Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 21:40, реферат
Сущность власти, как уже отмечалось, заключена в ее способности придавать отношениям между людьми целесообразность, разумность, упорядоченность. Общество как сложная система взаимодействия индивидов, групп, организаций нуждается в управлении, регуляции и согласовании человеческих интересов и действий. Власть осуществляет упорядочение социальных отношений с помощью различных средств: насилия, принуждения, убеждения, страха и т. д. Совокупность средств и методов реализации политической власти, определяющая степень свободы и правовое положение личности, называется политическим режимом.
Также мнение этих авторов разделяют С.В. Решетников и Н.М. Сирота, но вносят тот аспект, что политический режим выполняет еще функцию взаимосвязи основных элементов политической системы общества (методы, способы, направление развития).
Понятие политического режима используется для характеристики власти.
С.В. Решетников утверждает,
что понятие политического
По Г.Т. Тавадову, политическим режимом обусловливается присущий тому или иному периоду жизни страны порядок политических отношений, степень политической свободы, образ правления. Это функциональная характеристика власти. [Политический режим определяется формой государства, включающей форму правления. Однако понятие «политический режим» более широкое, чем понятие «государственный режим», ибо включает в себя не только методы и приемы реализации политической власти со стороны государства, но и со стороны политических партий, общественных организаций и т.п. В самом широком смысле в понятие «политический режим» включают совокупность институциональных, идеологических и социальных элементов, способствующих формированию определенного облика политической власти в данной стране и в данный период.]7
Ю.В. Ирхин также приводит аргументы в пользу различия государственного и политического режимов, дополняя вышесказанное лишь тем, что если первый в общем и целом характеризует методы осуществления государственной власти, то второй раскрывает характер власти и условий политической жизни общества.8
Н.М. Сирота дополняет мнение Г.Т. Тавадова тем, что политический режим включает также состояние прав и свобод.
И.М. Кривогуз определят политический режим как «…соотношение объективных возможностей с целями и характером политической силы, направляющей власть, и выражается в способах принятия и реализации политических решений.»9
В.И. Жуков и Б.И.К раснов же рассматривают политический режим вовсе как совокупность приемов, способов и методов осуществления политической власти.10
Идентичная трактовка А.Г. Грязнова, М.А. Василика и В.А. Бобкова.
Подобное определение дает Ю.В. Ирхин, выделяя лишь дополнительно роль политического режима как совокупность господствующих форм идеологии, социальных и классовых взаимоотношений, состояния политической культуры и сознания.11
Таким образом заключаем, что политический режим рассматривается большинством авторов как прием, способ, метод осуществления политической власти и способ функционирования политической системы.
Научный подход к анализу
любой разновидности
В.И. Жуков и Б.И. Краснов определяют следующие критерии различия политических режимов:
-суть предоставленных гражданам прав и свобод,
-формальное и реальное
разделением ветвей
-наличие политических партий и легальной оппозиции,
-идеологический плюрализм и т.д.12
А.Г. Грязнов дополняет список такими критериями как
- каким методам политического
господства отдается
- каково положение личности в данной стране,
-организация и проведение выборов в органы политической власти.13
Соответственные критерии и у М.А. Василика.
В.А. Бобков выделяет ряд немаловажных дополнительных критериев. К их числу относятся:
- роль и функции главы государства в системе политического руководства;
- способ и порядок формирования представительных учреждений;
- наличие объективных источников информации, гласности.14
К.С. Гаджиев различает политические режимы только
-по принципам организации
ветвей и конкретных
Наиболее полная классификация критериев у С.В. Решетникова. [Понятие политического режима включает в себя ряд основных критериев:
- характер и мера осуществления власти;
- механизм формирования власти;
- взаимоотношения общества и власти;
- роль и значение
- характер существующих в обществе запретов;
- роль идеологии в жизни общества;
- характер политического лидерства;
- соотношение прав и свобод граждан;
- положение средств массовой информации;
- роль политических партий;
- соотношение между
- роль и значение органов подавления;
- тип политического поведения.]
Таким образом мы сформировали основные критерии выделения характеристики политических режимов.
На основе этих критериев существуют различные классификации политических режимов.
Так, Г.Т. Тавадов рассматривает
их на разных исторических этапах и в конкретных
государствах одного и того же времени.
[Так, периоду рабовладения присущи деспотические,
теократически-монархические, аристократические,
олигархические режимы, режим рабовладельческой
демократии. Во времена феодализма характерными
были режимы абсолютистский, клерикально-феодальный,
милитаристско - полицейский или режим
«просвещенного абсолютизма». В современном
мире существуют либеральный, либерально-демократический,
военно-полицейский, фашистский или полуфашистский,
расистско-националистический, диктаторский,
в некоторых исламских странах — клерикально-
С.В. Решетников ссылается
на то, что в любом управляемом
сообществе, в том числе и в
неполитических структурах, есть два
взаимоисключающих способа
Тоталитарные, авторитарные, демократические. 18
И.М. Кривогуз также прибегает к наиболее общей классификации:
три основных типа: демократический, или плюралистический, авторитарный и тоталитарный.
Очень развернутую классификацию дает Ю.В. Ирхин. [Так, например, в соответствии с принципом разделения законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти можно выделить режим слияния властей и режим разделения властей; по статусу и роли армии в обществе — военный и гражданский режимы; по типу менталитета, социокультурному комплексу — «западный» и «восточный»; по характеру взаимоотношений государства и церкви — теократический (клерикальный) и светский режимы.]19 Он также не отрицает общепринятую классификацию.
Жуков, Краснов, Грязнов придерживаются только основной классификации.
Интересная классификация
приведена в учебнике К.С. Гаджиева.
Автор классифицирует политические
режимы по характеру разделения властей.
Он выделяет парламентский режим (ФРГ),
президентский режим (США), парламентско-президентский,
или президентско-
В.А. Бобков в самой распространенной
классификации дополнительно
Обобщая, можно сказать, что существуют различные классификации политических режимов, но самым распространенным является деление на тоталитарные, авторитарные и демократические.
******************************
Государственно-политический режим
Государственно-политический
режим — специфическое
Некоторые авторы при определении понятия «политический режим» не считают возможным отнести его к числу форм государства, наряду с формой правления и формой политико-территориальной организации государства, в связи с чем излишне резко разграничивают и даже противопоставляют политический режим другим государственным формам; или же, дают весьма произвольное и описательное определение данного явления. Так, К.В. Арановский считает, что «политический режим нельзя причислять к формам государственности», что «это содержательная, а не формально-юридическая характеристика», описывающая «все проявления политического властвования», что «политический режим — это свойство нации, определяющее степень концентрации или характер распределения власти, условия ее формирования и поддержания в общественном сознании, а также пределы применения и распространения власти на общественные отношения, на человека».*
******************************
В структуре политики выделяется понятие «нормативный аспект». Оно заключает в себя законами, конституциями. Программными документами различных партий, политических движений и организация. Всё вышеперечисленное можно объединить и в более широкие понятия — политический режим, политическую систему и политические процессы. Политический режим регулирует функциональные аспекты политической системы. Политическая система объединяет относительно устойчивые явления (отношения, институты, политическую культуру) и обуславливает устройство власти в обществе. Политические процессы объединяют такие явления, как отношения между различными субъектами, в результате которых политическая жизнь общества может приобрести новые характеристики.
******************************
Понятие «политический процесс» охватывает функциональный и динамический аспекты политической жизни.
В функциональном аспекте политическая система действует, сохраняет и воспроизводит себя.
В динамическом аспекте политическая система эволюционирует, реформируется, расцветает (прогрессирует) или деградирует (регрессирует).
К динамическому аспекту применимы два равноправных определения – «политическое развитие» и «политический процесс».
В целом политический процесс включает механизмы становления и функционирования политических отношений и институтов, формы взаимодействия многочисленных субъектов политики, технологию осуществлению политической власти и т. д.
Политический процесс – это ход развития политических явлений, совокупность действий политических субъектов по осуществлению своих ролей и функций в сфере власти, обеспечивающих формирование и функционирование политической системы общества.