Политический режим

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 21:40, реферат

Описание работы

Сущность власти, как уже отмечалось, заключена в ее способности придавать отношениям между людьми целесообразность, разумность, упорядоченность. Общество как сложная система взаимодействия индивидов, групп, организаций нуждается в управлении, регуляции и согласовании человеческих интересов и действий. Власть осуществляет упорядочение социальных отношений с помощью различных средств: насилия, принуждения, убеждения, страха и т. д. Совокупность средств и методов реализации политической власти, определяющая степень свободы и правовое положение личности, называется политическим режимом.

Работа содержит 1 файл

Политический режим.docx

— 283.20 Кб (Скачать)

Политический режим

Сущность власти, как уже  отмечалось, заключена в ее способности  придавать отношениям между людьми целесообразность, разумность, упорядоченность. Общество как сложная система взаимодействия индивидов, групп, организаций нуждается в управлении, регуляции и согласовании человеческих интересов и действий. Власть осуществляет упорядочение социальных отношений с помощью различных средств: насилия, принуждения, убеждения, страха и т. д. Совокупность средств и методов реализации политической власти, определяющая степень свободы и правовое положение личности, называется политическим режимом.

 

1. Понятие политического  режима

 

Содержание понятия политического  режима

Политическая власть многообразна по формам и средствам своего проявления. Для того чтобы отразить различные  аспекты ее функционирования, используют ряд понятий: «форма правления», «политический  режим», «политическая система».

 

Чтобы эффективно воздействовать на общество, поведение людей, классов, власть должна быть организована, иметь  средства влияния и принуждения. Организация верховной государственной  власти, ее органов, их взаимоотношения  с населением обозначаются понятием «форма правления». Обычно выделяют монархическую  и республиканскую формы правления. Но не всегда характер политической власти в обществе соответствует форме  правления.

 

Например, конституционные  монархии в Швеции, Норвегии, Бельгии  более демократичны, чем республики в других странах. В Германии 30-х  годов форма правления была республиканской, однако характер власти был диктаторским.

В связи с этим появилась  потребность в определении функционально-деятельностного аспекта государственной власти, т. е. учете тех средств и методов, с помощью которых она регулирует и упорядочивает отношения между людьми. Этот аспект функционирования власти отражает понятие «политический режим».

В европейской политической науке понятие «политический  режим» является базисным, тогда как  в американской предпочтение отдается (по фундаментальности) категории «политическая  система». Несмотря на длительное использование  понятия «политический режим», за ним не закрепилось достаточно четкого  содержания. Сторонники системного подхода  расширительно трактуют понятие  «политический режим», отождествляя его с категорией «политическая  система». Это создает известные  теоретические сложности, поскольку  возникает опасность объяснения двумя разными понятиями одних  и тех же политических явлений. На наш взгляд, термины «политическая  система» и «политический режим» характеризуют политическую жизнь  с разных сторон: политическая система  выражает характер взаимосвязи политики и экономики, социальной, культурной и других сфер жизни общества, а  политический режим выражает характер взаимосвязи государственной власти и индивида, определяет средства и  методы реализации власти. Следовательно, политический режим представляет собой  функциональный «срез» политической системы  и складывается из политического  курса, который избирается держателями  верховной власти, и политической деятельности для его осуществления.

 

Некоторые исследователи  ограничивают содержание политического  режима формой правления. Согласно данной точке зрения, классификация политических режимов должна строиться на различии законодательной и исполнительной функций государства и выяснении  их соотношения. По такому принципу обычно выделяются следующие типы режимов: режим слияния властей (абсолютная монархия), режим разделения властей (президентская республика) и режим сотрудничества (парламентская республика). Однако подобное толкование политического режима не учитывает влияния таких политических институтов, как партийная система, группы давления и т. д. С этой точки зрения форму правления было бы точнее рассматривать как один из компонентов политического режима.

В политической науке общепризнанным определением политического режима считается определение, данное французским  политологом Ж.Л. Кермонном: «Под политическим режимом понимается совокупность элементов идеологического, институционального и социологического порядка, способствующих формированию политической власти данной страны на определенный период». К числу элементов политического режима он относил следующие: 1) принцип легитимности; 2) структуру институтов; 3) систему партий; 4) форму и роль государства.

 

 

Элементы политического  режима

Рассмотрим значение некоторых  компонентов политического режима, поскольку ряд других, например форму  и роль государства, целесообразнее раскрыть в теме «Государство как  институт политической системы» (раздел пятый, глава XI).

 

Принцип легитимности

Вообще проблемы легитимности (смысл понятия «легитимность» и  принципа легитимности политической власти, типы легитимности, функция легитимации  политического лидера) мы уже касались (см.: раздел второй, гл. V, § 3 и гл. VII, § 3), поэтому здесь речь пойдет только о принципе легитимности как элементе политического режима.

Известно, что эффективность  воздействия власти на общество определяется не степенью принуждения, а уровнем  легитимности режима.

По определению американского  политолога X. Линца, принцип легитимности подразумевает способность власти создавать у населения веру и «убеждение в том, что, несмотря на все промахи и недостатки, существующие политические институты являются наилучшими, нежели какие-либо другие, которые могли бы быть установлены и которым следовало бы в результате подчиняться». Убеждение в правомерности власти принимать решения, которые граждане должны выполнять, формируется в том случае, если эти решения соответствуют или хотя бы не противоречат ценностям, которые разделяет большинство членов общества.

Обычно различают два  уровня легитимности: а) вертикальный и б) горизонтальный. Вертикальный уровень  легитимности политического режима предполагает соответствие власти ценностям  широких слоев общества, их представлениям о справедливости, демократии. В  этом случае власть опирается на поддержку  народа, соответствует его устремлениям. При горизонтальном уровне легитимности режим проводит в жизнь лишь ценности и устремления правящей элиты. Очевидно, что большей легитимностью обладает политический режим, основанный на согласии различных групп (правящих и управляемых) по базовым ценностям, на которых  осуществляется функционирование власти, т.е. при наличии у него одновременно горизонтальной и вертикальной легитимности.

 

 

Структура институтов

Индивидуальные устремления  могут приобретать роль решающих факторов общественного развития тогда, когда они выражаются в деятельности политических институтов. Именно политические институты преобразуют волю отдельных  индивидов в политическую волю, политические действия, политические решения, влияющие на ход социальных изменений. Это  преобразование осуществляется через  партии, группы, давления, неполитические структуры, обладающие значительным влиянием на общество (церковью, средствами массовой информации и т. д.), наконец, через  самый важный институт политического  режима — государство. В конечном счете, эффективность политического  режима зависит от организации государственной  власти и тех принципов, на которых  взаимодействуют институты законодательной, исполнительной и судебной властей. Принципы определяют конкретную структуру  государственной власти и полномочия ее органов. Выбор той или иной организации государственной власти обусловливается системой культуры, т. е. господствующими в обществе идеалами, ценностями и представлениями. Способы формирования высшей государственной  власти, принципы организации ее институтов и их взаимоотношения с гражданами выражаются единым понятием «форма правления».

Институты высшей власти могут  основываться на принципе престолонаследия (монархия), а также создаваться  путем прямого или косвенного волеизъявления народа, т. е. всеобщих выборов или выдвижения коллегии выборщиков (республика). Кроме этого  взаимоотношения между институтами  законодательной, исполнительной и  судебной властей могут основываться на принципе слияния (абсолютная монархия), принципе жесткого разделения (президентская  республика) и принципе сотрудничества законодательной и исполнительной властей (парламентская республика).

Монархия представляет собой  такую форму правления, при которой  верховная государственная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству. Монархическая  форма правления возникла в условиях рабовладельческого общества. В средние  века она стала основной формой государственного правления. В современном обществе сохранились лишь традиционные, в  основном формальные черты монархического правления в Швеции, Бельгии, Великобритании, Японии и др. Только на Востоке, в  странах Персидского залива (Бахрейн, Катар, Саудовская Аравия и некоторых  других), монархии остались почти в  неизменном виде.

Монархия как единоличное  правление в классическом варианте обладает рядом специфических признаков. Во-первых, в ней существует единоличный  глава государства (император, царь, король), пользующийся своей властью  пожизненно. Монарх обладает всей полнотой власти, его власть суверенна и  верховна. Он осуществляет правление с помощью многочисленных советников, министров, чиновников, объединенных в различные органы. В руках монарха сконцентрирована законодательная, исполнительная и судебная власти.

Во-вторых, власть монарха  передается по наследству, и население  к акту передачи власти не имеет  никакого отношения. В-третьих, в ней  имеет место юридическая безответственность монарха, т. е. монарх, как правило, не несет конкретной политической и  юридической ответственности за результаты своего правления.

Различные сочетания указанных  признаков дают разные виды монархий: абсолютная монархия и конституционная  в форме дуалистической и парламентской  монархий.

Абсолютная монархия —  это такая форма правления, при  которой вся государственная  власть сосредоточена в руках  монарха и отсутствуют какие-либо представительные учреждения, ограничивающие его власть. Проведение внутренней и внешней политики монарх осуществляет через чиновников и министров, ответственных перед ним. Народ не участвует в управлении государством, он полностью бесправен.

Однако абсолютные монархии, зародившиеся в рабовладельческих обществах, постепенно эволюционировали в конституционные. Конституционные монархии характерны для буржуазного общества и представляют собой форму правления, при которой власть монарха ограничена представительным органом — парламентом. Первые парламенты представляли интересы «третьего сословия». Ограничения власти монарха фиксировались в конституции, которую принимал парламент и был не вправе изменить монарх.

 

Конституционная монархия имела  две разновидности: парламентскую  и дуалистическую.

Парламентская монархия —  это такая форма правления, при  которой власть монарха имеет  ограничение. Монарх выполняет представительную функцию, является символом государства. Он царствует, но не правит. Законодательная  власть сосредоточена у парламента, а исполнительную власть представляет собой правительство во главе  с премьер-министром.

Дуалистическая монархия характеризуется разделением власти между правительством, которое формируется  монархом и ответственно перед ним, и парламентом, избираемым народом. Дуалистическая монархия существовала в Германии в 1871—1918 гг. Однако в современных  условиях эта форма правления  практически изживает себя.

 

Иные принципы организации  и функционирования власти лежат  в основе республики, которая является одной из ранних форм правления (окончательно сформировалась еще в Афинском государстве). Республика представляет собой такую  форму правления, при которой  государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми  населением на определенный срок. Республика характеризуется рядом отличительных  признаков. Во-первых, высшие органы государственной  власти избираются населением на определенный срок. Источником власти является народ, по поручению которого осуществляется власть. Во-вторых, республиканское  правление предполагает разделение единой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Институты трех вет­вей власти выполняют различные функции по управлению государством: парламент принимает законы, правительство и его органы выполняют их, а судебные органы осуществляют контроль за исполнением законов. В-третьих, в республике существует юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных конституцией.

 

Республики бывают парламентскими и президентскими. Различия между  ними обусловлены соотношением полномочий президента, парламента и правительства, принципами взаимоотношений между  ними.

Парламентская республика (например, в Великобритании, Испании, ФРГ) —  это такая форма правления, при  которой единственно демократическим  законным институтом является парламент, а власть правительства полностью  зависит от парламентского вотума доверия. Парламентские системы могут  включать и институт президентства; президент избирается либо прямым народным голосованием, либо депутатами парламента, однако президенты не имеют возможности  серьезно соперничать с премьер-министрами по вопросу о властных полномочиях.

В президентских системах (например, в США, Бразилии, Аргентине) президент как глава исполнительной власти, наделенный значительными конституционными полномочиями, включая контроль за составом правительства и администрации, избирается прямым голосованием на определенный срок и не зависит от вотума доверия парламента. Государственное управление строится на основе жесткого разделения властей. Президент управляет, а парламент принимает законы. Президент является не только «держателем» исполнительной власти, но и символическим главой государства.

 

Кроме того, существует смешанная  форма правления, как, например, президентско-парламентская республика во Франции, Португалии. Президент не совмещает статус главы государства со статусом главы правительства, хотя члены правительства ответственны перед ним. Однако правительство должно получить вотум доверия в парламенте. В случае если правительственная программа не получает вотума доверия со стороны парламента, то президент вправе распустить парламент и объявить досрочные парламентские выборы.

 

 

Избирательные системы

Структура институтов государственной  власти зависит от избирательной  системы, которая установлена в  стране. Избирательная система представляет собой совокупность правил, на основе которых граждане (подданные) назначают  правителей, определяют соотношение  законодательной и исполнительной власти, достигается или изымается  их легитимность.

Основными избирательными системами, которые с теми или иными особенностями  используются в различных странах, являются мажоритарная и пропорциональная. Различия между ними заключаются, во-первых, в способе голосования для  избрания кандидатов в высшие органы; во-вторых, в количестве партий и  их роли; в-третьих, в способе формирования парламентского большинства.

При мажоритарной системе, основанной на принципе большинства, от каждого  избирательного округа избирается один депутат, поэтому победителем на выборах признается тот, кто набрал наибольшее число голосов. Большинство  голосов может быть абсолютным (50% + 1 голос) и относительным (больше, чем  у соперника). При выдвижении нескольких кандидатов на выборах достичь абсолютного  большинства в первом туре очень  сложно, и в странах, где используется мажоритарная система в один тур (например, в Великобритании), а баллотируются  в одном округе два кандидата, победителем может считаться  тот, кто набрал не менее 50% голосов. В тех же странах (например, во Франции), где ни один кандидат не получает требуемого числа голосов (50% + 1 от всех участвовавших  в голосовании), проводится второй тур, в который выходят два кандидата, набравшие наибольшее число голосов  избирателей. В ряде стран (например, в США), если кандидат набрал абсолютное большинство голосов (50% + 1), то он получает все голоса выборщиков данного избирательного округа, проигравший же претендент не получает ни одного голоса в этом избирательном округе.

Информация о работе Политический режим