Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 20:33, курсовая работа
Политическое сознание - понятие и типы, анализ и рекомендации по формированию сознания
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………...…...…………..…….3
I ГЛАВА. ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
Политическое сознание: понятие и типы……….……………………..….6
Формирование политического сознания личности…...………………...16
II ГЛАВА. ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ МОЛОДЕЖИ
2.1 Особенности молодежи как носителя политического сознания….…...…25
2.2 Анализ политического сознания молодёжи ………………………...….....30
2.3 Рекомендации по формированию политического сознания у
молодежи…………………………………………………………………...…….42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….......44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………..…….…46
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………….……………….….48
Получают распространение представления о молодежи, связывающие разные подходы. По мнению Ф.Р.Филиппова, молодежь - «большая общественная группа, имеющая специфические социальные и психологические черты, наличие которых определяется как возрастными особенностями молодых людей, так и тем, что их социально-экономическое и общественно-политическое положение, их духовный мир находятся в состоянии становления, формирования» .23
Другой вариант такого же целостного подхода предложен И.М. Ильинским. Он акцентирует внимание на существенных характеристиках молодежи, которые должны быть отражены в её интегративном определении. Молодежь - это:
• часть общества, большая специфическая возрастная подгруппа;
• носитель огромного интеллектуального, творческого потенциала;
•
явление конкретно-
• объект и субъект социализации; субъект самоидентификации, самоосознания своих интересов;
• ресурс и потенциал будущего.
Жизнь показала плодотворность этих определений, прежде всего - в соотнесении молодежи с возрастным социальным статусом, с процессом социализации. Но сегодня необходимо и их уточнение. Одно из таких интересных уточнений (с позиций тезаурусного подхода) предложено А.И. Ковалевой и В.А. Луковым. Они выделили ряд признаков, характеризующих молодежь как социальную группу:
• освоение и присвоение социальной субъектности;
• переход (на определенном этапе жизни) от свойства быть объектом социализации к свойству быть субъектом социальной деятельности;
• наличие социального статуса молодых и самоидентификации как молодых;
• распространенные в этой социальной группе тезаурусы, выражающие и отражающие её символический и предметный мир .24
Анализируя все вышеизложенные подходы к определению понятия «молодежь» необходимо выделить то, которое бы отражало основные особенности молодежи как социальной группы.
Итак, молодежь – социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, проходящая стадию социализации, усваивающая общеобразовательные, профессиональные и культурные функции и подготавливаемая обществом к усвоению и выполнению социальных ролей взрослого.
В целом результаты исследований молодежи позволяют заключить: события последних двадцати лет в России привели к тому, что у большинства молодежи выявляется мозаично-эклектический псевдоменталитет, т.е. отсутствие какой-либо более или менее четкой картины мира, системы ценностей, норм и установок, явные противоречия в сознании. Поэтому настоятельной необходимостью является формирование целостной системы воспитания и социализации молодежи .25
Определились
проблемные моменты системы ценностей,
норм и установок молодежи, явные
противоречия в сознании.
2.1. Анализ политического сознания молодёжи
Наиболее общим в отношении молодежи к политике выступает наличие или отсутствие соответствующего интереса. При проведении опроса «Как Вы относитесь к политике?» выяснилось, что лишь 6% человек не интересуются политикой вообще. Хотя и утвердительный ответ «интересуюсь» дало всего лишь 23% респондентов.
На уровне деятельностном «член политической партии, движения» активность проявляли лишь 5% процентов опрошенных. Гораздо больший процент заинтересованности только в качестве избирателя - 24% может говорить о том, что уровень гражданского воспитания у студентов достаточно высок. Тогда как ещё около десяти лет назад этот показатель был равен 17%, соответственно можно сделать заключение, что существует тенденция к росту интереса молодежи к своему будущему. Но в большинстве своем интерес студентов к политике заключается лишь с информационной стороны, а не с деятельностной. Половина всех респондентов предпочитает лишь интересоваться политической информацией, а не прямо или косвенно участвовать в политической жизни.
Относительно всего вышеперечисленного можно сделать несколько выводов:
Фундаментальная ценность гражданского общества – демократия. В ней находит своё воплощение единство свободы и социального контроля, это свобода, ограниченная законом.
В условиях переходного общества меняется отношение ко многим демократическим ценностям, прежде всего к таким понятиям как законность и свобода личности.
Противоречивость
представлений молодёжи о демократии
проявляется и в том, что нередко правопорядок
(т.е. власть закона) сводится к порядку
(в том числе, с применением любых – даже
противозаконных – средств, включая силовые).
Очевидно, с этим связана тоска по порядку
как власти «сильной руки». Обычно считается,
что такие настроения присущи старшему
поколению. Но результаты опроса (Табл.1)показывают,
что их не чужды и молодёжи:
Таблица 1. Как, по вашему мнению, можно добиться порядка в России?
Варианты ответов | Респонденты |
Если люди смогут объединиться и научаться решать свои проблемы демократическим путем; | 34% |
Сильный
лидер наведет порядок в |
37% |
Нужно на время отказаться от Думы и дать возможность сильному лидеру вывести страну из кризиса | 12% |
Затрудняюсь ответить | 17% |
Отношение
молодежи к проблеме «демократия-порядок»
может быть конкретизировано и в ракурсе
соотношения «демократичность – авторитарность».
Характерны ответы о таком соотношении
молодежи (Табл. 2):
Таблица 2. Ориентации на авторитарность / демократичность
С каким из альтернативных мнений вы согласны? | Респонденты |
1 а.
нежелательна критика 1 б. надо терпимо относиться к разным взглядам и убеждениям, даже критическим |
11%
89% |
2 а.
Государство должно 2 б. Обществу и людям необходима независимая информация |
27%
73% |
3 а.
Государство должно иметь 3 б. Частная жизнь – личное дело каждого гражданина |
4% 96% |
Заметно,
что в целом респонденты
Формирование многопартийности, политического плюрализма порождает пестроту и неустойчивость течений. Поэтому правильнее выявлять отношение молодых не только к тем или иным конкретным партиям, хотя и этот анализ показателен (Табл. 3 ):
Таблица 3. Какая из существующих ныне в России партий и объединений в наибольшей степени выражает интересы таких людей, как Вы?
Варианты ответов | %% |
Единая Россия | 34 |
КПРФ | 11 |
ЛДПР | 8 |
Справедливая Россия | 2 |
Аграрная партия | 1 |
Гражданская сила | 2 |
Ни одна | 41 |
Сопоставление
этих данных с результатами предшествующих
исследований отражает значительное опережение
«Единой России» своих
Интересно
выявление отношения молодежи к
определенным более устойчивым типам
политических направлений (Рис. 1).
Рис. 1.
Идейно-политические предпочтения молодежи
Несмотря на то, что варианты ответов «ни к одному» и «затрудняюсь ответить» пользуются постоянной популярностью среди молодёжи, можно отметить сдвиг идеологических приоритетов молодежи «вправо», в пользу демократических ценностей. Политический плюрализм нашел свое отражение в многообразии идейно-политических предпочтений, за которые отдавали свои голоса молодые люди.
Молодые люди не всегда до конца понимают смысл и содержание того или иного идейно-политического течения и очень часто путают понятия.
Существенным является изучение политической психологии. Сюда можно включить эмоциональное отношение студенческой молодежи к политическим процессам, происходящим в нашей стране, анализ доверия к тем или иным политическим институтам.
Можно быть безразличным к политике (как многие студенты, что подтверждает наше исследование), но политика не может быть «безразличной» к гражданину. Он живет в определенной политической ситуации, которая неизбежно влияет на его жизнь. И тут возникает ряд исследовательских проблем: как оценивают молодые политическую ситуацию в стране? Каким образом проводимая политика государством влияет на отношение к тем или иным политическим событиям?
Рис. 2.
Оценка студентами изменения политической
ситуации в стране
Как видно из результатов (Рис. 2.) большая часть молодежи положительно оценивает деятельность политических институтов в стране. Это может быть связано со стабилизацией политической ситуации в стране, с отсутствием событий, которые раньше потрясали общество (война в Чечне, террористические акты и т.д.).
Однако
можно выделить и ещё одну причину
такого позитивного отношения к изменению
политической обстановке в стране. Одним
из оснований оценки является получение
и осмысление положительных, либо отрицательных
сведений о действиях политических институтов.
Важным рычагом в управлении сознанием
молодежи являются средства массовой
информации. Мнение о улучшении ситуации
в стране может навязываться с помощью
телевидения, газет и т.д. Проанализируем
результаты опроса (табл.
4):
Таблица 4. Из каких источников Вы чаще всего получаете информацию?
Варианты ответов | %% |
Из газет | 21,48 |
С помощью телевидения; | 40,27 |
Через интернет; | 11,41 |
От друзей, знакомых, близких; | 11,41 |
Из агитационных листовок | 13,42 |
Информация о работе Политическое сознание российской молодёжи