Политическое развитие Японии во второй половине 20 века

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2011 в 13:25, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы – изучить политическое развитие Японии во второй половине XX в., отметить характерные черты этого развития.

Задачами работы являются: рассмотрение политических преобразований в Японии на разных этапах, отметить особенности политических реформ во второй половине XX в, а также определение характера политической власти и ее реализации в японском обществе. Отметить специфику и неординарность Японии в ее политическом развитии.

Содержание

Введение ……………………………………………………..…………………. 3

Глава I Политические реформы в Японии во второй половине XX в………..5

Глава II Образование ЛДП 1955г……………………………………………... 17

Глава III Японская экономическая структура 50-60……………………….....27

Заключение……………………………………………………………………... 30

Список использованной литературы…………………………………………. 32

Работа содержит 1 файл

Политическое развитие Японии во второй половине XX века.docx

— 75.38 Кб (Скачать)

        Высшим  судебным  учреждением   Японии   является   Верховный   суд,

обладающий  согласно конституции, “всей полнотой судебной власти”.  Верховный суд   состоит из главного  судьи  и  14  судей.  Главный  судья  назначается императором по решению кабинета министров, остальные судьи – кабинетом.2

1 Япония наших дней -  М.: Наука, 1983, с. 52

2 Конституция Японии 1947 г. // Хрестоматия  по новейшей истории,    том 3 - М.: 1961, с. 698

       Верховный суд обладает исключительным  правом  толкования  конституции и суждения о соответствии конституции тех или иных законов, постановлений  и директив,  а  также  правом  пересмотра  и  отмены  решений  всех  остальных судебных органов прокуратуры.

       Согласно  конституции  “все  судьи  независимы  и  действуют,  следуя

голосу  своей совести”, будучи связаны  только конституцией и законом.

       Конституция 1947  г.  кардинально   изменила  систему взаимоотношений между государственным управлением и правом. В стране  впервые  была  введена система государственного управления, формально основанная  исключительно  на парламентских законах. При этом парламент был провозглашен  “высшим  органом государственной власти”.1

       Этим в  частности  японская  конституция  отличается  от  конституций

большинства  развитых  капиталистических  стран,  в  которых,  как  правило,

отсутствует прямое признание этого представительного  учреждения  в  качестве верховного органа государственной власти.2

       Конституция 1947 г. формально наделяет  высший представительный  орган исключительными прерогативами в сфере законодательства. При этом  в  Японии, как и в большинстве развитых капиталистических стран, за исключением тех,  в которых, как,  например,  в  США  глава исполнительной  власти  (президент) формально лишен права  законодательной  инициативы,  существует  равноправие парламента и  правительства  в  законодательной  инициативе.  Действующие  в стране юридические постановления дают право как  депутатам  любой  из  палат парламента – палаты представителей и палаты советников,  -  так  и  кабинету министров выступать в роли инициатора законопроектов. Исключение  составляет проект бюджета, разработка  которого  является  исключительной  прерогативой кабинета.

       Отличительной особенностью периода  послевоенных реформ  было  широкое заимствование американских политико-государственных  норм  и  институтов,  в частности уже сложившегося тогда с США системы  административных  комитетов. Американская система быстро прижилась на японской  почве,  и  с  конца  40-х годов при административном аппарате страны  стали  во  множестве  появляться различные консультативные комитеты  и  советы,    важнейшие из  которых  стали  в  последствии  ключевыми  звеньями  процесса   принятия политических решений.3

         Послевоенная    японская    конституция    провозгласила    принцип

“деполитизации” государственного чиновничества и  определила его статус  “как слуг всего общества, а не какой-то его части”.    Были ликвидированы

цитадели  реакционной чиновничьей системы  в довоенный период  –  министерство внутренних дел и военные ведомства. 

Глава II Образование ЛДП 1955г. 

       Заключение мирного договора  с США  покончило  с   периодом  оккупации. Возвращение Японии суверенитета, хотя в значительной  степени  ограниченного военными соглашениями с США, было важным  рубежом  в  жизни  страны.  Япония вступила в новый этап своего развития.

      После  вступления  в  действие  28  апреля  1952  г.  Сан-Франциского

мирного договора, “договора безопасности”  между  Японией  и  США  и  японо-американского  Административного  соглашения  политический   статус   Японии изменился. Правительство Японии  обрело  суверенитет,  ограниченный,  однако положениями этих японо-американских договоров и соглашением. Все законы  оккупационного  времени автоматически аннулировались. Ликвидировался   контроль   оккупационных   властей   над   политической   и экономической деятельностью японского правительства.  

1 Конституция Японии 1947 г. // Хрестоматия  по новейшей истории,    том 3 -  М.: 1961, с. 690

2  Макаров А.А. Политическая  власть в Японии -  М.: Наука, 1988, с. 10

3 Там же, с. 11

Тем не менее,  на  базе заключенных договоров политические и экономические связи Японии и США  стали еще теснее. Фактически были единственной страной,  с  которой  Япония  имела такие  взаимоотношения. 

Японо-американские   отношения   оказывали   весьма значительное воздействие на всю внутриполитическую обстановку в Японии.

       Все политические партии во  время войны были распущены   и  вместо  них создана единая политическая организация –  Политическая  ассоциация  Великой Японии. Сразу же после капитуляции Японии стали восстанавливаться  старые  и возникать новые партии различного направления.

       В ноябре 1945 г. На учредительном  съезде было провозглашено   создание Социалистической партии Японии (  СПЯ  )  путем  объединения  последователей различных  довоенных  социал-демократических  партий  и  групп,  распущенных вместе с профсоюзами в 1940 г. В нее вошли социал-демократы всех оттенков  – от  крайне  правых  до  левых  социалистов,  выступавших   за   единство   с Коммунистической партией Японии. Руководящую роль играли в  образовании  СПЯ правые социалисты.

       Программа партии, принятая на  учредительном съезде выдвигала   лозунги демократии, мира и социализма, подразумевая проведение  крупных социальных реформ, и построение социализма в условиях императорской системы.

       При содействии оккупационных  властей стали  формироваться   буржуазные политические партии. 9 ноября 1945 г. Была образована Либеральная  партия  (Дзюито ),  основное  ядро  которой  составляли  члены  довоенной  буржуазно-помещичьей партии Сэйюкай. Либеральная партия возникла как  партия  наиболее влиятельных групп крупной монополистической буржуазии.  16  ноября  1945  г. появилась Прогрессивная партия ( Симпото ), в  которую  вошли  члены  других

довоенных  буржуазных  партий  Минсэйто  и  Сэйюкай.  Прогрессивная   партия представляла  интересы  некоторой  части  крупной  буржуазии,  помещиков   и верхних слоев крестьянства.   18  декабря  1945  г.  была  создана  японская партия сотрудничества, известная также под названием Японской  кооперативной партии  (  Нихон  кёдото  ).  В  мае  1946  г.  она  была  переименована   в Кооперативно-демократическую ( Кёдо минсюто ). Программа  партии,  базируясь на принципе классового сотрудничества, основное  внимание  уделяла  вопросам кооперирования, модернизации сельского хозяйства, рыбного  промысла  и  т.д.

      Таким образом, партия явилась выразительницей  интересов  средней  и  отчасти мелкой буржуазии.       В то же  время  под  лозунгами  мир,  рис,  землю  и свободу, за создание народного правительства на политическую  арену  выходит Коммунистическая партия Японии ( КПЯ ), запрещенная на протяжении  19  лет.1 В  апреле  1946  г.  состоялись  первые  после  окончания  войны  выборы   в парламент. Наибольшее число мест получила Либеральная партия   -  140  мест, за ней следовала Прогрессивная – 94 места и  Социалистическая  –  92  места. Коммунисты получили 5 всего мест.1

       Лидер Либеральной партии Ёсида сформировал правительство,  в котором приняла участие и Прогрессивная партия. Были предприняты шаги с целью ослабления  ограничений,  установленных антимонополистическим законодательством, а  также  введение  новых  законов, которые содействовали бы  укреплению  монополий.  С  другой  стороны  широко осуществлялись мероприятия  государственно-монополистического  характера  по укреплению  экономики  страны  и  по   усилению   мобилизации   средств   на реконструкцию и развитие японской промышленности. 
 
 

1 История Японии 1945-1975 гг. – М.: Наука, 1978, с. 18-20

       

 К  1952 г. наметился  раскол  в   самой  правящей  Либеральной   партии,

образовались  две фракции во главе с Ёсида  Сигэру – главы партии и  премьера, и  Хатояма  Итиро.  Основной  точкой  разногласий  между  ними  стал  вопрос перевооружения. Фракция  Ёсида  выступала  за  отказ  от  ремилитаризации  и постепенное укрепления  сил  самообороны.  В  то  же  время  группа  Хатояма требовала более быстрых темпов и более широкой ремилитаризации  Японии,  что с  их  точки  зрения   открывало   большие   перспективы   для   преодоления экономического спада, неизбежного после окончания войны  в  Корее,  а  также, скорейшего достижения относительной самостоятельности Японии.

       В ноябре 1954 г. в условиях острого  соперничества фракция  Хатояма   и

Прогрессивная партия (Кайсинто) образовали  новую  Демократическую  партию Японии (Нихон Минсюто). Председателем стал Хатояма Итиро.

       В программе Демократической  партии Японии, состоявшей из  пятнадцати пунктов, подчеркивалось, что во внешней политике она  станет  придерживаться курса на усиление независимости  и  самостоятельности  японской  политики  и экономики. Демократическая партия объявила о намерении  пересмотреть  японо-американский  “договор  безопасности”,  с  тем,  чтобы  превратить   его   в двустороннее соглашение, возлагающее равные обязанности на  обе  стороны.  В области внутренней политики ее основной целью, как Либеральной партии,  было сохранение и поддержание крупного капитала, возвращение страны к  нормальной экономической деятельности  и  ликвидации  нездоровой  зависимости  от  США. Также  высказывалось  мнение  о   необходимости   создания самостоятельных японских вооруженных сил, причем более быстрыми темпами и  в  более  широких масштабах и рекомендовали в этих целях пересмотр конституции.

       Сформированное в  декабре   1954  г.  под  руководством  председателя

Демократической партии Японии Хатояма Итиро новое  правительство  в  основном продолжало политику укрепления капиталистического строя  в  Японии,  но  его внешнеполитический курс, а  также   некоторые  аспекты  внутренней  политики более отвечали национальным интересам чем позиции предшествующего  кабинета.

       В октябре 1955 г. произошло слияние  Левой и  Правой  социалистических партий Японии в единую Социалистическую  партию  Японии,  председателем  был избран Судзуки Мосабуро. В общей программе на первое  место  были  выдвинуты задачи расширения и усиления  повседневной  массовой  борьбы  трудящихся  за экономические и политические требования. Отвергалось сотрудничество с КПЯ  и подчеркивалось, что осуществление социалистической революции  возможно  лишь мирными средствами, путем завоевания большинства в парламенте.

       В июле 1955 г. состоялась VI национальная  конференция  КПЯ,  которая

ликвидировала  раскол,  повергла   критике   допущенные   ошибки, наметила

политический   курс   партии   дружбы   с   Советским   Союзом   и   другими

социалистическими странами. Генеральным секретарем партии был избран  Носака Сандзо.

        Консервативный  лагерь  Японии  был  потеснен   объединением   обеих

социалистических  партий и сплочением  КПЯ.  В  то  же  время  разногласия  и соперничество среди консервативных партий и их лидеров  “приобрели  в  1954-1955 годах столь острый характер, что стали рассматриваться монополиями  как опасные помехи для их политического господства”.1

       Политические позиции японских  буржуазных  партий  стали   недостаточно прочными. Монополии решительнее и настойчивее вмешивались в политику. В  октябре  1955  г.  состоялось  внеочередное  заседание  Федерации предпринимательских организаций Японии, на котором было принято  решение  об объединении консервативных сил. 
 
 
 

1 История Японии 1945-1975 гг. - М.: Наука, 1978, с. 172.    

        На   учредительном   съезде,   состоявшемся   19   ноября   1955   г.

Демократическая  и  Либеральная  партия   слились   в   единую   Либерально-демократическую партию Японии (ЛДП). Новая  партия  представляла  интересы японских  монополий,  защищала  существование  капиталистического  строя   в Японии. На первый план программы партии  выносилась  идея  создания  условий для обогащения всего народа, превращение его в “средний класс”, а  страны  в “государство всеобщего благосостояния”.

Информация о работе Политическое развитие Японии во второй половине 20 века