Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2011 в 13:25, контрольная работа
Цель данной работы – изучить политическое развитие Японии во второй половине XX в., отметить характерные черты этого развития.
Задачами работы являются: рассмотрение политических преобразований в Японии на разных этапах, отметить особенности политических реформ во второй половине XX в, а также определение характера политической власти и ее реализации в японском обществе. Отметить специфику и неординарность Японии в ее политическом развитии.
Введение ……………………………………………………..…………………. 3
Глава I Политические реформы в Японии во второй половине XX в………..5
Глава II Образование ЛДП 1955г……………………………………………... 17
Глава III Японская экономическая структура 50-60……………………….....27
Заключение……………………………………………………………………... 30
Список использованной литературы…………………………………………. 32
Объединенная Либерально-
Таким образом, сложился так называемый, “феномен ЛДП”, т.е.
практически уникальный факт непрерывного пребывания одной партии у власти, в то время как в ведущих капиталистических странах преобладают двухпартийные системы, при которых на политической арене стабильно доминируют две крупные партии, попеременно сменяющие друг друга. Также некоторые другие особенности внутренней организации японских консерваторов привлекают в правящей партии Японии неослабевающий интерес.1
Как политическую партию ЛДП характеризует наличие оформленной структуры строящейся на кадровой основе, с централизованным бюрократическим аппаратом и строгой внутренней субординацией.
Устав ЛДП предусматривает существование разветвленной сети
региональных организаций – “префектуральных организаций отделений партии”, и громоздкой центральной организации, подразделяющиеся на исполнительные органы: аппарат партии и так называемые постановляющие органы ( “Кэцуги кикан” ).
Председатель ЛДП осуществляет на высшем уровне контакты с финансовой монополистической верхушкой, в ходе которых согласовываются наиболее важные вопросы партийной политики, и определяются основные направления национальной политики.
Важнейшим аспектом деятельности председателя ЛДП является также руководство парламентской политики партии. Он лично занимается подбором лиц, занимающихся ее разработкой и претворением в жизнь: председателей обеих палат, председателей важнейших парламентских комиссий, руководство комитета парламентской политики а аппарате ЛДП.
Совет общих вопросов (Сэмукай) или как его часто называет, исполнительный или административный совет ЛДП, согласно уставу, наделен большими полномочиями. По своим функциям он напоминает центральный комитет других политических партий Японии. В частности в нем составляются списки кандидатов, выдвигаемых партией на парламентских выборах. Формально все вырабатываемые в аппарате ЛДП решения должны получать одобрение Совета.
Главным звеном в списке
политических
вопросов (Сэйму тёсакай). Согласно
сложившейся практике все законопроекты,
вносимые на рассмотрение
парламента от лица правительства,
не считаются действительными до рассмотрения
и одобрения их Советом по изучению
политических вопросов. Совет имеет очень
сложную внутреннюю структуру. В его состав
входят: секции (букай) – постоянно действующие
подразделения, дублирующие систему
министерств и ведомств центральной администрации;
исследовательские советы (тёсакай);
социальные комитеты (токубэцу иинкай).
1 Макаров А.А. Политическая власть в Японии. - М.: Наука, 1988, с. 78
Совет играет значительную роль в формировании важнейшего
законопроекта, выдвижение которого входит в компетенцию правительства, законопроекта о бюджете. Согласно сложившейся практике, ежегодно бюджетные заявки министерств и ведомств, проходят предварительное слушание в соответствующих отделах совета и лишь, потом поступают в министерство финансов ответственное за состояние бюджета. Совет формирует основные направления бюджетной политики в Совете общих вопросов ЛДП и на заседании кабинета министров, затем согласовывается с проектом, подготовленным к этому времени министерством финансов.1
Совет по изучению
Одной из характерных особенностей ЛДП, является наличие в ее
парламентском представительстве, в значительной степени независимых от центрального руководства, группировок.
Высший элемент ЛДП
Стабильному пребыванию ЛДП
у власти способствует то,
что “Преобладание одной партии ЛДП –
в течении длительного времени
переносит поле практической
конкуренции из сферы
межпартийной политики к
внутрипартийной политике ЛДП.
2
1 Макаров А.А. Политическая власть в Японии. - М.: Наука, 1988, с. 21
2 Еремин В.Н. Политическая система современного японского общества. - М.: Наука, 1992, с. 99
Фракционная структура ЛДП, механизм внутри - и межфракционных отношений, феномен достижения единства партийной воли остаются определенной загадкой для наблюдателей. Возникновение и жизненность фракций объясняют в частности, тем, что “для члена парламента от ЛДП принадлежность к одной из фракций важно по двум основным причинам. Во-первых, фракции представляют, входящим парламентариям денежные средства для борьбы на выборах. Во-вторых, каждая фракция составляет лист старшинства своих членов, на основании которого она договаривается с премьер-министром перед той или иной перестановкой в кабинете о кандидатах в него”.1
Таким образом, мотивы для вхождения во фракцию выглядят в
достаточной
степени “политико-
Длительное пребывание ЛДП у власти создало возможности для более
тесной координации, деятельности между государством и национальными буржуазными кругами, и на этой основе выработки долгосрочной стратегии в экономической и других областях. Государственные пятилетние планы, программы развития тех или иных приоритетных отраслей промышленности играют важную роль в развитии экономики. Правда, они не являются обязательными в обществе с рыночной экономикой. Но у государства есть целый ряд, прежде всего политических и финансовых рычагов, для конструктивного диалога с предпринимателями.2
Руководство ЛДП рассматривает большой бизнес как наиболее важный фактор динамизма Японии и поэтому политика всех консервативных кабинетов направлена, прежде всего, на укрепление позиций японских монополий, как в стране, так и за рубежом. В то же время заинтересованность политической и социальной собственности в привлечении избирателей побуждает правящую партию учитывать в той или иной степени интересы различных слоев населения. Пребывание ЛДП у власти ведет иногда к недооценке роли оппозиционных партий, их места в политической системе Японии, однако, в действительности, они оказывают значительное влияние на положение дел в стране, и консервативные круги вынуждены учитывать их позицию при реализации своей внутренней и внешней политики.3
В начале 60-х годов на политическую арену Японии помимо ЛДП, СПЯ и КПЯ выходят две новые партии – Партия Демократического Социализма (ПДС) и Партия Читой Политики (Комэйто).
В середине 70-х годов от правящей партии откололся и вскоре получил
статус самостоятельной партии Новой либеральный клуб (НЛК), а группа вышедших из СПЯ, правореформистских деятелей основала Социал- демократический союз (СДС).
Трем партиям центра – ПДС, Комэйто с СДС – свойственна близость
теоретических основ, политического курса, характера политической
деятельности, общность программ: представление себя защитниками интересов всего народа, идея сотрудничества труда и капитала, отрицание революционных методов преобразования общества, представление о реальном социализме, отличного от марксистско-ленинского.
26 июня 1976 г. шесть депутатов парламента от ЛДП заявили о разрыве
со своей
партией, мотивируя этот шаг тем,
что невозможно остановить, по
их выражению, упадок и одряхление ЛДП.
Эти депутаты создали Новый либеральный
клуб (НЛК), провозгласивший своей целью
разработать “новую консервативную
политику”, но не затрагивать основ существующего
строя.
1 Еремин В.Н. Политическая система современного японского общества. - М.: Наука, 1992, с. 102
2 Вербицкий С.И. Япония на пороге XXI в. - М.: Знание, 1988, с. 13
3 Там же, с. 20
Таким образом, в Японии стало функционировать семь политических
партий, которые можно схематически сгруппировать следующим образом:
ЛДП и
НЛК – партии консервативного
лагеря, ПДС, Комэйто и СДС
– партии центра и СПЯ и КПЯ – партии
левой ориентации.
Глава III Японская экономическая структура 50-60.
Отличительной чертой японской экономической структуры 50-60 годов являлись высокие темпы производства. Бурное развитие получали так называемые отрасли японской промышленности – черная и цветная металлургия, производство цветных материалов, нефтехимия, судостроение и автомобилестроение. Успехи Японии в этот пеирод были обусловлены целым рядом факторов: ростом производительности труда, опиравшимся на передовую зарубежную технологию, дешевизной зарубежного сырья. Важную роль в финансировании базовых отраслей промышленности играли государственные инвестиции и отсутствие военных расходов.
Первый “нефтянной шок” 1973 г. и экономический кризис 1974-1975
годов обнаружили слабые стороны “модели высоких темпов развития” японской экономики – чрезвычайно сильную экономическую уязвимость Японии, не обладающей собственным сырьем, и продемонстрировали, что “высокие темпы” в значительной степени были достигнуты за счет нерешенных социальных, экологических и других проблем, ставших особенно заметными в условиях спада производства и инфляции.
В ходе экономического кризиса и его преодоления начала складываться
новая модель экономического развития Японии, где основное внимание
обращалось на создание противозатратного, энергоэкономичного производства. Эта модель предусматривала также значительное сокращение требующих большого количества энергии сырья и базовых отраслей промышленности – тех самых, которые обеспечили высокие темпы экономического развития Японии. Были приняты долгосрочные программы, направленные на экономию энергетических ресурсов поиск альтернативных источников солнечной геотермальной и других видов энергии. Благодаря всем этим мерам Японии удалось добиться значительного, среди ведущих развитых стран, снижения энергоемкости производства. Это привело к тому, что следующее резкое
повышение цен на нефть в конце 70-х годов не оказало значительного влияния на экономику Японии.
Вторая половина 70-х и 80-х годов – это переход к модели умеренных
темпов экономического развития, наиболее важными чертами которого, явилось создание наукоемкого производства. Основное внимание стало уделяться отраслям промышленности, работающим на экспорт, - автомобилестроению, станкостроению, производству бытовой техники.
На рубеже 80-х 90-х годов ВНП Японии составлял около 60 % ВНП США, в 1995 г. уже 73,9 %, а по размерам ВНП на душу населения Япония далеко оставила США позади. По размерам национального дохода на душу населения к 1995 г. Япония занимает третье место среди развитых стран.
Немаловажную роль в этом сыграло создание современной системы
трудовых
отношений, в чем Япония значительно
опередила другие страны, поскольку
руководители крупного бизнеса
признавали доминантой развития
экономики страны стабильность
мирный характер трудовых отношений.
В значительной степени благодаря такой
системе трудовых отношений, основанных
на консенсусе и компромиссе, характеру
связей пофирменных профсоюзов
с предпринимателями, складывавшихся
под влиянием
специфических социокультурных факторов,
в стране, достаточно безболезненно,
шел процесс модернизации и демократизации.
Информация о работе Политическое развитие Японии во второй половине 20 века