Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2011 в 13:25, контрольная работа
Цель данной работы – изучить политическое развитие Японии во второй половине XX в., отметить характерные черты этого развития.
Задачами работы являются: рассмотрение политических преобразований в Японии на разных этапах, отметить особенности политических реформ во второй половине XX в, а также определение характера политической власти и ее реализации в японском обществе. Отметить специфику и неординарность Японии в ее политическом развитии.
Введение ……………………………………………………..…………………. 3
Глава I Политические реформы в Японии во второй половине XX в………..5
Глава II Образование ЛДП 1955г……………………………………………... 17
Глава III Японская экономическая структура 50-60……………………….....27
Заключение……………………………………………………………………... 30
Список использованной литературы…………………………………………. 32
Высшим судебным учреждением Японии является Верховный суд,
обладающий согласно конституции, “всей полнотой судебной власти”. Верховный суд состоит из главного судьи и 14 судей. Главный судья назначается императором по решению кабинета министров, остальные судьи – кабинетом.2
1 Япония наших дней - М.: Наука, 1983, с. 52
2 Конституция Японии 1947 г. // Хрестоматия по новейшей истории, том 3 - М.: 1961, с. 698
Верховный суд обладает
Согласно конституции “все судьи независимы и действуют, следуя
голосу своей совести”, будучи связаны только конституцией и законом.
Конституция 1947 г. кардинально изменила систему взаимоотношений между государственным управлением и правом. В стране впервые была введена система государственного управления, формально основанная исключительно на парламентских законах. При этом парламент был провозглашен “высшим органом государственной власти”.1
Этим в частности японская конституция отличается от конституций
большинства развитых капиталистических стран, в которых, как правило,
отсутствует
прямое признание этого
Конституция 1947 г. формально наделяет высший представительный орган исключительными прерогативами в сфере законодательства. При этом в Японии, как и в большинстве развитых капиталистических стран, за исключением тех, в которых, как, например, в США глава исполнительной власти (президент) формально лишен права законодательной инициативы, существует равноправие парламента и правительства в законодательной инициативе. Действующие в стране юридические постановления дают право как депутатам любой из палат парламента – палаты представителей и палаты советников, - так и кабинету министров выступать в роли инициатора законопроектов. Исключение составляет проект бюджета, разработка которого является исключительной прерогативой кабинета.
Отличительной особенностью
Послевоенная японская конституция провозгласила принцип
“деполитизации” государственного чиновничества и определила его статус “как слуг всего общества, а не какой-то его части”. Были ликвидированы
цитадели
реакционной чиновничьей
Глава
II Образование ЛДП 1955г.
Заключение мирного договора с США покончило с периодом оккупации. Возвращение Японии суверенитета, хотя в значительной степени ограниченного военными соглашениями с США, было важным рубежом в жизни страны. Япония вступила в новый этап своего развития.
После вступления в действие 28 апреля 1952 г. Сан-Франциского
мирного
договора, “договора безопасности”
между Японией и США и
японо-американского Административного
соглашения политический статус
Японии изменился. Правительство Японии
обрело суверенитет, ограниченный,
однако положениями этих японо-американских
договоров и соглашением. Все законы
оккупационного времени автоматически
аннулировались. Ликвидировался
контроль оккупационных
властей над политической
и экономической деятельностью японского
правительства.
1 Конституция Японии 1947 г. // Хрестоматия по новейшей истории, том 3 - М.: 1961, с. 690
2 Макаров А.А. Политическая власть в Японии - М.: Наука, 1988, с. 10
3 Там же, с. 11
Тем не менее, на базе заключенных договоров политические и экономические связи Японии и США стали еще теснее. Фактически были единственной страной, с которой Япония имела такие взаимоотношения.
Японо-американские отношения оказывали весьма значительное воздействие на всю внутриполитическую обстановку в Японии.
Все политические партии во время войны были распущены и вместо них создана единая политическая организация – Политическая ассоциация Великой Японии. Сразу же после капитуляции Японии стали восстанавливаться старые и возникать новые партии различного направления.
В ноябре 1945 г. На учредительном съезде было провозглашено создание Социалистической партии Японии ( СПЯ ) путем объединения последователей различных довоенных социал-демократических партий и групп, распущенных вместе с профсоюзами в 1940 г. В нее вошли социал-демократы всех оттенков – от крайне правых до левых социалистов, выступавших за единство с Коммунистической партией Японии. Руководящую роль играли в образовании СПЯ правые социалисты.
Программа партии, принятая на
учредительном съезде
При содействии оккупационных властей стали формироваться буржуазные политические партии. 9 ноября 1945 г. Была образована Либеральная партия (Дзюито ), основное ядро которой составляли члены довоенной буржуазно-помещичьей партии Сэйюкай. Либеральная партия возникла как партия наиболее влиятельных групп крупной монополистической буржуазии. 16 ноября 1945 г. появилась Прогрессивная партия ( Симпото ), в которую вошли члены других
довоенных буржуазных партий Минсэйто и Сэйюкай. Прогрессивная партия представляла интересы некоторой части крупной буржуазии, помещиков и верхних слоев крестьянства. 18 декабря 1945 г. была создана японская партия сотрудничества, известная также под названием Японской кооперативной партии ( Нихон кёдото ). В мае 1946 г. она была переименована в Кооперативно-демократическую ( Кёдо минсюто ). Программа партии, базируясь на принципе классового сотрудничества, основное внимание уделяла вопросам кооперирования, модернизации сельского хозяйства, рыбного промысла и т.д.
Таким образом, партия явилась выразительницей интересов средней и отчасти мелкой буржуазии. В то же время под лозунгами мир, рис, землю и свободу, за создание народного правительства на политическую арену выходит Коммунистическая партия Японии ( КПЯ ), запрещенная на протяжении 19 лет.1 В апреле 1946 г. состоялись первые после окончания войны выборы в парламент. Наибольшее число мест получила Либеральная партия - 140 мест, за ней следовала Прогрессивная – 94 места и Социалистическая – 92 места. Коммунисты получили 5 всего мест.1
Лидер Либеральной партии Ёсида сформировал
правительство, в котором приняла
участие и Прогрессивная партия. Были
предприняты шаги с целью ослабления
ограничений, установленных антимонополистическим
законодательством, а также введение
новых законов, которые содействовали
бы укреплению монополий. С
другой стороны широко осуществлялись
мероприятия государственно-
1 История Японии 1945-1975 гг. – М.: Наука, 1978, с. 18-20
К 1952 г. наметился раскол в самой правящей Либеральной партии,
образовались две фракции во главе с Ёсида Сигэру – главы партии и премьера, и Хатояма Итиро. Основной точкой разногласий между ними стал вопрос перевооружения. Фракция Ёсида выступала за отказ от ремилитаризации и постепенное укрепления сил самообороны. В то же время группа Хатояма требовала более быстрых темпов и более широкой ремилитаризации Японии, что с их точки зрения открывало большие перспективы для преодоления экономического спада, неизбежного после окончания войны в Корее, а также, скорейшего достижения относительной самостоятельности Японии.
В ноябре 1954 г. в условиях острого
соперничества фракция
Прогрессивная партия (Кайсинто) образовали новую Демократическую партию Японии (Нихон Минсюто). Председателем стал Хатояма Итиро.
В программе Демократической партии Японии, состоявшей из пятнадцати пунктов, подчеркивалось, что во внешней политике она станет придерживаться курса на усиление независимости и самостоятельности японской политики и экономики. Демократическая партия объявила о намерении пересмотреть японо-американский “договор безопасности”, с тем, чтобы превратить его в двустороннее соглашение, возлагающее равные обязанности на обе стороны. В области внутренней политики ее основной целью, как Либеральной партии, было сохранение и поддержание крупного капитала, возвращение страны к нормальной экономической деятельности и ликвидации нездоровой зависимости от США. Также высказывалось мнение о необходимости создания самостоятельных японских вооруженных сил, причем более быстрыми темпами и в более широких масштабах и рекомендовали в этих целях пересмотр конституции.
Сформированное в декабре 1954 г. под руководством председателя
Демократической партии Японии Хатояма Итиро новое правительство в основном продолжало политику укрепления капиталистического строя в Японии, но его внешнеполитический курс, а также некоторые аспекты внутренней политики более отвечали национальным интересам чем позиции предшествующего кабинета.
В октябре 1955 г. произошло слияние Левой и Правой социалистических партий Японии в единую Социалистическую партию Японии, председателем был избран Судзуки Мосабуро. В общей программе на первое место были выдвинуты задачи расширения и усиления повседневной массовой борьбы трудящихся за экономические и политические требования. Отвергалось сотрудничество с КПЯ и подчеркивалось, что осуществление социалистической революции возможно лишь мирными средствами, путем завоевания большинства в парламенте.
В июле 1955 г. состоялась VI национальная конференция КПЯ, которая
ликвидировала раскол, повергла критике допущенные ошибки, наметила
политический курс партии дружбы с Советским Союзом и другими
социалистическими странами. Генеральным секретарем партии был избран Носака Сандзо.
Консервативный лагерь Японии был потеснен объединением обеих
социалистических партий и сплочением КПЯ. В то же время разногласия и соперничество среди консервативных партий и их лидеров “приобрели в 1954-1955 годах столь острый характер, что стали рассматриваться монополиями как опасные помехи для их политического господства”.1
Политические позиции японских
буржуазных партий стали
недостаточно прочными. Монополии решительнее
и настойчивее вмешивались в политику.
В октябре 1955 г. состоялось
внеочередное заседание Федерации
предпринимательских организаций Японии,
на котором было принято решение
об объединении консервативных сил.
1 История Японии 1945-1975 гг. - М.: Наука, 1978, с. 172.
На учредительном съезде, состоявшемся 19 ноября 1955 г.
Демократическая и Либеральная партия слились в единую Либерально-демократическую партию Японии (ЛДП). Новая партия представляла интересы японских монополий, защищала существование капиталистического строя в Японии. На первый план программы партии выносилась идея создания условий для обогащения всего народа, превращение его в “средний класс”, а страны в “государство всеобщего благосостояния”.
Информация о работе Политическое развитие Японии во второй половине 20 века