Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 21:40, реферат
Сущность власти, как уже отмечалось, заключена в ее способности придавать отношениям между людьми целесообразность, разумность, упорядоченность. Общество как сложная система взаимодействия индивидов, групп, организаций нуждается в управлении, регуляции и согласовании человеческих интересов и действий. Власть осуществляет упорядочение социальных отношений с помощью различных средств: насилия, принуждения, убеждения, страха и т. д. Совокупность средств и методов реализации политической власти, определяющая степень свободы и правовое положение личности, называется политическим режимом.
Система пропорционального представительства предполагает распределение мест в парламенте в соответствии с количеством полученных на выборах голосов по партийным спискам. Каждая партия получает то число мест в парламенте, которое строго соответствует количеству поданных за ее список голосов на общенациональных выборах. Это общее число мест складывается из количества мандатов, полученных ею в каждом избирательном округе. Например, данный избирательный округ должен представлять в парламенте семь депутатов. Каждая партия получает от семи мест столько, сколько пропорционально соответствует набранным голосам избирателей. Та партия, которая получила 50% голосов, располагает четырьмя мандатами (осуществляется принцип округления), остальные партии также получают в парламенте количество мест, пропорциональное числу поданных за них бюллетеней на выборах.
В ряде стран, включая Россию, существует смешанная, пропорционально-мажоритарная избирательная система. Так, в ФРГ одна половина парламентариев избирается по мажоритарной системе в один тур (система относительного большинства), а вторая половина депутатов бундестага — на основе пропорциональной системы по партийным спискам.
Особую разновидность
избирательной системы
Партии в системе власти
Сущность политических режимов определяют партийные системы. (Специально и более подробно о партиях и партийных системах речь пойдет в разделе пятом, гл. ХП, здесь же мы коснемся лишь того, как появление партий на политической сцене изменило механизм властного воздействия.)
До появления партий институты власти действовали по принципу разделения функций, однако с возникновением партий ситуация изменилась. Партии, обладающие большинством депутатских мандатов и контролирующие парламентское большинство и правительство, превращают принцип разделения властей лишь в символ, а на практике они, как правило, единолично определяют политический курс, способы его реализации.
Однако важно отметить
и то, что роль партий в парламентской
и президентской республиках
несколько различна. В парламентских
демократиях правительство
В президентской республике формирование институтов законодательной и исполнительной ветвей власти осуществляется путем прямых выборов, а не в результате продвижения кандидата усилиями какой-либо партии. В связи с этим влияние партий на предвыборную борьбу невелико, сама же борьба становится соперничеством ярких личностей.
3. Политический режим в России
Эволюция политического режима
Абсолютистско-монархическая форма правления существовала в России до Февральской революции 1917 г., а после Октябрьской революции 1917 г. был установлен режим «диктатуры пролетариата», который, по определению В. И. Ленина, означал, что «только определенный класс, именно городские и вообще фабрично-заводские рабочие в состоянии руководить всей массой трудящихся и эксплуатируемых в борьбе за удержание и укрепление победы, в деле создания нового, социалистического, общественного строя, во всей борьбе за полное уничтожение классов». Однако на практике был создан политический режим партийной номенклатуры. Она монополизировала всю власть в государстве, стала единственным владельцем национальной собственности, опиралась на массовую партию.
Тоталитарный режим может
функционировать на основе разветвленной
карательной системы и
После смерти И. В. Сталина политический режим постепенно трансформировался в авторитарный. Ушел в прошлое политический террор как способ достижения единомыслия в обществе; правящая элита не требовала от населения демонстрации политической лояльности и преданности режиму; колхозники получили паспорта и могли свободно передвигаться по стране.
Однако реформы Н. С. Хрущева по либерализации режима вызвали недовольство у высшей партийной бюрократии. Она остановила процесс реформ и начала осуществлять «десталинизацию» общества. Ужесточился контроль за умами и настроениями в обществе, усилилась идеологическая обработка населения. Вновь доминирующим ресурсом власти становится страх. Кроме него политический режим в СССР в 70-х годах опирался на экономические достижения: рост реальных доходов населения, уровня жизни в целом. Хотя во многом это обеспечивалось за счет продажи сырья (нефти и газа), а не за счет повышения производительности труда и внедрения высоких технологий.
Тем не менее, главным рычагом, который обеспечивал высокую жизнеспособность политического режима в СССР, были Коммунистическая партия и монопольная идеология. Монополия партии на власть, информацию, ресурсы позволяла ей контролировать процессы, происходившие в обществе, и своевременно реагировать на них.
Некоторые особенности политического режима постсоветского периода
Отмена конституционных
гарантий монопольного положения коммунистической
партии в стране в конце 80-х годов
привела к падению режима. Была
свергнута система Советов, формально
являющихся основой механизма
По способу осуществления власти в России установлен авторитарный режим в форме президентской республики. Авторитарные начала обнаруживаются в значительной концентрации власти в руках главы государства — президента. Авторитарный режим способен обеспечивать концентрацию ресурсов на стратегических направлениях развития общества, эффективно реагировать на возникающие проблемы. Однако авторитарный режим в России имеет и определенные недостатки. Прежде всего, отсутствуют возможности реального, действенного контроля со стороны общества за деятельностью президента, его администрации. Контрольные функции отсутствуют по Конституции РФ (1993 г.) у законодательных органов. Это создает возможность, при определенных условиях, для произвола и возвращения к диктатуре.
Российское общество не должно зависеть от воли главы государства, кто бы им ни был. Важно создать стабильные демократические институты, которые исключили бы возможность прихода к власти политических авантюристов. Для этого, если суммировать мнения политологов, следует совершенствовать избирательную систему: а) упростить порядок регистрации кандидатов в президенты, который не требовал бы сбора 1 млн. подписей; б) обязать проходить медицинское освидетельствование кандидатов на пост президента страны; в) на современном этапе сократить представительство в Государственной Думе от политических партий, поскольку они выражают интересы ограниченного числа своих сторонников. Кроме этого, с точки зрения специалистов, следует изменить соотношение полномочий исполнительной и законодательной ветвей власти в пользу последней. Незрелость представительной власти, усеченность ее конституционных полномочий, в том числе право контролировать исполнительную власть, ограничивают возможности влияния общества на власть в стране, где партийная система пока еще только формируется.
******************************
7.1. Понятие политического режима
Функциональный и динамический аспекты политической системы раскрываются в политическом режиме (рис.). Политический режим (в самом общем плане) - это совокупность методов и средств осуществления политической власти. Исследование политического режима позволяет составить реальное представление о реализации политической власти, степени свобод и правовом положении личности в конкретной стране в определенный исторический период времени. Так, политический режим конца 80-х гг. отличался от режима 70-х-начала 80-х гг. (так называемая эпоха "застоя", ассоциируемая с именем Л.И. Брежнева) и тем более отличался от режима, установленного в 30-х гг. Подобная эволюция политического режима осуществлялась в рамках советской политической системы.
В политологии
существует несколько
1. Институциональный
(политико-правовой) подход отождествляет
политический режим с формами
правления и государственного
устройства и акцентирует
2. Социологический
подход ставит акцент на
3. Широкая
трактовка политического
Политический режим включает в себя:
политические структуры власти, их реальный статус и роль в обществе;
методы осуществления государственной власти: каким методам управления и господства отдается предпочтение - прямым или косвенным, насильственным или методам убеждения;
реальный уровень свобод человека, объем его прав;
методы выработки политических решений;
способы урегулирования конфликтов;
плюрализм, в том числе наличие или отсутствие легальной (нелегальной) оппозиции;
конфигурацию партийной
системы: однопартийные или
идеологию и то место, которое отводится ей в мобилизации общества;
формы отношения населения к политическому участию (политическая пассивность, мобилизованное или автономное участие);
тип легитимности: харизматический, традиционный, рационально-легальный, идеологический и др.;
структурированность правящей элиты: степень сплоченности, открытость и закрытость, каналы рекрутирования.
Режим указывает на социальную природу власти: какие группы господствующего класса находятся у власти, на поддержку каких социальных слоев опирается эта власть.
Вышеназванные
признаки служат критериями
******************************
IV. Политические режимы
Институты политической системы
связаны между собой
Чаще всего выделяют четыре типа политических режимов: демократический, авторитарный, диктаторский, тоталитарный. Выделяют и другие типы - либеральный, олигархический, монократию, тиранию, демократический авторитаризм, авторитарную демократию, управляемую демократию и т.п. Чтобы разобраться в этом многообразии, есть смысл ввести основания классификации.