Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2011 в 13:25, контрольная работа
Цель данной работы – изучить политическое развитие Японии во второй половине XX в., отметить характерные черты этого развития.
Задачами работы являются: рассмотрение политических преобразований в Японии на разных этапах, отметить особенности политических реформ во второй половине XX в, а также определение характера политической власти и ее реализации в японском обществе. Отметить специфику и неординарность Японии в ее политическом развитии.
Введение ……………………………………………………..…………………. 3
Глава I Политические реформы в Японии во второй половине XX в………..5
Глава II Образование ЛДП 1955г……………………………………………... 17
Глава III Японская экономическая структура 50-60……………………….....27
Заключение……………………………………………………………………... 30
Список использованной литературы…………………………………………. 32
Введение …………………………………………………….
Глава I Политические реформы в Японии во второй половине XX в………..5
Глава II Образование ЛДП 1955г……………………………………………... 17
Глава III Японская экономическая структура 50-60……………………….....27
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы………………………………………….
32
Введение
В течение последних ста лет Япония неизменно приковывает к себе внимание исследователей и наблюдателей остального мира, пытающихся выяснить “загадки” весьма неординарного развития Страны восходящего солнца. В прошлом веке – во главу ставился вопрос: как этой небольшой и, в сущности, слаборазвитой островной стране удалось избежать участи подавляющего большинства азиатских стран? Затем, как она смогла в исторически короткие сроки добиться значительных успехов в деле модернизации экономики и общества, обеспечив себе место среди сильнейших стран мира и выступив с оружием в руках против ведущих мировых держав, принять участие в попытках его очередного передела?
Особенно сильный всплеск
Политическая история Японии представляет собой процесс далеко не
прямолинейный, с участием торможения и даже отката, развития
демократических институтов, принципов и норм, накапливания демократической практики.
Эволюция политической системы в Японии протекала как аналог такого же процесса в других странах, не только воспринимая оттуда опосредованным образом ведущие варианты и тенденции развития, но и испытывая порой добровольно или вынужденно – и прямое воздействие, конечно национальная специфика сохранялась в любом случае.
Цель данной работы – изучить политическое развитие Японии во второй половине XX в., отметить характерные черты этого развития.
Задачами работы являются: рассмотрение политических преобразований в Японии на разных этапах, отметить особенности политических реформ во второй половине XX в, а также определение характера политической власти и ее реализации в японском обществе. Отметить специфику и неординарность Японии в ее политическом развитии.
Историография данного
С.И.1, Еремина В.Н.І, Макарова А.А.2, следует отметить коллективную
монографию ведущих российских японоведов, выпущенную сравнительно недавно (1999 г.)3, именно в этих работах подробно освещен изучаемый вопрос японской политической истории. В качестве основного источника будет рассматриваться Конституция Японии от 1947 г.4 Работа делится на две главы. В первой главе ( ''Политические реформы 40-50 годов'' ) речь пойдет о послевоенных реформах проводимых в условиях оккупации администрацией США.
Также
изучению подлежит новая Конституция
Японии 1947 г., как основной
закон страны, определивший ее дальнейшее
развитие. Во второй главе
(''Образование ЛДП 1955г''), будет изучаться
политическое развитие Японии в 50-60
годы, т.к. именно в этот период
был сформирован механизм политической
власти, который функционирует
вплоть до настоящего времени.
1 Вербицкий С.И. Япония на пороге XXI века - М.: Знание, 1988
2 Еремин В.Н. Политическая система современного японского общества - М.: Наука, 1992
3 Макаров А.А. Политическая власть в Японии - М.: Наука, 1988
4 Коллективная монография Япония мифы и реальность - М.: Восточная литература РАН, 1999
5 Конституция Японии 1947 г. // Хрестоматия по новейшей истории, том 3 - М.: Издательство социально экономической литературы, 1961 с. 689-709
Глава
I Политические реформы
в Японии во второй половине XX
в.
Поражение во второй мировой войне существенно подорвало
внутриполитические и экономические позиции правящих кругов Японии. Своеобразие этапа оккупации в послевоенной истории Японии заключается в том, что, хотя верховная власть в стране находилась в руках американской оккупационной армии, выступавшей от имени союзных держав, США осуществляли эту власть не непосредственно, а через японское правительство, отражавшее интересы господствующих классов.
Этап оккупации Японии не был однозначным по своему содержанию. Главная особенность периоды оккупации заключается в том, что США, преследуя свои собственные цели в отношении Японии, все же в какой-то степени считали себя связанными Потсдамской декларацией союзных держав от 26 июля 1945 г.(в которой говорилось о необходимости искоренить навсегда милитаризм в Японии, устранить препятствия к возрождению и укреплению демократических тенденций в японском народе, установить свободу слова, вероисповедания и мышления, уважать основные человеческие права).
В период оккупации США издали ряд директив о демилитаризации и
демократизации Японии в соответствии с Потсдамской декларацией и решениями дальневосточной комиссии, состоявшей из представителей 11 стран: США, СССР, Англии, Китая, Франции, Голландии, Канады, Австралии, Новой Зеландии, Индии и Филиппин.
Они полностью взяли в свои руки область финансов и внешней торговли, поставили под контроль все органы правосудия, полицейскую власть, составление государственного бюджета, ограничили законодательную власть парламента.
В области дипломатии японское правительство было лишено права
устанавливать и поддерживать непосредственную связь с другими странами. Все функции внешней политики Японии находились в руках оккупационных властей или могли осуществляться только через них. Министерство иностранных дел Японии хотя и существовало, однако никакой самостоятельной роли в период оккупации не играло. Все его внешнеполитические функции сводились к поддержанию связи между правительством и штабом оккупационных войск.
Сразу же после капитуляции Японии, США предприняли ряд мер,
направленных на смягчение ограничений буржуазно-демократических прав и политической деятельности. Было официально объявлено о роспуске ультранационалистических обществ, секретных правых организаций. 11 октября 1945 г. Макартур направил японскому правительству директиву о проведении пяти крупных реформ – предоставлении рабочим права на организацию профсоюзов, о демократизации системы просвещения, ликвидации абсолютизма, уравнении в правах женщин и демократизации экономики. В ноябре последовали директивы о замораживании собственности головных держательских компаний (дзайбацу ), императорского дома и роспуске “дзайбацу”. В декабре были опубликованы меморандум Макартура о проведении земельной реформы, декрет об отделении “синто” от государства. С целью ослабления культа императора 1 января 1946 г. состоялось его публичное отречение от мифа о божественном происхождении правящей династии.
Таким образом, руководящая
роль в послевоенном устройстве Японии
признавалась не за демократическими
силами, а за господствующим классом. Консервативные
силы, пользуясь представленной
им властью, стремились в максимальной
степени сохранить старый политический
строй, и прежде всего императорскую систему.1
1
История Японии 1945-1975
гг. - М.: Наука, 1978, с. 16
В ноябре 1946 г. парламент утвердил новую конституцию Японии,
которая вступила в силу 3 мая 1947 г. При разработке конституции
американские оккупационные власти и японские правящие круги вынуждены были считаться с волей японского народа и мировой демократической общественности, требовавших коренной демилитаризации страны.
В преамбуле и ст. 1 конституции,
народ провозглашается
суверенной власти, по конституции 1889 г. единственным обладателем всей полноты власти был император.1
В конституции провозглашаются равенство всех граждан перед законом и упразднение прежнего аристократического сословия с его привилегиями, отделение церкви от государства, равенство юридических прав супругов в семье, запрещение эксплуатации детского труда, право народа на труд, на образование и на “поддержание минимального уровня здоровой и культурной жизни.”2
Ст. 28 гарантирует “право трудящихся на создание организаций, а
также право на коллективные переговоры и прочие коллективные действия”3
Конституция провозглашает всеобщее избирательное право и
демократические свободы, в том числе свободу слова, печати, собраний и
союзов. Ряд статей конституции определяют права граждан и правила действия исполнительной и судебной властей при арестах, обысках жилищ, конфискации имущества и разбирательства в суде.
Редким прецедентом в
является ст. 9, декларирующая безоговорочный отказ Японии от войны при разрешении международных споров и запрещается создание в стране каких-либо вооруженных сил, будь то сухопутные войска, военно-морской флот или военно-воздушные силы.4
Конституция защищает и
Император Японии не обладает суверенной властью. Согласно
конституции, он является “символом государства и единства народа”.6
Императорский трон наследуется членами императорской семьи “в соответствии со специальным Законом об императорской фамилии, принятым парламентом”.7 В чрезвычайных случаях вопросы престолонаследия решает совет императорского двора в составе 10 человек: два члена императорской семьи, председатели и заместители обеих палат парламента, премьер-министр, начальник управления императорского двора, верховный судья и один член Верховного суда. Совет проходит под председательством премьер-министра. Вопросы, связанные с повседневным ведением дел императора и его дома, решаются особым органом при кабинете министров, так называемым управлением императорского двора.
В функции императора входит назначение премьер-министра по
представлению парламента и главного судьи верховного суда по представлению кабинета министров, созыва парламента, роспуск палаты представителей, объявление всеобщих парламентских выборов. На императора возлагается обнародование поправок к конституции, законов, правительственных указов и договоров. Он подтверждает назначение и отставки государственных министров и других должностных лиц в соответствии с законом, а также полномочия в верительные грамоты послов и посланников. На него возложено также подтверждение всеобщих и частных амнистий, смягчений и отсрочек наказаний, восстановление в правах. Он жалует награды, подтверждает ратификационные грамоты и другие дипломатические документы, принимает иностранных послов и посланников и участвует в церемониалах. Все действия относящиеся к государственным делам, император должен осуществлять по совету и с одобрения кабинета министров, который несет ответственность за них. На практике роль императорской власти в политической жизни Японии не ограничивается рамками определенными конституцией. Правящие круги, опираясь на пережитки прежних монархических настроений, стремятся возродить культ императора и распространяют в массах идею, что император в качестве “символа единства народа” стоит над классами и партиями.8
Информация о работе Политическое развитие Японии во второй половине 20 века