Политический режим

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 21:40, реферат

Описание работы

Сущность власти, как уже отмечалось, заключена в ее способности придавать отношениям между людьми целесообразность, разумность, упорядоченность. Общество как сложная система взаимодействия индивидов, групп, организаций нуждается в управлении, регуляции и согласовании человеческих интересов и действий. Власть осуществляет упорядочение социальных отношений с помощью различных средств: насилия, принуждения, убеждения, страха и т. д. Совокупность средств и методов реализации политической власти, определяющая степень свободы и правовое положение личности, называется политическим режимом.

Работа содержит 1 файл

Политический режим.docx

— 283.20 Кб (Скачать)

 

Система пропорционального  представительства предполагает распределение  мест в парламенте в соответствии с количеством полученных на выборах голосов по партийным спискам. Каждая партия получает то число мест в парламенте, которое строго соответствует количеству поданных за ее список голосов на общенациональных выборах. Это общее число мест складывается из количества мандатов, полученных ею в каждом избирательном округе. Например, данный избирательный округ должен представлять в парламенте семь депутатов. Каждая партия получает от семи мест столько, сколько пропорционально соответствует набранным голосам избирателей. Та партия, которая получила 50% голосов, располагает четырьмя мандатами (осуществляется принцип округления), остальные партии также получают в парламенте количество мест, пропорциональное числу поданных за них бюллетеней на выборах.

 

В ряде стран, включая Россию, существует смешанная, пропорционально-мажоритарная избирательная система. Так, в ФРГ  одна половина парламентариев избирается по мажоритарной системе в один тур (система относительного большинства), а вторая половина депутатов бундестага — на основе пропорциональной системы  по партийным спискам.

 

Особую разновидность  избирательной системы представляла собой советская избирательная  система. Ее отличительными чертами  были: безальтернативность (выдвижение на одно место одного кандидата), отсутствие политической конкуренции, единообразие политических программ кандидатов, формировавшихся монопольно властвующей КПСС. При этом для советской избирательной системы была характерна более высокая по сравнению с другими странами активность избирателей, которая обычно составляла не ниже 90%. Конечно, при известной доле фальсификации следует отметить заинтересованность избирателя, его уверенность в том, что своими действиями (и, прежде всего, своим участием в выборах) он влияет на ход политических событий. Хотя эта уверенность оказывалась иллюзорной.

 

 

Партии в системе власти

Сущность политических режимов  определяют партийные системы. (Специально и более подробно о партиях  и партийных системах речь пойдет в разделе пятом, гл. ХП, здесь  же мы коснемся лишь того, как появление  партий на политической сцене изменило механизм властного воздействия.)

До появления партий институты  власти действовали по принципу разделения функций, однако с возникновением партий ситуация изменилась. Партии, обладающие большинством депутатских мандатов и контролирующие парламентское  большинство и правительство, превращают принцип разделения властей лишь в символ, а на практике они, как  правило, единолично определяют политический курс, способы его реализации.

Однако важно отметить и то, что роль партий в парламентской  и президентской республиках  несколько различна. В парламентских  демократиях правительство формируется  из представителей одной или нескольких партий, а парламентские выборы превращаются в соперничество партий. Для победы партии необходимы единство действий, строгая дисциплина в ее рядах. Победившая партия или коалиция (объединение, союз) партий формирует правительство, и  без ее одобрения член партии (депутат  парламента) не может войти в кабинет  министров.

В президентской республике формирование институтов законодательной  и исполнительной ветвей власти осуществляется путем прямых выборов, а не в результате продвижения кандидата усилиями какой-либо партии. В связи с этим влияние партий на предвыборную борьбу невелико, сама же борьба становится соперничеством ярких личностей.

 

3. Политический режим в  России

 

Эволюция политического  режима

Абсолютистско-монархическая  форма правления существовала в  России до Февральской революции 1917 г., а после Октябрьской революции 1917 г. был установлен режим «диктатуры пролетариата», который, по определению  В. И. Ленина, означал, что «только  определенный класс, именно городские  и вообще фабрично-заводские рабочие  в состоянии руководить всей массой трудящихся и эксплуатируемых в  борьбе за удержание и укрепление победы, в деле создания нового, социалистического, общественного строя, во всей борьбе за полное уничтожение классов». Однако на практике был создан политический режим партийной номенклатуры. Она монополизировала всю власть в государстве, стала единственным владельцем национальной собственности, опиралась на массовую партию.

 

Тоталитарный режим может  функционировать на основе разветвленной  карательной системы и политического  террора. В СССР во многом политический радикализм, акцент в решении возникающих  проблем на революционное насилие  были заложены идеологией большевизма, низким уровнем политической культуры общества, стремившегося к поиску простых решений подчас очень  сложных вопросов. Преобладающими ресурсами  властного воздействия в обществе, где материальный интерес и выгода не поощрялись, могли быть лишь принуждение, сила, тотальный контроль, обожествление  вождя.

 

После смерти И. В. Сталина  политический режим постепенно трансформировался  в авторитарный. Ушел в прошлое политический террор как способ достижения единомыслия в обществе; правящая элита не требовала от населения демонстрации политической лояльности и преданности режиму; колхозники получили паспорта и могли свободно передвигаться по стране.

 

Однако реформы Н. С. Хрущева  по либерализации режима вызвали  недовольство у высшей партийной  бюрократии. Она остановила процесс  реформ и начала осуществлять «десталинизацию» общества. Ужесточился контроль за умами и настроениями в обществе, усилилась идеологическая обработка населения. Вновь доминирующим ресурсом власти становится страх. Кроме него политический режим в СССР в 70-х годах опирался на экономические достижения: рост реальных доходов населения, уровня жизни в целом. Хотя во многом это обеспечивалось за счет продажи сырья (нефти и газа), а не за счет повышения производительности труда и внедрения высоких технологий.

Тем не менее, главным рычагом, который обеспечивал высокую  жизнеспособность политического режима в СССР, были Коммунистическая партия и монопольная идеология. Монополия  партии на власть, информацию, ресурсы  позволяла ей контролировать процессы, происходившие в обществе, и своевременно реагировать на них.

 

Некоторые особенности политического  режима постсоветского периода

Отмена конституционных  гарантий монопольного положения коммунистической партии в стране в конце 80-х годов  привела к падению режима. Была свергнута система Советов, формально  являющихся основой механизма функционирования власти в стране.

 

По способу осуществления  власти в России установлен авторитарный режим в форме президентской  республики. Авторитарные начала обнаруживаются в значительной концентрации власти в руках главы государства  — президента. Авторитарный режим  способен обеспечивать концентрацию ресурсов на стратегических направлениях развития общества, эффективно реагировать на возникающие проблемы. Однако авторитарный режим в России имеет и определенные недостатки. Прежде всего, отсутствуют  возможности реального, действенного контроля со стороны общества за деятельностью  президента, его администрации. Контрольные  функции отсутствуют по Конституции  РФ (1993 г.) у законодательных органов. Это создает возможность, при  определенных условиях, для произвола  и возвращения к диктатуре.

 

Российское общество не должно зависеть от воли главы государства, кто бы им ни был. Важно создать  стабильные демократические институты, которые исключили бы возможность  прихода к власти политических авантюристов. Для этого, если суммировать мнения политологов, следует совершенствовать избирательную систему: а) упростить  порядок регистрации кандидатов в президенты, который не требовал бы сбора 1 млн. подписей; б) обязать  проходить ме­дицинское освидетельствование кандидатов на пост президента страны; в) на современном этапе сократить представительство в Государственной Думе от политических партий, поскольку они выражают интересы ограниченного числа своих сторонников. Кроме этого, с точки зрения специалистов, следует изменить соотношение полномочий исполнительной и законодательной ветвей власти в пользу последней. Незрелость представительной власти, усеченность ее конституционных полномочий, в том числе право контролировать исполнительную власть, ограничивают возможности влияния общества на власть в стране, где партийная система пока еще только формируется.

*********************************************************************************

7.1. Понятие политического  режима

Функциональный и динамический аспекты политической системы раскрываются в политическом режиме  (рис.). Политический режим (в самом общем плане) - это  совокупность методов и средств  осуществления политической власти. Исследование политического режима позволяет составить реальное представление  о реализации политической власти, степени свобод и правовом положении  личности в конкретной стране в определенный исторический период времени. Так, политический режим конца 80-х гг. отличался  от режима 70-х-начала 80-х гг. (так называемая эпоха "застоя", ассоциируемая  с именем Л.И. Брежнева) и тем более  отличался от режима, установленного в 30-х гг. Подобная эволюция политического  режима осуществлялась в рамках советской  политической системы.

      В политологии  существует несколько трактовок  политического режима.

      1. Институциональный  (политико-правовой) подход отождествляет  политический режим с формами  правления и государственного  устройства и акцентирует внимание  на формально-юридических характеристиках:  особенностях разделения государственной  власти и соотношении между  ветвями власти, на типах правительственных  структур. Прослеживается тенденция  отождествления политического режима  с формой правления. Односторонность  подобного подхода заключается  в том, что реальная практика  реализации власти может противоречить  закрепленным в конституциях  нормам, а сам политический режим  представляет собой более широкое  явление, чем форма правления.  Провозглашенная республиканская  форма правления еще не означает установление реальной демократии, о чем свидетельствуют примеры СССР и Германии 30-х гг. Между тем европейские конституционные монархии рассматриваются как классические проявления либеральной демократии.

      2. Социологический  подход ставит акцент на характере  отношений между государством  и обществом, "которые сложились  реально и не обязательно в  соответствии с предписанными  конституцией и иными правовыми  актами нормами политического  поведения"1. В рамках этого  подхода обращается внимание  на социальные основания власти, группы давления, взаимоотношения  элит и народа.

      3. Широкая  трактовка политического режима  выходит за рамки только политико-правового  или только социологического  анализа и рассматривает его  через соотношение ряда компонентов,  что позволяет отличать одни  типы политических режимов от  других (Аним. 1).

Политический режим включает в себя:

политические структуры  власти, их реальный статус и роль в  обществе;

методы осуществления  государственной власти: каким методам управления и господства отдается предпочтение - прямым или косвенным, насильственным или методам убеждения;

реальный уровень свобод человека, объем его прав;

методы выработки политических решений;

способы урегулирования конфликтов;

плюрализм, в том числе  наличие или отсутствие легальной (нелегальной) оппозиции;

конфигурацию партийной  системы: однопартийные или многопартийные системы;

идеологию и то место, которое  отводится ей в мобилизации общества;

формы отношения населения  к политическому участию (политическая пассивность, мобилизованное или автономное участие);

тип легитимности: харизматический, традиционный, рационально-легальный, идеологический и др.;

структурированность правящей элиты: степень сплоченности, открытость и закрытость, каналы рекрутирования.

 

Режим указывает на социальную природу власти: какие группы господствующего класса находятся у власти, на поддержку каких социальных слоев опирается эта власть.

      Вышеназванные  признаки служат критериями для  выделения разных типов политических  режимов (Аним. 2). Спектр политических режимов современного мира раскрывается в таких понятиях, как демократия, авторитаризм и тоталитаризм. При определении сущности режима акцент делается на противопоставлении государства, с одной стороны, и гражданского общества - с другой. Характер взаимоотношений определяется силой либо слабостью гражданского общества (Аним. 3). В условиях демократии общество имеет рычаги влияния на власть вплоть до замены на очередных выборах. В недемократических режимах государство контролирует и регламентирует гражданское общество полностью (тоталитаризм) или частично (авторитаризм). Большинство политологов трактует тоталитаризм как слияние государства с гражданским обществом, что практически ставит под сомнение саму возможность существования последнего (Аним. 4).

 

*********************************************************************

IV. Политические режимы

Институты политической системы  связаны между собой отношениями, содержание которых характеризуется  понятием «политический режим». Термин этот был введен в научный оборот в контексте системного анализа  политической сферы как средство сравнения политических систем. Политический режим - это способ функционирования политической системы. Понятие это  охватывает как институциональный  состав, так и отношения, связывающие  институты политический системы.

 

Чаще всего выделяют четыре типа политических режимов: демократический, авторитарный, диктаторский, тоталитарный. Выделяют и другие типы - либеральный, олигархический, монократию, тиранию, демократический авторитаризм, авторитарную демократию, управляемую демократию и т.п. Чтобы разобраться в этом многообразии, есть смысл ввести основания классификации.

Информация о работе Политический режим