Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2011 в 13:25, контрольная работа
Цель данной работы – изучить политическое развитие Японии во второй половине XX в., отметить характерные черты этого развития.
Задачами работы являются: рассмотрение политических преобразований в Японии на разных этапах, отметить особенности политических реформ во второй половине XX в, а также определение характера политической власти и ее реализации в японском обществе. Отметить специфику и неординарность Японии в ее политическом развитии.
Введение ……………………………………………………..…………………. 3
Глава I Политические реформы в Японии во второй половине XX в………..5
Глава II Образование ЛДП 1955г……………………………………………... 17
Глава III Японская экономическая структура 50-60……………………….....27
Заключение……………………………………………………………………... 30
Список использованной литературы…………………………………………. 32
Изменения в конституцию могут вносится только с одобрения двух трети состава парламента с проведением затем народного референдума.9
Парламент, по конституции – высший орган государственной власти и единственный законодательный орган государства. Он состоит из двух палат – палаты представителей и палаты советников. Обе палаты избираются на основе закона о выборах в общественные учреждения от 15 апреля 1950 г.
Право избирать имеют все граждане, достигшие 20 лет. В палату представителей могут избираться лица, достигшие 25 лет, а в палату советников – 30 лет. Для участия в выборах кандидат или выдвигающая его партия должны внести большой денежный залог. Если кандидат не наберет установленного минимума голосов, залог переходит в собственность казны. Кроме того, кандидат и выдвигающая его партия должны внести в государственную казну значительную денежную сумму в виде компенсации государственных расходов по проведению выборов.
1 Конституция Японии 1947 г. // Хрестоматия по новейшей истории, том 3 - М.: 1961, с. 689
2 Там же, с. 690
3Там же, с. 693
4 Там же, с. 691
5 Там же, с. 691
6 Там же, с. 693
7 Там же, с. 694
8Там же, с. 695
9 Там же, с. 697
Палата представителей состоит из 511 депутатов. Выборы в нее
происходят по 130 избирательным округам. От каждого округа избираются в зависимости от числа избирателей от трех до пяти депутатов.
Палата советников состоит из 252 депутатов: 152 из них избираются по
префектурам, которые в данном случае рассматриваются как избирательные округа; остальные 100 депутатов избираются от страны в целом, которая рассматривается как общенациональный избирательный округ. Избранными считаются те кандидаты, которые заняли первые места по количеству полученных ими голосов, если это количество не ниже установленного минимума.
Палата представителей
могут быть распущены и досрочно. Срок полномочий членов палаты советников – шесть лет. Каждые три года половина членов палаты советников переизбираются. Выборы обеих палат парламента производятся за 30 дней до истечения срока полномочий парламента, а в случае досрочного роспуска нижней палаты – не позднее чем через 40 дней со дня роспуска. Порядок работы парламента определяется конституцией, а также “Правилами палаты представителей”, принятыми 28 июня 1947 г., и “Правилами палаты советников”, принятыми 28 июля 1949 г.1
Очередные сессии парламента созываются обычно один раз в год.
Чрезвычайные сессии созываются по решению кабинета министров.
Продолжительность сессий определяется членами обеих палат. Заседания парламента должны быть, как правило, открытыми их протоколы должны публиковаться, хотя допускается проведение закрытых заседаний при согласии на это двух трети депутатов соответствующих палат. Работы парламента регулируется избираемыми из числа депутатов должностными лицами: председателями обеих палат, председателями постоянных комиссий, а также генеральными секретарями палат.
1 Япония наших дней – М.: Наука, 1983, с. 49
Важную роль в деятельности парламента играют постоянные
парламентские комиссии. В каждой из палат имеется 16 постоянных комиссий, а именно: по делам кабинета министров; по делам местной администрации; по вопросам юстиции, по вопросам транспорта; по вопросам внешней политики; по вопросам государственных финансов; по вопросам просвещения; по социальным и трудовым вопросам; по вопросам сельского и лесного хозяйства; по вопросам торговли и промышленности, по вопросам связи, по вопросам строительства, по вопросам бюджета по организации внутрипарламентской работы, дисциплинарная, ревизионная.
В этих комиссиях соответственно профилю каждой готовятся
законопроекты и решения, которые затем вносятся на утверждение пленарных заседаний. Каждая комиссия состоит в среднем из 20-40 депутатов от различных партий соответственно их удельному весу в парламенте.
Конституция дает парламенту исключительное право распоряжаться
государственными финансами. Парламент ежегодно утверждает государственный бюджет Японии, проект которого вырабатывается кабинетом министров.
Законопроекты вносятся на
По конституции для принятия парламентом закона требуется обычно
согласие простого большинства обеих палат, но первенствующая роль отводится при этом палате представителей. Если принятый ею законопроект отвергается палатой советников, то палата представителей может вторично рассмотреть его, и после одобрения двух трети голосов этой палаты законопроект становится законом.
Палате представителей первой
принадлежит право
У палаты советников есть, однако, также преимущества в отношении
палаты представителей, дающие господствующему классу возможность
использования их как тормоз, если палата представителей не оправдает их
расчетов.1
Состав палаты советников
от палаты представителей не может быть распущена кабинетом. Распустив
палату представителей, кабинет в случае “чрезвычайного положения” может созвать палату советников и поручить ей решение всех “неотложных” законодательных вопросов.
Конституция ставит парламент в определенную зависимость от
исполнительной и судебной властей. Первая в лице кабинета решает вопрос о созыве и роспуске нижней палаты парламента. Вторая в лице Верховного суда обладает правом судить, соответствует ли тот или иной закон конституции и признавать его недействительным в случае установления несоответствия. Деятельность парламента также стесняется и императорской властью: его созыв производится специальным императорским эдиктом, издаваемым по рекомендации кабинета.
Полномочия и порядок работы кабинета министров – высшего
исполнительного органа власти – установлены конституцией и законом о кабинете от 16 января 1947 г.
Кабинет министров Японии действует в составе главы кабинета –
премьер-министра
и его министров. В непосредственном
подчинении у главы кабинета
находится канцелярия премьер-министра.
1
Япония наших дней -
М.: Наука, 1983, с. 49
В непосредственном подчинении у министров – 12 министерств: юстиции иностранных дел, финансов, просвещения, здравоохранения, сельского и лесного хозяйства, торговли и промышленности, транспорта, почтовой связи, труда, строительства, по делам местной администрации. При канцелярии премьер-министра имеются также 24 специальных управления, за работу которых ответственны премьер-министр и министры без портфеля.
В составе кабинета министров Японии отсутствуют официальные посты министра внутренних дел, а также военного и морского министров. Эти должности были устранены как “гарантия” против полицейского произвола и милитаризма.
Функции военного министра
(центральное полицейское ведомство).
Согласно конституции не менее половины министров должны быть
депутатами парламента. Никто из министров не может занимать в момент своего назначения каких-либо административных государственных постов – всем им, как гасит конституция, надлежит быть “гражданскими лицами.”1
Практика свидетельствует о том что, обычно не половина, а все
министры или подавляющее их большинство – депутаты парламента.
Глава
кабинета – назначается императором
по представлению парламента.
По сложившейся в Японии практике пост
главы кабинета занимается лидером
партии парламентского большинства.
1 Конституция Японии 1947 г. // Хрестоматия по новейшей истории, том 3 - М.: 1961, с. 696
Конституция возлагает на кабинет министров осуществление
исполнительной власти. Наряду с общими функциями управления кабинету вменяется в обязанность «Добросовестное проведение в жизнь законов; ведение государственных дел, руководство внешней политикой». Заключение договоров; при этом требуется предварительное или зависимости от обстоятельств последующее одобрение парламента. Организация гражданской службы и руководство ею в соответствии с нормами, установленными законом. Составление бюджета и внесение его на рассмотрение парламента. Издание правительственных указов в целях проведения в жизнь положений настоящей конституции и законов; при этом в правительственных указах не могут содержаться статьи, предусматривающие уголовное наказание, иначе как с разрешения соответствующего закона. Принятие решения о всеобщих и частных амнистиях, смягчении и отсрочке наказаний и восстановлении в правах.1
Конституция и закон о кабинете министров провозглашают принцип
коллективной
ответственности кабинета перед
парламентом. Кабинет уходит
в отставку в случае выражения парламентом
недоверия кабинету, если премьер-министр
не распускает палату представителей
в течении 10 дней со дня
принятия вотума недоверия.
Каждая из палат может вести
расследование деятельности правительства,
которое обязано давать парламенту
требуемую информацию и отчеты. Однако
на практике ответственность
кабинета перед парламентом
фактически отсутствует. Избираемый
парламентом премьер-министр является
обычно лидером правящей партии, обладающей
в парламенте большинством мест.
Фактически не парламентское
большинство руководит кабинетом, а кабинет
в лице лидеров правящей
партии руководит парламентским большинством.2
1 Конституция Японии 1947 г. // Хрестоматия по новейшей истории, том 3 - М.: 1961, с. 692
2 Япония наших дней - М.: Наука, 1983, с. 51
Конституция уполномочивает премьер-министра назначать и отстранять от должности по своему усмотрению всех остальных министров кабинета. Выступая в парламенте от имени кабинета, премьер-министр вносит на рассмотрение парламента проекты бюджета, законопроекты и другие документы, требующие утверждения верховного законодательного органа страны. Ему принадлежит право докладывать парламенту о государственных делах и внешних отношениях. Основываясь на решениях кабинета, он руководит всеми звеньями исполнительно государственной власти и контролирует их работу. Премьер-министр председательствует на заседаниях кабинета, и ему принадлежит по закону последнее слово при решении вопросов, связанных с определением компетенции любого министра. Закон уполномочивает его приостанавливать на время деятельность и распоряжения всех государственных исполнительных учреждений. Если должность премьер-министра становится вакантной, то кабинет, согласно конституции, должен в полном составе уйти в отставку. В случаях, когда премьер-министр временно не может осуществлять своих функций, его обязанности берет на себя один из министров кабинета, при условии, что он заранее был уполномочен на это премьер-министром. Предоставленные премьер-министру права делают его пост самым высоким в государственном аппарате страны. Пребывание на этом посту дает возможность политическому деятелю оказывать самое большое по сравнению с другими общественными должностными лицами влияние на политическую жизнь страны.1
Информация о работе Политическое развитие Японии во второй половине 20 века