Политическое лидерство

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 12:48, контрольная работа

Описание работы

Проблема личности в политике относится к числу «вечных». Она вызывает неизменный интерес у философов и историков, писателей и моралистов, религиозных мыслителей и психологов.

Содержание

Введение
1.Понятие политического лидерства. Основные подходы к изучению.
2.Типология лидерства.
3.Функции политического лидера.
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

контрольная политология.docx

— 54.10 Кб (Скачать)

 

Благоприятной субъективной питательной средой культа личности являются патриархальная и подданническая политические культуры, которые исходят  из веры в “хорошего царя” или  руководителя, из принятия жесткой  иерархической организации общества. Однако важнейшей непосредственной причиной культа обычно служит огромная концентрация политической, духовной, экономической и социальной властей  в руках одного человека, а также  тотальная личная зависимость всех нижестоящих не столько от результатов  своей деятельности, сколько от благосклонности  начальства.

В тоталитарном обществе сфера  такой зависимости по существу ничем  не ограничена. Это и поступление  на работу, и карьера, и получение  жилья, премий и других социальных благ, и различного рода санкции к непослушным. Отражаясь в массовом сознании и сопровождаясь соответствующей систематической идеологической обработкой, все это порождает у населения веру во всемогущество руководителя, страх перед ним, рабскую покорность и угодничество. Тяжелое наследие такого отношения к политическому лидерству до сих пор проявляется во многих государствах мира, особенно в странах Востока.

Социальная значимость, функции  и весь социальный облик лидеров  прямо зависят прежде всего от характера политического строя. Очевидно, что они будут коренным образом расходиться, например, в теократическом государстве, тоталитарном и демократическом обществах. Демократия, понимаемая в своем прямом, этимологическом значении как власть народа, большинства, вообще плохо совместима с политическим лидерством, предполагающим руководство одного лица.

В современных государствах примирение принципов лидерства  и народовластия осуществляется на пути представительной демократии, оставляющей избранникам народа свободу действий в пределах, очерченных законом. Здесь отчетливо проявляются  две главные тенденции, во многом изменяющие традиционные, преимущественно  харизматические представления  о лидерстве. Эти тенденции —  институциализадия и профессионализация лидерства.

Институциализация лидерства сегодня проявляется прежде всего в том, что процесс рекрутирования, подготовки, движения к власти и сама деятельность политических руководителей осуществляются в рамках определенных институтов — норм и организаций. Функции лидеров ограничены разделением законодательной, исполнительной, судебной и информационной властей, конституциями и другими законодательными актами. Кроме того, лидеры отбираются и поддерживаются собственными политическими партиями, контролируются ими, а также оппозицией и общественностью. Все это значительно ограничивает их власть и возможности маневра, повышает влияние среды на принятие решений. В силу развития демократического контроля, а также отсутствия разного рода революционных ситуаций в современных индустриально развитых государствах практически не появляются политики, которые оставляли бы такой же глубокий след в истории, как, например, Наполеон, Бисмарк, Петр Первый, а также Гитлер или Сталин. Современные лидеры больше, чем прежде, подчинены решению обыденных, повседневных созидательных задач.

С этим связана вторая тенденция  в развитии лидерства — его  профессионализация. Еще в 1919 г. М. Вебер  в известной работе “Политика  как призвание и профессия” отмечал  растущее “превращение политики в  “предприятие”, которому требуются  навыки в борьбе за власть и знание ее методов, созданных современной  партийной системой”. В нынешних условиях усложнения общественной организации  и взаимодействия государственных  органов с партиями, группами интересов, СМИ и широкой общественностью  важнейшими функциями политики и  политиков становятся не применение насилия и даже не борьба за власть, а “преобразование общественных ожиданий и проблем в политические решения”.

Политик фактически превратился  в специалиста в области общественных коммуникаций, предполагающих обеспечение  четкой формулировки требований населения, налаживание необходимых для  принятия коллективных решений и  их реализации контактов с парламентскими и правительственными органами, СМИ, общественными организациями и  отдельными людьми, разрешение конфликтов и нахождение согласия. Сегодня эффективно реализовать эти функции не может  человек, не обладающий специальной  квалификацией: знаниями, навыками и  опытом.

Политический труд постепенно превращается в профессию, аналогичную  профессии врача, конструктора или  адвоката. Он становится главным и  постоянным источником дохода. Хотя профессиональные политики занимают выборные должности, большинство из верхнего эшелона  обычно сохраняет род своих занятий  даже после смены правящей партии. Этому способствует аккумуляция ими ряда политических должностей в парламенте, партии, органах местного самоуправления, других учреждениях.

В ряде стран (Японии, Франции, США) учет профессионализации политической деятельности проявляется в отборе будущих политических лидеров- еще в детском или подростковом возрасте и их подготовке в специальных школах и университетах. Такие меры в сочетании с развитием политического участия граждан и укреплением контроля за власть имущими способствуют повышению эффективности политического лидерства, его подчинению интересам всего общества.

Политические лидеры и  элиты занимают руководящие позиции  и осуществляют свои функции в  рамках определенных политических систем, выступающих реальным воплощением, материализацией механизма власти в обществе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Любая личность и тем более  личность выдающегося деятеля целостна и уникальна, а эти ее целостность  и уникальность скорее «улавливаются» языком, мышлением и интуицией  добросовестного и объективного историка или умного и талантливого беллетриста, чем психолога, «рассекающего» целостную личность на некую сумму  ее структурных компонентов и  классифицирующего ее по теоретически разработанной им типологии.

 Видимо, правильнее говорить  не о каком-то соперничестве  традиционных и научно-психологических  подходов к личности политиков  или о превосходстве одних  над другими, но о своеобразном  «разделении труда» и взаимодополнении. При всей уникальности любая личность представляет собой совокупность типологических психических - когнитивных, мотивационно-волевых, эмоциональных и т.д. - механизмов и процессов и имеет по тем или иным своим психическим свойствам общие черты с другими личностями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

1.Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. - М., 2000.

2. Политология. Энциклопедический словарь - М., 1993.

3. Ашин Г. Политическое лидерство: оптимальный стиль // Общественные науки и современность. - 1993. - №2.

4. Шестопал Е.Б. Политическая психология: Учебник для вузов. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 446с.

5.Политология.      Сост. и отв. редактор Радугин А.А., М.,

1996.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Политическое лидерство