Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 20:33, курсовая работа
Политическое сознание - понятие и типы, анализ и рекомендации по формированию сознания
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………...…...…………..…….3
I ГЛАВА. ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
Политическое сознание: понятие и типы……….……………………..….6
Формирование политического сознания личности…...………………...16
II ГЛАВА. ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ МОЛОДЕЖИ
2.1 Особенности молодежи как носителя политического сознания….…...…25
2.2 Анализ политического сознания молодёжи ………………………...….....30
2.3 Рекомендации по формированию политического сознания у
молодежи…………………………………………………………………...…….42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….......44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………..…….…46
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………….……………….….48
Особое
место в политическом сознании занимает
идеология. Будучи системой верований,
убеждений и взглядов, она отражает
объективную общественно-
Типы политического сознания
В литературе отмечаются три типа политического сознания: политическая теория, государственно-партийное и массовое политическое сознание.
Политическая теория рассматривается в данном аспекте не с точки зрения ее роли как инструмента дальнейшего познания, а в качестве средства обоснования политики и регулятива деятельности.
Для политического субъекта значима не сама по себе теория как система знания, а разработка основ концепции политики, методологии политического анализа и оценки. Политическая концепция - суть руководящая идея, ведущий замысел, положенный в основу деятельности политических институтов. Она выступает непосредственным ориентиром политической практики. На ее базе определяется стратегия и тактика деятельности на достаточно продолжительный период времени.10
Теоретическая концепция политики реализуется в программах, проектах и лозунгах партий и государственных учреждений.
Тем
самым политическая теория обретает
уже новую модификацию
Третьим видом политического сознания является массовое политическое сознание. Массовое политическое сознание детерминируется главным образом особенностями своего носителя. В отличие от других групповых форм классового, национального, этнического, профессионального носителями массового политического сознания выступают "особые совокупности индивидов, именуемые массами". В их числе участники политических движений, аудитории средств массовой информации, субъекты массовых политических кампаний, например, электорат и другие. Существенная черта такого рода людских совокупностей - их межгрупповой характер, разрушающий границы между существующими социальными группами, их смешанный состав.
Массовое политическое сознание включает в себя фрагменты политических систем, государственно-партийного сознания, политической психологии и обыденного сознания. В нем переплетаются все элементы этих духовных образований и функционируют в виде конгломерата.
В массовом политическом сознании присутствует широкий спектр разнообразных политических представлений и взглядов: от элементов объективного знания до ложного или даже извращенного отражения действительности, от чувственных образов до абстракции, от эмпирических сведений до фрагментов теоретических концепций, от рационального до иррационального отражения, от радикалистского видения политической реальности до консервативного. Разнородность, противоречивость, бессистемность, стереотипизация суждений, формирование во многом эмоционально-психологических мотивов - таковы некоторые особенности массового политического сознания. И вот этот-то массив сознания непосредственно вплетается в политическое поведение людей и выступает в качестве его регулятора. Массовое сознание специфично для каждой страны, социальной общности и, конечно же, для конкретных результатов и этапов их развития.12
В этой связи возникает закономерный вопрос, в каких формах функционирует массовое политическое сознание и при помощи каких механизмов оно реализует непосредственную свою регулятивную функцию? Таковыми являются средства массовой коммуникации и механизмы общественного мнения. Из всех средств массовой коммуникации особая роль принадлежит радио и телевидению. Их специфика заключается во всестороннем воздействии на глубинные пласты сознания, а также прорыве в мир бессознательного. Некоторые авторы рассматривают даже кинематограф как разоблачитель. "Не протестуя открыто, он выявляет основополагающие аспекты реальности, которые не всегда можно обнаружить средствами научного исследования". Не следует, однако считать, что возможности средств, открытых человеческим гением далеко безграничны и реализуются всегда на благо прогресса. Не менее часто их возможности использовались и во зло человеку.
Средства массового сознания и массовые коммуникации воздействуют на человека не прямо, а через механизмы общественного сознания. Последнее представляет собой состояние массового сознания, заключает в себе выражение членов общества к событиям и явлениям общественно-значимого характера.
По своему содержанию общественное мнение многосмысловое: оно может оценивать события, фиксировать определенную информацию о деятельности общественно-политических институтов, выражать нормативные суждения, интегрировать обращение какой-либо части общности или социальной группы ко всему политическому сообществу по поводу принятия тех или иных политических решений.13
Многие
годы институты общественного мнения
в нашей стране фактически не функционировали.
В последнее переломное для общества время
положение коренным образом изменилось.
Они превратились в мощнейший политический
фактор. Более того, общественное мнение
превратилось в действенный политический
институт, чем оно уже давно является в
действенных политических системах. Институты
общественного мнения теперь вмешиваются
в политическую жизнь на всех ее уровнях:
они проводят конфиденциальные опросы
действующих политических групп и группировок.
Пресса заказывает проведение опросов
по актуальным политическим проблемам.
Утверждение институтов общественного
мнения как действенного фактора политического
процесса свидетельствует о превращении
массового сознания в один из объектов
политического руководства и специализированной
стратегии и тактики.
Различия в стилях политического мышления, типах отражения политической системы имеют свои истоки в характере политической социализации. Все те институты, которые призваны заниматься политическим воспитанием, как правило сосредотачивают свои усилия на совершенствовании воздействий, идущих от системы к личности. Но нельзя не видеть, что эти воздействия далеко не автоматически воспринимаются личностью, имеющей свои внутренние законы, возрастные и другие особенности. Весьма важно учитывать возможности личности анализировать политическую информацию на разных этапах созревания.
Данные
психологической науки о
В возрасте 7 лет происходит переход на стадию конкретных операций. Мышление ребенка "децентрируется", становится свободным от непосредственных восприятий и искажений. Ребенок начинает понимать, что существуют разные точки зрения. Эгоцентризм уступает место социоцентризму. После 11 лет мышление ребенка переходит на новую стадию - стадию формальных операций, которая в основном завершается к 15 годам и характеризует "зрелый ум", способный к дедуктивным умозаключениям и построению гипотез.14
Политическая психология развила представления Пиаже о стадиях созревания детского мышления применительно к собственно политическим сюжетам, т.е. мышлению детей и подростков о законах, индивидуальных правах граждан и общественном благе. Одним из первых эту работу начал американский политический психолог Дж. Адельсон. Его исследовательская группа изучала сдвиги в политическом мышлении детей и подростков с 11 до 18 лет в ФРГ, Англии и США.
Данные Адельсона и его коллег свидетельствуют о неравномерном развитии структур политического мышления на разных этапах социализации индивида. Так, оказалось, что в возрасте 11 - 13 лет происходит чрезвычайно быстрое развитие политических представлений. По сравнению с этим периодом прогресс с 16 до 18 лет оказывается весьма скромным. При этом мышление 11 - летних подростков конкретно, персонализировано и эгоцентрично. Если им говорят об образовании - они имеют в виду учителя, ученика, директора школы. Говорят о законе - видят перед собой полицейского, преступника, суд. Упоминают о правительстве - представляют себе королеву, министра, мэра, 15-летний подросток уже способен к абстрактному, формально-логическому мышлению. Он пользуется такими понятиями, как власть, права человека, свобода, равенство. Дж. Адельсон делает вывод о том, что по мере когнитивного созревания появляется важное изменение политического мышления: достигается уровень абстрактного мышления.
По мере развития политического мышления происходит расширение временной перспективы. Так, подросток в отличие от ребенка способен осознать как ближайшие, так и более отдаленные воздействия политических событий в настоящем и будущем. С возрастом развивается способность оценивать последствия тех или иных политических явлений не только для отдельного человека но для группы и общества в целом. К среднему подростковому возрасту достигается некоторое понимание характера деятельности общественных организаций и институтов.15
Дж. Адельсон также отмечает, что в ходе когнитивного развития происходит изменение самого характера суждений о политике. В предподростковом возрасте мышление имеет характер немедленного, чувственного, очевидного и прагматичного отражения реальности. В середине отроческого возраста формируется автономная система морально-политических принципов, влияние которых с возрастом укрепляется и зачастую оказывается сильнее узко понятого интереса.
Весьма симптоматичен вывод, сделанный Дж. Адельсоном: среди подростков в 70-е годы было шире распространено стремление к реальной перспективе взрослых, чем к "юношеским идеалам". Идеализм среди них встречался реже, чем скептицизм, осмотрительность, осторожность и трезвость оценок. Адельсон пересмотрел вывод Ж. Пиаже и Кольберга, полученный ими в 50 - 60-е годы. Он утверждал, что по мере морального и когнитивного созревания у подростков нарастает неприятие политических условностей. Чем выше при этом интеллект, тем более критичны подростки по отношению к существующему политическому порядку. Вывод Адельсона прозвучал неожиданно: ведь согласно житейским представлениям, юность - это время романтических порывов, мечтаний об изменении мира к лучшему.
Следует отметить, что данные, полученные в стабильных политических системах развитых стран Запада, не во всем применимы к иным политическим условиям. Прежде всего, даже в общепсихологических исследованиях было показано, что культурно-исторические условия формирования личности могут способствовать коренной перестройке всей структуры психики. При этом под влиянием смены социальных условий меняются даже такие устойчивые образования, как представления человека о цвете, времени, пространстве.
Что
же говорить о более подвижных
политических структурах сознания? Их
формирование нельзя себе представить
в отрыве от влияния на личность
объективных экономических и
политических процессов. Что касается
изменений политического
В конце 80-х - 90-х годах в политическом сознании молодых людей произошел ряд изменений: публичный отказ от официальных стандартов советской политической идеологии, ее лозунгов и символов. Особенно быстрый процесс десоветизации и даже деидеологизации как таковой - примерно 1988 - 1991 гг.; спад политической мобилизации после сплочения наиболее квалифицированной и социально-активной части населения (включая образованную молодежь крупных городов) вокруг фигур и идей горбачевской перестройки а затем ельцинского суверенитета России - примерно 1990 - 1991 гг.; утрата доверия большинству политических институтов и лидеров России - примерно 1991 - 1993 гг.1617
Информация о работе Политическое сознание российской молодёжи