Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 21:40, реферат
Сущность власти, как уже отмечалось, заключена в ее способности придавать отношениям между людьми целесообразность, разумность, упорядоченность. Общество как сложная система взаимодействия индивидов, групп, организаций нуждается в управлении, регуляции и согласовании человеческих интересов и действий. Власть осуществляет упорядочение социальных отношений с помощью различных средств: насилия, принуждения, убеждения, страха и т. д. Совокупность средств и методов реализации политической власти, определяющая степень свободы и правовое положение личности, называется политическим режимом.
Одно из наиболее часто используемых противопоставлений - авторитаризм и демократия. По сути дела, речь идет о широте участия граждан в осуществлении политической власти: от плебисцитарной демократии, когда все важные решения принимаются прямым волеизъявлением народа, до монократии (власти одного).
Демократии нередко
На самом деле, в противоположность диктаторскому, выступает не демократический, а либеральный режим, при котором государство ограничивается только самыми необходимыми и мягкими методами принуждения. И точно так же, как не исключена «демократическая диктатура», возможен и «либеральный авторитаризм».
Тоталитарный же режим
предполагает тотальное, не имеющее
разумного оправдания вмешательство
государства в частную жизнь
людей, в дела гражданского общества.
И снова трудно не признать, что
чрезмерно вмешиваться в
Таким образом, любую политическую систему можно представить как образ в трехмерном пространстве политических режимов. Его проекция на одну из осей этого пространства (альтернатива «демократия « авторитаризм») покажет при этом, кому на деле принадлежит политическая власть: народу или единоличному правителю (кто властвует). Проекция на другую ось («либерализм « диктатура») покажет способ реализации государственной власти (как властвует). И по проекции на третью («анархия « тоталитаризм») мы увидим ответ на вопрос о пределах этой власти (над чем властвует).
Современные демократические государства классифицируются, в свою очередь, по соотношению полномочий президента и парламента: по степени авторитаризма в рамках демократии. Республики по соответствующим признакам делятся на президентские, парламентские и полупрезидентские.
К числу президентских относят республики, в которых президент является главой государства и правительства, назначает и увольняет по своему усмотрению членов правительства, которое ответственно перед ним, имеет право накладывать вето на принимаемые парламентом законы, по собственному усмотрению издавать указы, имеющие силу закона, распускать парламент, вводить в стране чрезвычайное положение, определяет внешнеполитический курс правительства. К президентским республик из числа современных развитых стран относят только США, помимо них - большинство стран Центральной и Латинской Америки, Африки, а также Индонезию, Египет и т.п.
Для парламентских республик характерно разделение функций главы государства (президент) и исполнительной власти (глава правительства). Соответственно, президент назначает главу и некоторых членов правительства по согласованию с парламентом, а остальных членов правительства – по рекомендации главы правительства, которое несет ответственность перед парламентом. Президент не может по своему усмотрению уволить главу правительства, не имеет права накладывать вето на принимаемые парламентом законы, его указы не имеют силы закона. Роспуск парламента президентом возможен в случае выражения парламентом недоверия правительству. Введение чрезвычайного положения - право исключительно парламента, в сфере внешней политики президент представляет государство и согласовывает свои действия с внешнеполитическим курсом правительства. К парламентским республикам относят ФРГ, Австрию, Молдову, Израиль, Индию, Венгрию, Словакию, Швейцарию.
В случаях, когда по одним признакам страна относится к числу парламентских, по другим - президентских, республику называют полупрезидентской. Это - Франция, Италия, Чехия, Болгария, Эстония, Армения и другие. Под этот признак попадает и Россия.
Политическая система оказывает большое влияние на все общественные процессы. Ее устройство, характер возникающих в ней отношений и связей с другими подсистемами общества, с обществом в целом способны обеспечить стабильность и развитие общества. Для этого политическая система должна соответствовать уровню экономического развития и культуре народа.
Краткие выводы
Итак, политическая система
представляет собой подсистему общества,
в которой реализуется
Главной функцией политической системы по отношению к обществу в целом состоит в производстве и обеспечении такого функционирования политической власти, которое делало бы общественную систему способной адаптироваться к изменению внешних условий, устойчивой и способной к саморазвитию.
Политическая система включает в себя политическую составляющую государства и гражданского общества. Последняя, называемая политическим обществом, представляет собой совокупность институтов политического опосредования, призванных преодолевать отчуждение между народом и властью, способствовать социально-политической стабильности.
******************************
Режим политический —
совокупность средств и методов
реализации политической власти: это
система взаимоотношений
******************************
В государственно-правовой науке
политический режим рассматривается
как совокупность средств и методов
в осуществлении
Дать универсальное
В научной литературе наиболее распространенным является подход, согласно которому политический режим представляет собой функциональный компонент политической системы. При таком подходе политический режим включает в себя методы, способы, направление развития политических отношений. В современном обществе – это конституционно-правовые принципы и структуры, институциональные и политические нормы, – основные ценности, которые регулируют работу политической системы. Можно сказать, что политический режим – это способ функционирования и взаимосвязи основных элементов политической системы общества. Такое соотношение политической системы и политического режима напоминает принцип нотного ряда или мозаики, когда всего из семи нот или одинаковых маленьких фигурок можно сложить любую мелодию или любой узор. В зависимости от того, как связаны между собой основные элементы политической системы общества, они формируют тот или иной тип политического режима и, соответственно, тип политической системы.
Понятие политического режима
является ключевым для формирования
представлений об основных системах
власти. Характеристика политического
режима в любой отдельно взятой стране
дает подлинную картину принципов
организации политической жизни
общества. В политической практике
часто встречаются примеры, когда
демократическое по форме государство
является совсем не демократическим
по содержанию и, наоборот, авторитарное
по форме государственное
******************************
Введение
Понятие «политический режим» (от лат. regimen, от фр. regime — управление) появилось в научном обороте во второй половине XX в. Это явление политической жизни и политической системы общества в целом. В силу этого понятие политический режим имеет синтезированный характер. Можно сказать, что именно анализ этого режима позволяет высказать наиболее адекватное суждение о подлинных возможностях человека в его взаимоотношениях с властными структурами.
В исследовании политических режимов наибольший опыт накопила западная политическая наука. Советское обществоведение долго уходило от этого понятия вообще, оперируя одним понятием — политическая система. Политический режим как теоретическая категория существовал только в науке о государстве и праве, в тесной взаимосвязи с такими категориями, как форма правления и форма государственного устройства. После 1985 года в связи с началом распада тоталитаризма в СССР и других социалистических странах эта проблема выдвинулась в число самых актуальных как в политической теории, так и в политической практике.
Следует, однако, отметить, что, несмотря на наличие большой теоретической базы исследований и практического опыта различных стран, многие аспекты этой проблемы не имеют единого решения ни в западной, ни в отечественной политической науке. В научной литературе существует большое количество определений политического режима.
Дать универсальное
В научной литературе распространенным является подход, согласно которому политический режим представляет собой функциональный компонент политической системы. При таком подходе политический режим включает в себя методы, способы, направление развития политических отношений. В современном обществе - это конституционно-правовые принципы и структуры, институциональные и политические нормы, - основные ценности, которые регулируют работу политической системы.
Можно сказать, что политический
режим - это способ функционирования
и взаимосвязи основных элементов
политической системы общества. Такое
соотношение политической системы
и политического режима напоминает
принцип нотного ряда или мозаики,
когда всего из семи нот или
одинаковых маленьких фигурок можно
сложить любую мелодию или
любой узор. В зависимости от того,
как связаны между собой
Понятие политического режима является ключевым для формирования представлений об основных системах власти. Характеристика политического режима в любой отдельно взятой стране дает подлинную картину принципов организации политической жизни общества.
Понятие политический режим
Вряд ли можно назвать другую тему в политологии, которая бы так непосредственно задевала интересы каждого, как тема политических режимов. Это и понятно, ибо вопрос о том, в каких условиях жить человеку – демократических, авторитарных или тоталитарных, быть свободным или ждать неоправданных преследований, наказаний и репрессий – не последний вопрос повседневного человеческого бытия.
Что же такое политический режим, каковы его разновидности?
В рассмотренной литературе
встречается множество
Один из запутанных вопросов современной политической науки – это соотношение понятий политический режим и политическая система. [Например, американский политолог М. Хагопян использует понятия "полития", "политическая система" и "режим" как синонимы. По его словам, эти термины в широком смысле обозначают "фундаментальную организацию политической жизни". Они выражают общие структурные характеристики политического порядка. Показательно, что М. Дюверже сначала пользовался понятием "политический режим", а затем - "политическая система". В нашей литературе нередко с одинаковым значением также используются понятия "президентский режим" - "президентская система", "парламентская система" - "парламентский режим", "демократический режим" - "демократическая система", "тоталитарный режим" - "тоталитарная система" и т.д.]3
М.А. Василик говорит, что понятие политического режима раскрывает динамический, функциональный характер политической системы.4
И.М. Кривогуз соглашается, что политический режим отражает функциональный характер политической системы, но дополняет это понятие тем, что он же является способом реализации идейно-политической ориентации политической системы.5