несколько лет назад  ее бесспорность вовсе не была столь  очевидной.

Опасная дезинтеграция государственных  институтов, системный экономический  кризис, издержки приватизации в сочетании  с политическими спекуляциями на естественном стремлении людей к  демократии, серьезные просчеты при  проведении экономических и социальных реформ, – последнее десятилетие XX века стало периодом катастрофической демодернизации страны и социального  упадка. За чертой бедности оказалась  фактически треть населения. Массовым явлением стали многомесячные задержки с выплатой пенсий, пособий, заработных плат. Люди были напуганы дефолтом, потерей  в одночасье своих сбережений. Не верили уже и в то, что государство  сможет исполнять даже минимальные  социальные обязательства.

Вот с чем столкнулась  «новая» власть, начавшая работать в 2000 году. Вот в каких условиях необходимо было одновременно и решать острейшие каждодневные проблемы, и работать на то, чтобы заложить новые – долгосрочные – тенденции роста.

Путь, пройденный страной  за двенадцать последних лет, очень коротко, но наглядно описывается выдержками из ежегодных посланий Президента России Федеральному Собранию.

«Сегодня мы, прежде всего, ставим задачу наведения порядка  в органах власти. Это – лишь самый первый этап государственной  модернизации. Соединение ресурсов федеральной, региональных и местных властей потребуется для решения других сложных задач»3.

«Сегодня уже можно  сказать: период «расползания» государственности  позади. Дезинтеграция государства  остановлена. 2000 год наглядно показал, что мы можем работать вместе, а  теперь всем надо учиться работать эффективно»4.

«Мы должны сделать Россию процветающей и зажиточной страной. Чтобы жить в ней было комфортно  и безопасно. Чтобы люди могли  свободно трудиться, без ограничений  и страха зарабатывать для себя и  для своих детей. И чтобы они  стремились ехать в Россию, а не из нее. Воспитывать здесь своих  детей. Строить здесь свой дом».

 «За трехлетний период мы не только основательно разобрали завалы проблем – а заниматься ими практически в ежедневном режиме нас заставляла сама жизнь, – но и добились некоторых положительных результатов. Сейчас надо сделать следующий шаг. И все наши решения, все наши действия – подчинить тому, чтобы уже в обозримом будущем Россия прочно заняла место среди действительно сильных, экономически передовых и влиятельных государств мира. Это – качественно новая задача. Качественно новая ступень для страны. Ступень, на которую мы раньше не могли подняться из-за целого ряда, из-за множества других, неотложных проблем. Такая возможность у нас есть. И мы обязаны ею воспользоваться»5.

«Мы подошли к возможности  развития высокими темпами, к возможности  решения масштабных, общенациональных задач. И сейчас мы имеем и достаточный  опыт, и необходимые инструменты, чтобы ставить перед собой  действительно долгосрочные цели. Сегодня, впервые за долгое время, мы можем  прогнозировать нашу жизнь не на несколько  месяцев – даже не на год, – а  на десятилетия вперед. И достижения последних лет дают нам основание  приступить наконец к решению  проблем, с которыми можно справиться, но можно справиться – только имея определенные экономические возможности, политическую стабильность и активное гражданское общество».

«Прошу рассматривать  прошлогоднее и нынешнее послания Федеральному Собранию как единую программу действий, как нашу совместную программу на ближайшее десятилетие».

Успехи страны, достигнутую  макроэкономическую стабильность, –  как обратить это к людям, чтобы  цифры экономического роста перестали  быть абстрактными еще для очень  многих граждан России.

5 сентября 2005 года Президент  собрал вместе Правительство,  парламент и руководителей регионов.

Из выступления В.Путина:

«Сегодняшние возможности  России вполне позволяют добиться более  ощутимых результатов повышения  благосостояния народа России. Добиться, не нарушая баланса основных экономических  показателей и не допуская всплеска инфляции. И потому уже открывающиеся  в российской экономике возможности  не должны быть нами упущены.

Сегодня хотел бы особо  остановиться на практических шагах  в реализации приоритетных национальных проектов в таких областях, как  здравоохранение, образование, жилье.

Во-первых, именно эти сферы  определяют качество жизни людей  и социальное самочувствие общества. И, во-вторых, в конечном счете, решение  именно этих вопросов прямо влияет на демографическую ситуацию в стране и, что крайне важно, создает необходимые  стартовые условия для развития так называемого человеческого  капитала».

И вот, возможно, ключевая цитата:

«Концентрация бюджетных  и административных ресурсов на повышении  качества жизни граждан России –  это необходимое и логичное развитие нашего с вами экономического курса, который мы проводили в течение  предыдущих пяти лет и будем проводить  дальше. Это гарантия от инертного проедания средств без ощутимой отдачи. Это курс на инвестиции в человека, а значит – в будущее России»6.

Именно 5 сентября 2005 года Президент Российской Федерации Владимир Путин объявил о старте четырёх приоритетных национальных проектов: "Образование", "Здоровье", "Доступное жилье" и "Развитие агропромышленного комплекса". По мнению главы государства, "во-первых, именно эти сферы определяют качество жизни людей и социальное самочувствие общества. И, во-вторых, в конечном счете решение именно этих вопросов прямо влияет на демографическую ситуацию в стране и, что крайне важно, создает необходимые стартовые условия для развития так называемого человеческого капитала"7.

Национальные проекты были призваны решить задачи повышения действенности  управления социально-политическими процессами, повышения уровня и качества жизни граждан РФ. Несмотря на финансовый кризис, реализация проектов продолжается и сегодня. Более того, 28 февраля 2009 года на VI Красноярском экономическом форуме было сообщено о введении в действие с 2010 года двух новых национальных проектов «Информационное общество» и «Энергоэффективность».

 

2. Проблемы политического  управления приоритетными национальными  проектами на современном этапе  развития

Политическая оценка эффективности имеет диаметрально противоположные точки зрения — от определения ПНП как чисто пропагандистской акции; призванной- закамуфлировать истинные приоритеты команды Президента, до признания приоритетных национальных проектов действенным инновационным политическим и социально-экономическим механизмом, способным решить задачи, связанные с совершенствованием демократической политической системы, стабилизацией социальной обстановки, т.е. обеспечением безопасности и устойчивого развития страны.

Левая оппозиция, прежде всего «КПРФ», заявляет, что представители власти посредством национальных проектов «купили лояльность народа» в преддверии выборов. ПНП «не позволят вывести из кризиса ни одно заявленное направление», ибо на их реализацию выделяется незначительное количество средств, примерно по 130-140 рублей на человека в месяц. Для решения же проблем, заявленных в национальных проектах, необходимо увеличить расходную часть бюджета на социальную сферу в 2-3 раза. Тогда, с их точки зрения, национальные проекты вообще будут не нужны.

Информация о работе Политическое управление приоритетными национальными проектами