Политическое сознание российской молодёжи

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 20:33, курсовая работа

Описание работы

Политическое сознание - понятие и типы, анализ и рекомендации по формированию сознания

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………...…...…………..…….3

I ГЛАВА. ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
Политическое сознание: понятие и типы……….……………………..….6
Формирование политического сознания личности…...………………...16

II ГЛАВА. ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ МОЛОДЕЖИ

2.1 Особенности молодежи как носителя политического сознания….…...…25

2.2 Анализ политического сознания молодёжи ………………………...….....30

2.3 Рекомендации по формированию политического сознания у

молодежи…………………………………………………………………...…….42

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….......44

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………..…….…46

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………….……………….….48

Работа содержит 1 файл

готовая курсовая.doc

— 440.50 Кб (Скачать)

     Политическая  социализация и политическое воспитание. Одна из важнейших проблем в изучении генезиса политического мышления - это вопрос о соотношении естественных процессов созревания мыслительного аппарата и целенаправленного воздействия общества, школы, семьи и других факторов, осуществляющих политическое воспитание.

Политические  психологи изучали эту проблему на материале формирования национального самосознания. В исследованиях Ж. Пиаже и А. Вейл выявлена динамика национального самосознания по мере созревания когнитивных характеристик личности.

     Эти исследователи задались вопросом: как человек узнает, откуда он родом? Ответ на этот вопрос дало изучение детей из Женевы 7 - 8, 10 - 11 лет и старше. Так, дети до 7 лет отрицали, что они одновременно являются и женевцами и швейцарцами, хотя и понимали, что Женева находится в Швейцарии. В то же время они не разграничивали четко понятий "женевец" и "иностранец", хотя и понимали каждое из них в отдельности. Им кажется, что француз, живущий в Женеве, - тоже немножко швейцарец.

     Важно, что осознание ребенком своей  принадлежности к стране, народу, городу и т.п., осознание взаимоотношения своей страны с другими странами и этническими группами, связано с характером когнитивного и эмоционального развития, проходит определенные стадии и подчиняется возрастным закономерностям. Пиаже выделял именно эти стабильные характеристики когнитивной сферы, отвлекаясь от того, в каком духе воздействует на ребенка социальная среда: в духе национальной терпимости или шовинизма, взаимности или возвышения одного народа над другим.

     Продолжением  этой линии исследований стали работы шотландского политического психолога Г. Яходы. Он установил, что немало 6-, 7-, и даже 9-летних жителей города Глазго даже не слышали о таком городе или думали, что он находится где-то поблизости. Если принять во внимание сложные англо-шотландские отношения, то становится понятным, что многие из детей раньше осознают себя англичанами или шотландцами в политическом смысле, чем понимают, как соотносятся географические понятия: Глазго, Шотландия, Британия. Яхода приходит к выводу, отличающемуся от вывода Пиаже: его респонденты уже в 11 лет могут формировать абстрактные понятия, сделать логические заключения, особенно в тех случаях, когда эти понятия отражают значимые для них политические явления.

     К аналогичным выводам приходят и  исследователи в отношении способности восприятия детьми социальных и классовых различий. Так, Р. Коннел в этом процессе выделяет три стадии. Во-первых, - стадия драматических контрастов (5 - 8 лет). Во-вторых, - стадия конкретного реализма (8 - 12 лет) и в-третьих - стадия формирования классовых схем (12 - 16). Исследование выявило не только наличие стадий когнитивного развития, влияющих на способность воспринимать классовые различия, но и зависимость восприятия от воздействия социальных факторов. Принадлежность ребенка к определенной социальной страте влияет на его классовые экспектации (например, каждый может стать миллионером). Оказалось, что у детей рабочих - в отличие от выходцев из среднего класса - замедлено созревание реалистических классовых представлений.18

     Эмпирические  исследования показывают, что естественные процессы созревания политического сознания в соответствии со стадиями когнитивного развития ребенка и подростка замедляются или ускоряются под влиянием политической системы, ее институтов, различных агентов политической социализации. Политическое воспитание, в отличие от стихийного процесса социализации, всегда имеет ту или иную направленность и нацелено на конкретный результат. Этому способствуют школьные учебники и система рекрутирования и воспитания самих учителей, средства массовой информации и специальные правительственные программы. В тех случаях когда система заинтересована в мобилизации новых поколений на политическое участие, образ политической системы складывается в политическом сознании молодых людей более адекватным. Но в тех случаях, когда система стремится иммобилизовать часть населения, выключить их из активного действия, она включает такие факторы, которые либо замедляют созревание, либо искажают восприятие политики в направлении, выгодном официальной политике. Известно немало случаев, когда плодом такого политического воспитания становится национальная и расовая рознь, конфликты, отчуждение от политики.

     В российской политической жизни последних  десятилетий происходит переориентация школы на новые официальные политические ценности. Так, согласно исследованиям, молодые люди, прошедшие социализацию уже в годы перестройки, на вербальном уровне вполне усвоили новые ценности либерального спектра. Для них стали значимыми ценности прав человека, свободы, личной независимости. В то же время говорить о системе политического воспитания в духе демократии и после десяти лет демократической трансформации не приходится. Во-первых, нет разработанной и адаптированной для детей системы новых политических ценностей, что отражается в противоречивом их наборе в учебной литературе. Во-вторых, учителя поставлены перед необходимостью быть ретрансляторами ценностей, которые они либо не разделяют, поскольку они воспитаны в старой системе политических координат, либо не понимают сами, так как система с ними специально не работает, не обеспечивает их методически.19

     Не  только в России, но и в более  стабильных политических системах цели политического воспитания нередко  оказываются не реализованными, так  как требуется для поддержания  системы в равновесии. Результатом является сохранение политического инфантилизма не только в детском и подростковом возрасте, но и в более зрелые годы. Это означает, что у личности не сформированы автономные, не зависимые от ситуации политические убеждения.

     Сложность формирования зрелого и адекватного политического сознания в современной России дополняется помимо общих проблем, характерных в целом для этого процесса, еще и тем, что сейчас в стране отсутствуют выраженные идеологические схемы (принадлежащие не только официальной власти, но и оппозиции). Привычка с определенным скепсисом относиться к официальным целям и ценностям, оставшаяся со времен застоя, сочетается с разрушением стабильной картины мира и политической пассивностью. Это создает у молодых граждан неустойчивый и противоречивый тип политического сознания, который не способствует достижению гражданской зрелости и делает личность легкой добычей манипуляторов. Школьному учителю не под силу заменить собой всю систему идейных приоритетов, которые должна вырабатывать вся политическая система. Он привык быть ее ретранслятором. Однако когда он остается один на один со своими учениками, он не может избежать их вопросов и, если хочет остаться для них авторитетом, вынужден самостоятельно искать ответы на все трудные политические вопросы.20

     Подводя итоги первой главы, следует отметить что, политическое сознание - одна из основных форм общественного сознания, возникающая с появлением государства. В нем переплетаются в единые духовные комплексы психологические феномены и идеологические системы, специализированные теоретические взгляды. Определили три типа политического сознания: политическая теория, государственно-партийное и массовое политическое сознание.

     Мы так же определили что, естественные процессы созревания политического сознания в соответствии со стадиями когнитивного развития ребенка и подростка замедляются или ускоряются под влиянием политической системы, ее институтов, различных агентов политической социализации. Политическое воспитание, в отличие от стихийного процесса социализации, всегда имеет ту или иную направленность и нацелено на конкретный результат. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

II ГЛАВА. ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ МОЛОДЕЖИ

2.1. Особенности молодежи как носителя политического сознания 

     При выделении особенностей молодежи как социальной группы в первую очередь необходимо дать четкое определение понятию «молодежь». Однако это не так просто, как кажется на первый взгляд. Существуют серьезнейшие противоречия между формальным (календарным) возрастом, с которого в конкретном обществе отсчитывается начало молодости, и реальным уровнем социально-психологического, социального развития ребенка, достигшего этого возраста; между социально-нормативными требованиями к статусу и поведению молодых и индивидуальным многообразием социального взросления, социализации.

     Сложность и многогранность самого феномена молодежи, зыбкость и подвижность возрастных границ молодости определяют наличие  в научной литературе довольно многочисленных подходов и определений молодежи и молодости. Выделим наиболее типичные из них;

     • психофизиологический подход - молодость - это период развития человеческой личности между «puberty» (половая зрелость) и «maturity» (полная зрелость);

     • социально-психологический подход - молодежь - «определенный возраст со своими биологическими и психологическими отношениями, а потому - всеми особенностями возрастного класса»;

     • конфликтологический подход - молодость - это «трудный, полный стрессов и  чрезвычайно важный период жизни»; «длящийся конфликт между индивидом и обществом»; «проблемная стадия в развитии человека»;

     • ролевой подход - молодость - это  «особая поведенческая фаза в  жизни людей, когда они более  не играют ролей ребенка и в  то же время не являются полноправными  носителями ролей «взрослого»;

     • субкультурный подход - молодежь - это группа со своим специфическим образом жизни, стилем поведения, культурными нормами и ценностями;

     • стратификационный подход - молодежь - это социально-демографическая  группа, ограниченная возрастными рамками; со специфичными социальными позициями, статусом и ролями;

     • социализационный подход - молодость - это период социального роста, первичной  социализации. «Главная цель юности - самоопределение, персонализация. В юношеском возрасте бурно развивается чувство индивидуальности»;

     • интеракционистский подход - молодость - это одно из трех состояний души, присущих каждому человеку. В отличие от состояния «родитель» (ориентация на нормативное поведение) и «взрослый» (ориентация на принятие разумных решений) оно проявляется в спонтанности, непосредственности поведения;

     • аксиологический (ценностный) подход - молодость как социально значимый, важный этап жизненного цикла человека;

     • субъективный подход - молодость - это  особое мироощущение, устремленность в будущее, оптимизм, жизнелюбие, жажда  деятельности, ощущение себя молодым вне зависимости от реального возраста;

     • процессуальный подход - молодые - это  те, кто не завершен, не интегрирован, находятся в состоянии становления, формирования.

     Опираясь  на эти разнообразные подходы, сегодня  важно обобщить то позитивное, что есть в опыте зарубежных и отечественных юнологов. Поэтому не будем оценивать или критиковать их. Подчеркнем другое:

     • необходимо учитывать различные реально существующие подходы;

     • важно видеть, что множество определений  связано со спецификой угла зрения на молодежь и ее проблемы с позиций конкретных научных дисциплин (психология, культурная антропология, социология и т.д.) и исследовательских установок;

     • знакомство со всем спектром подходов и определений молодежи позволяет  выделить те компоненты, которые должно включать интегративное определение.

     Интегративное определение молодежи охватывает:

     • возрастные границы и социально-психологические особенности;

     • специфику социального статуса, ролевых функций и социокультурного поведения (в том числе - повседневные молодежные практики);

     • специфику молодежи как социально-демографической  группы; ее самоопределение и самоидентификацию;

     • процесс социализации в единстве социальной адаптации и индивидуализации. 21

     Интегративный подход позволяет рассматривать молодежь в единстве объективных и субъективных характеристик. Целостное видение молодежи в конечном счете требует выявления системного качества этой целостности. Именно оно и должно быть основой для социологического определения понятия «молодежь». Еще в конце 1960-х гг. социологом В.Т. Лисовским было сформулировано такое обобщенное определение: «Молодежь - это поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих (а в более зрелом возрасте уже усвоивших) общеобразовательные, профессиональные и культурные функции и подготавливаемых (подготовленных) обществом к усвоению и выполнению социальных ролей взрослого». Одновременно во многом сходное, хотя и более широкое определение молодежи дал И.С. Кон : «Молодежь - социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла, биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры, закономерностей социализации, которые свойственны данному обществу».22

Информация о работе Политическое сознание российской молодёжи