Политическое сознание российской молодёжи

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 20:33, курсовая работа

Описание работы

Политическое сознание - понятие и типы, анализ и рекомендации по формированию сознания

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………...…...…………..…….3

I ГЛАВА. ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
Политическое сознание: понятие и типы……….……………………..….6
Формирование политического сознания личности…...………………...16

II ГЛАВА. ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ МОЛОДЕЖИ

2.1 Особенности молодежи как носителя политического сознания….…...…25

2.2 Анализ политического сознания молодёжи ………………………...….....30

2.3 Рекомендации по формированию политического сознания у

молодежи…………………………………………………………………...…….42

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….......44

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………..…….…46

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………….……………….….48

Работа содержит 1 файл

готовая курсовая.doc

— 440.50 Кб (Скачать)
 

     Варианты  ответов предварительно были поделены на две категории: источники, из которых  можно получить информацию с точки  зрения властей (телевизор, газеты); и с точки зрения оппозиции (через интернет, от друзей, знакомых, из агитационных листовок). Доля информации, получаемой с помощью официальных СМИ равна 62%. Результаты говорят сами за себя.

     При всем своем положительном росте  отношение к политике в отдельно взятый момент может быть и негативным. Статически зафиксировать такие данные позволяет опрос (Рис. 3.): 

Рис. 3. Оценка состояния политической ситуации в стране 

     Как видно из результатов, большинство  респондентов оценили политическую ситуацию как напряженную, однако большое количество ответов «благополучная, спокойная» подтверждает результаты предыдущего опроса, и говорит о том, что в ближайшее время при отсутствии каких-либо социально-политических потрясений в обществе предвидится рост положительной оценки деятельности политических институтов, органов.

     Политическая  деятельность – понятие очень  широкое и касается всех сфер жизни  общества. Позитивное отношение студентов  к выбранному политическому пути характеризует лишь субъективную оценку, связанную с влиянием политики на общество в целом. Истинное же понимание влияния политики на молодежь может дать лишь такой вопрос, в котором будут задеты именно интересы молодых, а не всего общества в целом.  

Рис. 4. Политика в нашей стране 

     Результаты  опроса (Рис. 4.) говорят о том, что проводимая государством политика в отношении молодежи либо вообще не имеет места, либо слабо эффективна, т.к. большая часть молодого контингента не ощущает на себе никаких результатов деятельности государственных органов в области интересов молодежи. Однако если анализировать крайние оценки, можно сделать вывод, что в общем молодежь удовлетворяет политическая ситуация в стране, удовлетворяет и политика, проводимая в отношении молодежи. Возможно, это связано с всевозрастающим в последнее время вниманием государства к социальным вопросам. Появление национальных проектов, увеличение (хоть и не значительное) зарплат и стипендий, сокращение срока службы в армии и многое другое заставляет большое количество респондентов положительно оценивать действия наших политиков.

     Наряду  с оценкой всей политики государства  важен и институционально-поведенческий аспект доверия молодых.  
 

     Важным  этапом исследования является анализ поведенческого аспекта, куда можно включить анализ мнений студентов о условиях процветания общества, организации политической социализации.

     Интересен анализ мнений , касающийся будущего. Мы предложили респондентам выбрать из предлагаемого списка мер и действий, с помощью которых можно добиться благополучия и процветания общества, наиболее важные (Табл. 5): 

Таблица 5. Условия процветания общества

Условия %%
Увеличение  размера зарплаты, стипендий и  т.д. 19,93
Моральное оздоровление общества на основе добра  и справедливости; 14,29
Реальные  гарантии прав и свобод граждан; 13,95
Рост  профессионализма среди граждан, особенно среди чиновников; 15,28
Ответственность государства, его открытость и прозрачность; 12,96
Расширение  полномочий органов правопорядка; 1,33
Усиление  контроля государства за поведением граждан; 2,66
Усиление  власти президента; 4,32
Развитие  сети независимых СМИ; 5,32
Увеличение  роли партий и общественных организаций; 2,33
Расширение  полномочий государства; 1,00
Укрепление  вертикали власти; 4,32
Увеличение  влияния церкви на государство, образование и т.д.; 1,66
Сужение полномочий государства; 0,66

     Результаты  опроса говорят о том, что студенты на первый план ставят решение экономических  проблем населения, путем увеличения зарплат и стипендий. Не меньше оценивается  духовное, а также гражданское  становление общества. В тоже время  молодежь считает, что нет необходимости в укреплении вертикали власти и усилении властных органов.

     Этот  опрос помогает определить приоритеты политики государства, в первую очередь  молодежной:

  • Развитие и появление большего числа социальных гарантий для нуждающихся групп населения;
  • Укрепление идеологической политики, связанной с искоренением правового нигилизма, установлением в обществе норм на основе добра и справедливости.

     В целом молодые люди продемонстрировали комплексное видение перспектив развития российского общества, включая в число необходимых факторов: экономические, политические и социокультурные.

     Теперь  же стоит рассмотреть процессы политической социализации молодежи. До недавнего  времени эту функцию весьма успешно  выполнял комсомол. Но при его распаде  образовался институциональный вакуум, отсутствие организирующего начала в жизни молодежи.

     Последние годы показали, что без своих самостоятельных  организаций, без развития самоуправления молодыми трудно решать проблемы социальной защиты, организации досуга. Более  четким становится понимание желательного характера молодежных организаций:

  • Неполитизированные и не идеологизированные;
  • Сориентированные на практические конкретные дел;
  • Реализирующие социально-защитные функции.

     Характерны  ответы участников опроса (Табл. 6): 

Таблица 6. Являетесь ли вы участником какой-либо организации?

Варианты  ответов %%
Нет, ни в какой 49,57
Спортивный  клуб, секция 23,08
Общественная  социальная служба 0,00
Политическая  организация 3,42
Профсоюз 5,13
Клуб  по интересам 5,98
Религиозная организация 1,71
Экологическая организация 2,56
Молодёжное  общественное объединение 2,56
Театральная, художественная студия 4,27
Органы  местного самоуправления 0,85
 

     Они подтверждают отсутствие участия молодежи в организациях, способствующих их политической социализации, формально их могут заменить только спортивные организации и клубы по интересам. Участие молодежи в политических организациях, профсоюзах, и других общественных объединениях невелико. Это может объясняться либо низкой эффективностью и удовлетворенностью молодежью данных объединений, либо пассивностью и не заинтересованностью.

     На  данный момент существует несколько  точек зрения на решение данной проблемы. Одна из них – это появление  организации, близкой по своей структуре  и массовости к комсомолу. Но согласна ли молодежь вступить в такого рода организацию, и на каких условиях? На это могут ответить данные следующего опроса (Рис. 6.): 

Рис. 6. Вступили бы Вы в комсомол сегодня?

     Результаты  говорят о том, что молодежь не готова и не имеет желания вступать ни в какие молодежные общественные организации. Некоторая часть респондентов готова на этот шаг, но при условии, что деятельность объединения будет менее политизирована и будет больше соответствовать интересам молодежи. Так же стоит взять во внимание, факт существования большого количества неформальных движений, являющихся альтернативой легальным организациям.

     Многие  исследователи фиксируют всплеск  активности молодежных организаций  и движений различной политической направленности за последние 3-4 года. Среди них: лояльные власти (движения «Наши», «Местные», «Молодая Гвардия», Российский союз молодежи, Молодежный центр ЛДПР»), левые (Национал-большевистская партия, Союз коммунистической молодежи, Авангард красной молодежи, Молодежный левый фронт, Революционный коммунистический союз молодежи, Комитет «Хватит!»), национал-патриоты (Союз молодежи «За Родину!», Евразийский союз молодежи, скинхеды), так называемые «оранжевые движения» («Оборона», Молодежное «Яблоко», «Мы», «Да!», «Пора» и д.р.26

     Одни  из экспертов видят в этом попытки политтехнологов «разыграть молодежную карту» (они «надувают движения, нацепляют на них символику»; но «через три года все это пройдет, останется дело: институт, работа, дети»).

     Другие  связывают это с тем, что в  глазах многих молодых «политика начинает восприниматься как интересная, стильная область деятельности». Близко к нему мнение: «Для активной, добивающейся самоутверждения части молодежи выбор дальнейшего пути становится весьма узким. Вот и ширятся ряда различных молодежных политизированных объединений, многие из которых не очень-то принимают в расчет рекомендации идеологически близких «взрослых» политических организаций» 27

     При обобщении анализа взаимодействия политики и молодежи не менее важен  вопрос: «Считаете ли Вы, что от вашего личного участия в голосовании зависит изменение ситуации в стране и регионе?».

     26% респондентов ответили, что их  голос никак не влияет, уверенных  в том, что их голос отдан  не зря, оказалось 24%, остальные  же верят в то, что их мнение  может незначительно влиять на изменение ситуации в стране.

     Налицо изменение в сознании молодёжи. Несмотря на то, что очень небольшое количество студентов вовлечены в политическую жизнь, но они очень активно ею интересуются, проявляют свою гражданскую состоятельность. Молодежь интересует будущее и она готова активно способствовать тому, что бы это будущее было процветающим. 
 
 
 
 

2.2.   РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЛИТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ У МОЛОДЕЖИ

     После проведения анализа следует выделить ряд методических рекомендаций, выявленных по поводу формирования политического сознания. Мы считаем необходимым:

  • Формирование самоконтроля гражданственности личности молодого человека в условиях отсутствия такого контроля со стороны государства путем преодоления аполитичности, безразличия к судьбам общества. Для чего необходимо реформировать систему образования, сделать её более эффективной в этом направлении. Так же рассматривается возможность появления некоторого контроля со стороны государства при решении вопросов в сфере гражданского воспитания.
  • Увеличение эффективности работы политических институтов в области молодежной политики, увеличение их значимости в молодежной среде путем аттракции к решению самых важных проблем, касающихся молодежи, а также к расширению возможностей доступа к участию в деятельности политических институтов молодым специалистам.
  • Построения четкой структуры СМИ и коммуникаций, объективном освещении политических событий, что требует заинтересованность в политике молодежи. Появление СМИ, соответствующих всем запросам молодых людей при одновременном учете воспитания ценностных систем.
  • Укрепление идеологической политики, существование идеологического вакуума, а также готовность молодежи к встречным шагам в этом направлении, что показало исследование. Создание и активная поддержка самостоятельных молодежных организаций, созданных по таким направлениям: военно-патриотическое, политические, религиозные, спортивные, профсоюзы, клубы по интересам, организация досуга и т.д.
  • Представление и защита интересов молодежи и политики в высших эшелонах власти. Путем создания и активной работы молодежных фракций в партиях, а также комиссий по делам молодежи при Государственной Думе РФ. Создания специализированного министерства или агентства при Правительстве РФ, его не только спортивная направленность, но и активность по решению социальных проблем молодежи.
  • Построение целостной системы политического образования студенческой молодежи. Воспитание в духе гражданственности, более активное привлечение молодых людей к политической деятельности, поддержка деятельности молодежных политических организаций на основе равного доступа к этой поддержке, при соблюдении идеологического многообразия.
  • Необходимость в социальной защите молодежи, увеличение её материального состояния, увеличение числа социальных гарантий. Детальная разработка программ, связанных с решением социальных проблем молодежи. Активные бюджетные финансовые вливания в социальную политику.

Информация о работе Политическое сознание российской молодёжи